Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-8266/2013 ~ М-7476/2013 от 09.08.2013

Гр.дело №2-8266/2013-15 Мотивированное решение изготовлено 15.08.2013г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 августа 2013 года Ленинский районный суд г.Екатеринбурга в составе:

председательствующего судьи Быковой А.В.,

при секретаре Корякиной О.Н.,

с участием старшего помощника прокурора Ленинского района г.Екатеринбурга Миткалевой Е.А.; представителя Избирательной комиссии муниципального образования «<адрес>» - Антошина В.В, по доверенности от <дата> сроком на один год;

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению

Кезика В.Н. о признании дискриминационным и не соответствующим закону постановление Избирательной комиссии муниципального образования «<адрес>» от <дата> «Об отказе в регистрации Кезика В.Н. кандидатом на должность Главы Екатеринбурга – Председателя Екатеринбургской городской Думы»,

У С Т А Н О В И Л:

Решением Екатеринбургской городской Думы от <дата> № 27/77, принятым в соответствии с Федеральным законом от <дата> №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» далее – Закон №67-ФЗ), Избирательным кодексом <адрес>, руководствуясь ст.26 Устава муниципального образования «<адрес>», назначены выборы Главы Екатеринбурга - Председателя Екатеринбургской городской Думы на <дата>. Названное решение опубликовано в средствах массовой информации – периодическом печатном издании «Вечерний Екатеринбург» ((15746)) от <дата> (л.д.17).

Постановлением Избирательной комиссии муниципального образования «<адрес>» (далее – Избирательная комиссия) от <дата> отказано в регистрации Кезика В.Н. кандидатом на должность Главы Екатеринбурга – Председателя Екатеринбургской городской Думы на основании ст.38 Закона №67-ФЗ, ст.53 Избирательного кодекса <адрес> по причине того, что, в нарушение подпункта 3 пункта 1, пункта 1-1 и пункта 4 ст.51 Избирательного кодекса <адрес> в установленный законом срок (до 18-00часов <дата>) Кезиком В.Н. не представлены в Избирательную комиссию документы для заявленной им регистрации (далее – Постановление №21\255).

Кезик В.Н., претендуя на регистрацию кандидатом на должность Главы Екатеринбурга – Председателя Екатеринбургской городской Думы обратился в суд с данным заявлением, в котором просит о признании дискриминационным и не соответствующим закону Постановление №21\255, мотивируя свои требования тем, что оспариваемое им постановление является дискриминационным по отношению к самовыдвиженцам, условия постановления Избирательной комиссии от <дата> №6\30, определенные в п.п.5.1 и 6.1 кабальны и фактически не выполнимы.

В судебное заседание заявитель не явился. О дате, времени и месте судебного разбирательства уведомлен в установленном законом порядке, что подтверждено документально (л.д.13). Об уважительности причины неявки не уведомил, поэтому суд считает, что таковой не имеется и, учитывая норму п.1 ст.260.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, возможно рассмотрение дела по заявленным требованиям в отсутствие Кезика В.Н., против чего представитель Избирательной комиссии и прокурор в суде не возражали.

Представитель Избирательной комиссии Антошин В.В., действующий по доверенности от <дата> сроком на один год, в суде поддерживая доводы письменного отзыва (л.д.14-16), требования заявителя не признал, указал на то, что каких-либо нарушений законодательства России либо <адрес> в действиях Избирательной комиссии в отношении Кезика В.Н., его прав Постановлением нарушено не было. Пункты 5.1 и 6.1 Постановления Избирательной комиссии от <дата> «О Порядке выдвижения и регистрации кандидатов на должность Главы Екатеринбурга – Председателя Екатеринбургской городской Думы» не устанавливают каких-либо прав или обязанностей, ограничений, не предусмотренных законом, фактически воспроизводят нормы Закона №67-ФЗ и Избирательного кодекса <адрес> и соответствуют федеральному и региональному избирательному законодательству. Регистрирующие органы предоставляют сведения об общем числе избирателей на отчетную дату, из которой ведется расчет числа подписей, необходимых для предоставления в Избирательную Комиссию для регистрации кандидата. Эти сведения являются общедоступными, публикуются на сайте. Для всех кандидатов созданы равные условия для участия в выборах на должность Главы Екатеринбурга – Председателя Екатеринбургской городской Думы. Оспариваемый подход не был применен исключительно для заявителя.

На основании изложенного, представитель Избирательной комиссии просит отказать Кезику В.Н. в полном объеме.

Заслушав пояснения сторон, заключение прокурора, полагавшей заявление Кезика В.Н. необоснованным, а Постановление не противоречащими законодательству РФ, исследовав материалы дела, суд считает возможным отказать заявителю в удовлетворении его требований по следующим обстоятельствам.

В Конституции Российской Федерации содержатся нормы избирательного права, определяющие свободные выборы и референдум как высшее непосредственное выражение власти народа (статья 3), устанавливающие право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме (статья 32).

Пунктом 2 ст.76 Конституции Российской Федерации определено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Законом №67-ФЗ установлены основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Закон №67-ФЗ имеет прямое действие и распространяется на всей территории России (п.п.1, 2 п. 1 Закона №67-ФЗ).

Пунктом 1 ст.247 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд приступает к рассмотрению дела, возникающего из публичных правоотношений, на основании заявления заинтересованного лица.

В заявлении должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием).

Часть 1 ст. 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и п. 10 ст. 75 Закона №67-ФЗ определяет круг лиц, которые правомочны обращаться в суды с заявлениями в связи с нарушением избирательных прав. К ним относятся (применительно к выборам, без учета референдума) избиратели, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, наблюдатели, прокурор.

Пунктом 1 ст.97 Избирательного кодекса <адрес> предусмотрено, что в соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд или непосредственно вышестоящую избирательную комиссию.

В соответствии с частью 1 ст.75 Закона N 67-ФЗ решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 2 той же статьи решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации обжалуются в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов.

С жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, - согласно части 10 ст.75 Закона N 67-ФЗ - могут обратиться избиратели, участники референдума (п.60 ст.2 этого же закона), кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и ее уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии.

Учитывая приведенные нормы закона, суд считает, что заявитель вправе обратиться в суд с заявленными требованиями.

Пункт 10 ст.16, пункт 1 ст.37 Закона №67-ФЗ предусматривают, что регистрация избирателей, участников референдума и установление численности зарегистрированных на территории муниципального образования, субъекта Российской Федерации, в Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации избирателей, участников референдума осуществляются по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года с использованием ГАС "Выборы".

В поддержку выдвижения кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона.

В силу п.1 ст.38 Закона №67-ФЗ (в ред. Федерального закона от <дата> N 93-ФЗ) регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанного в пункте 16 настоящей статьи. Наличие необходимого количества подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, выдвинутой инициативной группой по проведению референдума, является основанием для назначения референдума в порядке, предусмотренном законом.

Конституционный суд РФ в определении от <дата> №233-О-О «По жалобе гражданина Симона Александра Александровича на нарушение его конституционных прав пунктом 16.2 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» указал на то, что применительно к порядку реализации пассивного избирательного права, в том числе на выборах глав муниципальных образований, гражданин, выдвинутый кандидатом, обязан, если иное не установлено законом, собрать в поддержку своего выдвижения необходимое количество подписей избирателей и представить их в соответствующую избирательную комиссию для решения вопроса о регистрации в качестве кандидата.

Такое законодательное регулирование не выходит за рамки дискреционных полномочий Федерального Собрания, которое, определяя порядок выдвижения и регистрации кандидатов на должности, замещаемые путем выборов, вправе согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной им в ряде решений, предусмотреть в интересах избирателей специальные предварительные условия, позволяющие исключить из избирательного процесса тех его участников, которые не имеют достаточной поддержки избирателей. Соответственно, требование закона, возлагающее на кандидата обязанность сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения, при условии, что необходимое количество таких подписей является разумным и не приводит к чрезмерному обременению кандидата, не препятствует реализации пассивного избирательного права граждан и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права и свободы.

Срок предъявления документов, объем которых определен пунктом 1 ст.51 Избирательного кодекса <адрес>, для регистрации кандидата, в силу пункта 4 ст.51 Избирательного кодекса <адрес>, не позднее, чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени.

Постановлением Избирательной комиссии муниципального образования «<адрес>» от <дата> утвержден Порядок выдвижения и регистрации кандидатов на должность Главы Екатеринбурга – Председателя Екатеринбургской городской Думы (Приложение №1) (далее – Порядок выдвижения кандидатов, л.д.18-62).

Пунктами 5.1, 6.1 Порядка выдвижения кандидатов определено, что в поддержку выдвижения кандидатов собираются подписи избирателей в количестве 5387 подписей, что составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории муниципального образования «<адрес>», при этом максимальное количество подписей, которое может быть представлено для регистрации кандидата на должность Главы Екатеринбурга-Председателя Екатеринбургской городской Думы – 5925 подписей.

Все документы, необходимые для регистрации кандидата передаются в Избирательную комиссию муниципального образования «<адрес>» кандидатом на должность Главы Екатеринбурга-Председателя Екатеринбургской городской Думы не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени, то есть не позднее 18 часов 00 минут <дата>.

Анализ приведенных выше норм закона позволяет суду сделать вывод, что оспариваемые заявителем пункты 5.1, 6.1 Порядка выдвижения кандидатов фактически воспроизводят эти нормы закона и соответствуют избирательному законодательству Российской Федерации и <адрес>. Довод заявителя о кабальности и фактической невыполнимости оспариваемых им пунктов Порядка выдвижения кандидатов несостоятелен. Доказательств этому не представлено. Необходимое количество подписей для регистрации кандидата, определенное этими пунктами Порядка выдвижения кандидата 5387 (максимально возможное 5925), а также количество избирателей по состоянию на <дата> – 1077344 избирателя заявителем не оспаривается.

Таким образом, суд считает довод заявления о несоответствии закону и дискриминационности оспариваемого Постановления №21\255, принятого в соответствии с перечисленными нормами закона и п.п.5.1 и 6.1 Порядка выдвижения кандидатов, несостоятельным, опровергнутым выводами Конституционного суда РФ.

В соответствии с положениями п. 6 статьи 76 Закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Пунктом 24 статьи 38 Закона N 67-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований отказа в регистрации кандидата, в том числе:

- отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт "в");

- наличие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (подпункт "в.1");

- отсутствие в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом (подпункт "в.2").

Согласно пп.п.3 п.1, п.1-1 ст.51 Избирательного кодекса Российской Федерации необходимо одновременное предоставление для регистрации кандидата, выдвинутого на должность главы муниципального образования, в порядке самовыдвижения:

подписных листов, сброшюрованных, пронумерованных и заверенных кандидатом;

протокола об итогах сбора подписей избирателей;

первого финансового отчета кандидата;

сведений об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с пунктами 1 и 1-1 статьи 44 настоящего Кодекса;

письменного уведомления о том, что кандидат не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.

(п. 1-1 введен <адрес> от <дата> N 45-ОЗ).

Заявителем в срок до 18-00часов <дата> полный пакет документов для регистрации кандидатом на должность Главы Екатеринбурга – Председателя Екатеринбургской городской Думы в Избирательную комиссию не представлен, что подтверждается материалами настоящего дела и не оспаривается заявителем.

Учитывая изложенное, оценив в совокупности приведенные нормы закона, показания представителя Избирательной комиссии в суде, исследовав письменные материалы дела, судом не усматривается оснований для признания не соответствующим закону и дискриминационным Постановление №21\255, оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198, 259-261 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Кезику В.Н. в удовлетворении заявления о признании дискриминационным и не соответствующим закону постановление Избирательной комиссии муниципального образования «<адрес>» от <дата> «Об отказе в регистрации Кезика В.Н. кандидатом на должность Главы Екатеринбурга – Председателя Екатеринбургской городской Думы отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение пяти дней со дня его принятия с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд <адрес>.

Судья (подпись) Копия верна: Судья:

Секретарь:

По состоянию на <дата> решение в законную силу не вступило.

Судья:

2-8266/2013 ~ М-7476/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кезик Вячеслав Николаевич
Другие
Избирательная коммиссия муниципального образования "г.Екатеринбург"
Суд
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
Быкова Алла Владимировна
Дело на сайте суда
leninskyeka--svd.sudrf.ru
09.08.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.08.2013Передача материалов судье
09.08.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.08.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.08.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.08.2013Судебное заседание
15.08.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.08.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее