Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1081/2019 от 28.03.2019

Дело №2-1081/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Пермь              30 мая 2019 года

Пермский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Овчинниковой Е.В.,

при секретаре Фирсове Д.В.,

с участием представителя истца Орлова Ю.И. - Останина Ю.А., действующего по доверенности (том 1 л.д.23),представителя ответчика ООО УК «Профессионал» - Литевской Р.Г., действующей по доверенности (том 1 л.д. 197),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орлова ФИО14, Орловой ФИО15, Орлова ФИО16, Орлова Виктора ФИО17 к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Профессионал» о возложении обязанности произвести перерасчет начислений за поставку тепловой энергии,

установил:

Орлов Ю.И., Орлова Т.В., Орлов О.Ю., Орлов В.Ю. обратились в суд с иском к ООО УК «Профессионал» о возложении обязанности произвести перерасчет начислений за поставку тепловой энергии (исходя из обязанности истца вносить плату только за содержание общедомового имущества, в остальной части сторнировать начисления).

В обоснование иска указано, что Орлов Ю.И., Орлова Т.В., Орлов О.Ю., Орлов В.Ю, является долевыми собственниками (по ? доли в праве собственности у каждого) двухкомнатной квартиры расположенной на 1 этаже двухэтажного многоквартирного дома по адресу: ДД.ММ.ГГГГ В 2010 году собственниками было проведено переустройство (реконструкция) жилого помещения: было осуществлено переустройство системы отопления. Жилое помещение было переведено на индивидуальную систему отопления. Переустройство системы отопления являлось законным, выполненным в соответствии с техническими требованиями и с согласия контролирующих органов. Переустройство совершено с согласия Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации Пермского муниципального района. Согласие было выдано ДД.ММ.ГГГГ. Проект переустройства был разработан ООО «Антал». Согласно акту приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта системы газоснабжения от декабря 2010 года, строительно-монтажные работы выполнены в полном объеме в соответствии с проектом и требованиями СНиП 42-01-2002. Cогласно акту обследования технического состояния дымоходов и вентиляционных каналов от ДД.ММ.ГГГГ дымоходы для отвода продуктов сгорания газа, а также вентиляционные каналы в <адрес> – пригодны для эксплуатации и соответствуют техническим требованиям. По окончании переустройства системы отопления комиссией Администрации Пермского муниципального района был составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому комиссией было установлено: переустройство произведено согласно решению о согласовании переустройства от ДД.ММ.ГГГГ ; проектная документация на переустройство разработана ООО «Антал»; переустроенное помещении соответствует проектной документации. Решение комиссии – принять в эксплуатацию переустроенное жилое помещение по адресу: <адрес>. Таким образом, переустройство жилого помещения является законным, осуществленным в соответствии с техническими и санитарными требованиями. Начиная с ДД.ММ.ГГГГ квартира в доме по <адрес> переведена на индивидуальную систему отопления, без централизованного подключения к сетям общего пользования. В 2010 году энергоснабжающей организацией являлось ОАО «Райтеплоэнерго - Сервис». На основании заявления собственников квартиры договор с ОАО «Райтеплоэнерго-Сервис» был расторгнут в одностороннем порядке. За период с января 2011 года по август 2015 года начисления за оказание услуг по поставке теплоэнергии не производилось. С сентября 2015 года энергоснабжающей организацией, осуществляющей поставку теплоэнергии, стало МУГ ТГК «Двуречье». Управление многоквартирным домом осуществляет управляющая компания «УК «Гарант». Договорных отношений между собственником и теплоснабжающей организацией не существует. Договор на поставку теплоэнергии заключен не был. По факту услуги по поставке тепла собственник не получает. Ответчик выставляет счета за поставку тепловой энергии, в отсутствие существующих договорных отношений. По состоянию на 31.12.2017г. ответчик выставил счет за поставку тепловой энергии на сумму 41 527,99 рублей. Истцами не оспаривается обязанность нести расходы на содержание общедомового имущества в соответствии с размером доли в праве общей собственности. Оплате подлежит только поставленная тепловая энергия, затраченная на содержание общедомового имущества, расчет которой, производится исходя из размера доли в праве общей собственности на общее имущество, по правилам расчета, утвержденным Правительством РФ. Таким образом, начисления, производимые ООО «УК «Гарант», в отсутствие договорных отношений, являются незаконными, безосновательными, не подлежащими оплате, ввиду неоказания услуг. На основании изложенного истцы просят обязать ООО УК «Профессионал» произвести перерасчет начислений за поставку тепловой энергии.

ДД.ММ.ГГГГ Пермским районным судом Пермского края истцам было отказано в удовлетворении требований.

ДД.ММ.ГГГГ решение Пермского районного суда Пермского края было отменено, в связи с пересмотром по новым обстоятельствам.

22.11.2018г. ООО «Управляющая компания Гарант» сменила свое фирменное наименование на ООО «Управляющая компания ПРОФЕССИОНАЛ» (л.д.190)

ДД.ММ.ГГГГ истцы уточнили требования просят обязать ООО УК «Профессионал» произвести перерасчет начислений за поставку тепловой энергии (исходя из обязанности истца вносить плату только за содержание общедомового имущества, в остальной части сторнировать начисления) за период в ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (том 2 л.д. 42).

Истцы в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, направили заявление о рассмотрении дела без их участия.

Представитель истца Орлова Ю.И. – Останин Ю.А. в судебном заседании требования поддержал, просил удовлетворить. Пояснил, что переустройство системы отопления было выполнено в соответствии с техническими требованиями и с согласия контролирующих органов. Оснований для выставления счета за отопление у ответчика не имеется, так как по факту услуги по поставке тепла собственники не получают. Согласны оплачивать только за содержание общедомового имущества.

Представитель ответчика в судебном заседании с требованиями не согласилась, просила в иске отказать. Пояснила, что истцами нарушен порядок согласования на переустройство системы отопления. Из представленной истцами проектной и технической документации по переустройству системы отопления не следует, что работы выполнены в соответствии со строительными и санитарными нормами.

Третье лицо Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации Пермского муниципального района извещено о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, направило в адрес суда заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Заслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ч.3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

В соответствии со ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

В соответствии с ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В силу п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

Согласно ч.2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги, в силу ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

В соответствии со статьей 26 ЖК РФ переустройство жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что жилой дом, в котором расположена квартира истцов, является многоквартирным, подключен к системе централизованного отопления, данные обстоятельства так же подтверждаются технической документацией на многоквартирный жилой дом.

Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости подтверждается, что квартира, расположенная по адресу: Пермский <адрес>, находится в общей долевой собственности Орлова Ю.И., Орловой Т.В., Орлова В.Ю., Орлова О.Ю. по ? доли (том 1 л.д.45-48).

Решением Управления ЖКХ администрации Пермского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ Орлову Ю.И. дано согласие на переустройство жилого помещения в соответствии с проектом переустройства и перепланировки шифр 1538П-2011-ОВ ООО «Антал» (том 1 л.д.32-33).

Истцами в материалы дела предоставлен план переустройства системы отопления, подготовленный ООО «Антал» (том 1 л.д. 6-9), технический паспорт на <адрес>, согласно которому отопление в квартире производится от индивидуального котла на газе (том 1 л.д.34-39).

Актом от ДД.ММ.ГГГГ приемочной комиссией о завершении переустройства и перепланировки перевода нежилого помещения в жилое помещение, принято к эксплуатации переустроенное жилое помещение по адресу: <адрес> (том 1 л.д.10-12).

С ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение по адресу: <адрес> переведено на индивидуальную систему отопления путем подключения к газоснабжению, произведено отключение от сетей централизованного отопления.

Истцы оспаривают правомерность начисления ответчиком как ресурсоснабжающей организацией платы за отопление в жилом помещении, поскольку его теплоснабжение после переустройства осуществляется индивидуальным источником тепла (газовым котлом) без использования коммунального ресурса, подаваемого на нужды отопления с использованием централизованных сетей.

Частью 15 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Подпункт "в" п. 53 ранее действующих Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, также запрещал потребителю вносить изменения во внутридомовые инженерные системы без внесения в установленном порядке изменений в техническую документацию на многоквартирный или жилой дом, либо в технический паспорт жилого помещения.

Данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.

Система центрального отопления дома относится к общему имуществу, а услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 20.12.2018 N 46-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобами граждан В.И. Леоновой и Н.Я. Тимофеева» абзац второй пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 (части 1 - 3), 40 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение, не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые, соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения такого рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и при этом обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения.

    Вместе с тем, Конституционный Суд РФ исходил из того, что переход на отопление жилых помещений в подключенных к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии во всяком случае требует соблюдения нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующих на момент его проведения.

Конституционный Суд РФ указал, что специфика многоквартирного дома как целостной строительной системы, в которой каждое жилое или нежилое помещение представляет собой лишь некоторую часть объема здания, имеющую общие ограждающие конструкции с иными помещениями, обусловливает, по общему правилу, невозможность отказа собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению и тем самым - невозможность полного исключения расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии; соответственно, обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по отоплению конкретного помещения не связывается с самим по себе фактом непосредственного использования этого помещения собственником или пользователем (Постановление от 10 июля 2018 года N 30-П).

Вне зависимости от того, что послужило конкретным поводом для перехода на отопление жилого помещения с помощью индивидуального квартирного источника тепловой энергии, действующее законодательство устанавливает единые требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления. В частности, в настоящее время правовое регулирование отношений, возникающих в связи с этим переходом, осуществляется в первую очередь главой 4 Жилищного кодекса Российской Федерации о переустройстве жилого помещения, предусматривающей, в числе прочего, разработку необходимой проектной документации и согласование соответствующих изменений с органом местного самоуправления (статья 26), а также Федеральным законом "О теплоснабжении", который - в целях реализации таких общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения, как обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и развитие систем централизованного теплоснабжения (часть 1 статьи 1, пункты 1 и 4 части 1 статьи 3), - закрепляет основные требования к подключению (технологическому присоединению) к системе теплоснабжения и устанавливает запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения (часть 15 статьи 14) (в соответствующей части данный Федеральный закон, согласно части 2 его статьи 30, вступил в силу с 1 января 2011 года).

Таким образом, само по себе введение нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления направлено, в первую очередь, на обеспечение надежности и безопасности теплоснабжения многоквартирного дома, что отвечает интересам собственников и пользователей всех помещений в нем. При этом достижение баланса интересов тех из них, кто перешел на отопление с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, и собственников или пользователей остальных помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме предполагает в том числе недопустимость такого использования данных источников, при котором не обеспечивается соблюдение нормативно установленных требований к минимальной температуре воздуха в соответствующем помещении и вследствие этого создается угроза не только нарушения надлежащего температурного режима и в прилегающих жилых или нежилых помещениях, а также в помещениях общего пользования, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, но и причинения ущерба зданию в целом и его отдельным конструктивным элементам (например, их промерзание или отсыревание по причине отключения или снижения параметров работы индивидуального отопительного оборудования в период временного отсутствия проживающих в жилом помещении лиц и т.п.).

Между тем, проект переустройства системы отопления, разработанный ООО «Антал», представленный в орган местного самоуправления, не содержит сведений (расчеты) о влиянии такого переустройства на сохранение теплового режима в многоквартирном жилом доме, и систему централизованного отопления в целом, а также оценки такого влияния лицом, согласовавшим переустройство. При этом, бремя доказывания соответствия произведенного переустройства установленным нормам и правилам, а также сохранения характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, энергетической эффективности, отсутствия нарушения теплового баланса и гидравлического режима внутридомовой системы теплоснабжения лежит на истцах, как собственниках жилого помещения, осуществивших его переустройство.

Кроме того, наличие разрешительных документов на оборудование индивидуального отопления в квартире истцов не свидетельствует о законности демонтажа части внутридомовой системы теплоснабжения. Дом, в котором находится в собственности квартира истцов, является многоквартирным, договор на снабжение тепловой энергией заключается на дом, а не на отдельно взятые жилые помещения, жилое помещение истцов не является зданием, строением или иным объектом капитального строительства, а только составной его частью.

В материалы дела представлен акт от 22.05.2019г. технического обследования ИП ФИО11 вентиляционных систем кв., дома по <адрес>, из которого следует, что выстроенный дымоход кв.№ проходит через общий сборный короб вентиляционных каналов дома, перегораживая на 80-90% выход вентиляционного канала <адрес> находящейся над квартирой №, что нарушает технические требования эксплуатации газового оборудования в <адрес>.

Суд приходит к выводу, что истцами не представлено достаточных и достоверных доказательств того, что переустройство системы внутриквартирного источника отопления произведено с соблюдением нормативных требований, обеспечивающих надежность теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и с учетом системы централизованного теплоснабжения.

Учитывая изложенное, в удовлетворении исковых требований Орлову Ю.И., Орловой Т.В., Орлову О.Ю., Орлову В.Ю. к ООО УК «Профессионал» о возложении обязанности произвести перерасчет за поставку тепловой энергии следует отказать.

Руководствуясь статьями 194 – 198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Орлова ФИО18, Орловой ФИО19, Орлова ФИО20, Орлова ФИО21 к ООО УК «Профессионал» о возложении обязанности произвести перерасчет начислений за поставку тепловой энергии (исходя из обязанности истца вносить плату только за содержание общедомового имущества, в остальной части сторнировать начисления) за период в 01.09.2015 года по 30.11.2018 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Пермский районный суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 13 июня 2019 года.

Судья/подпись/

Копия верна

Судья                  Е.В.Овчинникова

подлинник подшит

в гражданском деле №2-1081/2019

Пермского районного суда Пермского края

уникальный идентификатор дела

59RS0008-01-2018-000925-16

2-1081/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Орлов Олег Юрьевич
Орлова Тамара Владимировна
Орлов Юрий Иванович
Орлов Виктор Юрьевич
Ответчики
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Профессионал"
Другие
Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации Пермского муниципального района
Суд
Пермский районный суд Пермского края
Судья
Овчинникова Елена Валерьевна
Дело на странице суда
permsk--perm.sudrf.ru
28.03.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
28.03.2019Передача материалов судье
28.03.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.04.2019Судебное заседание
26.04.2019Судебное заседание
30.05.2019Судебное заседание
13.06.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.07.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.01.2020Дело оформлено
21.01.2020Дело передано в архив
03.02.2020Инициировано (судом) рассмотрение процессуального вопроса (после вынесения решения) без назначения с.з.
03.02.2020Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
07.02.2020Дело сдано в архив после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее