Определение суда апелляционной инстанции от 06.07.2017 по делу № 33-26202/2017 от 05.07.2017

Судья: Сакович Т.Н.  № 33-26202/2017

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 июля 2017 года                                                                                    г. Москва

Судебная коллегия по  гражданским делам Московского городского суда 

в составе председательствующего судьи Владимировой Н.Ю.,

судей Лобовой Л.В., Дегтеревой О.В.,

при секретаре Ильиной Д.М.,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Владимировой Н.Ю.

гражданское дело по апелляционной жалобе Гончаровой Н. К. на решение Преображенского районного суда г. Москвы от 01 ноября 2016 года, которым постановлено:

Гончаровой Н. К. к УСЗН ВАО г. Москвы, Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы о признании незаконным и отменить решение ОЗСН района Вешняки № *** от *** года об удержании региональной социальной доплаты к пенсии – отказать.    

 

УСТАНОВИЛА:

 

Гончарова Н.К. обратилась в суд с иском к УСЗН ВАО г. Москвы, Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы с требованиями о признании незаконным и отмене решения ОЗСН района Вешняки № *** от ***. об удержании излишне выплаченной  региональной социальной доплаты к пенсии в размере 425375 руб. 26 коп. В обоснование иска указала, что основанием для указанного решения послужили сведения о том, что она состояла в трудовых отношениях. Гончарова Н.К. данное решение считает незаконным, т.к., по ее утверждению, она не была оповещена работниками УЗСН ВАО г. Москвы о последствиях  изменения обстоятельств, влекущих изменение размера доплаты или прекращения ее выплаты (поступление на работу), что повлекло за собой переплату региональной социальной доплаты к пенсии.

В судебном заседании представитель истца поддержала исковые требования по указанным доводам. Представитель ответчика УСЗН ВАО г. Москвы в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.

Судом постановлено указанное выше решение, которое просит отменить Гончарова Н.К. по доводам апелляционной жалобы.

  Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав истца Гончарову Н.К., представителя ответчика УСЗН ВАО г. Москвы Паркину С.В., представителя ответчика Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы Кислову И.М., обсудив доводы апелляционной жалобы приходит к следующему.

Федеральным законом от 24.07.2009г. № 213-ФЗ внесены изменения в ряд законодательных актов Российской Федерации, в т.ч.,  в ФЗ от 17.07.1999г. № 178-ФЗ « О государственной социальной помощи». С  1 января 2010 г. на всей территории Российской Федерации введен новый вид государственной социальной помощи – социальная доплата к пенсии (федеральная или региональная).

Согласно ст.5 ФЗ от 17.07.1999г. № 178-ФЗ « О государственной социальной помощи», органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.

 

В соответствии с п. 5 Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание в городе Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания; к неработающим пенсионерам относятся пенсионеры, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также получающие пенсию дети, не достигшие возраста 18 лет.

Обязанность гражданина в 10-дневный срок известить управление социальной защиты населения города Москвы, выплачивающее ему региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение ее выплаты или изменение размера, установлена в п. 41 Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП, а также предусмотрена в п. 12 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", как в действовавших, так и действующей редакции.

В силу п. 35 Порядка назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты, утв. Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2009г. № 1268-ПП, при поступлении сведений, свидетельствующих о возможной утрате права пенсионера на получение региональной социальной доплаты, управление социальной защиты населения города Москвы вправе приостанавливать ее выплату для выяснения обстоятельств и проверки фактов, влияющих на продолжение выплаты региональной социальной доплаты. В случае подтверждения этих обстоятельств выплата региональной социальной доплаты прекращается.

В п. 33 указанного Порядка предусмотрены случаи утраты права на получение региональной социальной доплаты, к которым в числе прочих относится поступление пенсионера на оплачиваемую работу (заключение трудового договора) (пп. "з"), а также установлено, что если пенсионером в какой-либо из периодов утрачивалось право на получение региональной социальной доплаты, то при представлении им документов, подтверждающих вновь приобретение этого права, региональная социальная доплата назначается заново исходя из общей суммы его материального обеспечения на дату обращения.

Порядок возмещения ущерба, в случаях когда представление недостоверных сведений или несвоевременное выполнение обязанности, указанной в п. 41 Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии" повлекло за собой перерасход бюджетных средств на выплату региональной социальной доплаты, установлен в п. 42 указанного Постановления и предусматривает, что управление социальной защиты населения города Москвы определяет сумму излишне выплаченных средств.

Указанные нормы содержатся в данном Порядке и в редакции Постановления Правительства Москвы от 23.12.2015г. № 932, которая действует с 01.01.2016г.

Согласно   п. 13  раздела   IV  Порядка   назначение РСД производится по месту жительства пенсионера на основании письменного заявления, предоставления необходимых документов и сведений об установлении  пенсии,  других   денежных   выплат    и    предоставлении    мер    социальной поддержки, входящих в общую сумму материального обеспечения пенсионера. В   заявлении  о  назначении  РСД  пенсионер  в  обязательном  порядке подписывает обязательство о своевременном (в течение 10 дней) сообщении управлению социальной защиты населения города Москвы о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера РСД или прекращение ее выплаты.

Согласно п.9 Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации на оплату услуг местной телефонной связи, установленной Законом г.Москвы от 03.11.2004г. № 70 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей г.Москвы», утвержденного постановлением Правительства Москвы от 08.02.2005г. № 62-ПП, суммы компенсации на оплату телефона, излишне выплаченные гражданину вследствие его несвоевременного сообщения в орган социальной защиты населения об обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты этой компенсации, возмещаются гражданином в добровольном порядке либо удерживаются в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Гончарова Н.К., *** г. рождения, с *** г. являлась получателем пенсии по инвалидности, а с *** г. является получателем пенсии по старости.

На основании представленных  истцом документов Гончаровой Н.К., как неработающему пенсионеру, за счет средств городского бюджета производилась доплата к пенсии с ***., на основании заявления от ***.( до 01.01.2010г. - ежемесячная компенсационная выплата (ЕКВ), после указанной даты – региональная социальная доплата (РСД).  С *** г. выплата региональной социальной доплаты была приостановлена в связи с истечением срока выплаты пенсии по инвалидности.

Гончаровой Н.К. также выплачивалась компенсация на оплату телефона, в соответствии с Порядком выплаты ежемесячной денежной компенсации на оплату услуг местной телефонной связи, установленной Законом г.Москвы от 03.11.2004г. № 70 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей г.Москвы», утвержденного постановлением Правительства Москвы от 08.02.2005г. № 62-ПП.

***. Гончарова Н.К. обратилась с заявлением о выплате доплаты. Для уточнения факта работы истцу было предложено представить трудовую книжку, однако данный документ ею предоставлен не был.

   Учитывая, что Гончарова Н.К. давала согласие на обработку своих персональных данных, из органов ПФР была истребована выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Согласно сведениям, содержащимся в  системе обязательного пенсионного страхования, Гончаровой Н.К. производилась выплата страховых взносов на индивидуальный лицевой счет (ИЛС) в системе обязательного пенсионного страхования за период с 2006 г. по 2015 г.  Как установлено материалами дела, ***. по ***. Гончарова Н.К. состояла в трудовых отношениях с ООО «Т». С ***. по ***. состояла в трудовых отношениях с ООО И. С ***. по ***. состояла в трудовых отношениях с ООО КБ «К». С ***г. по *** г. состояла в трудовых отношениях с ОАО «Р». С ***. по ***.  состояла в трудовых отношениях с КБ «Т».

*** г. ОСЗН района Вешняки ВАО г. Москвы определена переплата средств региональной социальной доплаты к пенсии за период с ***. по ***. в размере 425375 руб. 26 коп.,  переплата ежемесячной денежной компенсации на оплату услуг местной телефонной связи за период с ***. по ***. в размере 19006 руб. и вынесено Решение № *** в соответствии с которым переплата может быть погашена в добровольном порядке, в случае непогашения в добровольном порядке, переплата может быть взыскана в судебном порядке.

Разрешая спор с учетом установленных обстоятельств на основании собранных по делу доказательств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований истца о признании незаконным решения от 28.12.2015 г. № 93 об удержании излишне выплаченной региональной социальной доплаты к пенсии, компенсации на оплату услуг местной телефонной связи за период с ***. по ***. в размере 19006 руб., поскольку основания для принятия ответчиком решения № *** от *** г. имелись, учитывая, что истец, являясь получателем ежемесячной доплаты к пенсии, ежемесячной денежной компенсации на оплату услуг местной телефонной связи, не исполнила установленную обязанность по своевременному сообщению в УСЗН сведений о наличии условий для прекращения таких выплат.

Судебная коллегия полностью соглашается с приведенными выше выводами суда первой инстанции.

 Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчик решил производить удержания с истца за период с ***., что, по мнению истца, не соответствует закону, не могут быть приняты во внимание, так как ответчику о том, что истец работала в период с 2006г. по 2015г. стало известно после ***., оспариваемое решение принято ***.

Доводы апелляционной жалобы о том, что истец должна быть освобождена от удержания с нее денежных сумм, так как ответчик имел возможность самостоятельно запросить соответствующие органы относительно осуществления истцом работы, не могут служить основанием для отмены решения суда, так как, действительно, территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации и уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях установления социальных доплат к пенсии,  осуществляют обмен соответствующей информацией, что следует из положений Закона « О государственной социальной помощи», однако, Федеральным законом обязанность сообщать  органу, осуществляющему соответствующую выплату об обстоятельствах, влекущих приостановление этой выплаты, возложена, на пенсионера, который получает эту выплату, неисполнение указанным лицом предусмотренной Федеральным законом обязанности вне зависимости от бездействия других лиц, на которых законом возложена аналогичная обязанность, влечет для получателя доплаты гражданско-правовую ответственность в виде взыскания неосновательного обогащения.

Тот факт, что истец была проинформирована о необходимости сообщить об обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты, в том числе, поступлении на работу, следует из заявления о назначении выплаты от ***., в котором имеется собственноручная подпись истца.

Другие доводы  апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия также не может признать состоятельными, поскольку отсутствуют правовые основания для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств, приведенные выводы суда не противоречат материалам настоящего дела и ответчиком не опровергнуты.

 

Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ судебная коллегия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░ 2016 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

 

 

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

 

 

░░░░░:

 

 

 

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33-26202/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Оставить судебное постановление без изменения, жалобу без удовлетворения, 06.07.2017
Истцы
Гончарова Н.К.
Ответчики
ОСЗН
Суд
Московский городской суд
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
06.07.2017
Определение суда апелляционной инстанции

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее