УИД 66RS0046-01-2021-000048-21
№ 5-17/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Нижний Тагил, Свердловская область, ул. Карла Маркса 3 «а»
04 марта 2021 года судья Пригородного районного суда Свердловской области Исаев Д.А.,
с участием должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении Чечериной Д.А., лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Орловой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Орловой Т.А., <...>, работающей кухонным рабочим в МБОУ <...>, расположенной по адресу <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу: Свердловская область, Пригородный район, с. Лая, ул. Новоалександровская, д. 10, к административной ответственности по гл. 6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не привлекалась,
установил:
17.12.2020 в 11 часов 30 минут Орлова Т.А., работающая кухонным рабочим Муниципального Бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4, расположенной по адресу: Свердловская область, Пригородный район, с. Лая, ул. Зеленая площадь, 2, допустила нарушение законодательства в области обеспечения санитарно–эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий.
17.12.2020 в результате проведенной специалистами Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в г. Нижний Тагил, Пригородном, Верхнесалдинском районах, г. Нижняя Салда, г. Кировграде и Невьянском районе» внеплановой выездной проверки в отношении МБОУ <адрес>, предметом которой являлось соблюдение санитарного законодательства Российской Федерации, на основании распоряжения Роспотребнадзора № 01-01-01-03-09/38805 от 17.11.2020, установлено, что
на объекте – в помещении столовой МБОУ <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, в нарушении п. 1 ст. 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 2.3, 2.5 СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", не проводится дезинфекция столовой и кухонной посуды по эпидемиологическим показаниям, отсутствует инструкция по обработке посуды с применением дезинфицирующих средств, не соблюдаются правила приготовления дезинфицирующего средства «Део-Хлор» для целей дезинфекции, а именно содержание массовой доли активного хлора в рабочем растворе «Део-Хлор» 0,015 % составило 0,0115 % при норме 0,0135 % - 0,0165 %.
В судебном заседании должностное лицо, составившее протокол об административном нарушении Чечерина Д.А. просила привлечь Орлову Т.А. к административной ответственности, пояснив, что именно в ее обязанности в столовой МБОУ <...> входит проведение дезинфекции столовой и кухонной посуды с применением дезинфицирующих средств, а также приготовление дезинфицирующего средства «Део-Хлор» для целей дезинфекции.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Орловой Т.А. вину в совершенном административном правонарушении признала в полном объеме, дополнительно суду пояснила, что работает в МБОУ <...> в должности кухонного работника, в ее должностные обязанности входит приготовление дезинфицирующих растворов на пищеблоке, дезинфекция столовой и кухонной посуды по эпидемиологическим показаниям. Не проводила дезинфекцию столовой и кухонной посуды надлежащим образом, действительно отсутствовала инструкция по обработке посуды с применением дезинфицирующих средств. В столовой МБОУ <...> работает только один повар, она – кухонный работник и кладовщик. Соблюдение санитарно-эпидемиологического режима на кухне, содержание в надлежащей чистоте кухонного инвентаря, посуды, оборудования и помещения пищеблока входит исключительно в ее обязанности. В настоящее время она нарушения исправила, впредь более их не допустит. Заработная плата у нее составляет около 12 000 руб.
Заслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему выводу.
Частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 «О внесении изменений в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих», в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний, представляющих опасность для окружающих» включена коронавирусная инфекция (2019-nCoV) как заболевание, представляющее особую опасность для окружающих. Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в список особо опасных инфекций.
Право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду реализуется, в том числе путем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.
Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О Санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту Закон № 52), других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 N 16 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (вместе с "СП 3.1/2.4.3598-20. Санитарно-эпидемиологические правила"), направленным на обеспечение безопасных условий деятельности организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ (за исключением образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования), в том числе адаптированных, осуществляющих присмотр и уход за детьми, социальных служб для детей, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, спортивных организаций для детей, организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих организованное проведение временного досуга детей в помещениях (специально выделенных местах), устроенных в торговых, культурно-досуговых центрах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения, организаций отдыха детей и их оздоровления, реабилитационных центров, организаций, оказывающих организованным группам детей услуги временного проживания при проведении спортивных, художественных и культурно-массовых мероприятий с участием детей и молодежи, в организации должны проводиться противоэпидемические мероприятия, включающие, в том числе, мытье посуды и столовых приборов в посудомоечных машинах при максимальных температурных режимах. При отсутствии посудомоечной машины мытье посуды должно осуществляться ручным способом с обработкой столовой посуды и приборов дезинфицирующими средствами в соответствии с инструкциями по их применению либо питание детей и питьевой режим должны быть организованы с использованием одноразовой посуды (п. 2.3); для проведения дезинфекции должны использоваться дезинфицирующие средства, применяемые для обеззараживания объектов при вирусных инфекциях, в соответствии с инструкцией по их применению (п. 2.5).
В соответствии с положениями ст. 1 Закона № 52 санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию; ограничительные мероприятия (карантин) - административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
Граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (статья 10 Закона № 52-ФЗ).
Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции (статья 11 Закона № 52-ФЗ).
Согласно постановлениям Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Поповой А.Ю. от 24 января 2020 года № 2 «О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019nCoV», от 31 января 2020 года № 3 «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV», от 02 марта 2020 года № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)», высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) рекомендовано утвердить региональные планы организационных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции; с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия.
Указом Губернатора Свердловской области от 18 марта 2020 года № 100-УГ «О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятия дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» на территории Свердловской области введен режим повышенной готовности и принятия дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV).
В связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии с подп. «б» п. 6 ст. 41 Федерального закона от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст. ст. 6, 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О Санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пп. 3.1- 3-3 ст. 6 Закона Свердловской области от 27 декабря 2004 года № 221-03 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Свердловской области» постановлено обязать юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в местах массового скопления людей (в том числе на торговых объектах, в местах общественного питания, местах проведения театрально зрелищных, культурно-просветительских или зрелищно-развлекательных мероприятий) и перевозки общественным транспортом, организовать мероприятия по усилению режима.
В целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 10 марта 2020 года издано письмо № 02/3853-2020-27 «О мерах по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», приложением к которому являются «Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников».
Согласно вышеуказанному Письму работодателям рекомендуется обеспечить, в том числе качественную уборку помещений с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия, уделив особое внимание дезинфекции дверных ручек, выключателей, поручней, перил, контактных поверхностей (столов и стульев работников, орг. техники), мест общего пользования (комнаты приема пищи, отдыха, туалетных комнат, комнаты и оборудования для занятия спортом и т.п.), во всех помещениях - с кратностью обработки каждые 2 часа.
Изложенные мероприятия являются санитарно-противоэпидемиологическими (профилактическими) мероприятиями, направленными на предотвращение распространения инфекционного заболевания - новая коронавирусная инфекция (2019-nCoV).
Вместе с тем, как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, на пищеблоке МБОУ СОШ № 4, расположенном по адресу: Свердловская область, Пригородный район, с. Лая, ул. Зеленая площадь, 2, кухонным рабочим Орловой Т.А. допущены нарушения вышеуказанных положений, направленных на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, в период действия на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятия дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции.
Вина Орловой Т.А. в совершении административного правонарушения подтверждается:
- протоколом об административном правонарушении от 25.12.2020, соответствующим по форме и содержанию требованиям ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
- актом обследования № 66-20-009/12-8018-2020 от 10.12.2020 МБОУ <...> <адрес>, проведенного специалистами филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в г. Нижний Тагил, Пригородном, Верхнесалдинском районах, г. Нижняя Салда, г. Кировграде и Невьянском районе»;
- протоколом отбора дезинфицирующих средств, растворов от 30.11.2020, протоколом лабораторных испытаний № 9.29528 от 02.12.2020, согласно которому массовая доля активного хлора в дезинфицирующем средстве «Део-хлор», проба которого была взята 30.11.2020 в пищеблоке МБОУ <...> по адресу: <адрес>, составляет 0,0115 % при величине допустимого уровня 0,0135 % - 0,0165 %;
- экспертным заключением по результатам лабораторных испытаний № 9.29528 от 02.12.2020, из которого следует, что проба № 29528 не соответствует требованиям Инструкции № 24/12 от 12 марта 2012 года «Инструкция по применению дезинфицирующего средства «ДЕО-ХЛОР» производства ООО «Део», Россия, для целей дезинфекции» по показателю Массовая доля активного хлора;
- приказом о приеме на работу от 01.09.2016, согласно которому Орлова Т.А. принята на работу кухонным рабочим в МБОУ <...>;
- должностной инструкцией кухонного рабочего, согласно которой на кухонного рабочего наложены функции по соблюдению санитарно-эпидемиологического режима на кухне образовательного учреждения в соответствии с требованиями действующих СанПиН, содержание в надлежавшей чистоте кухонного инвентаря, оборудования и помещения пищеблока образовательного учреждения. Кухонный работник в том числе отвечает за чистоту и порядок в пищеблоке, содержит в чистоте и порядке кухонный инвентарь и оборудование, моет бочки, поддоны, противни, разделочные доски и кухонный инвентарь (ножи, половники, терки, чайники, кастрюли) с применением моющих средств, моет оборудование, инвентарь, ванны и пол в кухне образовательного учреждения, участвует в генеральной уборке пищеблока образовательного учреждения, содержит в надлежащей чистоте стеллажи, предназначенные для сушки бачков, поддонов, противней, разделочных досок и другого кухонного инвентаря, очищает мусоросборники, промывает их дезинфицирующим раствором, собирает мусор и выносит его в специально отведенное для этого место, чистит и дезинфицирует мойки, раковины и другое санитарно-техническое оборудование пищеблока, обеспечивает качественное состояние кухонных помещений, оборудования и инвентаря, убирает закрепленное за ним помещения пищеблока (удаляет пыль, моет полы, стены, оконные рамы и стекла, шкафы, стеллажи), соблюдает правила санитарии и гигиены в убираемых помещениях пищеблока, строго соблюдает правила личной гигиены. За нарушении санитарно-гигиенических требований в образовательном учреждении кухонный работник несет административную ответственность в порядке и случаях, установленных административным законодательством Российской Федерации.
Оснований не доверять исследованным доказательствам у судьи не имеется. Представленные доказательства последовательны, непротиворечивы, собраны в соответствии с требованиями закона, являются достаточными, чтобы исключить какие-либо сомнения в виновности Орловой Т.А. в совершении инкриминируемого ей правонарушения.
Данных, свидетельствующих о допущенной должностными лицами административного органа неразумности и недобросовестности при исполнении служебных обязанностей при производстве по делу об административном правонарушении, не представлено и судом не установлено.
При исследовании вопроса о наличии вины Орловой Т.А. в совершении административного правонарушения установлено, что доказательства, свидетельствующие о том, что Орловой Т.А. приняты все зависящие от нее меры для соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, отсутствуют.
Таким образом, собранными и исследованными в судебном заседании доказательствами достоверно подтвержден факт нарушения Орловой Т.А. в помещении пищеблока МБОУ <...> по адресу: <адрес>, законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Действия Орловой Т.А. судья квалифицирует по ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий.
При назначении административного наказания судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновной, ее имущественное положение.
В качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность Орловой Т.А., судья признает привлечение ее к административной ответственности за нарушение санитарного законодательства впервые, признание вины.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
Достаточных оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным или назначения административного наказания в виде предупреждения не имеется. Невыполнение санитарно-эпидемиологических требований является существенным нарушением установленных законодательством основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья. Допущенные нарушения создают угрозу для здоровья неограниченного круга лиц, угрозу возникновения и распространения заболеваний.
С учетом характера допущенного административного правонарушения, обстоятельств его совершения, имущественного положения Орловой Т.А., судья приходит к выводу о необходимости назначения наказания ниже предела, установленного санкцией статьи, в соответствии с положениями ч. 2.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Применение данного вида наказания максимально обеспечит реализацию задач административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
Орлову Т.А. признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ей административное наказание в соответствии с ч. 2.2., 2.3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 7 500 (семь тысяч пятьсот) рублей.
Разъяснить, что штраф должен быть уплачен в 60-дневный срок со дня вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам: УИН 14102660015620013286; получатель УФК по Свердловской области (Управление Роспотребнадзора по Свердловской области) ИНН 6670083677, КПП 667001001, КБК 14111601061010003140 сч. № 40102810645370000054 Банк получателя Уральское ГУ Банка России, БИК 016577551, ОКТМО 65751000.
Копию документа, свидетельствующего об уплате штрафа, направить в Пригородный районный суд Свердловской области по адресу: г.Н.Тагил, ул. К.Маркса, 3 А.
В случае неуплаты штрафа, в срок, предусмотренный законом лицо, в отношении которого вынесено постановление о привлечении к административной ответственности привлекается к административной ответственности по ст. 20.25 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Разъяснить лицу, привлеченному к административной ответственности, что в соответствии со ст. 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа не возможно в установленный срок, судья, орган, должностное лицо, вынесшее постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судом на срок до трех месяцев.
Постановление может быть обжаловано лицом, привлеченным к административной ответственности, должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в Свердловский областной суд путем подачи жалобы через Пригородный районный суд Свердловской области.
Судья-подпись
Копия верна.
Судья Д. А. Исаев