Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-3583/2020 от 23.01.2020

Судья: Шуваева А.А. Дело <данные изъяты>а-3583/2020

    

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Вороновой М.Н.,

судей Курлаевой И.В., Соколовой Н.М.,

при секретаре – помощнике судьи Галстян Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 29 января 2020 года апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> на решение Подольского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по административному исковому заявлению Воронкова А. Б. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> о признании незаконным решения о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права.

Заслушав доклад судьи Курлаевой И.В.,

объяснения представителя Управления Росреестра по <данные изъяты>Прокопенко К.С., Воронкова А.Б.,

установила:

Воронков А.Б. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> (далее ? Управление Росреестра по <данные изъяты>) о признании незаконным решения Управления Росреестра по <данные изъяты> от <данные изъяты> о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права. В качестве способа восстановления нарушенного права просил обязать Управление Росреестра по <данные изъяты> устранить препятствия к осуществлению прав административного истца на государственный кадастровый учет и регистрацию права собственности.

Требования мотивировал тем, что на основании решения Подольского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> он является собственником земельного участка площадью 150 кв.м, расположенным по адресу: <данные изъяты>, г.о. Подольск, д. Малое Брянцево. <данные изъяты> обратился в Управление Росреестра по <данные изъяты> с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на указанный земельный участок. Решением от <данные изъяты> государственный кадастровый учет приостановлен со ссылкой на нарушение п. 22 Требований к подготовке межевого плана, а именно на отсутствие документов, определяющих местоположение границ земельного участка при его образовании.

Решением Подольского городского суда <данные изъяты>
от <данные изъяты> административный иск Воронкова А.Б. удовлетворен в полном объеме.

В апелляционной жалобе Управление Росреестра по <данные изъяты> просит об отмене данного решения, ссылаясь на ошибочную оценку судом фактических обстоятельств дела, неправильное истолкование материального закона, подлежащего применению к возникшим правоотношениям.

Заслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от <данные изъяты> № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Федеральным законом порядке.

Согласно части 12 статьи 29 Федерального закона № 218-ФЗ приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Из материалов дела усматривается, что вступившим в законную силу решением Подольского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> за Воронковым А.Б. признано право собственности на земельный участок площадью 150 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <данные изъяты>, городской округ Подольск, д. Малое Брянцево.

<данные изъяты> Воронков А.Б. обратился в Управление Росреестра по <данные изъяты> с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении указанного земельного участка.

<данные изъяты> Управление Росреестра по <данные изъяты> приостановило осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав со ссылкой на то обстоятельство, что в нарушение п. 22 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития от <данные изъяты> <данные изъяты>, в представленном межевом плане отсутствуют документы, определяющие в соответствии с законодательством Российской Федерации местоположение границ земельного участка при его образовании. Включенный в соответствии с п. 25 Требований в раздел Приложения межевого плана вступивший в силу судебный акт не содержит сведений о местоположении границ образуемого земельного участка.

Удовлетворяя административный иск Воронкова А.Б. и признавая данное решение незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что оснований для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав не имелось, поскольку согласно В ч. 2 ст. 40 Федерального закона от <данные изъяты> № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ земельного участка личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 статьи 40 Закона № 221-ФЗ случая; по мнению суда, согласование местоположения границ земельного участка со смежными землепользователями произведено в соответствии с законодательством, что подтверждается оформленным актом согласования, входящим в состав данного межевого плана.

Судебная коллегия находит, что выводы суда сделаны без учета фактических обстоятельств дела и положений действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения.

Согласно части 7 статьи 1 Федерального закона № 218-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества является внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений, в том числе о земельных участках.

Частью 1 статьи 43 названного Федерального закона установлено, что государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании данного Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.Согласно части 3 статьи 22 Федерального закона № 218-ФЗ в случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.

В силу части 1 статьи 39 Федерального закона от <данные изъяты> № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 этой статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков.

В соответствии с частями 3 и 4 статьи 39 Федерального закона «О кадастровой деятельности» согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности. В согласовании местоположения границ от имени органа государственной власти или органа местного самоуправления вправе участвовать представитель данного органа, уполномоченный на такое согласование доверенностью, составленной на бланке данного органа и заверенной печатью и подписью руководителя данного органа. Нотариальное удостоверение этой доверенности не требуется.

Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей (статья 40 Федерального закона «О кадастровой деятельности»).

Из содержания приведенных норм следует, что согласование границ при межевании земельного участка является обязательным для проведения кадастрового учета. Межевой план должен содержать сведения о проведении согласования со всеми собственниками смежных земельных участков.

Как усматривается из имеющихся в материалах дела доказательств, земельный участок административного истца с двух сторон (в точках н2-н3 и н3-н4) граничит с землями неразграниченной государственной собственности. При выполнении кадастровых работ указанные части границы земельного участка с органом местного самоуправления не согласованы, что подтверждается актом согласования местоположения земельного участка.

Утверждение кадастрового инженера, что согласование границ земельного участка административного истца со смежными землепользователями произведено, ошибочно.

Пунктом 1 части 3 ст. 39 Федерального закона «О кадастровой деятельности» предусмотрено, что согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование).

Статьей 21 Федерального закона от <данные изъяты> <данные изъяты>- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» определен состав необходимых для кадастрового учета документов.

В соответствии с ч. 10 ст. 22 Федерального закона <данные изъяты> при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Согласно ч. 13 ст. 22 Федерального закона № 218-ФЗ форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

Приказом Минэкономразвития России от <данные изъяты> <данные изъяты> «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» утверждены требования к подготовке межевого плана (далее Требования).

В соответствии с пп. 4 п. 22 Требований в случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются документы, определяющие (определявшие) в соответствии с законодательством Российской Федерации местоположение границ земельного участка (земельных участков) при его образовании, в том числе схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решения, предусматривающие утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков, решения об утверждении проекта межевания территории, утвержденный проект межевания территории, решение об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд.

Поскольку административным истцом не было проведено согласование местоположения всех границ земельного участка в установленном действующим законодательством порядке, соответственно в представленном для государственного кадастрового учета межевом плане в нарушение п. 22 Требований отсутствовали документы, определяющие в соответствии с законодательством РФ местоположение границ земельного участка административного истца при его образовании. В представленном в составе межевого плана решении суда о признании за административным истцом права собственности на указанный выше земельный участок описание местоположения границ отсутствует.

По смыслу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд принимает решение о признании оспариваемого решения, действий (бездействия) недействительными при одновременном наличии двух условий: противоречии их закону и нарушении прав и законных интересов административного истца. При этом суд проверяет законность оспариваемых решений, действий (бездействия) на момент их совершения, издания, принятия.

Принимая решения о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на принадлежащий административному истцу земельный участок, административный ответчик действовал в соответствии с приведенными выше требованиями действующего законодательства.

Суд первой инстанции, разрешая возникший спор, указанные выше обстоятельства не учел, в связи с чем постановленное по делу решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.

Отменив решение суда, судебная коллегия постановляет новое решение об отклонении заявленного Воронковым А.Б. административного иска в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Подольского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> отменить.

Постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска Воронкову А.Б. – отказать.

Председательствующий

Судьи

33а-3583/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Воронков А.Б.
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
29.01.2020Судебное заседание
05.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.03.2020Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее