Судья Борисенко О.А. Дело № 33-10854/2019 (2-1249/2019)
Докладчик Ворожцова Л.К.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 октября 2019 года г. Кемерово
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного в составе: председательствующего Кандаковой Л.Ю.,
судей: Ворожцовой Л.К., Емельянова А.Ф.,
при секретаре Легких К.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ворожцовой Л.К. гражданское дело по апелляционной жалобе Управления городского развития Киселевского городского округа в лице представителя Окунцовой Я.В. (доверенность от 22.07.2019 № …)
на решение Киселевского городского суда Кемеровской области от 24 июля 2019 года
по иску Василевич С.В., Василевич С.С., Василевич Е.С. к Управлению городского развития Киселевского городского округа о включении в список на предоставление социальной выплаты и о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья,
УСТАНОВИЛА:
Василевич С.В., Василевич С.С., Василевич Е.С. обратились с иском к Управлению городского развития Киселевского городского округа о включении в список на предоставление социальной выплаты и о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья.
Требования мотивированы тем, что Василевич С.В. принадлежит на праве собственности жилой дом, расположенный по адресу:.. . В доме зарегистрированы и проживают: он - Василевич С.В., его сын Василевич С.С. и его дочь Василевич Е.С.
Заключением СФ ОАО ВНИМИ от 29 мая 2017 года жилой дом по адресу: …, признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте «Ч» и подлежит сносу.
Управление городского развития Киселевского городского округа отказало им в предоставлении социальной выплаты, на основании того, что они не включены в списки граждан, подлежащих переселению с подработанной территории ликвидированной угольной шахты «Ч», так как дом обследован после утверждения списков.
Жилой дом по адресу: …, принадлежит Василевич С.В. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 04 мая 1989 года. Собственник дома зарегистрирован и проживает в данном доме с 13 марта 1989 года.
Его сын – Василевич С.С. проживает в доме с момента рождения и зарегистрирован в нем с 13 сентября 1996 года, а дочь – Василевич Е.С. также проживает в доме с рождения и зарегистрирована с 08 декабря 1996 года.
Право пользования указанным домом возникло у них до признания дома непригодным для проживания 29 мая 2017 года и формирования списков 1 января 2013 года, в данном доме они на законных основаниях проживали на момент принятия решения о ликвидации угольной шахты «Ч» (14 мая 2004 года). Другого жилого помещения в собственности или пользовании не имеют.
С учетом уточнения исковых требований просили обязать ответчика включить их в список граждан, подлежащих переселению с подработанных территорий ликвидированной шахты «Ч», заключив с ними договор на предоставление социальной выплаты взамен сносимого жилого дома, расположенного по адресу: …, для приобретения жилого помещения для постоянного проживания, из расчета стоимости жилья 54 кв.м. на семью из трех человек; взыскать с ответчика в пользу Василевич С.С. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решением Киселевского городского суда Кемеровской области от 24 июля 2019 года исковые требования Василевич С.В., Василевич С.С., Василевич Е.С. удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление городского развития Киселевского городского округа в лице представителя Окунцовой Я.В. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права.
Ссылаясь на п. 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428), указывает, что основанием для предоставления социальной выплаты являются составленные на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемые списки граждан, подлежащих переселению.
При этом, истцы в списках граждан по состоянию на 01.01.2013, подлежащих переселению с подработанной территории ликвидированной шахты «Ч», не значатся.
Предусмотренный пунктом 8 Правил перечень оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, является исчерпывающим, оснований для уточнения списка не имеется.
Относительно доводов апелляционной жалобы истцами принесены возражения.
В суд апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии с Федеральным законом от 20.06.1996 № 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности" предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности.
Под реструктуризацией угольной промышленности понимается комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организации по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости, высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решение связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера.
Правительством РФ утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности (Постановление от 24.12.2004 № 840). В перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности включена реализация программ местного развития и обеспечения занятости населения шахтерских городов и поселков, которая предусматривает снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Согласно пункту 5 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428 «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение следующих мероприятий, в том числе: снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
В силу пункта 8 указанных Правил, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.
Кроме того, с 08.10.2016 пункт 8 данных Правил, дополнен основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, перечень которых является исчерпывающим.
Таким образом, внесение граждан в списки лиц, подлежащих переселению, является основанием для предоставления такой выплаты в дальнейшем. Такие списки составляются на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности, утверждаются органами местного самоуправления и подлежат ежегодному уточнению по исчерпывающим основаниям.
Решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство РФ предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из - за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.
Так, предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем. При этом совокупность данных обстоятельств должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что Василевич С.В. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: …, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 4 мая 1989 года (л.д.7).
В указанном жилом доме зарегистрированы: Василевич С.В. с 17 марта 1989 года; Василевич С.С. с 13 сентября 1996 года; Василевич Е.С. с 8 декабря 1998 года (л.д.10-20).
Истцы на момент принятия решения о ликвидации шахты «Ч», то есть на 14 мая 2004 года проживали в жилом доме, расположенном в …, имели право пользования данным домом на законном основании. В настоящее время продолжают проживать и сохраняют регистрацию по месту жительства в этом жилом доме.
Факт проживания истцов в указанном жилом доме представитель ответчика не отрицает.
Заключением СФ АО ВНИМИ № … от 29 мая 2017 года жилой дом, расположенный в г. …, признан ветхим и подлежащим сносу в связи с влиянием подземных горных работ шахты «Ч» (л.д. 40-79).
Решение о ликвидации шахты принято 14.05.2004 (л.д. 23 оборот).
Согласно уведомлений Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 2 июля 2019 года, справок ГБУ КО «Центр ГКО и ТИ» КО Филиал № … БТИ г. Киселевска № … от 11 июля 2019 года, № … от 16 июля 2019 года, сведения о правах Василевич С.В., Василевич С.С., Василевич Е.С. на объекты недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют (л.д. 84-86, 93,95).
До настоящего времени социальные выплаты за указанный дом истцам не предоставлены.
При таких обстоятельствах, исходя из указанных выше норм права, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований истцов, поскольку установил совокупность обстоятельств, при которых истцы подлежат включению в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ликвидированной АООТ шахты «Ч».
Доводы апелляционной жалобы о том, что исковые требования о предоставлении социальной выплаты удовлетворению не подлежат, поскольку истцы в списках граждан, подлежащих переселению из ветхого аварийного жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ на ликвидируемой АООТ шахта «Ч», отмену решения суда не влекут, поскольку в силу прямого указания закона, основанием для включения в соответствующие списки для предоставления социальной выплаты является постоянное проживание в жилом помещении на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности.
Факт проживания истцов на день принятия решения о ликвидации АООТ шахта «Ч» судом установлен и ответчиком не оспаривается. Кроме того, списки подлежат уточнению.
Учитывая, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о незаконности или необоснованности решения, а иных доводов, указывающих на нарушения норм материального или процессуального права, приведших к неправильному разрешению спора, в жалобе нет, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Киселевского городского суда Кемеровской области от 24 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления городского развития Киселевского городского округа – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: