УИД 11RS0016-01-2019-001754-67
дело №12-420/2019
Сыктывдинского районного суда Республики Коми
РЕШЕНИЕ
Судья Сыктывдинского районного суда Республики Коми Щенниковой Е. В.,
при секретаре судебного заседания Рочевой Н. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> 24 декабря 2019 года жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сыктывкарское автотранспортное предприятие №» на постановление начальника ЦАФАП ОДД ГИБДД МВД по <адрес> Покидко В.Н. № от <дата>, которым ООО «Сыктывкарское автотранспортное предприятие №» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.21.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением № начальника ЦАФАП ОДД ГИБДД МВД по <адрес> Покидко В.Н. от <дата> ООО «Сыктывкарское автотранспортное предприятие №» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.21.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, защитник ООО «Сыктывкарское автотранспортное предприятие №» обратился в суд с жалобой, в обоснование которой указал, что транспортное средство на момент фиксации административного правонарушения находилось во владении ООО «<данные изъяты>», в связи с чем, в действиях ООО «Сыктывкарское автотранспортное предприятие №» отсутствует состав административного правонарушения.
Определением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от <дата> жалоба ООО «САТП №1» направлена по подведомственности в Сыктывдинский районный суд Республики Коми.
Юридическое лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, ООО «Сыктывкарское автотранспортное предприятие №1» и должностное лицо, вынесшее оспариваемое постановление, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание представителей не направили, о причинах неявки не известили.
Судья полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В силу ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.
Частью 1 ст. 12.21.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину не более 10 сантиметров без специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину не более 10 сантиметров, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 2, но не более 10 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 2, но не более 10 процентов.
В соответствии с п. 17 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» тяжеловесное транспортное средство – это транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, которые устанавливаются Правительством РФ.
Пунктом 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 (далее - Правила дорожного движения), установлено, что перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства осуществляются в соответствии со специальными правилами.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 29, ч. 2 ст. 31 Федерального закона №257-ФЗ пользователям автомобильных дорог запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, без специальных разрешений, которые выдаются в порядке, установленном указанным законом.
Параметры отнесения перевозимого груза к тяжеловесному определены Правилами перевозок грузов автомобильным транспортном, утвержденными Постановлением Правительства РФ №272 от 15.04.2011.
В соответствии с указанными правилами под тяжеловесным грузом понимается груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает предельно допустимые массы транспортных средств или осевых нагрузок.
Положениями ч. 1 ст. 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
Из материалов дела следует, что <дата> в <данные изъяты> по адресу: Республика Коми, автодорога «Сыктывкар - Ухта - Печора - Усинск - Нарьян-Мар», на участке Сыктывкар-Ухта, 27 км + 580 м, водитель транспортного средства марки «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак «<данные изъяты>», собственником которого является общество с ограниченной ответственностью «Сыктывкарское автотранспортное предприятие №1», в нарушение п. 23.5 Правил дорожного движения, ст. 31 Федерального закона от <дата> № 257-ФЗ, двигался без специального разрешения с общей длиной транспортного средства 1207,60 см, при предельно допустимой длине транспортного средства 1200 см.
Указанное нарушение зафиксировано специальным техническим средством, работающим в автоматическом режиме.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «Сыктывкарское автотранспортное предприятие №1» к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу ч. 1 и 3 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.
При этом примечанием к ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что положение ч. 3 указанной статьи не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 названного Кодекса, и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.
Основанием для привлечения ООО «Сыктывкарское автотранспортное предприятие №1» к административной ответственности послужили сведения, отражённые в акте № от <дата> результатов измерений, проверки параметров и наличия специального разрешения транспортных средств, осуществляющих перевозку тяжеловесных и крупногабаритных грузов, от системы, работающей в автоматическом режиме.
Вместе с тем, согласно материалам дела автомобиль марки «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак «<данные изъяты>» относится к категории автобусов.
Правовое регулирование отношений, возникающих при оказании услуг автомобильным транспортном и городским наземным электрическим транспортом осуществляется в соответствии с Федеральным законом №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
Согласно п. 2 ст. 1 Устава данный закон определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием прицепов.
Указанным Уставом утверждены правила перевозки пассажиров и багажа, а также правила перевозки грузов.
На основании указанного Устава Постановлениями Правительства утверждены Правила перевозки пассажиров и багажа №112 от 14.02.2009 и Правила перевозки грузов №272 от 15.04.2011.
Таким образом, законодатель разделяет правовое регулирование перевозок грузов и пассажиров с багажом.
Постановление Правительства РФ №272 и утвержденные им Правила перевозки грузов устанавливают порядок организации перевозки различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозки грузов и предоставления транспортных средств для такой перевозки.
В свою очередь, по смыслу указанных Правил порядок перевозки пассажиров данными правилами не устанавливается, поскольку пассажир автобуса не охватывается понятием «груз».
Согласно классификатору транспортных средств по категориям в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) автобус марки <данные изъяты>» относится к категории М3- транспортное средство, используемое для перевозки пассажиров, имеющее, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которого превышает 5 т.
Таким образом, спорное транспортное средство предназначено для перевозки пассажиров, в соответствии с Правилами перевозки пассажиров и багажа №112.
Учитывая, что требования Правил перевозки грузов №272 в рассматриваемом случае в отношении автобуса марки «<данные изъяты>» с государственным регистрационным знаком «<данные изъяты>» не распространяются, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях ООО «Сыктывкарское автотранспортное предприятие №1» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.21.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, постановление № начальника ЦАФАП ОДД ГИБДД МВД по <адрес> Покидко В.Н. от <дата>, которым ООО «Сыктывкарское автотранспортное предприятие №» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.21.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подлежит отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении – прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях ООО «Сыктывкарское автотранспортное предприятие №» состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.5-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление начальника ЦАФАП ОДД ГИБДД МВД по Республике Коми Покидко В. Н. от № от 24.10.2019по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 12.21.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Сыктывкарское автотранспортное предприятие №1», отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п.2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в действиях общества с ограниченной ответственностью «Сыктывкарское автотранспортное предприятие №1» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.21.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Е. В. Щенникова