Судебный акт #1 () по делу № 33а-2972/2021 от 16.06.2021

У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

 

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Янина И.В.                                                               Дело № 33а-2972/2021

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                             27 июля 2021 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Лифановой З.А.,

судей Васильевой Е.В., Пулькиной Н.А.,

при секретаре Насыбулловой Э.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Агентства ветеринарии Ульяновской области на решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 22 апреля 2021 года по делу №2а-1-106/2021, по которому постановлено:

восстановить  Ульяновскому  межрайонному природоохранному прокурору  срок  на обращение  с административным  исковым заявлением  в суд.

Административное исковое заявление  Ульяновского  межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить частично.

Признать незаконным распоряжение руководителя Агентства ветеринарии Ульяновской области № 776-р  от 20.12.2019 «О ликвидации  неиспользуемых скотомогильников на территории Инзенского, Николаевского, Кузоватовского, Карсунского, Радищевского, Старокулаткинского, Сурского, Цильнинского районов Ульяновской области, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении» в части скотомогильника в р.п.Николаевка Николаевского района Ульяновской области.

Признать незаконным бездействие  Агентства ветеринарии  Ульяновской области по непринятию мер  по обеспечению безопасности  сибиреязвенного захоронения: скотомогильника, расположенного в р.п.Николаевка Николаевского  района   Ульяновской области.

Обязать Агентство ветеринарии  Ульяновской области обеспечить безопасность сибиреязвенного захоронения - скотомогильника, расположенного  в р.п. Николаевка Николаевского района Ульяновской области,  в соответствии с требованиями Санитарно-эпидемиологических правил «СП 3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской язвы», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.05.2010 № 56: установить ограждения по всему периметру, исключающие случайный доступ людей и животных, сформировать по всему внутреннему периметру канавы, обозначить их предупреждающими табличками с надписью «сибирская язва», установить срок исполнения решения в указанной части до 01 июля 2021 года.

В удовлетворении административных  исковых требований об отмене распоряжения  руководителя Агентства  ветеринарии  Ульяновской области  №776-р  от 20.12.2019 года в части, относящейся к скотомогильнику, расположенному в р.п. Николаевка Николаевского района Ульяновской области, а также в удовлетворении административных исковых требований к ОГБУ «Новоспасский центр ветеринарии и безопасности продовольствия» о возложении обязанности по обеспечению  безопасности сибиреязвенного захоронения Ульяновскому межрайонному  природоохранному прокурору  отказать.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А.,  пояснения представителя Агентства ветеринарии Ульяновской области - Сафонова А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры Соколовой М.С., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры обратился в суд с административным иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Агентству ветеринарии Ульяновской области, Областному государственному бюджетному учреждению «Новоспасский центр ветеринарии и безопасности продовольствия» о признании незаконным бездействия, признании незаконным распоряжения руководителя Агентства ветеринарии Ульяновской области, отмене его в части, обязании обеспечить безопасность сибиреязвенных захоронений.

Указал, что распоряжением руководителя Агентства ветеринарии Ульяновской области Пелевиной Н.И. №776-р от 20.12.2019 «О ликвидации неиспользуемых скотомогильников на территории Инзенского, Николаевского, Кузоватовского, Карсунского, Радищевского, Старокулаткинского, Сурского, Цильнинского районов Ульяновской области, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении» принято решение о ликвидации, в том числе скотомогильника: в р.п. Николаевка Николаевского района Ульяновской области.

Согласно указанному распоряжению начальникам ОГБУ- Центры ветеринарии и безопасности продовольствия, главным специалистам–экспертам- главным государственным ветеринарным инспекторам отдела государственного ветеринарного надзора и ветеринарно-санитарной экспертизы Агентства ветеринарии Ульяновской области поручено организовать и провести мероприятия по ликвидации вышеуказанных скотомогильников, как неиспользуемых, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении. На основании данного распоряжения организованы мероприятия по ликвидации вышеуказанных скотомогильников, как неиспользуемых и безопасных в ветеринарно-санитарном отношении.

Указал, что распоряжение Агентства ветеринарии Ульяновской области о ликвидации указанных скотомогильников является незаконным и подлежащим отмене. В соответствии с требованиями п.7.3. «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 №13-7-2/469 вышеуказанные скотомогильники были оформлены  ветеринарно-санитарными карточками. Ветеринарно-санитарная карточка на скотомогильник или биотермическую яму, расположенную в р.п. Николаевка Николаевского района Ульяновской области содержит сведения, что данное захоронение является сибиреязвенным, животные, павшие от сибирской язвы, (зольный остаток) захоронены в 1959 году.

Ликвидация скотомогильника, прекращение осуществления в отношении него санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению заболеваний людей сибирской язвой в стационарно неблагополучных по сибирской язве пунктах и на угрожаемых территориях противоречит требованиям законодательства, нарушает гарантированные Конституцией РФ и федеральными законами права и законные интересы неопределенного круга лиц в области охраны окружающей среды, обеспечения безопасности населения и сельскохозяйственных животных при обращении с биологическими отходами и устранение негативного воздействия биологических отходов на окружающую среду, создает угрозу распространению сибирской язвы, возникновения чрезвычайной ситуации.

В связи с указанными обстоятельствами бездействие Агентства ветеринарии Ульяновской области по непринятию мер по реализации полномочий по организации и проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению на территории Ульяновской области, по защите населения Ульяновской области от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации выразившееся в необеспечении безопасности сибиреязвенных захоронений, является незаконным.

31.01.2020 заместителем Волжского межрегионального природоохранного прокурора руководителю Агентства ветеринарии Ульяновской области внесен протест №07-33-2020 на указанное распоряжение, по результатам рассмотрения которого протест был отклонен.

Прокурор просил восстановить срока на обращение с административным исковым заявлением в части признания незаконным распоряжения руководителя Агентства ветеринарии Ульяновской области № 776-р от 20.12.2019 «О ликвидации скотомогильников на территории Инзенского, Николаевского, Кузоватовского, Карсунского, Радищевского, Старокулаткинского, Сурского, Цильнинского районов Ульяновской области, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении»;  признать незаконным бездействие Агентства ветеринарии Ульяновской области в непринятии мер по реализации полномочий по организации и проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению на территории Ульяновской области, по защите населения Ульяновской области от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации выразившимся в необеспечении безопасности сибиреязвенных захоронений: скотомогильника, расположенного в р.п. Николаевка Николаевского района Ульяновской области; признать незаконным и отменить распоряжение руководителя Агентства ветеринарии Ульяновской области № 776-р от 20.12.2019 «О ликвидации неиспользуемых скотомогильников на территории Инзенского, Николаевского, Кузоватовского, Карсунского, Радищевского, Старокулаткинского, Сурского, Цильнинского районов Ульяновской области, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении»  в части скотомогильника в р.п. Николаевка Николаевского  района Ульяновской области,  обязать административных ответчиков  обеспечить безопасность сибиреязвенного захоронения- скотомогильника в р.п. Николаевка Николаевского  района Ульяновской области в соответствии с требованиями Санитарно-эпидемиологических правил «СП 3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской язвы», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.05.2010 № 56: установить ограждения по всему периметру, исключающие случайный доступ людей и животных, сформировать по всему внутреннему периметру канавы, обозначить их предупреждающими табличками с надписью «сибирская язва»

К участию в деле в качестве административного ответчика судом привлечены главный государственный ветеринарный инспектор Ульяновской области Пелевина Н.И., в качестве заинтересованных лиц - Правительство Ульяновской области, ОГБУ Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия», ФКУЗ Ставропольский научно-исследовательский противочумный институт Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области, Управление Россельхознадзора по Чувашской Республике и Ульяновской области, Администрация МО «Николаевский район» Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Агентство ветеринарии Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора.

Не соглашается выводами суда о признании захоронений сибироязвенными скотомогильниками. Указывает, что действовавшие на момент захоронения, а также в настоящее время ветеринарные правила запрещают захоронение трупов животных без их сжигания. Нормативно-правовыми актами в сфере ветеринарии и в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения предусмотрено, что зола не может быть источником сибирской язвы.

Утверждает, что письма заместителя Роспотребнадзора от 22.06.2020 и директора ФКУЗ Ставропольского НИИ Роспотребнадзора от 18.06.2020 искажают санитарно-эпидемиологические правила и неправомерно признают захоронения зольных остатков скотомогильниками. Данные выводы должностных лиц противоречат п.8.6 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы» (утвержденных постановлением Главного государственного врача РФ от 13.05.2010 №56), а также мнению, установленному в письме заместителя директора Департамента ветеринарии Министерства сельского хозяйства РФ А.А. Муковнина №25/2306 от 13.11.2020, которому судом не дана правовая оценка. Кроме того, в вышеуказанном письме директора ФКУЗ Ставропольского НИИ Роспотребнадзора указано, что только при отклонении от правил сжигания трупов в зольном остатке могут сохраниться жизнеспособные споры возбудителя сибирской язвы. Подтверждением выполнения ветеринарным врачами всех мероприятий, предусмотренных при ликвидации сибирской язвы, в том числе сжигания трупа животного, является снятие карантина, то есть подтверждение безопасности территории для окружающей среды и населения.

Судом не учтены представленные материалы по отбору проб почвы с места захоронения в р.п. Николаевка Николаевского района Ульяновской области, лабораторные исследования и экспертные заключения, которые доказывают безопасность ликвидированного захоронения.

Полагает, что ветеринарно-санитарные карточки на скотомогильник в р.п. Николаевка Николаевского района не могут считаться первоисточником информации, поскольку проверка состояния скотомогильника осуществлялась в 2013 году, то есть через значительный промежуток времени после возникновения спорных объектов.

Отмечает, что факт бездействия со стороны Агентства ветеринарии Ульяновской области отсутствует, поскольку ветеринарными службами Ульяновской области, в том числе ОГБУ «Новоспасский центр ветеринарии и безопасности» проводились все необходимые профилактические мероприятия по предупреждению болезней животных.

Ограждения и таблички на месте захоронения в р.п. Николаевка Николаевского района Ульяновской области установлены администрацией МО «Кузоватовский район» в 2010 году во исполнение областной целевой программы «Обеспечение устойчивого благополучия животноводства Ульяновской области на период с 2005-2012 годы». В период принятия спорного распоряжения осуществление каких-либо действий, направленных на обеспечение безопасности захоронения не предполагалось. Агентством ветеринарии не осуществлялись меры по ликвидации ограждений, канав и предупреждающих табличек. Мероприятия по ликвидации скотомогильника включали в себя разравнивание и прикатывание поверхностного слоя почвы с последующей дезинфекцией. На момент ликвидации захоронений как объекты недвижимости они отсутствовали, земля, находящаяся под отсутствующим объектом недвижимости не разграничена. Принятым решением предполагается расходование бюджетных средств на объект недвижимости, не находящийся в собственности Ульяновской области. Кроме того судом не определены географические координаты места захоронения и площадь ограждений. Согласно ответу специализированной организации Ульяновской БТИ установить место нахождения захоронения в р.п. Николаевка Николаевского района Ульяновской области невозможно.

Фактически место сжигания в р.п.Николаевка Николаевского района Ульяновской области  является санитарно-неблагополучным пунктом, не представляющим биологическую опасность и не являющимся сибироязвенным. Документы-первоисточники с указанием точного места сжигания трупов и описанием того, что было утилизировано, отсутствуют.

Указывает на необоснованность восстановления прокурору срока для подачи административного искового заявления, а также отказа в рассмотрении ходатайства о применении ч.2 статьи 194 КАС РФ.

ФКУЗ Ставропольский научно-исследовательский противочумный институт Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека представило возражения, в которых просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились представители ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия», Пелевина Н.И., представители Правительства Ульяновской области, Управления Россельхознадзора по Чувашской Республики и Ульяновской области, Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области,  ФКУЗ Ставропольский научно-исследовательский противочумный институт Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, администрации МО «Николаевский район» Ульяновской области, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч.4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела и установлено судом, распоряжением руководителя Агентства ветеринарии Ульяновской области Пелевиной Н.И. №776-р от 20.12.2019 «О ликвидации неиспользуемых скотомогильников на территории Инзенского, Николаевского, Кузоватовского, Карсунского, Радищевского, Старокулаткинского, Сурского, Цильнинского районов Ульяновской области, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении» принято решение о ликвидации, в том числе скотомогильника в р.п.Николаевка Николаевского района Ульяновской области.

Указанным распоряжением ОГБУ «Новоспасский центр ветеринарии» было поручено организовать и провести мероприятия по ликвидации вышеуказанных скотомогильников, как неиспользуемых, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении.

Согласно Акту о проведении ликвидации неиспользуемого сибиреязвенного скотомогильника (захоронения золы после сжигания трупа животного, павшего от сибирской язвы) от 24.12.2019  ликвидирован сибиреязвенный скотомогильник в р.п.Николаевка Николаевского района Ульяновской области .

В соответствии с требованиями п.7.3. «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 №13-7-2/469, на указанный скотомогильник была оформлена ветеринарно-санитарная карточка.

Согласно ветеринарно-санитарной карточке №1 на скотомогильник  (биотермическую яму) по адресу: Ульяновская область, Николаевский район, р.п. Николаевка  на территории Николаевской МТФ в 100 метрах от фермы, в 1000 м от пастбища и водоема, в 500 м от дороги, огорожен сеткой «Рабица». В 1959 году в скотомогильнике был захоронен зольный остаток  после сжигания 8 трупов КРС, павших от сибирской язвы.

Согласно базе данных сибиреязвенных захоронений в Ульяновской области, указанный скотомогильник является сибиреязвенным.

По информации ФКУЗ Ставропольский противочумный институт Роспотребнадзора захоронения зольного остатка, оставшегося от сжигания трупа животного, павшего от сибирской язвы, относятся к почвенным очагам сибирской язвы, как и все места захоронения трупов животных, павших от сибирской язвы, в соответствии с пунктом 2.8.4. санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы». Захоронения зольного остатка, оставшегося от сжигания трупа животного, павшего от сибирской язвы, могут представлять эпизоотическую и/или эпидемическую опасность, так как при отклонении от правил сжигания трупов в зольном остатке могут сохраняться жизнеспособные споры возбудителя сибирской язвы, что подтверждается случаями выделения жизнеспособного возбудителя из зольного остатка. Лабораторное подтверждение отсутствия сибиреязвенного микроба в почве захоронения не может достоверно свидетельствовать о безопасности подобного захоронения, так как отбор проб почвы по существующим схемам не может гарантировать, что в пробы попали все возможные области локализации спор в почве захоронения. Прекращение осуществления в отношении зольного захоронения, оставшегося после сжигания трупа животного, павшего от сибирской язвы, мероприятий, предусмотренные пунктом 7.1 санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы», влечет ухудшение безопасных и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ухудшение санитарии эпидемиологической обстановки в области.

Распоряжением руководителя Агентства ветеринарии Ульяновской области Пелевиной Н.И. №776-р от 20.12.2019 «О ликвидации неиспользуемых скотомогильников на территории Инзенского, Николаевского, Кузоватовского, Карсунского, Радищевского, Старокулаткинского, Сурского, Цильнинского районов Ульяновской области, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении» принято решение о ликвидации, в том числе скотомогильника, расположенного в р.п.Николаевка Ульяновской области.

Распоряжение исполнено реально.

31.01.2020 заместителем природоохранного прокурора руководителю Агентства ветеринарии Ульяновской области был внесен протест               №07-33-2020 на указанное распоряжение, по результатам рассмотрения которого он был отклонен.

Принимая решение по делу, суд пришел к выводу о том, что ликвидация скотомогильника, расположенного в р.п.Николаевка Ульяновской области, противоречит требованиям Санитарно-эпидемиологических правил «СП 3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской язвы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.05.2010 №56, Федеральному закону от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами права и законные интересы неопределенного круга лиц в области охраны окружающей среды, обеспечения безопасности населения и сельскохозяйственных животных при обращении с биологическими отходами и устранение негативного воздействия биологических отходов на окружающую среду, создает угрозу распространению сибирской язвы, возникновения чрезвычайной ситуации.

Также суд пришел к выводу о том, что 3-хмесячный срок для обращения в суд с настоящим иском был пропущен прокурором по уважительной причине (в связи с проведением проверочных мероприятий), и восстановил его.

В прекращении производства по делу в связи с отменой оспариваемого распоряжения судом было правомерно отказано ввиду отсутствия таких оснований.

С данными выводами районного суда  судебная коллегия соглашается.

Так, в соответствии со ст.ст. 1, 8 Федерального закона от 30.03.1999   №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; инфекционные заболевания - инфекционные заболевания человека, возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на человека биологических факторов среды обитания (возбудителей инфекционных заболеваний) и возможностью передачи болезни от заболевшего человека, животного к здоровому человеку.

Граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно п.2.1 Санитарных правил «СП 3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской язвы. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.05.2010 №56 сибирская язва (Anthrax) представляет собой острую зоонозную особо опасную бактериальную инфекционную болезнь, возбудитель которой относится ко II-й группе патогенности. Болезнь у человека чаще всего протекает в кожной форме, в отдельных случаях осложняется сибиреязвенным сепсисом; может развиться генерализованная инфекция, проявляющаяся в легочной и кишечной формах.

Основными источниками возбудителя сибирской язвы для человека являются сельскохозяйственные животные (крупный и мелкий рогатый скот, лошади, верблюды, свиньи), больные сибирской язвой. Резервуаром возбудителя сибирской язвы служит почва и другие объекты окружающей среды, содержащие возбудителя в споровых и вегетативных формах (п.2.3 СП 3.1.7.2629-10).

Почвенными очагами сибирской язвы считаются места захоронения трупов животных, павших от сибирской язвы (например - скотомогильники, биотермические ямы, «моровые поля») (п.2.8.4 СП 3.1.7.2629-10).

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно п.2 ст.2 которого полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (ст.6 названного Федерального закона).

Согласно постановлению правительства Ульяновской области от 17.07.2013 №302-П «Об утверждении порядка ликвидации неиспользуемых, запрещенных к эксплуатации и закрытых скотомогильников на территории Ульяновской области», принятому во исполнение Закона РФ от 14.05.1993 №4979-I «О ветеринарии», Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.ст. 3, 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», действовавшему на дату принятия оспариваемого распоряжения Агентства ветеринарии Ульяновской области, и на дату принятия решения суда по настоящему административному делу, земляные скотомогильники и биотермические ямы, в которые захоранивались трупы животных, павших от сибирской язвы, (сибиреязвенные скотомогильники) не подлежат ликвидации независимо от сроков давности.

В силу приведенных норм права у административного ответчика Агентства ветеринарии по Ульяновской области отсутствовали основания для принятия распоряжения от №776-р от 20.12.2019 о ликвидации неиспользуемых скотомогильников, расположенных в р.п. Николаевка Ульяновской области. 

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не приняты во внимание нормы санитарного законодательства, в соответствии с которыми животные, павшие от сибирской язвы, подлежали захоронению только путем сжигания, в спорном скотомогильнике захоронена зола сожженных животных, которая не представляет опасности, ликвидированные места захоронений не являются сибиреязвенными скотомогильниками, судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку они противоречат материалам дела и приведенным нормам права.

Факт захоронения в скотомогильниках трупов животных, павших от сибирской язвы, установлен ветеринарной карточкой, представленной в материалы дела. Ссылка Агентства ветеринарии Ульяновской области на то, что в соответствии с требованиями санитарного законодательства захоронение животных, павших от сибирской язвы, производилось путем сжигания, не свидетельствует о наличии оснований для ликвидации спорного сибиреязвенного скотомогильника, поскольку в соответствии с п.2.8.4 СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы. Санитарно-эпидемиологические правила» захоронения зольных остатков павших от сибирской язвы животных считаются сибиреязвенными захоронениями, являются почвенными очагами сибирской язвы, представляющими эпизоотолого-эпидемиологическую опасность, и не подлежат ликвидации вне зависимости от срока давности формирования захоронения.

При отклонении от правил сжигания трупов в зольном остатке могут сохраняться жизнеспособные споры возбудителя сибирской язвы.

Лабораторные исследования, по результатам которых установлено отсутствие сибиреязвенного микроба в почве захоронений не может свидетельствовать о безопасности захоронений в силу приведенных выше норм права, кроме того отсутствуют основания считать, что пробы взяты во всех возможных местах локализации спор.

Прекращение осуществления в отношении зольного захоронения, оставшегося после сжигания трупа животного, павшего от сибирской язвы, мероприятий, предусмотренных п.7.1 СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы. Санитарно-эпидемиологические правила», влечет ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки и как следствие ухудшение безопасных условий жизнедеятельности человека.

Ссылка в жалобе на то, что в настоящее время не предусмотрено ведение ветеринарно-санитарных карточек на скотомогильники, не опровергает установленные судом обстоятельства и выводы суда о том, что спорное захоронение является сибиреязвенным и не подлежало ликвидации.

Несогласие Агентства ветеринарии по Ульяновской области с решением суда о возложении на него обязанности по обеспечению безопасности скотомогильников и их ограждению не свидетельствует о необоснованности решения в данной части.

В соответствии с п.7.1 СП организация мер по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений входит в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые в целях обеспечения безопасности сибиреязвенных захоронений: проводят работы по содержанию в надлежащем санитарном состоянии сибиреязвенных скотомогильников, биотермических ям, отдельных старых захоронений животных, павших от сибирской язвы: устанавливают ограждения по всему периметру, исключающие случайный доступ людей и животных, формируют по всему внутреннему периметру канавы и обозначают их предупреждающими табличками с надписью «сибирская язва»; принимают меры по обеззараживанию почвы в местах с достоверно установленными границами захоронений трупов животных, павших от сибирской язвы; обеспечивают контроль за недопущением использования территорий, находящихся в санитарно-защитной зоне сибиреязвенного скотомогильника, для проведения какой-либо хозяйственной деятельности (организации пастбищ, пашни, огородов, водопоев, работ, связанных с выемкой и перемещением грунта, строительства жилых, общественных, промышленных или сельскохозяйственных зданий и сооружений).

Согласно п.1.1 Положения об Агентстве ветеринарии Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 19.01.2017 №1/19-П Агентство ветеринарии Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим задачи в области ветеринарии и уполномоченным от имени Ульяновской области в порядке и пределах, определенных законодательством Российской Федерации и законодательством Ульяновской области, осуществляющим полномочия собственника имущества областных государственных бюджетных учреждений ветеринарии, являющихся организациями, входящими в систему государственной ветеринарной службы Российской Федерации.

Агентство организует ликвидацию скотомогильников в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 17.07.2013 №302-П «Об утверждении Порядка ликвидации неиспользуемых, запрещенных к эксплуатации и закрытых скотомогильников на территории Ульяновской области», реализует полномочия по защите населения Ульяновской области от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации. Реализует в процессе осуществления деятельности, связанной с профилактикой и борьбой с заразными болезнями животных, в том числе общими для человека и животных, проведением ветеринарно-санитарных мероприятий, а также с обеспечением биологической безопасности продукции животного и растительного происхождения, мероприятия, направленные на выявление и оценку рисков, управление ими  (п.п. 2.5, 2.6, 2.25 Положения об Агентстве).

В соответствии с ч.ч. 2 и 3 ст.227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий, суд указывает в решении на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.

Поскольку требования административного истца о признании незаконным распоряжения Агентства ветеринарии по Ульяновской области от 20.12.2019 №776-р о ликвидации неиспользуемого скотомогильника удовлетворены, суд обоснованно возложил на данного административного ответчика обязанность по обеспечению его безопасности в соответствии с требованиями СП 3.1.7.2629-10

Решение суда в данной части соответствует требованиям Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.7.1 СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы. Санитарно-эпидемиологические правила».

Вопреки доводам апелляционной жалобы у суда первой инстанции имелись основания для восстановления прокурору срока на подачу настоящего административного иска.

Как видно из материалов дела, прокурором принимались досудебные меры, направленные на отмену оспариваемого распоряжения: внесен протест. Впоследствии прокурор обращался с административным иском о признании незаконным данного распоряжения в Ленинский районный суд г.Ульяновска, обжаловал в апелляционном порядке определение суда о возвращении административного иска.

Более того, обращение прокурора в суд направлено на защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Выявленное прокурором нарушение санитарно-экологического законодательства и, соответственно нарушение прав неопределенного круга лиц, носит длящийся характер, создает возможную угрозу распространения эпидемии в будущем.

Принятие закона, которым изменяется порядок ликвидации неиспользуемых скотомогильников, не может служить основанием для отмены решения суда в части признания незаконным и отмены оспариваемого распоряжения Агентства ветеринарии по Ульяновской области, поскольку, как указано выше, распоряжение и действия по ликвидации скотомогильника были приняты в нарушение действовавшего правового регулирования, запрещающего ликвидацию сибиреязвенных скотомогильников и биотермических ям независимо от сроков давности захоронений.

Всем имеющимся в деле доказательствам, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст.84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Российской Федерации, с которой судебная коллегия соглашается.

Судом верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применен материальный закон, регулирующий спорные правоотношения. Оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Николаевского районного суда Ульяновской области от                 22 апреля 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Агентства ветеринарии Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                  

 

Судьи

 

 

33а-2972/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Ульяновская межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчики
ОГБУ Новоспасский центр ветеринарии и безопасности продовольствия Пучкин В.Н.
Агенство ветеринарии Ульяновской области
Пелевина Нина Ивановна - руководитель Агентства ветеринарии
Другие
Управление Россельхознадзора по Чувашской Республике и Ульяновской области
Правительство Ульяновской области
Сафонов А.А.
Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области
МУ Администрация муниципального образования Николаевский район Ульяновской области
Соколова М.С.
Замалтдинов Р.Р.
Суд
Ульяновский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud--uln.sudrf.ru
17.06.2021Передача дела судье
27.07.2021Судебное заседание
02.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.08.2021Передано в экспедицию
Судебный акт #1 ()

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее