Дело № 2 - 184/2017
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 июня 2017 года пос. Шаля
Шалинский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Ярославцева В.Е.,
при секретаре Бушуевой Н.Г.,
с участием представителя истца - помощника прокурора Шалинского района Свердловской области Шамарина С.П.,
представителей третьих лиц на стороне ответчика, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора: директора филиала № 4 Шалинского центрального Дома культуры муниципального казенного учреждения Шалинского городского округа «Шалинский центр развития культуры» Рогозинниковой М.С.; индивидуального предпринимателя Атожонова Ш.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шалинского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Шалинского городского округа о возложении обязанности совершить действия, направленные на соблюдении требований законодательства в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности
У С Т А Н О В И Л
Прокурор Шалинского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Шалинского городского округа о возложении обязанности о возложении обязанностей: в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать место массового пребывания людей - площадь Шалинского городского округа, расположенную возле Филиала № Шалинского центрального Дома культуры муниципального казенного учреждения Шалинского городского округа «Шалинский центр развития культуры» по адресу: <адрес> системой оповещения и управления эвакуацией и информационными стендами (табло), содержащими схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны правообладателя аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности.
В ходе разбирательства дела представитель истца - помощник прокурора Шалинского района Шамарин С.П. отказался от исковых требований о возложении обязанности оборудовать место массового пребывания людей системой оповещения и управления эвакуацией. Другие исковые требования уточнил и просил возложить обязанность на Администрацию Шалинского городского округа в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать место массового пребывания людей - площадь Шалинского городского округа, расположенную возле Филиала № Шалинского центрального Дома культуры муниципального казенного учреждения Шалинского городского округа «Шалинский центр развития культуры» по адресу: <адрес> информационными стендами (табло), содержащими схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны правообладателя аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 272 от 25.03.2015.
Своей иск прокурор мотивировал тем, что прокуратурой Шалинского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности. В ходе проверки установлено, что Постановлением главы Шалинского городского округа от 16.06.2016 № 58 утвержден перечень мест массового пребывания людей на территории Шалинского городского округа. В указанный Перечень включен один объект - площадь Шалинского городского округа, расположенная возле Филиала № Шалинского центрального Дома культуры МКУ ШГО «Шалинский центр развития культуры» <адрес>. В нарушении Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», ответчиком на названном объекте массового пребывания людей не обеспечена антитеррористическая защищенность указанного места, а именно: площадь не оборудована информационными стендами (табло), содержащими схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны правообладателя аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 272 от 25.03.2015.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Шалинского района Свердловской области Шамарин С.П. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме по указанным в исковом заявлении основаниям, просил вынести решение об их удовлетворении. При этом пояснил, что несоблюдение ответчиком вышеуказанных норм влечет за собой нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан в случае совершения террористического акта.
Ответчик - представитель Администрации Шалинского городского округа Сюкосев А.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания по делу, в судебное заседание не явился, отзыв (возражения) на исковое заявление в адрес суда не направил, об уважительности причины неявки в суд не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие или отложении слушания по делу не просил. Суд, с учетом мнения представителя истца, третьих лиц, не возражавших против рассмотрения дела в заочном порядке, определил дело рассмотреть в отсутствие ответчика - в заочном порядке.
Ранее участвуя в судебном разбирательстве дела, представитель ответчика Администрации Шалинского городского округа Сюкосев А.В. исковые требования прокурора не признал в полном объеме. Суду пояснил, что в составленном паспорте безопасности имеются разногласия: указаны не существующие в <адрес> улицы, не указаны сведения о работниках или арендаторах мест массового пребывания людей; не указаны сведения о потенциально опасных участках или критических элементах. Таким образом, истцом в обосновании своих требований предоставлены документы исключающие друг друга. Просил исковые требования прокурора оставить без удовлетворения.
Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - индивидуальный предприниматель Атожонов Ш.С. суду пояснил, что ему принадлежит здание торгового центра «У фонтана», расположенное в непосредственной близости к месту массового пребывания людей. Данное здание оборудовано пожарной сигнализацией, громкоговорителем, аварийной кнопкой оповещения, схемой поэтажной эвакуации, имеются видеокамеры по периметру здания в количестве 4 штук, которыми вышеуказанная площадь частично охватывается. Все необходимые меры в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности им выполняются.
Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора директор - Филиала № Шалинского центрального Дома культуры МКУ ШГО «Шалинский центр развития культуры» Рогозинникова М.С. в судебном заседании пояснила, что здание Дома культуры, расположенное непосредственно возле площади, укомплектовано видеокамерами (2 - внутри помещения, 6 - на улице). Имеется пожарная сигнализация, аварийные кнопки и микрофоны для оповещения, схема поэтажной эвакуации людей. То есть все необходимые меры в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности ими выполняются. Видеокамерами также охватывается часть территории площади - места массового пребывания людей.
Специалист Вшивков И.Ю. в судебном заседании пояснил, что является ведущим специалистом по чрезвычайным ситуациям Администрации Шалинского городского округа. В здании администрации функционирует система оповещения - тревожная кнопка. Имеющихся систем видеонаблюдения достаточно. Установленный объект массового пребывания людей - Площадь Шалинского городского округа, расположенная по адресу: <адрес> необходимо оборудовать информационными стендами (табло), содержащими схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны правообладателя аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 272 от 25.03.2015. Проведение данной работы запланировано Администрацией Шалинского городского округа на 2018 год. При оформлении паспорта безопасности им допущены недочеты, которые устранимы и принципиальной роли не играют.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующему.
Из акта проверки (л.д.10-11), утвержденного всеми заинтересованными службами паспорта безопасности места массового пребывания людей (л.д.13-18); постановления Главы Шалинского городского округа от 16.06.2016 № 58 «Об утверждении перечня мест массового пребывания людей на территории Шалинского городского округа» (л.д.14), следует, что местом массового пребывания людей на территории Шалинского городского округа включен один объект - площадь Шалинского городского округа, расположенная возле Филиала № Шалинского центрального Дома культуры МКУ ШГО «Шалинский центр развития культуры»: <адрес>. В зависимости от возможных последствий совершения террористического акта для указанного места массового пребывания людей установлена 2 категория.
Согласно представленной информации, ответчиком на названном объекте массового пребывания людей не обеспечена антитеррористическая защищенность указанного места, а именно: площадь не оборудована информационными стендами (табло), содержащими схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны правообладателя аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 272 от 25.03.2015.
Доказательств обратного представителем ответчика суду не представлено. При этом специалистом по чрезвычайным ситуациям Администрации Шалинского городского округа Вшивковым И.Ю. подтверждено о необходимости проведения вышеуказанных мероприятий.
Статьей 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» закреплены полномочия органов местного самоуправления в области противодействия терроризму, согласно которой органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в том числе: разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений; обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 4 ст. 3, п. 5 ст.5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму включает в себя деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом).
В целях своевременного информирования населения о возникновении угрозы террористического акта и организации деятельности по противодействию его совершению, осуществляемой органами местного самоуправления, могут устанавливаться уровни террористической опасности. Порядок установления уровней террористической опасности и содержание дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства определяются Президентом Российской Федерации.
В п. 9 Указа Президента Российской Федерации от 14.06.2012 N 851 "О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства" отмечено, что своевременное информирование населения о том, как вести себя в условиях угрозы совершения террористического акта, осуществляются органами местного самоуправления в пределах их компетенции по заранее разработанным ими, и доведенным до исполнителей планам, и не должны ограничивать права и свободы человека и гражданина.
Постановление Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 N 272 (ред. от 14.10.2016) "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)" устанавливает порядок организации и проведения работ в области обеспечения антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей.
В пунктах 2, 3, 21, 23, 29, 31, 32 данного Постановления указано, что перечень мест массового пребывания людей в пределах территорий муниципальных образований определяется органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Организационные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей осуществляются органами местного самоуправления в пределах территорий муниципальных образований, на которых расположены соответствующие места массового пребывания людей.
Антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей обеспечивается в том числе, путем: контроля в едином информационном пространстве в режиме реального времени обстановки, складывающейся в районах расположения мест массового пребывания людей; применения современных информационно-коммуникационных технологий для обеспечения безопасности мест массового пребывания людей; оборудования мест массового пребывания людей необходимыми инженерно-техническими средствами. Все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются: системой видеонаблюдения; системой оповещения и управления эвакуацией; системой освещения.
Места массового пребывания людей 1 и 2 категории оборудуются информационными стендами (табло), содержащими схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны правообладателя соответствующего места массового пребывания людей, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности.
Система оповещения в месте массового пребывания людей должна обеспечивать оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта. Данная система является автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами. Количество оповещателей и их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость на всей территории места массового пребывания людей.
Статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения городских округов относятся в том числе: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
Исходя из указанных норм, обязанность по обеспечению антитеррористической защищенности указанного объекта массового пребывания людей, а именно: оборудование информационными стендами (табло), содержащими схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны правообладателя аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности, лежит на ответчике.
Таким образом, уточненное исковое заявление подлежит удовлетворению в полном объёме.
Суд находит разумным и целесообразным установить ответчику срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по делу подлежат отнесению на счет местного бюджета, поскольку в силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик, как и истец при подаче иска подлежат освобождению от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 103, 194, 197, 198, 199, 233-235, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора Шалинского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Шалинского городского округа о возложении обязанности совершить действия, направленные на соблюдении требований законодательства в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности удовлетворить.
Возложить на Администрацию Шалинского городского округа Свердловской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязанность: оборудовать место массового пребывания людей - площадь Шалинского городского округа, расположенную возле Филиала № Шалинского центрального Дома культуры муниципального казенного учреждения Шалинского городского округа «Шалинский центр развития культуры» по адресу: <адрес> А информационными стендами (табло), содержащими схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны правообладателя аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 272 от 25.03.2015.
Ответчик вправе подать в Шалинский районный суд заявление об отмене данного заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Шалинский районный суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Заочное решение изготовлено в окончательной форме в совещательной комнате и провозглашено 06.06.2017.
Председательствующий судья В.Е. Ярославцев