РЕШЕНИЕ дело № 2-№/2014
Именем Российской Федерации
с. Поярково 10 февраля 2014 года
Михайловский районный суд Амурской области в составе председательствующего судьи Кундиковой Ю.В., при секретаре Паньковой А.С.,
с участием: заявителей Мурадян Г.Г., Поповой Н.Ю., представителя администрации Михайловского района Амурской области Бобышевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурадян Г.Г., Поповой Н.Ю. к администрации Михайловского района Амурской области, администрации Поярковского сельсовета Михайловского района Амурской области, третьим лицам Министерству финансов Амурской области, Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Амурской области о признании пострадавшими и признании права на выплату компенсации в связи с частичным повреждением имущества в результате чрезвычайной ситуации,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с указанным иском. В обоснование предъявленных требований указали, что в августе 2013 года в результате чрезвычайной ситуации природного характера (паводка), выхода из берегов рек Зея и Амур было затоплено жилое помещение, усадьба, расположенные в <адрес>. В доме было подтоплено подполье? на усадьбе были подтоплены сарай и угольник. Данное обстоятельство подтверждено актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ. Жилое помещение принадлежит на праве собственности ФИО1, являющейся матерью истца. Принимая во внимание факт постоянного пользования данным жилым помещением, истцы обратилась в администрацию Михайловского района с заявлением о включении в список граждан, пострадавших в результате ЧС, для получения из средств областного бюджета материальной помощи, вследствие причинения ущерба. Однако ДД.ММ.ГГГГ администрация Михайловского района в удовлетворении данного заявления отказала.
Истцы просили суд признать за ними право на выплату компенсации вследствие частичной утраты имущества в результате чрезвычайной ситуации.
В судебном заседании истица Попова Н.Ю. поддержала доводы искового заявления, дополнительно пояснила, что решением Михайловского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт проживания ее и Мурадян Г.Г. по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ они обратились в администрацию <адрес> с заявлением о включении в список граждан, пострадавших в результате ЧС и выплате единовременной материальной помощи, в размере 10000 руб. С заявлением о выплате финансовой помощи в результате ЧС своевременно они не обращались. ДД.ММ.ГГГГ им стало известно о том, что прием заявлений окончен, в ноябре 2013 года они получили отказ администрации Михайловского района о выплате финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества. В результате наводнения в подполье жилого дома была вода, но до уровня пола вода не доходила. Им приходилось откачивать воду, поскольку на улице не имеется стоков воды. Печь в доме треснула, подполье осыпалось, появились трещины на стенах дома, появилась сырость, грибок. Акт обследования жилого помещения не составлялся. Выплата финансовой помощи им необходима для производства ремонта жилого дома.
В судебном заседании истец Мурадян Г.Г. поддержал доводы истицы Поповой Н.Ю.
Представитель ответчика администрации Михайловского района Бобышева Е.В. в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме. Указала, что истцы были признаны пострадавшими в результате ЧС и получили единовременную помощь в размере 10000 руб. на каждого. Согласно п.10 Методических рекомендаций по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утверждённых заместителем Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидаций последствий стихийных бедствий от 02.11.2010 №2-4-60-12-22, финансовая помощь выплачивается гражданам на приобретение имущества первой необходимости взамен утраченного в результате ЧС. Истцы не представили доказательств утраты имущества первой необходимости. Наличие воды в подполье жилого дома не является безусловным доказательством утраты имущества первой необходимости.
Представитель ответчика администрации Поярковского сельсовета Михайловского района Амурской области в судебное заседание не явился, в заявлении от 22.01.2014 просили о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Из отзыва на исковое заявление от ДД.ММ.ГГГГ следует, что администрация Поярковского сельсовета считает требования истца не подлежащими удовлетворению поскольку, Мурадян Г.Г. и члены его семьи в установленные законодательством сроки с заявлением на выплату финансовой помощи в связи с утратой имущества в размере 50000 рублей на каждого члена семьи из федерального бюджета не обращалась, обратились только ДД.ММ.ГГГГ. Дом в зону затопления от наводнения не попал. Объявление о приеме окончании заявлений на выплаты были развешены на всех информационных стендах. Последний день приема заявлений был 25.09.2013. Акт обследования помещения не составлялся. Согласно п.6 Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области, утвержденного Постановлением Правительства Амурской области от 26.05.2009 №214, выплата единовременной материальной помощи производится гражданам, признанным пострадавшими, имеющим утраченное (частично или полностью) имущество. В соответствии со ст.136 ГК РФ плоды и продукция определяются как поступления, полученные в результате использования имущества (земельного участка). Согласно п. 2.2. Методических рекомендаций по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с ЧС, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории Амурской области, утвержденных протоколом заседания оперативного штаба комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности от 22.08.2012 №21 (с учетом изменений), в случае затопления земельного участка, при котором ущерб причинен только плодово- овощным посадкам и урожаю. Предоставление единовременной материальной помощи не производится. Кроме того, согласно п.9 Методических рекомендаций по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных заместителем Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 02.11.2010 №2-4-60-12-22, единовременная материальная помощь выплачивается гражданам на восстановление поврежденного частного жилого помещения. Данные выплаты предоставляются только в случае если повреждены жилой дом или иное имущество гражданина (надворные постройки, уголь и другое имущество, располагавшееся на затопленном участке). Факт повреждения жилого помещения устанавливается комиссией. Факт наличия воды в подполье, сам по себе не доказывает безусловную утрату имущества истца и не устанавливает его права на соответствующую компенсацию. Просили в удовлетворении требований истца отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица – Министерства финансов Амурской области в судебное заседание не явился, уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. В отзыве на исковое заявление от ДД.ММ.ГГГГ просили оказать в удовлетворении исковых требований. Указали, что статьей 18 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Закреплено право граждан на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. При этом определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ, устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Исходя из этого право гражданина на возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайных ситуаций, не носит абсолютный и безусловный характер. Подлежит осуществлению в установленном законом порядке. В пострадавших от чрезвычайно ситуации районах Амурской области гражданам предоставляются выплаты единовременной материальной помощи и финансовой помощи за утраченное имущество в соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 №750 и Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 26.05.2009 №214. Данные выплаты предоставляются только в случае, если повреждены жилой дом или иное имущество гражданина (надворные постройки, уголь и др. имущество, располагавшееся на затопленном земельном участке).
Статьей 18 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Закреплено право граждан на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. При этом определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ, устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. В целях реализации указанных норм и в соответствии с п.6 ст.81 Бюджетного кодекса РФ, постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 №705 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ, постановлением Правительства Амурской области от 26.05.2009 №214 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области. Названными Правилами и Порядком предусмотрено оказание гражданам единовременной материальной помощи, а также финансовой помощи в связи с утратой ими имущества за счет средств федерального и областного бюджетов соответственно. Согласно п.9 Методических рекомендаций по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных заместителем Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 02.11.2010 №2-4-60-12-22, единовременная материальная помощь выплачивается гражданам на восстановление поврежденного частного жилого помещения. Факт повреждения жилого помещения устанавливается комиссией. Как следует из акта, представленного истцом в качестве доказательства, у истца не утрачено имущество. Акт обследования от 03.09.2013- приусадебный участок затоплен полностью, урожай овощей, картофеля утрачен. Согласно акту обследования и искового заявления, вода в дом не зашла, находилась ниже уровня пола. Факт утраты имущества комиссией не установлен и в акте обследования не отражен, кроме того, истец, ознакомившись с актом обследования, возражений или замечаний и несогласия с фактами отраженными в нем не сделал. Факт наличия воды в подполье, отраженный в акте обследования, сам по себе не доказывает безусловную утрату имущества истца и не устанавливает его права на соответствующую компенсацию. Актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ наличие повреждений конструктивных элементов жилого помещения, а также утрата имущества вследствие подтопления жилого дома не установлено. В силу ч.2 ст.15 Жилищного кодекса, жилым помещением признается изолированное жилое помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан. Понятие и статус жилого дома даны в ст.16 ЖК РФ. Истец указал на подтопление подполья и погреб, однако подполье и погреб в силу норм Жилищного кодекса не является жилым помещением. На основании изложенного, просили в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Амурской области в судебное заседание не явился, уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, причины неявки суду не сообщили.
Свидетель ФИО2., допрошенная судом по ходатайству истцов, пояснила, что она является соседкой истцов. Пояснила, что в сентябре 2013 года в результате ливневых дождей она наблюдала большое количество воды во дворе жилого дома истцов. Вода была также в подполье жилого дома, истцы ее откачивали насосом. В доме при этом воды не было. Она не смотрела уровень воды в подполье истцов.
Выслушав пояснения участников процесса, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Распоряжением Губернатора Амурской области от 23 июля 2013 года № 123-р на территории Амурской области с 22 июля 2013 года введен режим чрезвычайной ситуации.
Согласно постановлению главы Михайловского района Амурской области №764 от 04.08.2013 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Михайловского района» следует, что с 20.00 часов 04.08.2013 на территории Михайловского района введен режим чрезвычайной ситуации. Постановлено главам Поярковского, Димского, Чесноковского, Новочесноковского, Калининского сельсоветов рекомендовать ввести на территории поселений режим чрезвычайной ситуации.
В силу абзаца 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Согласно части 2 указанной статьи порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Во исполнение указанных норм закона постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года № 750 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий и постановлением Правительства Амурской области от 26 мая 2009 года № 214 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области.
Кроме того, 31 августа 2013 года издан Указ Президента РФ № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области», действующий в настоящее время.
13 сентября 2013 года Правительством Амурской области во исполнение пункта 6 указа Президента РФ № 693 от 31 августа 2013 года было принято постановление № 423 «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета».
В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка формируются и утверждаются:
а) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;
б) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание единовременной материальной помощи за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации;
в) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;
г) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 года N 750 (в ред. от 20.06.2013) "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из указанного резервного фонда.
Согласно п. 2 указанных Правил федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п. п. "г", "д" п. 9 Правил бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение оказания гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тысяч рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью), а также оказании гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека).
Порядок оформления документов и выделения пострадавшим материальной помощи определяется Методическими рекомендациями по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций последствий стихийных бедствий, утвержденными 2 ноября 2010 года заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийны бедствий за N 2-4-60-12-22. В соответствии с пунктом 9 Методических рекомендаций в списки граждан на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи включаются все граждане (включая детей) постоянно проживающие и зарегистрированные в жилом помещении, поврежденном на момент чрезвычайной ситуации. В соответствии с Методическими рекомендациями списки граждан готовятся органом местного самоуправления пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации территории.
При этом в силу раздела II данных Методических рекомендаций одним из обязательных условий для признания за гражданином права на получение соответствующей единовременной материальной и финансовой помощи является постоянное или преимущественное проживание такого лица в жилом доме (жилом помещении) на территории муниципального образования, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации.
Из справки администрации Поярковского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истцы фактически проживают по адресу: <адрес> <адрес>. Данное обстоятельство установлено судом и отражено в решении Михайловского районного суда от 04.09.2013.
Согласно копия договора купли-продажи строения от ДД.ММ.ГГГГ собственником жилого дома по <адрес> является ФИО1.
Из справки администрации Поярковского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилой дом, принадлежащий на праве собственности ФИО1. на основании договора купли-продажи строения от 01.12.1978, на основании постановления Поярковского поселкового совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ произведена переадресация данного адреса на <адрес>.
Согласно уведомлению об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ сведения о регистрации права собственности на жилое помещение, расположение по адресу <адрес> отсутствуют.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в период возникновения чрезвычайной ситуации истцы постоянно проживали в жилом помещении в <адрес> <адрес>.
В соответствии со ст.56 ГК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В подтверждение причиненного ущерба истцами предоставлен акт от ДД.ММ.ГГГГ обследования частного жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации- наводнения в с.Поярково Михайловского района Амурской области 9-10 августа 2013, расположенного по адресу <адрес>. Согласно данному акту комиссией установлено, что приусадебный участок затоплен полностью, урожай овощей картофеля утрачен. Указанные акт не содержит заключения комиссии о размере материальной помощи пострадавшему. Также данный акт не содержит сведений о степени утраты имущества первой необходимости. С данным актом истец Мурадян Г.Г. был согласен, подтвердив волеизъявление своей подписью на данном акте.
С указанным актом истцы обратились с заявлением о выплате им единовременной материальной помощи, получили данную помощь в размере <данные изъяты> рублей на каждого члена семьи, что подтверждено самими истцами в судебном заседании, а также информацией ГКУ Амурской области Управление социальной защиты населения по Михайловскому району от 24.12.2013.
Анализ законодательства позволяет сделать выводы, что финансовая помощь оказывается для компенсации понесенного ущерба, не является средством обогащения и получения прибыли. Семье истцов была оказана материальная помощь, цели на компенсацию причиненного ущерба были достигнуты.
Вместе с тем, суд учитывает, что для признания гражданина пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации требуется наступление совокупности признаков, а именно: постоянное проживание гражданина в жилом помещении, подвергшемуся наводнению, утрата имущества первой необходимости либо полная утрата имущества.
Однако истцы не представили доказательств, подтверждающих, что в результате наводнения было утрачено полностью или частично какое-либо имущество первой необходимости.
Участники процесса и свидетель, непосредственно обозревавшие имеющиеся повреждения жилого дома, в судебном заседании указали, что при осмотре жилища установлено, что вода в доме выше уровня пола не поднималась, кроме того, не было указано на повреждение иного имущества истца.
Наличие сырости в подполье жилого дома, а также наличие трещин на стенах жилого дома, трещины на печи, на которые указывают истцы, не может служить основанием для признания факта утраты либо повреждения жилого дома или иного имущества в результате наводнения. Доказательств возникновения причин указанных причин истицами не представлено.
Истцами не представлено доказательств повреждения конструктивных элементов жилого помещения, а также утраты имущества вследствие подтопления жилого дома не установлено. В силу ч.2 ст.15 Жилищного кодекса, жилым помещением признается изолированное жилое помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан. Понятие и статус жилого дома даны в ст.16 ЖК РФ. Истцы указали на причинение ущерба подполью жилого дома, сараю, угольнику, однако подполье, сарай, угольник в силу норм Жилищного кодекса не является жилым помещением.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что основания для выплаты истцу финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости отсутствуют.
Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истцов о признании права на получение финансовой помощи за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области и средств федерального бюджета в результате частичной утраты имущества.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Мурадян Г.Г., Поповой Н.Ю. к администрации Михайловского района Амурской области, администрации Поярковского сельсовета Михайловского района Амурской области, третьим лицам Министерству финансов Амурской области, Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Амурской области о признании пострадавшими и признании права на выплату компенсации в связи с частичным повреждением имущества в результате чрезвычайной ситуации, отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Михайловский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Ю.В.Кундикова
В окончательной форме решение изготовлено 15.02.2014