Дело № 2-98/2020 26RS0012-01-2019-003543-66
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ессентуки 17 января 2020 года
Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего федерального судьи Федорова К.А., при секретаре Кафаровой Т.С., с участием представителя истца - администрации г. Ессентуки Монастырной В.В., ответчика Трибунской Р.Б., прокурора прокуратуры г. Ессентуки Податыкиной М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации г. Ессентуки к Трибунской Р.Б. об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд путем выкупа, определении выкупной стоимости, прекращении права собственности, признании права муниципальной собственности,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация г. Ессентуки обратилась с иском к Трибунской Р.Б., мотивировав требования тем, что квартира, площадью 18,7 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый номер *****, принадлежит на праве собственности Трибунской Р.Б. (***** доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме). Постановлением администрации г. Ессентуки от <дата> *****, многоквартирный дом № ***** лит. ***** по <адрес> признан аварийным. Дом состоит в Реестре многоквартирных домов и жилых домов, признанных аварийными после <дата>. Постановлением администрации г. Ессентуки от <дата> ***** «Об изъятии земельного участка под многоквартирным домом и помещений в нем, расположенных по <адрес> для муниципальных нужд», постановлено изъять для муниципальных нужд земельный участок, общей площадью 2 235,2 кв.м., кадастровый номер ***** расположенный по адресу: <адрес>, литер А. Во исполнение решения Ессентукского городского суда от <дата> и апелляционного определения Ставропольского краевого суда от <дата> Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Ессентуки подготовлено и направлено в адрес Трибунской Р.Б., собственника жилого помещения *****, расположенного по адресу: <адрес>, Соглашение об изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества для муниципальных нужд. Трибунская Р.Б. письменно отказалась от подписания указанного соглашения, по причине несогласия с размером выкупной стоимости. В соответствии с отчетом ***** об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, размер возмещения на изымаемый земельный участок и расположенный на нем объект недвижимого имущества составляет ***** рубля. Соглашение об изъятии недвижимости Трибунской Р.Б. до настоящего времени не подписано. С учетом изложенного, истец просит изъять жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, площадью 18,7 кв.м., кадастровый (условный) номер *****, принадлежащую на праве собственности Трибунской Р.Б. для муниципальных нужд путем выкупа; определить выкупную стоимость равной рыночной стоимости жилого помещения, установленного отчетом об оценке *****; прекратить право собственности Трибунской Р.Б. на указанную квартиру и признать Трибунскую Р.Б. утратившей право пользования жилым помещением: квартирой *****, площадью 18,7 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый номер *****; признать за муниципальным образованием городским округом городом-курортом Ессентуки право собственности на квартиру № ***** площадью 18,7 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый номер *****.
В судебном заседании представитель истца - администрации г. Ессентуки Монастырная В.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик Трибунская Р.Б. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Считает, что указанная в соглашении об изъятии недвижимости цена на земельную долю и долю в жилом помещении, крайне занижена. Намерений продавать принадлежащие ей на праве собственности жилое помещение она не имеет.
Прокурор Податыкина М.В., ссылаясь на положения пункта 13 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации, полагала, что в удовлетворении исковых требований администрации города следует отказать, так как иск не может быть предъявлен по истечении трехлетнего срока действия решения об изъятии земельного участка для указанных нужд.
Выслушав стороны, заключение прокурора, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 8 ч. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
В п. 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> ***** утверждено Положение о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, решение о чем принимается соответствующим органом исполнительной власти на основании заключения комиссии.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.
Согласно абз. 5 п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> ***** "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" под государственными или муниципальными нуждами при изъятии земельных участков следует понимать потребности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, связанные с обстоятельствами, установленными соответственно федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации, удовлетворение которых невозможно без изъятия земельных участков (например, выполнение международных обязательств Российской Федерации, размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов их размещения, застройка в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений).
В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
В ч. 2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Также в п.п. «б» п. 21 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> ***** указано, что решение об изъятии жилого помещения путем выкупа должно быть принято компетентным органом, то есть органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ч. 2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Правовое основание пользования собственником жилого помещения земельным участком (собственность, аренда, пожизненное наследуемое владение, право постоянного (бессрочного) пользования) значения не имеет. Порядок подготовки и принятия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд определяется федеральным законодательством, в частности гражданским и земельным законодательством (ст.ст. 279-283 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 9-11, 49, 55, 61, 63 Земельного кодекса Российской Федерации).
Кроме того, согласно п. 49 вышеуказанного Положения к компетенции органа местного самоуправления в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем его использовании, сроках расселения.
Из ч. 4 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
На основании ч. 10 ч. 4 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 настоящей статьи.
В ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации указаны положения, касающиеся изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Кроме того, процедура изъятия земельного участка подробно регламентирована в ст.ст. 56.2, 56.3 Земельного кодекса российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
В силу ч. 7 ст. 11 Федерального закона от <дата> № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическое наблюдение в отношении объектов культурного наследия федерального значения, объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия проводятся должностными лицами органов охраны объектов культурного наследия на основании заданий органа охраны объектов культурного наследия.
Согласно положениям вышеуказанного Федерального закона установлен запрет на снос объекта культурного наследия, включенного в реестр, а также на территории памятника запрещается проведение работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия (п. 13 ст. 18, п. 1 ст. 5.1).
В ч. 1 ст. 33 вышеуказанного Федерального закона установлено, что выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
На основании ст.ст. 34, 35 вышеуказанного Федерального закона территория, в пределах которой, в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия, в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной среды объекта культурного наследия (охранная зона). Проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника запрещается, за исключением работ по сохранению данного памятника и (или) его территории, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника и не создающей угрозы его повреждения, разрушения или уничтожения.
В ст. 54 вышеуказанного Федерального закона установлены основания прекращения права собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок в границах территории объекта культурного наследия.
В судебном заседании установлено, что жилое помещение, площадью 18,7 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый номер *****, принадлежит на праве собственности Трибунской Р.Б.
Согласно заключению межведомственной комиссии от <дата> ***** многоквартирному жилому дому, ***** по <адрес> присвоен статус аварийного и подлежащего реставрации.
Постановлением администрации г. Ессентуки от <дата> ***** данное заключение утверждено и постановлено признать жилой <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции (реставрации).
Постановлением администрации г. Ессентуки от <дата> ***** принято решение об изъятии земельного участка, площадью 2235,2 кв.м., с кадастровым номером 26:30:010107:8, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащий на праве общей долевой собственности собственникам помещений многоквартирного дома, для муниципальных нужд.
В адрес ответчика направлялось соглашение об изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества для муниципальных нужд.
Соглашение об изъятии недвижимости Трибунской Р.Б. до настоящего времени не подписано.
Между тем, в соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от <дата> *****-п «О внесении изменений в список памятников истории и культуры Ставропольского края, подлежащих государственной охране как памятники местного и республиканского значения», дом магистра фармации, председателя Общества благоустройства Ессентуков Ткешелашвили И.С., расположенный по адресу: <адрес> является памятником истории и культуры Ставропольского края.
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от <дата> *****-р постановлено зарегистрировать объект культурного наследия регионального значения «Дом магистра фармации, председателя Общества благоустройства Ессентуков Ткешелашвили И.С.», нач. ХХ в., расположенный по адресу: <адрес>, в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, с присвоением регистрационного номера.
Таким образом, многоквартирный жилой <адрес> является объектом культурного наследия, находящимся под государственной охраной, снос которого запрещен.
В связи с этим, суд приходит к выводу, что администрация г. Ессентуки не наделена полномочиями изымать жилые помещения, включенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, и земельный участок, расположенный в границах территории данного объекта и являющийся его неотъемлемой частью.
Поскольку указанный объект культурного наследия находится в состоянии, непригодном для проживания в нем граждан, то с учетом положений Федерального закона от <дата> № 73-ФЗ правом на принятие решения по изъятию земельного участка и указанного дома обладает только региональный орган охраны объектов культурного наследия, которым является Управление Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия.
Оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что у истца отсутствуют законные основания требовать возмездного изъятия у ответчика жилого помещения в аварийном доме, признания Трибунской Р.Б. утратившей право пользования спорным жилым помещением, а также требовать признания права муниципальной собственности на спорное жилое помещение.
Кроме того, пунктом 13 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия.
В "Обзоре судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ <дата>) указано, что: "Статьей 282 ГК РФ (в редакции, действовавшей до <дата>) устанавливался трехлетний срок для предъявления иска о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд, исчислявшийся с момента направления собственнику уведомления о предстоящем изъятии земельного участка. Действующая с <дата> редакция статьи 282 ГК РФ устанавливает, что иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для указанных нужд, который, согласно пункту 13 статьи 56.6 ЗК РФ, составляет три года с момента его принятия. Истечение указанного срока является основанием для отказа в удовлетворении иска".
Постановление об изъятии земельного участка вынесено <дата>, в суд администрация г. Ессентуки обратилась с настоящим исковым заявлением <дата>, то есть после истечения трехлетнего срока.
С учетом изложенного, заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░ 18,7 ░░.░., ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░; ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ *****; ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░ *****, ░░░░░░░░ 18,7 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░>; ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░░░░ 18,7 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22 ░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░