Дело № 2-2097/2019 УИД: 68RS0001-01-2019-002386-63
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тамбов. «6» июня 2019 года.
Октябрьский районный суд г. Тамбова в составе:
председательствующего судьи Добровольского Д.Г.,
при секретаре Гераськиной Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мешкова Евгения Анатольевича к УМВД России по г. Тамбову о восстановлении нарушенного трудового права,
УСТАНОВИЛ:
Мешков Е.А. обратился в суд с иском к УМВД России по г. Тамбову о взыскании невыплаченной компенсации за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за период с сентября 2015 года по сентябрь 2018 года в размере 379 9996 руб. 38 коп. (уточненное исковое заявление от 3.06.2019 года – л.д. 79-80).
В обоснование иска истец указал, что проходил службу в УМВД России по г. Тамбову: с января 2015 года по январь 2018 года в должности оперуполномоченного уголовного розыска, с января 2018 года по 17.09.2018 года в должности уполномоченного полиции ОУУП и ПДН отдела полиции №.
В период службы на основании графиков он неоднократно привлекался к несению дежурств, как суточных, так и меньшей продолжительности, часть которых выпадала на выходные и праздничные дни, в связи с чем имело место превышение установленной нормальной продолжительности его служебного времени – 40 ч. в неделю при пятидневной рабочей неделе.
В этой связи, в силу действующего правового регулирования, закрепленного в трудовом законодательстве, Федеральном законе от 30.11.2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации», они имел право на предоставление дополнительных дней отдыха либо на получение соответствующей денежной компенсации, в чем ему было отказано.
После увольнения из органов внутренних дел, а именно ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с письменной претензией с требованиями о выплате компенсации за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за период с сентября 2015 года по сентябрь 2018 года, в чем ему было отказано, что стало поводом и основанием для его обращения в суд с настоящим иском.
В судебном заседании Мешков Е.А. и его представитель Галстян А.Б. настаивали на удовлетворении иска по изложенным в нем основаниям.
Барсукова Е.В. и Копнина Ю.В., представляющие интересы УМВД России по г. Тамбову, возражали против удовлетворения иска, в том числе по мотиву пропуска истцом трехмесячного срока исковой давности. По мнению названных представителей, у ответчика отсутствовали правовые основания для выплаты истцу требуемых сумм компенсаций, что, в частности, обусловлено не обращением последнего с соответствующим рапортом. В УМВД России по г. Тамбова установлен суммированный учет рабочего времени за один календарный год, при применении которого продолжительность работы (службы) Мешкова Е.А. в течение каждого отработанного календарного года не превысила установленной нормальной продолжительности служебного времени.
Государственная инспекция труда в Тамбовской области, привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, отзыва на иск не представила.
Выслушав стороны, исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу об оставлении иска Мешкова Е.А. без удовлетворения.
Согласно ч. 1 ст. 53 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» служебное время - период времени, в течение которого сотрудник органов внутренних дел в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, должностным регламентом (должностной инструкцией) и условиями контракта должен выполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел относятся к служебному времени.
В силу ч. 6 данной статьи сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
Приказом Министра внутренних дел России от 19.10.2012 г. № 961 утвержден Порядок привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных дней отдыха, который действовал до 03.04.2018 года. В настоящее время Порядок организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации утвержден приказом МВД России от 01.02.2018 года № 50.
В силу п. 9 Порядка привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных дней отдыха, действовавшей в период возникших правоотношений, сотруднику, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время. Сотруднику, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется компенсация в виде дополнительного дня отдыха.
В силу п. 10 Порядка компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности предоставляется сотруднику в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в другие дни недели невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. В приказе о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска указываются количество дополнительных дней отдыха, подлежащих компенсации, и вид компенсации.
Пунктом 15 Порядка установлено, что предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни возможно на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником).
В силу п. 56 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31.01.2013 г. № 65, сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.
Таким образом, в соответствии с указанным порядком для реализации сотрудником органов внутренних дел права на использование дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни либо права на получение компенсации необходимо соблюдение трех обязательных условий: наличие дополнительно отработанных дней в выходные и нерабочие праздничные дни, волеизъявление самого сотрудника, выраженное в форме рапорта, согласованного с непосредственным руководителем, соблюдения срока обращения сотрудника к руководителю, поскольку, как следует из положений п. 10 Порядка, дни отдыха, образовавшиеся в период рабочего ежегодного периода, присоединяются к ежегодному отпуску сотрудника и не суммируются по истечении этого срока к предстоящим отпускам за последующие годы.
Приведенный выше порядок реализации сотрудником права на соответствующую компенсацию за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в виде дополнительных дней отдыха, с возможностью их присоединения к ежегодному оплачиваемому отпуску, либо в виде денежной компенсации не находится в противоречии с положениями ст. 152 ТК РФ, в силу которых право выбора каким образом будет производиться компенсация сверхурочной работы: путем предоставления дополнительного отдыха или путем денежной компенсации, принадлежит работнику.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец проходил службу в УМВД России по г. Тамбову: с января 2015 года по январь 2018 года в должности оперуполномоченного уголовного розыска, с января 2018 года по 17.09.2018 года в должности уполномоченного полиции ОУУП и ПДН отдела полиции №.
В период указанной службы на основании графиков он неоднократно привлекался к несению дежурств, как суточных, так и меньшей продолжительности, часть которых выпадала на выходные и праздничные дни,
Приказом УМВД России по г. Тамбову от ДД.ММ.ГГГГ № л/с Мешков Е.А. уволен из органов внутренних дел ДД.ММ.ГГГГ по п. 2 ч. 2 ст. 82 (по инициативе сотрудника).
Также из пояснений ответчика, не опровергнутых истцом, установлено, что в период прохождения службы Мешков Е.А. не обращался в установленном порядке с рапортом о предоставлении дополнительных дней отдыха либо денежной компенсации за выполнение им служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, что в силу приведенного выше правового регулирования не может быть истолковано в пользу последнего при оценке судом поведения ответчика на предмет наличия в нем признаков недопустимого бездействия, с наличием которого действующее законодательство связывает возможность принятия мер реагирования в целях защиты нарушенного либо оспариваемого права.
Пренебрегая установленным порядком реализации права на получение соответствующей компенсации, Мешков Е.А. обращается в суд с настоящим иском о защите нарушенного права при отсутствии признаков незаконного действия (бездействия) ответчика, тем самым пытаясь извлечь преимущество из своего недобросовестного поведения, что недопустимо в силу прямого запрета, установленного п. 4 ст. 1 ГК РФ.
Будучи уволенным из органов внутренних дел ДД.ММ.ГГГГ, Мешков Е.А. обратился к ответчику ДД.ММ.ГГГГ с претензией с требованиями о выплате компенсации за весь период службы.
В ответ на эту претензию ответчик письменно довел до Мешкова Е.А. полную информацию о способах реализации права на получение требуемой компенсации, указав, что основанием для ее начисления и выплаты является соответствующий рапорт сотрудника, что Мешковым Е.А. безосновательно было расценено как нарушение его трудовых прав.
При установленных по делу обстоятельствах у суда не было основания не согласиться с доводами ответчика о пропуске истцом срока исковой давности на обращение в суд с настоящим иском.
Приказом УМВД России по г. Тамбову от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила внутреннего служебного распорядка УМВД России по <адрес>, из п. 9 которых следует, что в зависимости от условий службы сотрудников, когда не может быть соблюдена еженедельная (ежедневная) нормальная продолжительность служебного времени, применяется суммированный учет рабочего времени по итогам службы за год, что не противоречит положениям ст. 104 ТК РФ.
Таким образом, по итогам суммированного учета рабочего времени за учетный период, равный одному календарному году, у сотрудника, со стороны которого имело место выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, возникает право на получение, в том числе соответствующей денежной компенсации, основанием для начисления и выплаты которой является рапорт этого сотрудника, поданный им по окончании указанного выше отчетного периода, то есть после 31 декабря.
Если же, как в случае с Мешковым Е.А., сотрудник считает, что выплата компенсации за отчетный период равный одному календарному году должна была быть произведена ответчиком без соответствующего рапорта, то это обуславливает наличие спора о праве, в отношении которого распространяется трехмесячный срок исковой давности, установленный ч. 1 ст. 392 ТК РФ в редакции закона, как до, так и после ДД.ММ.ГГГГ, начало течения которого следует исчислять с 1 января года, следующего за отчетным периодом.
При указанных обстоятельствах, суд признал обоснованной позицию ответчика о пропуске истцом, обратившимся в суд с настоящим иском лишь ДД.ММ.ГГГГ, трехмесячного срока исковой давности по требованиям о выплате компенсации за период службы с сентября 2015 года по декабрь 2017 года в условиях не предъявления им соответствующего рапорта, как это предусмотрено действующим правовым регулированием.
Что касается срока исковой давности по требованиям о выплате компенсации за период службы с 1 января по ДД.ММ.ГГГГ (дата увольнения), в условиях подачи иска в суд ДД.ММ.ГГГГ, то, по мнению суда, он также пропущен истцом в связи с истечением трех месяцев с даты его увольнения со службы (срок истек ДД.ММ.ГГГГ).
ФИО1 и его представитель отрицали факт пропуска срока исковой давности, полагая, что этот срок составляет один год, как это предусмотрено ч. 2 ст. 392 ТК РФ, с чем суд не мог согласиться.
В силу названной нормы трудового права в редакции, действующей с 3.10.2016 года, годичный срок исковой давности предусмотрен для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении, что имело бы место в случае подачи Мешковым Е.А. в установленном порядке соответствующего рапорта о выплате компенсации, как это предусмотрено приведенными выше Положениями и Правилами, и принятия ответчиком по этому рапорту решения об отказе в выплате требуемых компенсаций.
Суд выяснял у истца и его представителя наличие намерения поставит вопрос о восстановлении срока исковой давности, что было отвергнуто последними по мотиву не пропуска указанного срока.
Несмотря на то, что при наличии соответствующего заявления ответчика пропуск истцом срока исковой давности является самостоятельным основанием для оставления иска без удовлетворения, суд считает необходимым указать, что в силу приведенных выше положений законодательства, ввиду отсутствия соответствующего рапорта, у ответчика не имелись правовые основания для начисления и выплаты Мешкову Е.А. требуемых сумм компенсаций, что, соответственно, исключает возможность применения к этому ответчику мер гражданско-правового реагирования, так как в противном случае это будет противоречить основным началам гражданского и трудового законодательства, одними из принципов которых являются: равенство сторон, недопустимость извлечения выгоды в результате недобросовестного поведения, в том числе в вопросе реализации права.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «11» ░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░ ░.░.