РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации 18 июля 2012 года с. Кочубеевское Кочубеевский районный суд Ставропольского края в составе:председательствующего судьи Щербакова С.А.
при секретаре Жихаревой Е.А.
с участием:
помощника прокурора Кочубеевского района Ставропольского края Беланова В.В.
ответчика - представителей администрации муниципального образования село Кочубеевское Кочубеевского района Ставропольского края Шмырковой В.А., действующей на основании доверенности от 02 апреля 2012 года, Дубининой М.А., действующей на основании доверенности от 20 июня 2012 года
третьего лица - представителя филиала государственного унитарного предприятия Ставропольского края «Ставрополькрайводоканал» - Кочубеевский «Райводоканал» Кравченко В.В., действующего на основании доверенности №82-ю от 26 декабря 2011 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску прокурора Кочубеевского района Плетнева В.Г. в порядке ст.45 ГПК РФ к администрации муниципального образования село Кочубеевское Кочубеевского района Ставропольского края об обязании администрации муниципального образования село Кочубеевское обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущество,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кочубеевского района Ставропольского края Плетнев В.Г. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования село Кочубеевское Кочубеевского района Ставропольского края об обязании администрации муниципального образования село Кочубеевское обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества.
В обоснование заявленных требований прокурором указано, что в прокуратуре Кочубеевского района проведена проверка исполнения Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В ходе проверки установлено, что 33500 метров водопроводных сетей, а именно <адрес>: <адрес> м., <адрес> – 800 м., Подводящий трубопровод к <адрес>, Виноградной, Подгорной – 300 м., <адрес> – 500 м., <адрес> – 500 м., <адрес> – 500 м., <адрес> – 900 м., <адрес> – 500 м., <адрес> – 500 м., <адрес> – 2000 м., <адрес> – 900 м., <адрес> м., <адрес> – 1200 м., <адрес> – 100 м., <адрес> – 500 м., <адрес> – 700 м., <адрес> – 700 м., <адрес> – 1500 м., пе<адрес> – 800 м., <адрес> – 700 м., <адрес> – 700 м., <адрес> – 700 м., <адрес> – 250 м., (1 часть), <адрес> – 300 м., <адрес> – 700 м., <адрес> – 250 м., <адрес> м., (часть), <адрес> - 250 м., <адрес> – 250 м., <адрес> - 900 м., <адрес> – 1100 м., <адрес> – 350 м., <адрес> – 280 м., пе<адрес> – 300 м., пе<адрес> – 300 м., <адрес> – 350 м. (часть), пе<адрес> – 100 м., <адрес> – 100 м., <адрес> – 200 м., <адрес> м., <адрес> – 340 м., <адрес> – 240 м., <адрес> м., <адрес> – 350 м., <адрес> – 350 м., <адрес> – 350 м., <адрес> – 100 м., <адрес> – 200 м., пе<адрес> – 300 м., <адрес> – 200 м., <адрес> – 300 м., <адрес> – 250 м., <адрес> – 300 м., <адрес> – 300 м., <адрес> – 400 м. (часть), <адрес> – 500 м., <адрес> – 550 м., <адрес> – 550 м. (часть), <адрес> – 850 м. (часть), <адрес> – 300 м., <адрес> – 550 м., <адрес> – 500 м., <адрес> – 500 м., <адрес> – 300 м., <адрес> – 100 м., <адрес> – 500 м. <адрес> (от крайней части) – 550 м., <адрес> – 350 м., <адрес> – 100 м. Указанные объекты находятся на территории муниципального образования село Кочубеевское и на балансе ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», а также администрации муниципального образования не состоят. Администрацией муниципального образования опубликовано объявление в газете «Звезда Прикубанья» № 7 от 24.01.2009 года, с целью установления собственников, однако, до настоящего момента, заявлений с претензиями на право собственности по вышеуказанному имуществу в администрацию не поступило. Таким образом, указанные объекты, расположенные на территории село Кочубеевское, не имеют собственника, который бы обеспечил его надлежащее состояние и, в свою очередь при аварийных обстоятельствах, постоянное водоснабжение населения. В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация водоснабжения населения и водоотведения отнесена к вопросам местного значения. Согласно ч.3 ст.225 Гражданского кодекса РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Иного участника гражданского оборота, имеющего право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, не указано. Пункт 4 ч.6 ст.14 Федерального закона № 261-ФЗ от 23.11.2009 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» предписывает муниципальным образованиям при принятии мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в обязательном порядке предусмотренные № 261 - ФЗ, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества. Пунктом 5 постановления Правительства РФ от 17.09.2003 № 580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей» установлено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. Бесхозяйное состояние водопровода может привести к его разрушению и нарушению бесперебойного водоснабжения, что будет не соответствовать требованиям п. 5 ст. 2 Жилищного кодекса РФ, согласно которому органы, государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечение защиты прав и законных интересов потребителей коммунальных услуг. Указанные выше обстоятельства позволяют прокурору в соответствии со ст.45 ГПК РФ обратиться в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц об обязании органов самоуправления муниципального образования обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет объектов коммунальной инфраструктуры как бесхозяйного недвижимого имущества. Просит суд обязать администрацию муниципального образования село Кочубеевское Кочубеевского района Ставропольского края в течении пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущество, объекты коммунальной инфраструктуры.
В судебном заседании помощник прокурора Кочубеевского района Ставропольского края Беланов В.В. поддержал исковые требования прокурора Кочубеевского района Плетнева В.Г. и дал пояснения аналогичные содержанию иска. Просит суд удовлетворить исковые требования прокурора.
В судебном заседании ответчик – представители администрации муниципального образования село Кочубеевское Кочубеевского района Ставропольского края Шмыркова В.А. и Дубинина М.А. возражали против удовлетворения исковых требований прокурора и пояснили, что согласно ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Согласно п.5 ч.2 постановления Правительства РФ от 17 сентября 2003 года №580 «Об утверждении положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», «принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества». К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества». Такими документами являются технический паспорт и кадастровый паспорт на объект недвижимости. Выполнение услуг по изготовлению вышеназванных документов является платным. Согласно Бюджетному кодексу РФ, администрация муниципального образования село Кочубеевское, являясь получателем бюджетных средств, не имеет возможности расходовать бюджетные средства на оплату объектов, не состоящих на балансе администрации муниципального образования село Кочубеевское, не являющихся муниципальной собственностью и не принадлежащих администрации муниципального образования село Кочубеевское на ином вещном праве. Кроме этого, в материалах дела отсутствуют данные, позволяющие индивидуализировать объекты (сведения о земельных участках, на которых расположены объекты, схемы расположения объектов, технические характеристики). Поскольку водопроводные сети являются техническими объектами, проводить в отношении них какие-либо процедуры без вышеназванных данных не представляется возможным. В тоже время, администрация считает, что формулировка «бесхозяйное недвижимое имущество» не отражает сегодняшнее реальное положение вещей. С момента ввода в эксплуатацию и по настоящее время подача воды по сетям, указанным в исковом заявлении, не прекращалась. В настоящее время функции по подаче воды населению по централизованным сетям водоснабжения на территории села Кочубеевского осуществляет филиал ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Кочубеевский «Райводоканал». Филиал ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Кочубеевский «Райводоканал», являясь правопреемником организаций, осуществляющих вышеуказанную деятельность ранее, на протяжении более 20 лет (с момента вступления в силу Закона РСФСР «О собственности» от 24 декабря 1990 года № 443-1, то есть с 01 января 1991 года) поставляет воду потребителям по сетям, указанным в исковом заявлении, эксплуатируя эти сети, взимая плату за водоснабжение в объеме тарифа, установленного в порядке, предусмотренном действующим законодательством, то есть является фактическим давностным владельцем. Филиал ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Кочубеевский «Райводоканал» владеет этими сетями открыто. И поскольку вышеуказанное имущество оказалось у давностного владельца каким-то способом, не противоречащим закону, вне связи с договорными отношениями, имущество не было закреплено за его владельцем на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, то филиал ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Кочубеевский «Райводоканал» является добросовестным владельцем этого имущества. Согласно ст. 234 ГК РФ, лицо – гражданин или юридическое лицо - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). На основании вышеизложенного, администрация муниципального образования село Кочубеевское Кочубеевского района Ставропольского края считает, что водопроводные сети по <адрес> п. м., <адрес> – 800 п.м., Подводящий трубопровод к <адрес>, Виноградной, Подгорной – 300 п.м., <адрес> – 500 п.м., <адрес> – 500 п. м., <адрес> – 500 п. м., <адрес> – 900 п. м., <адрес> – 500 п. м., <адрес> – 500 п. м., <адрес> – 2000 п. м., <адрес> – 900 п. м., <адрес> п. м., <адрес> – 1200 п. м., <адрес> – 100 п. м., <адрес> – 500 п. м., <адрес> – 700 п.м., <адрес> – 700 п. м., <адрес> – 1500 п. м., пе<адрес> – 800 п. м., <адрес> – 700 п. м., <адрес> – 700 п. м., <адрес> – 700 п. м., <адрес> – 250 п. м., (1 часть), <адрес> – 300 п. м., <адрес> – 700 п. м., <адрес> – 250 п. м., <адрес> п. м., (часть), <адрес> - 250 п. м., <адрес> – 250 п. м., <адрес> - 900 п. м., <адрес> – 1100 п. м., <адрес> – 350 п. м., <адрес> – 280 п. м., пе<адрес> – 300 п. м., пе<адрес> – 300 п. м., <адрес> – 350 п. м. часть), пе<адрес> – 100 п. м., <адрес> – 100 п. м., <адрес> – 200 п. м., <адрес> п. м., <адрес> – 340 п. м., <адрес> – 240 п. м., <адрес> п. м., <адрес> – 350 п. м., <адрес> – 350 п. м., <адрес> – 350 п.м., <адрес> – 100 п. м., <адрес> – 200 п. м., пе<адрес> – 300 п. м., <адрес> – 200 п. м., <адрес> – 300 м., <адрес> – 250 м., <адрес> – 300 м., <адрес> – 300 п. м., <адрес> – 400 п. м. (часть), <адрес> – 500 п. м., <адрес> – 550 п. м., <адрес> – 550 п. м. (часть), <адрес> – 850 п. м. (часть), <адрес> – 300 п. м., <адрес> – 550 п. м., <адрес> – 500 п. м., <адрес> – 500 п. м., <адрес> – 300 п. м., <адрес> – 100 п. м., <адрес> – 500 п. м. <адрес> (от крайней части) – 550 п. м., <адрес> – 350 п. м., <адрес> – 100 п. м. не являются бесхозяйным имуществом, а имеют давностного владельца.
Третье лицо – представитель филиала государственного унитарного предприятия Ставропольского края «Ставрополькрайводоканал» - Кочубеевский «Райводоканал» Кравченко В.В. в судебном заседании поддержала исковые требования прокурора Кочубеевского района и пояснил, что ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» является унитарным предприятием, в такой форме могут быть созданы только государственные предприятия. Имущество (соответственно государственное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения. Право хозяйственного ведения в соответствии со ст.299 ГК РФ возникает у предприятия с момента передачи имущества. Фактическая передача имущества в хозяйственное ведение предприятия осуществляется после оформления свидетельства о праве владения. Поскольку в соответствии с п.2 ст.50 и ст.113 ГК РФ, унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами, их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества - государства, а также для покрытия собственных расходов. Кроме того, безусловно, целью деятельности является не извлечение прибыли, а удовлетворение публичных интересов государства, обеспечение государственных нужд. В соответствии с нормативными актами ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» не имеет правовых оснований эксплуатировать бесхозяйные объекты водоснабжения и водоотведения. В связи с этим, затраты на проведение текущего и капитального ремонта данных объектов, при формировании тарифа для ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» на услуги водоснабжения и водоотведения не могут быть включены. Следовательно, предприятие не имеет средств на ремонт и для устранения аварий и утечек на бесхозяйных объектах недвижимости, а также не гарантирует оказание услуг надлежащего качества и в необходимых объемах на территории Кочубеевского муниципального образования. В соответствии со ст.130 Конституции РФ, ст.ст.6,14,16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 года №131-ФЗ согласно которым организация в границах поселения (городского округа) водоснабжения населения и водоотведения относится к вопросам местного значения, решение данных вопросов органы местного самоуправления обеспечивают самостоятельно. Пункт 3 ст.225 ГК РФ предписывает порядок приема на учет данных объектов, а именно: бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечению года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. В постановлении Правительства РФ от 17 сентября 2003 года № 580 также говорится: принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. Также, ввиду диспозитивного характера норм ст.225 ГК РФ, муниципалитеты были вправе, но не обязаны обращаться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь. Однако, в связи с принятием ФЗ от 23.11.2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» органы местного самоуправления обязаны проводить мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло и электроснабжение), организации постановки, в установленном порядке, таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества. С момента выявления бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов, администрации муниципального образования необходимо организовать управление такими объектами, с определением источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов. Выявленные бесхозяйные сети, используемые для передачи энергетических ресурсов администрации необходимо определенным ст.225 ГК РФ заявительным порядком передать на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество. Впоследствии, если сети будут переданы в состав имущества Ставропольского края ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» будет наделен правом хозяйственного ведения и примет их. Просит суд исковые требования прокурора удовлетворить в полном объеме.
Также, представитель филиала государственного унитарного предприятия Ставропольского края «Ставрополькрайводоканал» - Кочубеевский «Райводоканал» поддержал отзыв директора Кочубеевского «Райводоканала» на возражение администрации муниципального образования село Кочубеевское и из которого следует, что они не согласны с доводами администрации муниципального образования село Кочубеевское по следующим причинам. При оформлении права собственности по основаниям, предусмотренным ст.234 ГК РФ, юридическому лицу необходимо предоставить подлинные документы, подтверждающие пользование, владение, содержание заявленного имущества, балансовую принадлежность, акты разграничения балансовой принадлежности сетей, инвентарные карточки. ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» не располагает такими документами, следовательно, не может обратиться в суд о признании права по вышеуказанным основаниям. Имущество ГУП «Ставрополькрайводоканал» находится в государственной (краевой) собственности Ставропольского края, в состав имущества не может включаться имущество иной формы собственности. Решение вопроса содержания бесхозяйных сетей регулируется ст.225 ГК РФ и Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 года №580 «Об утверждении положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей» путем принятия их в муниципальную собственность на территории которых они располагаются. Согласно положениям Федерального закона от 17.08.1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях», Федерального закона от 30.12.2004 года №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые коммерческими организациями, независимо от их организационно-правовой формы, подлежат государственному регулированию. При установлении Правительством СК тарифов (Региональной тарифной комиссией СК) на услуги по водоснабжению и водоотведению, не могут быть включены затраты на обслуживание бесхозяйных сетей. ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» располагает лишь денежными средствами, в пределах установленного тарифа на услуги водоснабжения и водоотведения. В настоящее время на бесхозных объектах недвижимости Кочубеевский «Райводоканал» ведет работы только аварийного характера с тем, чтобы имуществу граждан и другим субъектам собственности не был нанесен невосполнимый ущерб, а на территории муниципального образования не образовалась кризисная, либо чрезвычайная ситуация. Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, выраженной в п.5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1997 года №15 «Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий», объекты, указанные в приложении №3 к указанному постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 №3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу положений названного выше постановления Верховного Совета РФ и должны рассматриваться как объекты муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке. (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11.05.2010 по делу №А32-3634/2009). Согласно п.4 части первой приложения №3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года №3020-1 системы водоснабжения и водоотведения отнесены к объектам муниципальной собственности как объекты инженерной инфраструктуры, то есть являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона. В соответствии со ст.14 ФЗ от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация водоснабжения населения и водоотведения отнесена к вопросам местного значения. Кроме того, в соответствии с ФЗ от 23.11.2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», муниципалитеты обязаны проводить мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества. Таким образом, вопрос по инициированию оформления бесхозяйных недвижимых вещей находится в ведении органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. Законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества. Безвозмездная передача имущества из одной формы собственности в другую осуществляется в порядке, предусмотренном ФЗ от 22.08.2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», для обеспечения полномочий государственных органов власти субъектов РФ в соответствии с ФЗ от 06.10.1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», либо для осуществления полномочий органов местного самоуправления, предусмотренных ФЗ от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В соответствии с Порядком подготовки документов для безвозмездной передачи имущества в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти СК и органами местного самоуправления муниципальных образований СК, утвержденным постановлением Правительства СК от 26.01.2005 года №5-п (с изменениями, внесенными постановлением СК от 01.08.2006 года №116-п), передача имущества из муниципальной собственности в государственную собственность СК осуществляется на основании обоснованных (со ссылками на конкретные пункты федеральных законов, разрешающих такую передачу) предложений муниципальных образований и отраслевых органов исполнительной власти СК, с приложением пакета документов, перечисленных в п.2 и 3 постановления Правительства РФ от 13 июня 2006 года №374 «О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта РФ или муниципальную собственность, из собственности субъекта РФ в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта РФ». Рассмотрение вопроса о принятии объектов водоснабжения и водоотведения в государственную собственность СК возможно только в случае, если они носят межмуниципальный характер. Обслуживание указанного имущества возможно по договору аренды или безвозмездного пользования. Заключение договоров возможно после регистрации права муниципальной собственности. В случае отсутствия у арендодателя и ссудодателя права распоряжаться переданным имуществом, заключенные договоры будут являться недействительными. Заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров в соответствии со ст.17.1 ФЗ от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции». По ходатайству администрации муниципального образования с. Кочубеевское, Кочубеевский «Райводоканал» поясняет следующее. 1. В соответствии с постановлением губернатора СК от 30.12.1997 года №863 «О реорганизации государственного предприятия «Ставрополькрайводсервис» предприятие переименовано в ГУП «Ставрополькрайводоканал», которое является правопреемником ГУП «Ставрополькрайводсервис». 2. Схемы центрального водоснабжения села Кочубеевского. 3. Имеющуюся техническую информацию, выданные технические условия на абонентов бесхозных сетей Кочубеевский «Райводоканал» предоставить не может, так как произвести копирование большого количества документов нет возможности. Технические условия выдаются абонентам Кочубеевским «Райводоканалом» как эксплуатирующей организацией, на основании которых выполняется проектная документация. Проектную документацию можно заказать в любой организации имеющей соответствующее разрешение дающее право на изготовление проектной документации. Договор заключается с абонентом только на поставку воды и прием сточных вод, а не на транспортировку и обслуживание сетей водоснабжения и водоотведения. До заключения договора лично с каждым абонентом действует публичный договор, опубликованный в средствах массовой информации. 4. Калькуляцию затрат на подачу воды абонентам с. Кочубеевское. Кочубеевский «Райводоканал» является филиалом ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», поэтому тариф на питьевое водоснабжение формируется в ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» для всех муниципальных образований, водоснабжение которых обеспечивает ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» и утверждается региональной тарифной комиссией СК. В расчет тарифа входят затраты только на имущество, принадлежащее ГУП СК «СКВК». 5. Калькуляцию затрат на обслуживание и ремонт сетей водоснабжения с. Кочубеевского. Надзор за состоянием водопроводной сети, сооружений, обслуживания, техническое содержание сети, профилактический и текущий ремонт, ликвидацию аварий, устранение утечек и неисправностей в сети осуществляют бригады, в состав которых входят слесари аварийно-восстановительных работ и электрогазосварщики. Расчет количества обслуживающего персонала производится, исходя из протяженности водопроводных сетей, стоящих на балансе филиала (Приказ государственного Комитета РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике №66 от 22 марта 1999 года «Об утверждении рекомендаций по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства). Следовательно, на сети, не принадлежащие филиалу (бесхозяйные) обслуживающий персонал не рассчитывается и в калькуляцию затрат на питьевое водоснабжение не входит. Материальные ресурсы на капитальный и текущий ремонт планируются конкретно на каждый участок водопроводной сети, стоящей на балансе филиала, затраты на текущий и капительный ремонт бесхозяйных сетей в калькуляцию не входят. Обслуживание бесхозяйных сетей осуществляется за счет средств, предназначенных на облуживание сетей, стоящих на балансе ГУП СК «СКВК», в целях исключения утечек и потерь питьевой воды (в с. Кочубеевском потерь покупной воды). 6. Список абонентов. 7. Копии договоров на поставку воды заключенные с абонентами бесхозных сетей Кочубеевской «Райводоканал» предоставить не может, так как произвести копирование большого количества документов нет возможности. 8. Информация о контроле качества воды.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО7 пояснил, что он работает начальником производственно-технического отдела Кочубеевского «Райводоканала». Договор на отпуск питьевой и (или) приемных сточных вод, заключаемый с собственником помещений в многоквартирном доме при непосредственном управлении многоквартирным домом, в случае если нет представителя от собственников помещений) - это стандартный договор для бесхозных сетей и для наделенных правом хозяйственного ведения. Сами сети они не содержат, они по ним поставляют воду. Если сети не состоят на балансе, они не вносят затраты на ремонт и тариф за транспортировку воды они не взимают. Они поставляют воду и вынуждены ставить водомеры у потребителей и берут за воду у потребителя по его водомеру. Они по бесхозяйным сетям подают воду во двор с 1998 года, когда образовался «Ставрополькрайводоканал»- Кочубеевский «райводоканал», они стали правоприемниками с 1998 года. Они транспортируют воду и берут только за транзит. Они подают воду населению. Они вынуждены пользоваться этими сетями, люди за свой счет меняли трубы на бесхозных сетях, они сами заказывают проекты. От Ермолова поступало к ним письмо, что глава обязуется провести ремонт бесхозных сетей и поставить их на баланс. Кто давал разрешение на присоединение абонентов к таким сетям, он не знает. Они дают разрешение на врезку, выдают тех.условия. Они заключают договор с абонентом на основании заявления. К договору должен быть приложен акт разграничения на основании проекта дворового ввода. Сколько у них абонентов, он не знает. Присоединиться к сети стоит 2500 рублей. Стоимость от расстояния не зависит. Сумма подключения зависит от сварочного соединения. За подключение они деньги не берут, деньги они берут за пуск воды. Если не значительная поломка на бесхозяйственных сетях, то они ее устраняют сами, а если крупные поломки, они объясняют гражданам, чтобы они обращались в администрацию с заявлением или проводили ремонт за свой счет. С 1998 года Кочубеевский «Райводоканал» не получил ни копейки, так как бесхозные сети не их собственность, они наоборот терпят убытки, так как бесхозные сети построены очень давно и вышли из строя, требуют ремонта. Кочубеевский «Райводоканал» является планово-убыточным предприятием. Тариф на питьевую воду рассчитывается следующим образом. Рассчитываются все затраты, это затраты на ремонт, на воду, заработные платы и.т.д. У них баланс только на сети хозяйственного ведения. Воду в селе Кочубеевское поставляет только Кочубеевский «Райводоканал». Цель Кочубеевского «Райводоканала» осуществление водоснабжения с целью получения прибыли. При подаче заявления в Кочубеевский «Райводоканал» может быть отказ, если есть бесхозные сети и если есть техническое плохое состояние сетей, а так нет.
Выслушав помощника прокурора Кочубеевского района, представителей ответчика, представителя третьего лица, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и считает, что прокурором Кочубеевского района Плетневым В.Г. предоставлены суду доказательства в обоснование своих требований, они подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно ч.1 ст.225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В судебном заседании установлено, что в прокуратуре Кочубеевского района Ставропольского края была проведена проверка исполнения Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В ходе проверке было установлено, что 33500 метров водопроводных сетей, а именно <адрес>: <адрес> м., <адрес> – 800 м., Подводящий трубопровод к <адрес>, Виноградной, Подгорной – 300 м., <адрес> – 500 м., <адрес> – 500 м., <адрес> – 500 м., <адрес> – 900 м., <адрес> – 500 м., <адрес> – 500 м., <адрес> – 2000 м., <адрес> – 900 м., <адрес> м., <адрес> – 1200 м., <адрес> – 100 м., <адрес> – 500 м., <адрес> – 700 м., <адрес> – 700 м., <адрес> – 1500 м., пе<адрес> – 800 м., <адрес> – 700 м., <адрес> – 700 м., <адрес> – 700 м., <адрес> – 250 м., (1 часть), <адрес> – 300 м., <адрес> – 700 м., <адрес> – 250 м., <адрес> м., (часть), <адрес> - 250 м., <адрес> – 250 м., <адрес> - 900 м., <адрес> – 1100 м., <адрес> – 350 м., <адрес> – 280 м., пе<адрес> – 300 м., пе<адрес> – 300 м., <адрес> – 350 м. часть), пе<адрес> – 100 м., <адрес> – 100 м., <адрес> – 200 м., <адрес> м., <адрес> – 340 м., <адрес> – 240 м., <адрес> м., <адрес> – 350 м., <адрес> – 350 м., <адрес> – 350 м., <адрес> – 100 м., <адрес> – 200 м., пе<адрес> – 300 м., <адрес> – 200 м., <адрес> – 300 м., <адрес> – 250 м., <адрес> – 300 м., <адрес> – 300 м., <адрес> – 400 м. (часть), <адрес> – 500 м., <адрес> – 550 м., <адрес> – 550 м. (часть), <адрес> – 850 м. (часть), <адрес> – 300 м., <адрес> – 550 м., <адрес> – 500 м., <адрес> – 500 м., <адрес> – 300 м., <адрес> – 100 м., <адрес> – 500 м. <адрес> (от крайней части) – 550 м., <адрес> – 350 м., <адрес> – 100 м. находятся на территории муниципального образования <адрес> и на балансе ГУП СК «<адрес>водоканал», а также администрации муниципального образования не состоят.
Администрацией муниципального образования опубликовано объявление в газете «Звезда Прикубанья» № 7 от 24.01.2009 года, с целью установления собственников. (л.д.7-8).
До настоящего момента, заявлений с претензиями на право собственности по вышеуказанному имуществу в администрацию не поступило.
Из сообщения и. о. начальника Кочубеевского отдела государственного регистратора Ставропольского края следует, что сведений о государственной регистрации принятия на учет объектов недвижимого имущества (водопровод) в качестве бесхозяйных на территории Кочубеевского района не имеется (л.д.9).
Таким образом, указанные объекты, расположенные на территории село Кочубеевское, не имеют собственника, который бы обеспечил его надлежащее состояние и, в свою очередь при аварийных обстоятельствах, постоянное водоснабжение населения.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация водоснабжения населения и водоотведения отнесена к вопросам местного значения.
Согласно ч.3 ст.225 Гражданского кодекса РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Иного участника гражданского оборота, имеющего право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, не указано.
Пункт 4 ч.6 ст.14 Федерального закона № 261-ФЗ от 23.11.2009 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» предписывает муниципальным образованиям при принятии мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в обязательном порядке предусмотренные № 261 - ФЗ, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества.
Пунктом 5 постановления Правительства РФ от 17.09.2003 № 580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей» установлено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
Суд не соглашается с доводами ответчика о том, что филиал ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Кочубеевский «Райводоканал» является добросовестным владельцем вышеуказанных водопроводных сетей, так как при оформлении права собственности по основаниям, предусмотренным ст.234 ГК РФ (приобретательная давность), юридическому лицу, необходимо предоставить подлинные документы, подтверждающие пользование, владение, содержание заявленного имущества, балансовую принадлежность, акты разграничения балансовой принадлежности сетей, инвентарные карточки. ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» не располагает такими документами, следовательно, не может обратиться в суд о признании права по вышеуказанным основаниям и никогда не обращался. Кроме того, вышеуказанные водопроводные сети на балансе ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» не состоят.
Также, доводы ответчика о том, что согласно Бюджетному кодексу РФ, администрация муниципального образования село Кочубеевское, являясь получателем бюджетных средств, не имеет возможности расходовать бюджетные средства на оплату объектов, не состоящих на балансе администрации муниципального образования село Кочубеевское, не являющихся муниципальной собственностью и не принадлежащих администрации муниципального образования село Кочубеевское на ином вещном праве, опровергаются сообщением главы муниципального образования село Кочубеевское Кочубеевского района Ставропольского края от 14 мая 2012 года Ермоловым А.И., из которого следует, что на запрос прокуратуры №7-11-2012 от 14.05.2012 года администрация сообщает, что в газете «Звезда Прикубанья» №7 от 24 января 2009 года было опубликовано объявление с целью установления собственников вышеуказанного имущества. Заявлений с претензиями и правами на вышеуказанное имущество в администрацию муниципального образования село Кочубеевское не поступило. В бюджете муниципального образования село Кочубеевское на 3 квартал текущего года заложены финансовые средства в размере 100000 рублей на изготовление технических паспортов на бесхозяйные сети водопровода. После изготовления технических паспортов администрация муниципального образования село Кочубеевское обратится в Кочубеевский отдел управления федеральной службы государственной регистрация кадастра и картографии по СК с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных вышеуказанных водопроводных сетей (л.д.10-11).
Из сообщения ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» от 28 мая 2012 года главе муниципального образования село Кочубеевское Кочубеевского района Ставропольского края следует, что из указанного перечня сетей, находятся в ветхом состоянии и требует замены 15,3 км. водопроводных сетей. Проводить работы по ремонту или замене сетей ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» не имеет правовых оснований. Решение вопроса содержания бесхозяйных сетей регулируется ст.225 ГК РФ и Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 года №580 «Об утверждении положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей» путем принятия их в муниципальную собственность на территории которых они располагаются. В соответствии со ст.14 ФЗ от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация водоснабжения населения и водоотведения отнесена к вопросам местного значения. Кроме того, в соответствии с ФЗ от 23.11.2009 года №261 –ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», муниципалитеты обязаны проводить мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества. Таким образом, вопрос по инициированию оформления бесхозяйных недвижимых вещей находится в ведении органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. Законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества. Обслуживание указанного имущества возможно по договору аренды или безвозмездного пользования. Заключение договоров возможно после регистрации права муниципальной собственности. В случае отсутствия у арендодателя и ссудодателя права распоряжаться переданным имуществом, заключенные договоры будут являться недействительными. Заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционеров на право заключения этих договоров в соответствии со ст.17.1 ФЗ от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».
При таких обстоятельствах, суд на основании того, что собственник вышеуказанных водопроводных сетей в селе Кочубеевское не определен, ни у кого на балансе они не числятся, в ЕГРП сведения о данных объектах отсутствуют, в реестре муниципальной собственности не состоят, ни за кем не закреплены и никто не следит за их техническим состоянием, приходит к выводу, что вышеуказанные водопроводные сети являются бесхозяйными.
Суд соглашается с позицией прокурора Кочубеевского района о том, что бесхозяйное состояние водопровода может привести к его разрушению и нарушению бесперебойного водоснабжения, что будет не соответствовать требованиям п.5 ст.2 Жилищного кодекса РФ, согласно которому, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечение защиты прав и законных интересов потребителей коммунальных услуг.
На основании изложенного и руководствуясь ч.3 ст.225 ГК РФ, ст.56 ГПК РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом № 261-ФЗ от 23.11.2009 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», ст.ст.194-199ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Кочубеевского района Плетнева В.Г. в порядке ст.45 ГПК РФ к администрации муниципального образования село Кочубеевское Кочубеевского района Ставропольского края об обязании администрации муниципального образования село Кочубеевское обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущество - удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования село Кочубеевское Кочубеевского района Ставропольского края в течении пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущество, объекты коммунальной инфраструктуры.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Кочубеевский районный суд в течение месяца.
Мотивированное решение изготовлено судом в 09 часов 00 минут 23.07.2012 года.
Судья Кочубеевского районного суда С.А. Щербаков