2-2531/13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 июня 2013г. г.Смоленск
Ленинский районный суд г. Смоленска
В составе:
Председательствующего судьи Шевцовой Н.Г.
при секретаре Петченко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сполитака В.В. о признании недействительным Указа Губернатора Смоленской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации – представителя от Администрации Смоленской области» и его отмене,
установил:
Сполитак В.В. обратился в суд с заявлением о признании недействительным Указа Губернатора Смоленской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации – представителя от Администрации Смоленской области», которым на должность представителя от исполнительного органа государственной власти Смоленской области назначен ФИО16 Считает, что данный акт нарушает его права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, поскольку противоречит ст.1 Федерального закона от 05.08.2000г. №113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»; а также нарушает избирательные права граждан, проживающих в Смоленской области, и подлежит отмене.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Губернатор Смоленской области Островский А.В.
Представитель Сполитака В.В. – Бродский В.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования по вышеизложенным доводам.
Представитель Администрации Смоленской области, Губернатора Смоленской области – Козлова И.Н. заявленные требования не признала, указав, что Указ Губернатора не является нормативным актом, следовательно, не нарушает какие-либо права заявителя, в том числе и избирательные права жителей Смоленской области, поскольку решение об избрании представителя в Совет Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации уполномочен принимать Губернатор Смоленской области. Просила прекратить производство по делу со ссылкой на абз. 2 ст.220 ГПК РФ.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст.255 ГПК РФ).
Как следует из материалов дела и объяснений представителя заявителя, Сполитак В.В. обратился с требованием о признании недействительным Указа Губернатора Смоленской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации – ФИО2 от Администрации Смоленской области» по мотивам нарушения данным Указом его прав и свобод, гарантированных Конституцией, а также избирательных прав граждан, проживающих в Смоленской области.
Согласно Положению о порядке назначения члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации – ФИО2 от Администрации Смоленской области, утвержденного Распоряжением Губернатора Смоленской области № от ДД.ММ.ГГГГ, член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представитель от Администрации Смоленской области (далее также - член Совета Федерации) назначается Губернатором Смоленской области с соблюдением требований, установленных Федеральным законом "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации". Инициатива выдвижения кандидатуры для назначения членом Совета Федерации принадлежит Губернатору Смоленской области. После поступления Губернатору Смоленской области сведений и документов, указанных в пункте 2 настоящего Положения, Губернатор Смоленской области вносит на рассмотрение Администрации Смоленской области вопрос о согласовании кандидатуры для назначения членом Совета Федерации. Рассмотрение Администрацией Смоленской области вопроса о согласовании кандидатуры для назначения членом Совета Федерации осуществляется посредством обсуждения указанной кандидатуры. По результатам рассмотрения Администрацией Смоленской области кандидатуры для назначения членом Совета Федерации Губернатор Смоленской области принимает решение о назначении члена Совета Федерации или об отклонении кандидатуры, представленной для назначения членом Совета Федерации. Решение Губернатора Смоленской области о назначении члена Совета Федерации оформляется указом Губернатора Смоленской области.
В соответствии с указанными нормами действующего законодательства Губернатором Смоленской области Островским А.В. членам Администрации Смоленской области дня назначения членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации – представителем от Администрации Смоленской области была предложена на обсуждение кандидатура председателя Смоленской областной думы, депутата Смоленской областной думы ФИО16 Данная кандидатура, а также комплект представленных по указанной кандидатуре документов, были рассмотрены членами Администрации Смоленской области, и ФИО16 рекомендован Губернатору для назначения членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации – представителем от Администрации Смоленской области. Данные обстоятельства подтверждаются протоколом заседания членов Администрации Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ №.
ДД.ММ.ГГГГ Губернатор Смоленской области Островский А.В. издал Указ № о назначении ФИО16 членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации – представителем от Администрации Смоленской области на срок полномочий Губернатора Смоленской области.
Согласно п.п.9,10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007г. №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Данный оспариваемый Указ содержит индивидуальное предписание однократного применения, касающееся ФИО16, и не содержит положений нормативного характера, обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Учитывая нормы действовавшего на момент издания оспариваемого Указа Губернатора Федерального закона от 05.08.2000г. №113-ФЗ « О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», вышеуказанного распоряжения Губернатора Смоленской области от 01.06.2012г. №727-р, суд приходит к выводу, что оспариваемый заявителем Указ соответствует нормам и требованиям действовавшего на тот момент законодательства, в частности, требованиям, предъявляемым к кандидатуре кандидата для избрания в качестве представителя в Совете Федерации (абз.3,4,5 ст.1 ФЗ от 05.08.2000г. №113-ФЗ), порядку его назначения и оформления; оформлен в рамках предоставленных Губернатору полномочий, и не повлек нарушения каких-либо прав и свобод заявителя, поскольку не создал какого-либо препятствия к осуществлению им его прав и свобод; не возложил на него какую-либо обязанность и не повлек привлечение к ответственности. Представитель заявителя в ходе судебного разбирательства также не смог пояснить, нарушение каких конкретно прав и свобод заявителя повлек данный Указ.
Не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства и доводы заявителя об ущемлении изданием данного Указа избирательных прав граждан, проживающих в Смоленской области, поскольку, как установлено по делу, полномочия по выдвижению и назначению кандидатуры члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации – представителя от Администрации Смоленской области нормами действующего законодательства делегированы Губернатору Смоленской области; назначение члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации – представителя от Администрации Смоленской области не происходит посредством голосования жителей Смоленской области. Кроме того, следует заметить, что заявитель в рамках действующего законодательства не наделен полномочиями обращаться в защиту избирательных прав неопределенного круга лиц, в данном случае жителей Смоленской области.
Таким образом, Указ Губернатора Смоленской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации – представителя от Администрации Смоленской области» издан в соответствии с законом, в пределах полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, права и свободы заявителя им не затрагиваются и не нарушаются, в связи с чем в соответствии с ч.4 ст.258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
При этом доводы представителя заинтересованных лиц о том, что производство по данному делу подлежит прекращению на основании абз. 2 ст.220 ГПК РФ суд находит несостоятельными, поскольку установление факта отсутствия нарушения прав заявителя принятием оспариваемого Указа Губернатора является основанием для отказа в удовлетворении требований, иного порядка рассмотрения которого (кроме Главы 25 ГПК РФ) законодательство не содержит.
Руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░ «░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 21.06.2013░.