Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-808/2021 ~ М-422/2021 от 24.02.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<дата> года <адрес>

Красноглинский районный суд <адрес> в составе председательствующего Волкова М.В.,

при секретаре судебного заседания Ярилиной А.А.,

с участием административного истца Заикина А.М., его представителя Малкова М.М., представителя административного ответчика Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> Ямушева В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Заикина А. М. к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> об оспаривании предписания

УСТАНОВИЛ:

Заикин А.М. обратился в Красноглинский районный суд <адрес> с названным административным иском, указав, что предписанием старшего государственного лесного инспектора <адрес> Ямушева В.Н. от <дата> на него возложена обязанность в срок до <дата> освободить самовольно занятый лесной участок в выделе 10 квартала 123 Задельненского участкового лесничества Ново-Буянского лесничества посредством демонтажа и вывозки деревянного ограждения и металлических столбов с территории лесного фонда. Административный истец считает предписание незаконным, так как лесной участок он как физическое лицо не занимал, границы территории СНТ «Орленок» не устанавливал и не утверждал, участки не огораживал, субъектом земельных и лесных правоотношений не является, лично не имеет отношения к лесным и земельным участкам. Указал, что является председателем СНТ «Орленок», действует только в его интересах в соответствии с уставом товарищества. Предписание является неисполнимым так как у административного органа нет полномочий по изъятию земельных участков у членов товарищества, предоставленных им в соответствии с законом. Он согласовывал члену товарищества Узинцеву В.Г. работы по ремонту забора на выделенном ему в соответствии с установленным порядком земельном участке , административный истец контролировал ход ремонта, но ничего не захватывал.

Поскольку предписание является незаконным и необоснованным, нарушает права административного истца, Заикин А.М. просил суд признать предписание старшего государственного лесного инспектора <адрес> Ямушева В.Н. от <дата> незаконным.

Административный истец Заикин А.М., его представитель Малков М.М. по доверенности от <дата> в суде административный иск поддержали, просили суд удовлетворить его по указанным выше основаниям, дополнили, что административный истец не нарушал положения лесного законодательства, не выходил за рамки компетенции председателя товарищества, как физическое лицо ничего не нарушал, действовал строго в рамках своей компетенции в соответствии с уставом СНТ «Орленок», за неисполнение оспариваемого предписания он привлечен к административной ответственности, что нарушает его права.

Старший государственный лесной инспектор <адрес> Ямушев В.Н. в судебном заседании просил суд оставить административный иск без удовлетворения, поскольку срок исполнения предписания истек, за его неисполнение Заикин А.М. привлечен к административной ответственности, предписание вынесено законно и обоснованно.

Заслушав объяснения сторон, исследовав имеющиеся в материалах административного дела, представленные сторонами и полученные судом доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд находит административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из ст. 96 ЛК РФ под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (далее - требования лесного законодательства), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности (ч. 1).

Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного лесного надзора, применяются положения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, а к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от <дата> N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (ч. 2).

В соответствии с ч. 3 названной статьи должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в части 2.1 настоящей статьи, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

предотвращать нарушения лесного законодательства, в том числе совершаемые лицами, не осуществляющими использования лесов (п. 1);

осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства (п. 6);

давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки (п. 8);

осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях (п. 13).

Решения органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана), являются обязательными для исполнения всеми участниками лесных отношений. Указанные решения могут быть обжалованы в судебном порядке (ч. 5).

Как следует из ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Из материалов административного дела усматривается, что предписанием старшего государственного лесного инспектора <адрес> Ямушева В.Н. от <дата> на Заикина А.М. возложена обязанность в срок до <дата> освободить самовольно занятый лесной участок в выделе 10 квартала 123 Задельненского участкового лесничества Ново-Буянского лесничества посредством демонтажа и вывозки деревянного ограждения и металлических столбов с территории лесного фонда.

Основанием для вынесения предписания послужил факт выявления в ходе федерального государственного лесного надзора самовольного занятия лесного участка в выделе 10 квартала 123 Задельненского участкового лесничества Ново-Буянского лесничества, выразившегося в том, что <дата> в 13:21 обнаружен гражданин Узинцев В.Г. который занимался установкой ограждения на территории лесного фонда без соответствующих разрешительных документов. Кроме того на огораживаемом участке площадью 1891 кв.м дополнительно обнаружена незаконная рубка деревьев в количестве 47 шт. Из объяснений Узинцева В.Г. полученных в ходе проверочных мероприятий следует, что Заикин А.М. поручил ему огораживание данного лесного участка площадью 1891 кв.м, что отражено в протоколе об административном правонарушении от <дата> , составленном старшим государственным лесным инспектором <адрес> Ямушевым В.Н. в отношении Заикина А.М. по ст. 7.9 КоАП РФ за самовольное занятие лесных участков.

Постановлением руководителя управления государственного лесного и пожарного надзора департамента лесного хозяйства Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> по делу об административном правонарушении от <дата> /ДЛХ Заикин А.М. по данному факту признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.9 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 35000 рублей.

Из акта проверки Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> от <дата> /В-01 следует, что предписание от <дата> Заикиным А.М. в установленный срок не исполнено, в подтверждение чего представлены фототаблицы.

В связи с чем, <дата> старшим государственным лесным инспектором <адрес> Ямушевым В.Н. в отношении Заикина А.М. составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль).

Постановлением мирового судьи судебного участка Красноглинского судебного района <адрес> от <дата> Заикин А.М. в связи с указанными выше обстоятельствами признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 300 рублей.

Согласно постановлению о/у ГУР ПП ОП У МВД России по <адрес> от <дата> об отказе в возбуждении уголовного дела по материалу проверки КУСП от <дата> по факту незаконно рубки деревьев в ходе опроса Заикин А.М. пояснил, что он попросил своего заместителя Узинцева В.Г. восстановить забор на территории СНТ «Орленок», после чего Узинцев В.Г., совместно с членом правления и одним из собственников дачного участка начали восстанавливать забор вдоль дороги.

Условием для признания решения (ненормативного правового акта), действия, бездействия должностного лица незаконным, является его несоответствие нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца (п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, ст. 13 ГК РФ).

Оспариваемое административным истцом предписание вынесено уполномоченным должностным лицом старшим государственным лесным инспектором <адрес> в рамках федерального государственного лесного надзора в пределах компетенции, установленной ст. 96 ЛК РФ, при наличии законных повода (возбужденное в отношении Заикина А.М. за самовольное занятие лесных участков дело об административном правонарушении) и основания (выявленного лесным инспектором факта самовольного занятия лесного участка).

За самовольное занятие лесного участка Заикин А.М. привлечен к административной ответственности, постановление должностного лица не обжаловал.

Административному истцу был предоставлен разумный срок для исполнения предписания (более 4 месяцев), продлить который Заикин А.М. не просил и с таким заявлением к должностному лицу не обращался.

За неисполнение предписания Заикин А.М. также привлечен к административной ответственности.

Факт того, что Заикин А.М. является председателем СНТ «Орленок» правового значения не имеет, поскольку в ходе проверочных мероприятий установлено, что поручение Узинцеву В.Г. огородить лесной участок дал Заикин А.М., который в своих объяснениях в рамках доследственной проверки подтвердил, что попросил своего заместителя Узинцева В.Г. восстановить забор на территории СНТ «Орленок».

Таким образом, административный иск Заикина А.М. удовлетворению не подлежит, поскольку предписание должностного лица соответствует закону, какие-либо обязанности незаконно не возлагает, а потому оснований для признания его незаконным суд не находит.

С учетом того, что Заикин А.М. ранее принимал меры к оспариванию предписания, подавал жалобы, суд находит срок его обжалования подлежащим восстановлению в соответствии с ч. 7 ст. 219 КАС РФ, поскольку он пропущен по уважительным причинам.

При таких обстоятельствах административный иск не подлежит удовлетворению, поскольку не основан на законе.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 и 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административный иск Заикина А. М. к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> об оспаривании предписания оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано лицами, участвующими в деле в <адрес> областной суд через Красноглинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.В. Волков

Мотивированное решение изготовлено <дата>.

2а-808/2021 ~ М-422/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Заикин А.М.
Ответчики
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
Суд
Красноглинский районный суд г. Самары
Судья
Волков М. В.
Дело на странице суда
krasnoglinsky--sam.sudrf.ru
24.02.2021Регистрация административного искового заявления
24.02.2021Передача материалов судье
26.02.2021Решение вопроса о принятии к производству
26.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.03.2021Судебное заседание
19.03.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
13.04.2021Судебное заседание
11.05.2021Судебное заседание
25.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее