Дело № 2-7479/22
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 октября 2013 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Чеглаковой И.В.,
при секретаре Бутенко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михайловой О. В. к Администрации Петрозаводского городского округа о понуждении к предоставлению земельного участка,
у с т а н о в и л:
Истица обратилась в суд с иском по тем основаниям, что Администрация Петрозаводского городского округа отказала ей в удовлетворении заявления о предоставлении в первоочередном порядке земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства. Ссылаясь на положения ст.ст. 11, 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п.п. 7, 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 года №901, истица просила обязать Администрацию Петрозаводского городского округа предоставить в аренду земельный участок согласно дате поданного заявления в порядке, предусмотренном ст. 30.1 Земельного кодекса РФ за исключением положений, касающихся необходимости проведения аукциона.
В судебном заседании истица и ее представитель заявленные требования поддержали по изложенным в иске основаниям.
Представитель Администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, извещен судом о времени и месте рассмотрения дела. В представленном отзыве представитель возражал против удовлетворения требований.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что Михайлова О. В. является инвалидом <данные изъяты>, что подтверждается справкой МСЭ № от ДД.ММ.ГГГГ
В ДД.ММ.ГГГГ., а впоследствии ДД.ММ.ГГГГ истица на основании ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обратилась в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о предоставлении ей земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Конкретный участок в заявлении не указан.
Администрация Петрозаводского городского округа в ответе от ДД.ММ.ГГГГ, и в ответе от ДД.ММ.ГГГГ № фактически отказала в предоставлении земельного участка, сообщив в том числе, что возможность предоставления земельных участков в районах существующей индивидуальной жилой застройки для индивидуального жилищного строительства исчерпана. Администрация планирует продолжить разработку схем земельных участков и использовать перспективные территории, предоставление земельных участков будет осуществляться в соответствии со схемами размещения земельных участков, разработанных Администрацией.
Согласно ст. 17 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Пунктом 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 года № 901, устанавливающих механизм предоставления льгот, определено, что инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
На основании ст. 29 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Согласно п.10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2011 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.
В силу п.1 ст.28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 ЗК РФ.
Согласно ст. 30.1 ЗК РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 ЗК РФ. Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
При этом аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, «шаг аукциона» и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков. Поэтому при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» торги не проводятся. Подобные разъяснения даны судам общей юрисдикции в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2008 года.
Истцом, в целях реализации установленных и гарантированных законом прав по первоочередному предоставлению в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства в адрес Администрации предъявлено соответствующее заявление. При этом истец обратился с требованием о предоставлении любого участка, с таким же требованием обратился в суд.
В представленном отзыве Администрация также не согласилась с заявленными требованиями.
Однако право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства гарантировано Федеральным законом, гражданин, имеющий право на получение указанной льготы заявил о необходимости получения соответствующего земельного участка. При таких обстоятельствах оснований для отказа в предоставлении земельного участка у Администрации не имеется, за исключением случаев, когда испрашиваемые участки уже кому-либо предоставлены, принято решение о способе распоряжения участком и иных установленных действующим законодательством случаях. Истцом заявлено требование о предоставлении любого участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства. Объективных препятствий для предоставления такого участка истцу ответчиком не представлено, так же как не указано таких оснований и препятствий в письме Администрации.
Процедура предоставления земельного участка носит заявительный характер, решение о предоставлении земельного участка принимается в отношении конкретного земельного участка, выбранного заявителем. Однако вопрос о предоставлении такого участка может быть разрешен на стадии исполнения решения суда, с учетом заявления истца и представленных документов.
Согласно п.3 ст.30.1 ЗК РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. Однако указанная норма не содержит требования об указании конкретного земельного участка, либо приложения документов, указывающих на необходимость предоставления именно такого земельного участка (как это указано в ст. 31 ЗК РФ).
Учитывая, что отдельной очереди по учету граждан, признанных инвалидами, Администрация Петрозаводского городского округа не ведет, то дата поступления такого заявления не влияет на очередность предоставления земельного участка.
При таких обстоятельствах суд считает возможным удовлетворить заявленные требования с учетом заявления истца, но не даты его поступления в Администрацию. Обязывая Администрацию устранить нарушение прав истца, суд исходит из того, что Администрацией должны быть соблюдены требования ст. 30.1 Земельного кодекса РФ, а также предусмотренный ею порядок и сроки предоставления земельного участка, за исключением положений о необходимости проведения аукциона.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 55, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа предоставить Михайловой О. В. в первоочередном порядке земельный участок для индивидуального жилищного строительства, на праве аренды, в установленных для индивидуального жилищного строительства размерах, в порядке, предусмотренном ст.30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением положений, касающихся необходимости проведения аукциона.
Взыскать с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу Михайловой О. В. расходы по оплате государственной пошлины <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.В. Чеглакова