Дело № 2а-439/2020

64RS0036-01-2020-000535-94

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 июля 2020 года      р.п. Татищево                                    

Татищевский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Шутовой И.А.,

при секретаре Казариной Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шевякова ФИО6 к директору государственного казенного учреждения Саратовской области «Центр занятости населения Татищевского района» Зинатуллиной ФИО7, государственному казенному учреждению Саратовской области «Центр занятости населения Татищевского района», министерству занятости населения, труда и миграции Саратовской области о признании незаконным отказа в признании безработным, обязании повторно рассмотреть вопрос о признании гражданина безработным,

установил:

Шевяков Н.Н. обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения исковых требований просил отказ государственного казенного учреждения Саратовской области «Центр занятости населения Татищевского района» (далее по тексту ГКУ «Центр занятости населения Татищевского района») от ДД.ММ.ГГГГ о признании Шевякова Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, безработным признать незаконным; обязать ГКУ «Центр занятости населения Татищевского района» повторно рассмотреть вопрос о признании Шевякова Н.Н. безработным со дня предоставления заявления Шевяковым Н.Н. в электронной форме.

В обоснование административного искового заявления указано, что ДД.ММ.ГГГГ Шевяков Н.Н. обратился в ГКУ «Центр занятости населения Татищевского района» с заявлением в электронной форме с целью постановки на регистрационный учет в качестве безработного гражданина через информационно-аналитическую систему. ДД.ММ.ГГГГ указанное заявление поступило в ГКУ «Центр занятости населения Татищевского района». ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик проинформировал административного истца посредством электронной переписки о необходимости представления подтверждения в паспорте постоянного места жительства (должен стоять штамп непосредственно в паспорт). Срок предоставления до ДД.ММ.ГГГГ. В этот же день административным истцом посредством электронной почты были направлены электронные образцы трудовой книжки, паспорта, свидетельства о регистрации по месту пребывания.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ Шевяковым Н.Н. в адрес ГКУ «Центр занятости населения Татищевского района» была направлена дополнительно информация об отсутствии у него иной постоянной регистрации на территории РФ, поскольку ДД.ММ.ГГГГ заочным решением Калининского районного суда (2) Саратовской области по гражданскому делу Шевяков Н.Н. был признан утратившим право пользования жилым помещением.

Настоящее решение явилось основанием для снятия его с регистрационного учета по адресу, отраженному в паспорте. ДД.ММ.ГГГГ заочное решение суда вступило в законную силу. Более того Шевяков Н.Н. обращал внимание ГКУ «Центра занятости населения Татищевского района» о возможности ознакомления с указанным выше решением в открытом доступе на сайте Калиниского районного суда Саратовской области. Однако ДД.ММ.ГГГГ письмом Шевякову Н.Н. отказано в признании безработным и постановке на регистрационный учет в качестве безработного.

Административным истцом при заполнении заявления в электронной форме указывались все необходимые данные, в том числе фактический почтовый адрес: <адрес>, как адрес для получения пособия по безработице. Единственным основанием для отказа в признании безработным послужило «отсутствие постоянной регистрации на территории Татищевского района Саратовской области». Данный вывод был необоснованно сделан без учета предоставленных сведений, отраженных в свидетельстве о регистрации по месту пребывания, согласно которому Шевяков Н.Н. зарегистрирован на территории Татищевского района Саратовской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Сведений о наличии иных оснований для принятия ГКУ «Центр занятости населения Татищевского района» в ответе не отражено. Между тем трудовой книжкой Шевякова Н.Н. с отраженными периодами трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждается проживание на территории Татищевского муниципального района Саратовской области.

Административный истец Шевяков Н.Н., административный ответчик директор ГКУ «Центр занятости населения Татищевского района» Зинатуллина Т.Г., представитель административного ответчика ГКУ «Центр занятости населения Татищевского района» в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

В письменном отзыве на административное исковое заявление представитель ГКУ «Центр занятости населения Татищевского района» указывает на несогласие с заявленными требованиями. Полагает, что решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня представления заявления в электронной форме. Поскольку Шевяков Н.Н. не имеет регистрации в Татищевском районе, в постановке на учет ему было отказано.

Представитель административного ответчика министерства занятости, труда и миграции Саратовской области, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, не явился, сведений о причинах неявки не сообщил.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно пунктам 1, 3 и 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено данным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон N 1032-1) безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней (абзац 1).

Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (абзац 2 части 1 статьи 3 Закона N 1032-1).

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (часть 2 статьи 3 Закона N 1032-1).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 года N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы" утверждены Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и Правила регистрации безработных граждан.

Так, согласно пункту 2 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации.

При регистрации государственные учреждения службы занятости населения осуществляют постановку на регистрационный учет граждан в целях поиска подходящей работы, ведение регистрационного учета граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, и снятие с регистрационного учета зарегистрированных граждан.

Постановка на регистрационный учет осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении гражданами следующих документов:

а) паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий;

б) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и об условиях труда (пункт 3 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы).

В силу пункта 4 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, при постановке на регистрационный учет граждане могут предъявить в том числе следующие документы:

а) трудовая книжка или документ, ее заменяющий, а также трудовые договоры и служебные контракты;

б) документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации, документы об обучении, документы об ученых степенях и ученых званиях;

в) справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы);

г) документы, подтверждающие прекращение гражданами трудовой или иной деятельности в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

д) документы, подтверждающие отнесение граждан к категории испытывающих трудности в поиске подходящей работы, предусмотренной статьей 5 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".

Согласно пункту 3 Правил регистрации безработных граждан регистрации подлежат граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы в соответствии с Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 года N 891, в отношении которых государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения о признании их безработными.

Постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов:

а) паспорт или документ, его заменяющий;

б) трудовая книжка или документ, ее заменяющий;

в) документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации, документы об обучении, документы об ученых степенях и ученых званиях;

г) справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы);

д) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и условиях труда (далее - индивидуальная программа реабилитации).

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Шевяков Н.Н. обратился в ГКУ «Центр занятости населения Татищевского района» с заявление о постановке его на учет в качестве безработного, в ответ на которое ДД.ММ.ГГГГ ему было предложено представить сведения трудовой книжки и номер лицевого счета в Сбербанке. Также указано, что для признания его безработным необходимо представить подтверждение в паспорте постоянного места жительства (должен стоять штампик непосредственно в паспорте) (л.д. 17).

Согласно уставу ГКУ «Центр занятости населения Татищевского района» является юридическим лицом. Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет министерство занятости, труда и миграции Саратовской области. Учждение является объектом социальной сферы и обеспечивает на территории Татищевского муниципального района и городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области реализацию гарантированного государством права граждан на защиту от безработицы, оказание государственных услуг населению и работодателям в сфере содействия занятости, трудовой миграции.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес ГКУ «Центр занятости населения Татищевского района» Шевяковым Н.Н. было направлено письмо, в котором им сообщалось об отсутствии постоянной регистрации, а также сведения о месте жительства (л.д. 18-21).

Однако ДД.ММ.ГГГГ ГКУ «Центр занятости населения Татищевского района» Шевякову Н.Н. в признании его безработным было отказано, указано на необходимость обращения с соответствующим заявлением по месту жительства, то есть по месту регистрации (л.д. 14-16).

При этом на основании заочного решения Калининского районного суда (2) Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, по гражданскому делу по исковому заявлению ФИО4 к Шевякову Н.Н. о признании утратившим право пользования жилым помещением Шевяков Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признан утратившим право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>. Настоящее решение является основанием для снятия Шевякова Н.Н. с регистрационного учета по вышеуказанному адресу (л.д. 108-109).

Из представленных в материалы дела заявлений, ответов на заявления, а также договоров следует, что Шевяков Н.Н. проживает на территории Татищевского района Саратовской области (л.д. 57-114).

В силу статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно части 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I) в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона (часть 2 статьи 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I).

В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Абзацем вторым статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I определено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных данным законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания (абзац третий статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I).

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства (абзац четвертый статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I).

Абзацем восьмым статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" определено, что местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 февраля 1998 г. N 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Из содержания статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" следует, что регистрация не совпадает с понятием "место жительства" и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации (пункт 12 раздела IV Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, N 4 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 г.).

По смыслу приведенных нормативных положений Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I и Гражданского кодекса Российской Федерации в их системной взаимосвязи, местом жительства признается место (жилой дом, квартира, жилое помещение и др.), где гражданин постоянно или преимущественно проживает на основаниях, предусмотренных законом (право собственности, договор найма и др.). Граждане Российской Федерации вправе выбрать место пребывания и место жительства в пределах Российской Федерации, на них возложена обязанность регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При этом регистрация не совпадает с понятием "место жительства", является одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту жительства или месту пребывания. Установление места жительства гражданина возможно на основе других данных, не обязательно исходящих из органов регистрационного учета. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Поскольку законодатель не связывает возможность признания гражданина безработным с наличием либо отсутствием у гражданина постоянной регистрации по месту жительства, ччитывая, что Шевяков Н.Н. фактически проживает на территории Татищевского района Саратовской области, он был вправе обратиться с заявлением о постановке его на учет в качестве безработного в ГКУ «Центр занятости населения Татищевского района», предоставив сведения о месте жительства, и сведения об отсутствии постоянной регистрации. При таких обстоятельствах отказ ГКУ «Центр занятости населения Татищевского района» в постановке Шевякова Н.Н. на учет в качестве безработного в связи с отсутствием постоянной регистрации не может быть признан законным и обоснованным, на основании чего требования истца подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 174, 175-180 КАС РФ, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░8 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░9, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ 13 ░░░░ 2020 ░░░░.

░░░░░          ░.░. ░░░░░░

2а-439/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Шевяков Николай Николаевич
Ответчики
Директор Государственного казенного учреждения Саратовской области "Центр занятости населения Татищевского района"Зинатуллина Татьяна Габдулхаковна
Министерство занятости, труда им играции Саратовской области
Государственное казенное учреждение Саратовской области Центр занятости населения Татищевского района"
Суд
Татищевский районный суд Саратовской области
Судья
Шутова Ирина Анатольевна
Дело на сайте суда
tatishevsky.sar.sudrf.ru
12.05.2020Регистрация административного искового заявления
12.05.2020Передача материалов судье
15.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
15.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.05.2020Подготовка дела (собеседование)
19.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
19.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.05.2020Подготовка дела (собеседование)
27.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.05.2020Судебное заседание
10.06.2020Судебное заседание
06.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее