Дело № 2-858/2022
73RS0001-01-2021-009303-74
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 марта 2022 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе судьи Т.Л. Грачевой,
при секретаре А.Н. Чуваковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Правительства Ульяновской области в лице Управления по охране объектов культурного наследия Администрации Губернатора Ульяновской области к Каракозову ФИО9, Каракозовой ФИО10, Богачевой ФИО11 о возложении обязанности демонтировать забор,
УСТАНОВИЛ:
Правительство Ульяновской области в лице Управления по охране объектов культурного наследия Администрации Губернатора Ульяновской области обратилось в суд с указанным иском к Каракозову ФИО12, Каракозовой ФИО13.
Требования мотивированы тем, что Каракозов ФИО14 и Каракозова ФИО15 являются собственниками дома по адресу: <адрес>. Данный дом находится на земельном участке, который входит в ОЗФ - охранная зона объектов культурного наследия федерального значения. Данная зона установлена постановлением Правительства Ульяновской области от 02.07.2009 № 256-П «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории муниципального образования «Город Ульяновск», режимах использования земель и градостроительных регламентах в границах данных зон» (далее - 256-П).
Согласно подп.З п.3.1 ОЗФ - охранная зона объектов культурного наследия федерального значения Приложения №2 256-П запрещаются в охранной зоне: использование отдельных строительных материалов (приложение № 1 к режимам использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах зон охраны объектов культурного наследия на территории муниципального образования «город Ульяновск»).
Согласно п.1 Приложения №1 256-П перечень отделочных и строительных материалов, применение которых при ремонте, реставрации, приспособлении для современного использования, при капитальном строительстве зданий и сооружений в зонах охраны объектов культурного наследия запрещается профилированный металлический лист (профнастил).
Согласно п.1 ст.34 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - 73-ФЗ) в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Согласно п.2 ст.34 73-ФЗ охранная зона объекта культурного наследия -территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия. Территория ТФ накладывается на зону ОЗФ.
Согласно п.1 ст.34 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - 73-ФЗ) в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Согласно п.2 ст.34 73-ФЗ охранная зона объекта культурного наследия -территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Истец считает, что возведённый ответчиками забор из профилированного листа был выполнен с нарушением положения о регенерации, которая установлена 256-П и в нарушение 256-П.
На претензию о демонтаже муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская художественная школа» сообщило, что оно забор не устанавливало, а забор установили собственники дома, который расположен по адресу: <адрес>.
Претензии, которые направлялись собственникам <адрес>, былипроигнорированы.
Просил суд обязать Каракозова ФИО16 и Каракозову ФИО17 демонтировать забор из профилированного листа, который расположен в границах земельного участка по адресу: <адрес>.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена Богачева Т.Г.
В судебном заседании истец – Правительство Ульяновской области в лице представителя не присутствовал, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен, ранее на удовлетворении исковых требований настаивал, поддержав доводы и факты искового заявления.
В судебном заседании ответчики не присутствовали, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены.
Представитель ответчиков Каракозовых возражал против удовлетворения исковых требований, представил письменный отзыв, который полностью поддержал в ходе рассмотрения дела.
В судебном заседании представитель третьего лица – МБУДО «Детская художественная школа», не присутствовал, просил дело рассмотреть в свое отсутствие.
Суд считает возможным рассмотреть данное дело при данной явке.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, материалы дел правоустанавливающих документов на спорный объект, инвентарное дело, гражданские дела № 2-1521/07, 2-670/07, 2-2047/08, 2-5813/11, 2-6838/11, 2—1145/15, 2-3189/16, суд приходит к следующему.
Согласно ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, судом были определены юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию сторонами.
Гражданским законодательством, в частности ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) предусмотрены способы защиты гражданских прав, однако данный перечень не является исчерпывающим.
Суд принимает решение, в силу ст.196 ГПК РФ, в пределах заявленных истцом требований.
В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 33 Федерального закона №73-ФЗ от 25.06.2002 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя в том числе разработку, согласование и утверждение в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, проектов зон охраны объектов культурного наследия, а также согласование решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о предоставлении земель и об изменении их правового режима.
Согласно п.1 ст. 34 указанного Федерального закона в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия.
Пунктом 2 статьи 34 указанного Федерального закона установлено, что охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия. Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.
09.03.2006 принят Закон Ульяновской области N 24-ЗО "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Ульяновской области", согласно которому правительство Ульяновской области уполномочено на утверждение в порядке, установленном настоящим Законом, границ зон охраны объекта культурного наследия регионального значения и объекта культурного наследия местного (муниципального) значения, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон; утверждение границ зон охраны объектов культурного наследия федерального значения (за исключением зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и зон охраны объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия) на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия (статья 3); указан порядок утверждения границ зон охраны объекта культурного наследия регионального значения и объекта культурного наследия местного (муниципального) значения, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон (статья 9).
Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.07.2009 N 256-П определены границы зон охраны объектов культурного наследия на территории муниципального образования "Город Ульяновск", режим использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон.
Домовладение по <адрес> принадлежит на праве общей долевой собственности: Каракозову Д.Н. – 22/100 долей, Каракозовой Л.А.- 44/100 долей, Богачевой Т.Г. – 34/100 долей.
Согласно п. 20 Постановления Правительства Ульяновской области от 02.07.2009 N 256-П "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории муниципального образования "Город Ульяновск", режимах использования земель и градостроительных регламентах в границах данных зон" ОЗФ - объединенная охранная зона объектов культурного наследия федерального значения на участке <адрес> - территория "мемориального квартала" Государственного историко-мемориального музея-заповедника "Родина В.И. Ленина".
Границы зоны проходят от дома <адрес> по восточной границе участков домов <адрес>, по восточной границе участка евангелическо-лютеранской церкви (<адрес>) до противоположного угла <адрес>, по восточной границе участка домов <адрес>, по красной линии <адрес> по дворовой границе участков домов <адрес>, по красной линии <адрес> до пересечения с <адрес>, по северной границе сквера "Колючий садик", по восточной границе участков домов <адрес>, по красной линии <адрес>, включая территории участков домов <адрес>), до противоположного угла <адрес>
То есть домовладение находится в границах приведенной выше зоны.
Согласно ч.3 раздела указанного постановления ОЗФ - охранная зона объектов культурного наследия федерального значения постановления Правительства Ульяновской области от 02.07.2009 N 256-П «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории муниципального образования "Город Ульяновск", режимах использования земель и градостроительных регламентах в границах данных зон» запрещаются в охранной зоне:
1) снос: объектов культурного наследия и их частей; зданий и сооружений, обладающих признаками объекта культурного наследия, и их частей; исторических зданий и их частей без проведения историко-культурной экспертизы;
2) строительство зданий и сооружений, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и восстановление (регенерацию) историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия;
3) использование отдельных строительных материалов (приложение N 1 к режимам использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах зон охраны объектов культурного наследия на территории муниципального образования "город Ульяновск");
4) размещение на фасадах и крышах инженерного оборудования, инженерных сетей и коммуникаций;
5) прокладка наземных инженерных сетей и коммуникаций;
6) прокладка подземных инженерных сетей и коммуникаций, не относящихся к функционированию данного объекта культурного наследия;
7) размещение постоянных автостоянок;
8) размещение рекламы и рекламных конструкций, не относящихся к функционированию данного объекта культурного наследия.
К одному из виду отдельного строительного материала, согласно приложению №1 к режимам использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах зон охраны объектов культурного наследия на территории муниципального образования "город Ульяновск", использование которого запрещено, - профилированный металлический лист (профнастил).
12.11.2021 главным специалистом-экспертом департамента государственного контроля и судебного представительства Управления по охране объектов культурного наследия Администрации Губернатора Ульяновской области по результатам проверки соблюдения требований законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия было установлено, что на территории охранной зоны объектов культурного наследия федерального значения на земельном участке, принадлежащем ответчику <адрес> установлен забор из профилированного листа.
В связи с выявленными нарушениями в адрес ответчикам Каракозовым была направлена информация о необходимости провести мероприятия по демонтажу забора из профилированного листа, установленного в объединенной охранной зоне объектов культурного наследия федерального значения на принадлежащем им земельном участке.
Как подтверждается актом осмотра от 14.01.2022 года, требования о демонтаже забора не исполнены.
Таким образом, имеются все основания полагать, что возведение забора из профилированного металлического листа в объединенной охранной зоне объектов культурного наследия федерального значения на земельном участке по <адрес> противоречит требованиям общего режима.
Доводы представителя ответчиков Каракозовых о том, что Каракозовы занимаются содержанием собак, при этом по данному адресу располагалось УГООО СКЦ «Империал», которое ликвидировано, но имеет намерения вновь возобновить деятельность не имеют значения для рассмотрения дела, согласно выписке из ЕГРЮДЛ данное общество ликвидировано и на него не могут быть возложены какие-либо обязанности.
По мнению суда, не имеет значения кем именно был возведен спорный забор, важно, что возведенный забор из профилированного металлического листа в настоящее время расположен на земельном участке, находящемся в общей долевой собственности ответчиков, но с учетом принадлежности земельного участка к зоне охраны объектов культурного наследия на территории муниципального образования "Город Ульяновск, там располагаться не должен.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд считает требования стороны истца обоснованными, обязанность по демонтажу указанного забора подлежит возложению ответчиков как сособственников домовладения.
Оснований для возложения данной обязанности на иных лиц с учетом ранее изложенного судом не установлено.
Следовательно, исковые требования Правительства Ульяновской области в лице Управления по охране объектов культурного наследия Администрации Губернатора Ульяновской области подлежат удовлетворению.
При этом, суд считает необходимым отметить, что из смысла п.3 ч. 3 раздела постановления Правительства Ульяновской области от 02.07.2009 N 256-П ОЗФ следует, что запрет на использование отдельных строительных материалов, устанавливается вне зависимости от того, возводится ли объект капитального строительства, сооружение или элемент благоустройства.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд полагает возможным предоставить ответчику три месяца для проведения указанных в решении работ, поскольку указанный срок исполнения, по мнению суда, является разумным и соизмеримым с необходимыми действиями.
В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст.123 Конституции Российской Федерации) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.
При рассмотрении дела суд исходил из представленных сторонами доказательств, иных доказательств сторонами не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Правительства Ульяновской области в лице Управления по охране объектов культурного наследия Администрации Губернатора Ульяновской области удовлетворить.
Возложить на Каракозова ФИО18, Каракозову ФИО19, Богачеву ФИО20 обязанность произвести демонтаж забора из профильного листа, установленного в охранной зоне объектов культурного наследия федерального значения в границах земельного участка по адресу: <адрес> в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.Л. Грачева