68RS0002-01-2021-000894-56
Дело № 2-857/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 мая 2021 года г.Тамбов
Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:
судьи Словесновой А.А.,
при секретаре судебного заседания Кобзеве Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Заболотниковой Светланы Анатольевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области о зачете периодов работы (проживания) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, назначении досрочной страховой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
01.10.2020г. Заболотникова С.А., *** года рождения, обратилась в ГУ-УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области с заявление о досрочном назначении страховой пенсии на основании п.п.7 п.1 ст.10 Федерального закона от 15.12.2001г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», ст.8 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», с применением ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Решением ГУ-УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области от 28.12.2020г. Заболотниковой С.А. в назначении досрочной страховой пенсии по старости было отказано в связи с обращением за назначением пенсии ранее, чем за месяц до возникновения права.
Не согласившись с указанным решением, 26.03.2021г. Заболотникова С.А. обратилась в суд с иском, в котором просила признать данный отказ незаконным и обязать ГУ-УПФР в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области назначить ей досрочно страховую пенсию с момента подачи соответствующего заявления, то есть с 01.10.2020г.
В обоснование заявленных требований истица указала, что после аварии на Чернобыльской АЭС, р.п.Сосновка Сосновского района Тамбовской области был отнесен к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. В соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», граждане, проживающие либо работающие на данной территории имеют право на льготное пенсионное обеспечение, а именно на уменьшение установленного законодательством пенсионного возраста на 1 год первоначально и на 1 год за каждые 4 года проживания или работы, но не более чем на 3 года в общей сложности.
В период с 20.07.1988г. по 14.05.2002г. она проживала и была зарегистрирована по адресу: Тамбовская область, Сосновский район, р.п.Сосновка, ул.Буденного, д.3. В период с 08.08.1991г. по 01.01.2010г. работала в ТОГБУЗ «Сосновская ЦРБ».
Р.п.Сосновка Сосновского района Тамбовской области распоряжением Правительства РФ от 05.04.1993г. №557-р отнесена к зоне радиоактивного загрязнения с льготным социально-экономическим статусом с 26.04.1986г. по 01.02.2998г.
*** у истца родилась дочь – ФИО1, в связи с чем в спорный период времени с 03.05.1993г. по 20.08.1994г. находилась а отпуске по уходу за ребенком и постоянно проживала по указанному выше адресу.
В связи с тем, что срок ее проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом составил 7 лет 6 месяцев 10 дней, она имеет право на снижение пенсионного возраста на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусов, в связи с чем ей должна быть назначена страховая пенсия с 01.0102020г., то есть с момента подачи заявления в Пенсионный фонд.
Истец Заболотникова С.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало.
В судебном заседании представитель истца Заболотниковой С.А. по доверенности Фурсов А.П. исковые требования поддержал, просил признать за истицей право на льготное пенсионное обеспечение, возложить на ответчика обязанность по назначению ей досрочно страховой пенсии с 28.10.2020г., то есть с момента достижения Заболотниковой С.А. возраста 53-х лет.
Представитель ответчика ГУ-УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области по доверенности Топорков И.Н. в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в решении ГУ-УПФР в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области от 28.12.2020г. об отказ в назначении досрочной страховой пенсии по старости Заболотниковой С.А. Дополнительно пояснил, что в материалах пенсионного дела ответ из УМВД России по Тамбовской области, в соответствии с которым сведения о регистрации истца за спорный период с 03.05.1993г. по 20.08.1994г. на территории р.п.Сосновка Сосновского района Тамбовской области отсутствуют. При этом указано, что сведения о регистрации хранятся у самих граждан или в домовых книгах. Также указал, что в случае удовлетворения исковых требований истца, право на досрочную страховую пенсию по старости у Заболотниковой С.А. возник не ранее достижения ею возраста 53-х лет, то есть с 28.10.2020г.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела и пенсионное дело истца, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Заболотниковой С.А. подлежат удовлетворению в силу следующих обстоятельств.
В силу ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет; страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с п.п.7 ч.1, ч.2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», право на пенсию в соответствии с указанным Федеральным законом имеют: граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости таким гражданам назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О страховых пенсиях", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Согласно п. 8 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
В примечании к ст. 35 данного Закона указано, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная ст.ст. 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
В соответствии со ст. 49 указанного Закона гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.
Как следует из материалов дела, установлено в судебном заседании, с 20.07.1988г. по 14.05.2002г. истец Заболотникова С.А. (ранее Овсянникова, Бакулина) была зарегистрирована по адресу: Тамбовская область, Сосновский район, р.п.Сосновка, ул.Буденного, д.3. Помимо пояснений представителя истца, данное обстоятельство подтверждается домовой книгой на указанное жилое помещение и справкой ОМВД России по Сосновскому району от 19.02.2021г., копии которых приобщены к материалам дела.
В период с 08.08.1991г. по 01.01.2010г. Заболотникова С.А. была трудоустроена в качестве рабочей кухни Сосновской ЦРБ, что подтверждается записями в трудовой книжке истца.
*** у истца Заболотниковой С.А. (ранее Бакулиной) рождается ребенок – ФИО2, что подтверждается копией свидетельства о заключении брака.
В период времени с 03.05.1993г. по 20.08.1994г. истцу Заболотниковой С.А. предоставлялся отпуск по уходу за ребенком до полутора лет.
Распоряжением Совета Министров - Правительства РФ от 5 апреля 1993 г. N 557-р рабочий поселок Сосновка Сосновского района Тамбовской области включен в Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, утвержденный распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. N 237-р, что не оспаривается представителем ответчика в судебном заседании.
Отказывая в удовлетворении заявления истицы о досрочном назначении страховой пенсии, ответчик указал, что она обратилась за назначением пенсии ранее, чем за месяц до возникновения права. Кроме этого ответчиком в отказном решении указано, что период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с 03.05.1993г. по 20.08.1994г. не подлежит включению в стаж на соответствующих видах работ, поскольку истцом не представлены документы, подтверждающие факт проживания в указанный период в зоне с льготно социально-экономическим статусом.
С данными доводами ответчика суд согласиться не может по следующим основаниям.
Местом жительства гражданина в соответствии со ст. 2 Закон РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» признается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. В соответствии с п. 100 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, который является приложением к Приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 ноября 2014г. N958н проживание (период проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства или месту пребывания).Как предусмотрено в п. 2, данный перечень включает в себя документы, необходимые для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (кроме пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим) (далее - установление пенсии) в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), Федеральным законом от 28 декабря 2013г. N424-ФЗ "О накопительной пенсии" (далее - Федеральный закон "О накопительной пенсии"), Федеральным законом от 15 декабря 2001г. N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
Из представленной в судебное заседание домовой книги на домовладение №3 по ул.Буденного в р.п.Сосновка Сосновского района Тамбовской области и справки из ОМВД России по Тамбовской области от 19.02.2021г. б/н следует, что с 20.07.1988г. по 14.05.2002г. истец Заболотникова С.А. (ранее Овсянникова, Бакулина) с семьей была зарегистрирована по месту жительства по указанному адресу.
Оценивая указанные документы по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что истицей представлены относимые и допустимые доказательства, подтверждающие ее проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом с 20.07.1988г. по 14.05.2002г.
Поскольку положения ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусматривают возможность назначения пенсии по старости с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года как проживания, так и работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности, то оснований для отказа в зачете периода нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с 03.05.1993г. по 20.08.1994г. в период проживания (работы) Заболотниковой С.А. на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом у суда не имеется.
Поскольку стаж проживания (работы) истца на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, с учетом спорного периода с 03.05.1993г. по 20.08.1994г., составляет более 7 лет, истец Заболотникова С.А., *** года рождения, имеет право на назначение страховой пенсии по старости с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", первоначально на 1 год и дополнительно на 2 года в соответствии с положениями ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", то есть с 28.10.2020г., поскольку достигла к данному моменту возраста 53-х лет.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Заболотниковой Светланы Анатольевны удовлетворить.
Обязать Государственной учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области засчитать Заболотниковой Светлане Анатольевне период с 03.05.1993г. по 20.08.1994г. (отпуск по уходу за ребенком до полутора лет) в период проживания (работы) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области назначить Заболотниковой Светлане Анатольевне досрочную страховую пенсию по старости с 28.10.2020г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд, через Ленинский районный суд г.Тамбова, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.А. Словеснова
Решение в окончательной форме составлено 27.05.2021г.
Судья А.А. Словеснова