Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-5484/2023 ~ М-5334/2023 от 11.10.2023

Дело 2а-5484/2023

УИД 73RS0001-01-2023-005968-23

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 декабря 2023 года                                                                                                 г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

судьи Шабинской Е.А.,

при секретаре Махмутовой Д.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Ленинского района города Ульяновска, поданного в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Ульяновска, Управлению образования Администрации города Ульяновска, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Лаишевская средняя школа» о возложении обязанности профинансировать оборудование охранной сигнализацией, осуществить оборудование охранной сигнализацией,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского района г.Ульяновска обратился в суд с вышеуказанным административным иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Лаишевская средняя школа», уточненным в ходе судебного разбирательства.

В обоснование иска указал, что проведена проверка состояния антитеррористической защищенности здания Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Лаишевская средняя школа» (МБОУ «Лаишевская средняя школа»).

Проверка показала, что учреждение имеет недостатки в обеспечении антитеррористической защищенности ввиду отсутствия охранной сигнализации, что является нарушением действующего законодательства.

Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики проявлений терроризма.

Согласно ч.3.1 ст.5 Федерального Закона № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Просил суд обязать администрацию города Ульяновска профинансировать оборудование охранной сигнализацией помещения МБОУ «Лаишевская средняя школа», расположенного по адресу: <адрес>; обязать МБОУ «Лаишевская средняя школа» в течении 2 (двух) месяцев со дня получения финансирования осуществить оборудование охранной сигнализацией помещения МБОУ «Лаишевская средняя школа», расположенного по адресу: <адрес>.

Судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены администрация города Ульяновска и Управление образования Администрации города Ульяновска.

В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г.Ульяновска Шаляхин А.А. административный иск поддержал.

Представитель административных ответчиков Администрации города Ульяновска и Управления образования Администрации города Ульяновска Набиуллин Ш.И. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился по доводам, изложенным в отзыве на административный иск, указав, что Управлением образования принимаются исчерпывающие меры по обеспечению предупреждения террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории общеобразовательных учреждений. 2-месячный срок является явно неразумным для исполнения решения суда, поскольку потребность на финансовое обеспечение общеобразовательных организаций Ленинского района г. Ульяновска охранной сигнализацией будет рассмотрена в ДД.ММ.ГГГГ году при формировании проекта бюджета на ДД.ММ.ГГГГ год и на плановый ДД.ММ.ГГГГ в рамках реализации муниципальной программы «Развития и модернизация образования в муниципальном образовании «город Ульяновск», утвержденной постановлением администрации города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ . Учитывая отсутствие финансирования может привести к невозможности своевременного исполнения решения суда. Полагает целесообразным обязать Учреждение в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить обеспечение охранной сигнализацией. Отметил, что 6-месячный срок необходим для согласования процедуры и сроков получения бюджетных денежных средств, для формирования проекта контракта на выполнение работ по оборудованию охранной сигнализации. После согласования проекта необходимо подготовить техническую и конкурсную документацию, затем объявить и провести торги, пописать контракт, выполнить работу по оборудованию охранной сигнализации и принять работу. Процедуры по подготовке, организации и проведении торгов четко регламентированы ФЗ от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Административный ответчик МБОУ «Лаишевская средняя школа» в лице директора Зацепиной Е.С. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась по доводам, изложенным в отзыве на административное исковое заявление, указав, что отсутствие финансирования может привести к невозможности своевременного исполнения решения суда. При выделении финансирования на оснащение Учреждения охранной сигнализацией требования прокуратуры будут исполнены. Учреждение полагает целесообразным обязать в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить оборудование охранной сигнализации Учреждения.

Представитель заинтересованного лица ФГКУ «УВО ВНГ России по Ульяновской области» в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором указал, что сотрудники ФГКУ «УВО ВНГ России по Ульяновской области» привлекались к обследованию объекта МБОУ «Лаишевская средняя школа» в период его категорирования. МБОУ «Лаишевская средняя школа» присвоена 3 категория опасности. В соответствии с п.п. «а» п. 25 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 Требований, осуществляются мероприятия по оснащению объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации. МБОУ «Лаишевская средняя школа» находится в зоне действия пункта централизованной охраны УВО по городу Ульяновске – филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Ульяновской области». Между МБОУ «Лаишевская средняя школа» и ФГКУ «УВО ВНГ России по Ульяновской области» заключен контракт «Об оказании услуг по охране объектов путем реагирования на срабатывание тревожной сигнализации». Заключение договоров (контрактов) осуществляется в заявительном порядке. Обращений от МБОУ «Лаишевская средняя школа» о заключении контракта на оказание услуг по охране с помощью системы централизованного наблюдения не поступало. Просит рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представители заинтересованных лиц Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска. Финансового управления администрации города Ульяновска в судебное заседание не явились, судом извещались.

Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В силу п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», устанавливающим основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе, по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности данного министерства (пункт 1).

Постановлением Правительство Российской Федерации 2 августа 2019 года N 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), которыми установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 указанного постановления Перечни объектов (территорий), подлежащих антитеррористической защите, определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования Российской Федерации, - в отношении объектов (территорий), правообладателями которых они являются, а также организаций, находящихся в их ведении, осуществляющих деятельность в сфере образования.

Пунктом 5 поименованного постановления предусмотрено, что ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).

В целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).

Подпунктом "в" пункта 13 постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1006 к объектам (территориям) третьей категории опасности отнесены:

- объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 801 до 1100 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тыс. человек;

- объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 501 до 800 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения более 10 тыс. человек;

- объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 100 до 500 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения более 100 тыс. человек.

Как следует из содержания пункта 25 поименованного постановления, в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 указанных требований, осуществляются следующие мероприятия: а) оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации.

Как установлено судом, МБОУ «Лаишевская средняя школа» является социально ориентированной некоммерческой организацией, основной целью деятельности которой является образовательная деятельность.

Из пункта 1.3 Устава МБОУ «Лаишевская средняя школа» следует, что учредителем образовательной организации является Муниципальное образование «город Ульяновск». Функции и полномочия учредителя от имени Муниципального образования «город Ульяновск» осуществляет Управление образования администрации города Ульяновска.

Функции и полномочия собственника имущества Учреждения от имени Муниципального образования «город Ульяновск» осуществляет Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска.

Собственник осуществляет распорядительные и контролирующие функции в отношении муниципального имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления, постоянного (бессрочного) пользования (пункт 1.4 Устава).

Место нахождения Учреждения (юридический, фактический и почтовый адрес): <адрес>А.

Здание школы, расположенной по адресу: <адрес>А, передано в оперативное управление МБОУ «Лаишевская средняя школа» на основании договора о закреплении за учреждением муниципального имущества на праве оперативного управления от ДД.ММ.ГГГГ.

Как установлено судом, и это не оспаривается сторонами, МБОУ «Лаишевская средняя школа» относится к объекту третьей категории опасности, следовательно, в отношении него должны быть проведены мероприятия, предусмотренные пунктами 24 и 25 требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1006, в том числе, оснащение помещений школы охранной сигнализацией.

Федеральный закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" регламентирует следующие особенности правового статуса бюджетного учреждения.

Таковым признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (пункт 1 статьи 9.2). Муниципальным бюджетным учреждением признается учреждение, созданное муниципальным образованием (пункт 1 статьи 9.1) в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования (подпункт 3 пункт 2 статьи 13). Его единственным учредительным документом является устав (пункт 1 статьи 14), утвержденный местной администрацией муниципального образования (подпункт 3 пункта 1.1 статьи 14) и содержащий наименование учреждения с указанием его типа, сведения о собственнике его имущества, исчерпывающий перечень видов деятельности, которые оно вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано, указания о структуре, компетенции органов управления учреждения, порядке их формирования, сроках полномочий и порядке деятельности таких органов (пункт 3 статьи 14). Функции и полномочия учредителя муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются органом местного самоуправления (пункт 3 статьи 9.1). Муниципальное бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом (пункт 2 статьи 9.2), посредством выполнения муниципального задания, которое формируется и утверждается в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и финансовое обеспечение которого производится в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (пункты 3 и 6 статьи 9.2). Муниципальное бюджетное учреждение вправе осуществлять и иные виды деятельности (пункт 4 статьи 9.2).

Правовой режим имущества бюджетного учреждения, которое, будучи юридическим лицом, участвует в гражданском обороте наряду с иными субъектами, в том числе заключает договоры и отвечает за их исполнение (пункт 1 статьи 48 ГК Российской Федерации), также имеет существенную специфику.

Так, имущество закрепляется за ним на праве оперативного управления, а собственником имущества муниципального бюджетного учреждения является муниципальное образование (пункт 1 статьи 123.21 ГК Российской Федерации и пункт 9 статьи 9.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях").

Гражданский кодекс Российской Федерации в качестве общего принципа имущественной ответственности публично-правовых образований устанавливает в пункте 3 статьи 126, что Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом.

Согласно пункту 4 статьи 5.2 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, в числе прочего, обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 16 и пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального округа относится, в том числе, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Собственником здания, в котором МБОУ «Лаишевская средняя школа» осуществляет образовательный процесс, является муниципальное образование, наделенное полномочиями по обеспечению выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности.

Из полного наименования указанного образовательного учреждения следует, что данное учреждение является муниципальным бюджетным учреждением.

Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.

В силу п.1.1. Положения об Управлении образования Администрации города Ульяновска (утв. решением Ульяновской Городской Думы от 24.05.2006 N 90 "Об учреждении отраслевых (функциональных) органов администрации города Ульяновска" (вместе с "Положением об Управлении имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска", "Положением о финансовом Управлении администрации города Ульяновска", "Положением об Управлении по делам семьи администрации города Ульяновска", "Положением об Управлении культуры и организации досуга населения администрации города Ульяновска", "Положением о Комитете по физической культуре и спорту мэрии г. Ульяновска", "Положением об Управлении физической культуры и спорта администрации города Ульяновска", "Положением об Управлении жилищно- коммунального хозяйства администрации города Ульяновска", "Положением об Управлении дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска", "Положением об Управлении архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска")) (далее Положение), Управление образования администрации города Ульяновска (далее - Управление) является отраслевым (функциональным) органом администрации города Ульяновска, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по обеспечению решения вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами Ульяновской области, в областях образования, работы с детьми и молодежью.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, учитывая, что собственником здания, в котором МБОУ «Лаишевская средняя школа» осуществляет образовательный процесс, является муниципальное образование, то обстоятельство, что Управление образования администрации города Ульяновска является отраслевым (функциональным) органом администрации города Ульяновска, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по обеспечению решения вопросов местного значения, а также принимая во внимание, что оборудование здания дошкольного образовательного учреждения системой охранной сигнализации является обязательным, направленным на предупреждение и пресечение преступлений террористической направленности, и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья воспитанников и работников учреждения, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований прокурора.

С учетом объема необходимых затрат, суд полагает необходимым установить администрации города Ульяновска срок финансирования мероприятий по оборудованию системой охранной сигнализации – в течение 2 (двух) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, а МБОУ «Лаишевская средняя школа» - в течении 4 (четырех) месяцев с момента поступления финансирования.

Таким образом, следует обязать администрацию города Ульяновска в течении 2 (двух) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу профинансировать оборудование системой охранной сигнализации здания МБОУ «Лаишевская средняя школа», расположенного по адресу: <адрес>, а МБОУ «Лаишевская средняя школа» в течении 4 (четырёх) месяцев с момента поступления финансирования оборудовать системой охранной сигнализации здание МБОУ «Лаишевская средняя школа», расположенное по адресу: <адрес>.

В иске к Управлению образования администрации города Ульяновска суд отказывает как ненадлежащему административному ответчику.

Доводы стороны административных ответчиков об отсутствии в бюджете финансовых средств на выполнение антитеррористической защищенности объектов образования судом отклоняются, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием либо отсутствием финансирования.

В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции РФ) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Ленинского района г.Ульяновска удовлетворить частично.

Обязать администрацию города Ульяновска в течении 2 (двух) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу профинансировать оборудование системой охранной сигнализации здания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лаишевская средняя школа», расположенного по адресу: <адрес>

Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лаишевская средняя школа» в течении 4 (четырёх) месяцев с момента поступления финансирования оборудовать системой охранной сигнализации здание Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лаишевская средняя школа», расположенное по адресу: <адрес>.

В удовлетворении остальной части требований и в удовлетворении требований к Управлению образования Администрации города Ульяновска - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                                                       Е.А. Шабинская

В окончательной форме решение изготовлено 18.12.2023 года.

2а-5484/2023 ~ М-5334/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
прокурор Ленинского района г.Ульяновска
Ответчики
МБОУ "Лаишевская средняя школа"
Другие
Управление Росгвардии по Ульяновской области
Управление образования администрации г.Ульяновска
УВО по городу Ульяновску ФГКУ "УВО ВНГ России по Ульяновской области"
Суд
Ленинский районный суд г. Ульяновска
Судья
Шабинская Е. А.
Дело на странице суда
leninskiy--uln.sudrf.ru
11.10.2023Регистрация административного искового заявления
12.10.2023Передача материалов судье
16.10.2023Решение вопроса о принятии к производству
16.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.11.2023Судебное заседание
29.11.2023Судебное заседание
11.12.2023Судебное заседание
18.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее