Дело № 2-4032/19
54RS0007-01-2019-004192-12
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 октября 2019 года город Новосибирск
Октябрьский районный суд г. Новосибирска в составе:
Председательствующего судьи Барейша И.В.,
При секретаре Горькой Н.Е.,
При помощнике судьи Виноградовой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Панкова В. П. к Акционерному общество «Негосударственному пенсионному фонду ГАЗФОНД пенсионные накопления» о восстановлении срока для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений,
У С Т А Н О В И Л:
Панков В.П. обратился в суд с иском к Акционерному общество «Негосударственному пенсионному фонду ГАЗФОНД пенсионные накопления» о восстановлении срока для получения накопительной части пенсии умершей /дата/ жены Панковой А. Н., ссылаясь на то, что после смерти жены он был полностью занят воспитанием несовершеннолетних детей, поиском наследства не занимался, также ему не было известно о возможности подачи заявления на получение средств пенсионных накоплений Панковой А.Н. В связи с изложенными обстоятельствами, шестимесячный срок на обращение за выплатой средств пенсионных накоплений был пропущен.
Истец Панков В.П. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на удовлетворении требований иска. Кроме того истец Панков В.П. пояснил, что ему не было известно о том, что его супруга при жизни перевела пенсионные накопления в негосударственный фонд, какое-либо извещение от АО «Негосударственный Пенсионный Фонд ГАЗФОНД пенсионных накоплений» о возможности получения средств пенсионных накоплений он не получал.
Представитель ответчика АО «Негосударственный Пенсионный Фонд ГАЗФОНД пенсионных накоплений» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, возражений не представил.
Третьи лица, в судебное заседание не явились, извещены, просили дело рассмотреть в их отсутствие (л.д.34-35).
Заслушав пояснения истца, участвующих в деле, исследовав материалы дела, дав оценку представленным доказательствам, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что /дата/ умерла Панкова А. Н., /дата/ года рождения, урож. <адрес>, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д. 8).
Панков В.П. являлся мужем Панковой А.Н., что подтверждается материалами дела (л.д.7).
/дата/ между Панковой А.Н. и АО «Негосударственный Пенсионный Фонд ГАЗФОНД пенсионные накопления» был заключен договор об обязательном пенсионном страховании (л.д.12).
/дата/ Панков В.П. обратился в АО «Негосударственный Пенсионный Фонд ГАЗФОНД пенсионные накопления» с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной пенсии умершего застрахованного лица Панковой А.Н.
При обращении в АО «Негосударственный Пенсионный Фонд ГАЗФОНД пенсионные накопления» /дата/ истцу было вручено уведомление о прекращении договора об обязательном пенсионном страховании от /дата/, заключенного с Панковой А.Н., в связи со смертью последней.
11.07.2019г. решением АО «Негосударственный Пенсионный Фонд ГАЗФОНД пенсионные накопления» Панкову В.П. отказано в выплате средств пенсионных накоплений, поскольку заявление подано по истечении срока, установленного для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений (л.д.10-11).
Согласно п. 6 ст. 36.2 Федерального закона от 07 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», фонд, осуществляющий деятельность по обязательному пенсионному страхованию, обязан осуществлять выплаты правопреемникам застрахованных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О накопительной пенсии», правилами фонда по обязательному пенсионному страхованию и договорами об обязательном пенсионном страховании.
В соответствии со ст. 36.21 этого Федерального закона от 07 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости и (или) срочной пенсионной выплаты либо до корректировки размера этой части указанной пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты с учетом дополнительных пенсионных накоплений, средства, учтенные на его пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии (за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, дохода от их инвестирования), выплачиваются правопреемникам застрахованного лица в соответствии с настоящим Федеральным законом, страховыми правилами фонда и договором об обязательном пенсионном страховании фонда с застрахованным лицом.
Выплата средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица производится правопреемникам, указанным в договоре об обязательном пенсионном страховании либо в заявлении застрахованного лица о распределении средств пенсионных накоплений, поданном в фонд, в соответствии с размером долей, определенным застрахованным лицом в таком договоре или заявлении. При отсутствии указания на размер долей или отсутствии в договоре указания о распределении средств пенсионных накоплений и отсутствии заявления о распределении средств пенсионных накоплений средства пенсионных накоплений, учтенные на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии и подлежащие выплате правопреемникам, распределяются между ними в равных долях.
Выплата средств, учтенных на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, производится правопреемникам умершего застрахованного лица при условии обращения за указанной выплатой в фонд в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица. Срок обращения за выплатой правопреемника умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке.
К правопреемникам застрахованного лица относятся лица, указанные в ч. 7 ст. 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ «О накопительной пенсии», к числу которых относятся дети застрахованного лица, в том числе усыновленные, супруг, родители (усыновители), братья, сестры, дедушки, бабушки и внуки независимо от возраста и состояния трудоспособности.
Аналогичные положения, регулирующие порядок, условия и основания выплаты средств пенсионных накоплений, срок обращения с соответствующим заявлением и круг правопреемников застрахованного лица, предусмотрены Правилами выплаты негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, правопреемникам умерших застрахованных лиц средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионных счетах накопительной пенсии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.07.2014г. №170.
Таким образом, действующее правовое регулирование допускает получение средств пенсионных накоплений правопреемниками застрахованных лиц и после истечения установленного шестимесячного срока, восстановление которого осуществляется судом.
Названный срок относится к срокам осуществления субъективного права на получение средств пенсионных накоплений, а его соблюдение выступает необходимой предпосылкой приобретения указанных средств.
Какого-либо перечня уважительных причин, дающих суду право восстановить пропущенный срок, законодательство не содержит. Поэтому этот вопрос решается судом по каждому делу с учетом его конкретных обстоятельств.
Приведенные истцом доводы и представленные доказательства в обоснование причин пропуска срока суд находит убедительными, а причины пропуска срока уважительными.
Как следует из пояснений истца, истцу не было известно о наличии у Панковой А.Н. договора об обязательном пенсионным страховании с АО «Негосударственный Пенсионный Фонд ГАЗФОНД пенсионных накоплений» и о наличии у Панковой А.Н. пенсионных накоплений, о наличии этого договора и пенсионных накоплений истец узнал только летом 2019 года. Доказательств обратного суду не представлено.
Допустимых и достоверных доказательств извещения истца о возможности получения данных выплат, в связи с чем, он смог бы своевременно обратиться с заявлением о выплате пенсионных накоплений умершей, суду не представлено.
Наличие средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной пенсии умершей Панковой А.Н., в ходе рассмотрения дела не оспаривалось.
Свидетель Швец Т.Н., допрошенная в судебном заседании, пояснила, что она является родной сестрой Панковой А.Н., о пенсионных накоплениях сестры в негосударственном фонде она узнала летом 2019 года, когда перебирала документы, о чем она сообщила истцу.
Таким образом, у истца отсутствовала информация о возможности реализации своих прав на получение пенсионных накоплений умершей супруги в негосударственном пенсионном фонде. О возможности их получить истец узнал только летом 2019 г., что также подтверждается и тем, что уведомление о прекращении договора, заключенного с Панковой А.Н., вручено ответчиком истцу только 02.07.2019 года. При этом суд учитывает, что с настоящим иском истец обратился 07.08.2019 г.
Проанализировав причины пропуска истцом срока для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений, учитывая его моральные и психические переживания, вызванные смертью близкого человека, отсутствие достоверных сведений у истца о заключении Панковой А.Н. договора об обязательном пенсионном страховании с ответчиком, что не позволило ему своевременно обратиться в Акционерное общество «Негосударственному пенсионному фонду ГАЗФОНД пенсионные накопления», суд находит данные причины их уважительными, и полагает, что срок для обращения с вышеуказанным заявлением Панкову В.П. возможно восстановить.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Восстановить Панкову В. П. срок для подачи в Акционерное общество «Негосударственному пенсионному фонду ГАЗФОНД пенсионные накопления» заявления о выплате средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионных счетах накопительной пенсии застрахованной Панковой А. Н., /дата/ года рождения, умершей /дата/.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 14.10.2019 года.
Судья /подпись/
Копия верна, подлинник решения находится в материалах дела № 2-4032/2019.
Судья