Дело № 2а-2265/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 июля 2020 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Оробинской О.В.,
при секретаре Асановой Р.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Воронежа к Лустенко А.Н. о взыскании задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, страховым взносам, пени,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Воронежа (ИФНС России по Советскому району г. Воронежа) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Лустенко А.Н., указав что ответчик в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ являлся плательщиком страховых взносов, в связи с чем обязан на основании главы 34 НК РФ правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.
По состоянию на 08.10.2018 г. Лустенко А.Н. имеет задолженность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2017 г. в размере 4590 руб., пени в размере 367,52 руб., недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 г. в размере – 23400 руб., пени в размере 1873,58 руб.
Указанная задолженность в установленный по требованиям срок не погашена.
Также Инспекция установила, что ответчик является плательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц, поскольку в его собственности находится имущество, указанное в иске. В установленный законом срок обязанность по уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц за 2014 г. ответчиком не исполнена, в связи с чем Инспекция начислила пени.
Для добровольной уплаты задолженности в адрес ответчика налоговым органом были направлены требования, которые оставлены ответчиком без исполнения.
Просит взыскать задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 г. в размере 23400,00 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 1873,58 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 4590,00 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 367,52 руб., задолженность по транспортному налогу за 2014 г. в размере 1400,00 руб., пени по транспортному налогу в размере 11,55 руб., задолженность по налогу на имущество за 2014 г. в размере в размере 88 руб., пени по налогу на имущество в размере 1,45 руб., всего: 31732,10 руб.
Судебное заседание назначалось на 23.06.2020г. 16.00 час., был объявлен перерыв до 30.06.2020г. 11:00 час., затем до 02.07.2020г. 14:00 час., до 07.07.2020г. 15:15 час.
В судебном заседании 30.06.2020 представитель административного истца ИФНС России по Советскому району г. Воронежа Гвоздев А.А., действующий на основании доверенности, иск поддержал в полном объеме, просил удовлетворить, пояснил, что требования об уплате страховых взносов направлялись ответчику простой почтой.
Административный ответчик Лустенко А.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в удовлетворении иска просил отказать, представил письменные возражения на иск.
При указанных обстоятельствах, с учетом положений ч. 2 ст. 289 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного ответчика.
Изучив материалы дела, обозрев материалы судебного приказа № 2а-822/2019 по заявлению ИФНС России Советского района г. Воронежа о взыскании с Лустенко А.Н. задолженности по налогу, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела: о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" с 01.01.2017 г. полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы.
В соответствии со п.п. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: в частности, адвокаты.
Под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования (п. 3 ст. 8 НК РФ).
Согласно ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ст. 357 Налогового кодекса РФ).
Согласно ч. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
В соответствии с законом Воронежской области № 80-ОЗ от 27.12.2002 года «О введении в действие транспортного налога на территории Воронежской области» установлены налоговые ставки и сроки уплаты транспортного налога.
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, пени, штрафы.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, законодатель установил специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога, пени за счет имущества физического лица предъявляется им в порядке приказного производства в шестимесячный срок со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены только при отмене судебного приказа и не позднее шести месяцев со дня вынесения соответствующего определения суда. Кроме того, при обращении в суд с требованием о взыскании налога, налоговым органом должны быть соблюдены сроки на обращение в суд, как с заявлением о выдаче судебного приказа, так и исковым заявлением, в случае отмены мировым судьей судебного приказа.
В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Как следует из материалов дела, налоговым органом ответчику были выставлены требования № 30173 по состоянию на 06.11.2015 г. об уплате транспортного и земельного налогов в размере 1488,00 руб., пени указанным налогам в размере 71,26 руб. в срок до 27.01.2016 г. (л.д. 18, 19, 26); № 11121 по состоянию на 08.10.2018 г. об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в общем размере 27990,00 руб. в срок до 26.10.2018 г. (л.д. 17, 28).
Поскольку требование № 11121 по состоянию на 08.10.2018 г., по которому общая сумма недоимки по налогам, страховым взносам и пени, подлежащая взысканию с ответчика, превысила 3 000 рублей, указывало срок уплаты до 26.10.2018 г., с заявлением о вынесении судебного приказа ИФНС должна была обратиться к мировому судье не позже 26.04.2019 г.
Однако заявление о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогам, и пени в общей сумме 31732,10 руб. подано в судебный участок 03.06.2019 г., т.е. за пределами установленного шестимесячного срока. Сведений о направлении указанного заявления о вынесении судебного приказа по почте материалы по судебному приказу № 2а-822/2019 не содержат.
Из буквального толкования норм права о порядке взыскания налога, пеней и штрафа, предусмотренных п. 2, п. 3 ст. 48 НК РФ следует, что судебная процедура взыскания недоимки не может быть начата без восстановления срока для обращения в суд, для чего необходимо обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного по уважительной причине установленного законом шестимесячного срока.
Уважительных причин пропуска срока на подачу заявления о вынесении судебного приказа представителем административного истца не приведено.
Пропуск срока на обращение в суд с административным иском в силу ч. 5 ст. 180 КАС РФ является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных административных исковых требований, в связи с чем суд отказывает в удовлетворении заявленных требований в указанной части по пропуску срока на подачу в суд данного административного искового заявления.
Кроме того, судом установлено, что требования № 11121 по состоянию на 08.10.2018 г. об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в общем размере 27990,00 руб. в срок до 26.10.2018 г. (л.д. 17, 28), а также требования № 9759 по состоянию на 20.11.2018 г. об уплате пени по страховым взносам в размере 2031,17 руб. в срок до 10.12.2018 г. (л.д. 22), № 12158 по состоянию на 13.12.2018 об уплате пени по страховым взносам в размере 209,93 руб. в срок до 10.01.2019 г. (л.д. 20, 21) были направлены административному ответчику простыми письмами (л.д. 28, 25, 24).
В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Вместе с тем, обязанность направления требований № 11121 по состоянию на 08.10.2018 г., № 9759 по состоянию на 20.11.2018 г., № 12158 по состоянию на 13.12.2018 об уплате истребуемых страховых взносов, пени заказными письмами налоговым органом не исполнена, поскольку как указано выше, требования об уплате страховых взносов и пени направлены административному ответчику простыми письмами. Получение данных требований Лустенко А.Н. в судебном заседании не нашло подтверждения.
При таких обстоятельствах, а именно при отсутствии надлежащего выставления налоговым органом требований № 11121 по состоянию на 08.10.2018 г., № 9759 по состоянию на 20.11.2018 г., № 12158 по состоянию на 13.12.2018, суд считает, что у Лустенко А.Н. не возникла обязанность по уплате страховых взносов, пени за указанный период. Изложенные обстоятельства также являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований в части взыскания недоимки по страховым взносам и пени.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административных исковых требований Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Воронежа к Лустенко А.Н. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 г. в размере 23400,00 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 1873,58 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 4590,00 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 367,52 руб., по транспортному налогу за 2014 г. в размере 1400,00 руб., пени по транспортному налогу в размере 11,55 руб., по налогу на имущество за 2014 г. в размере 88 руб., пени по налогу на имущество в размере 1,45 руб., всего: 31732,10 руб. – отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: О.В. Оробинская
Решение в окончательной форме изготовлено 21.07.2020 г.
Дело № 2а-2265/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 июля 2020 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Оробинской О.В.,
при секретаре Асановой Р.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Воронежа к Лустенко А.Н. о взыскании задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, страховым взносам, пени,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Воронежа (ИФНС России по Советскому району г. Воронежа) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Лустенко А.Н., указав что ответчик в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ являлся плательщиком страховых взносов, в связи с чем обязан на основании главы 34 НК РФ правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.
По состоянию на 08.10.2018 г. Лустенко А.Н. имеет задолженность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2017 г. в размере 4590 руб., пени в размере 367,52 руб., недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 г. в размере – 23400 руб., пени в размере 1873,58 руб.
Указанная задолженность в установленный по требованиям срок не погашена.
Также Инспекция установила, что ответчик является плательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц, поскольку в его собственности находится имущество, указанное в иске. В установленный законом срок обязанность по уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц за 2014 г. ответчиком не исполнена, в связи с чем Инспекция начислила пени.
Для добровольной уплаты задолженности в адрес ответчика налоговым органом были направлены требования, которые оставлены ответчиком без исполнения.
Просит взыскать задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 г. в размере 23400,00 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 1873,58 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 4590,00 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 367,52 руб., задолженность по транспортному налогу за 2014 г. в размере 1400,00 руб., пени по транспортному налогу в размере 11,55 руб., задолженность по налогу на имущество за 2014 г. в размере в размере 88 руб., пени по налогу на имущество в размере 1,45 руб., всего: 31732,10 руб.
Судебное заседание назначалось на 23.06.2020г. 16.00 час., был объявлен перерыв до 30.06.2020г. 11:00 час., затем до 02.07.2020г. 14:00 час., до 07.07.2020г. 15:15 час.
В судебном заседании 30.06.2020 представитель административного истца ИФНС России по Советскому району г. Воронежа Гвоздев А.А., действующий на основании доверенности, иск поддержал в полном объеме, просил удовлетворить, пояснил, что требования об уплате страховых взносов направлялись ответчику простой почтой.
Административный ответчик Лустенко А.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в удовлетворении иска просил отказать, представил письменные возражения на иск.
При указанных обстоятельствах, с учетом положений ч. 2 ст. 289 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного ответчика.
Изучив материалы дела, обозрев материалы судебного приказа № 2а-822/2019 по заявлению ИФНС России Советского района г. Воронежа о взыскании с Лустенко А.Н. задолженности по налогу, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела: о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" с 01.01.2017 г. полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы.
В соответствии со п.п. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: в частности, адвокаты.
Под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования (п. 3 ст. 8 НК РФ).
Согласно ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ст. 357 Налогового кодекса РФ).
Согласно ч. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
В соответствии с законом Воронежской области № 80-ОЗ от 27.12.2002 года «О введении в действие транспортного налога на территории Воронежской области» установлены налоговые ставки и сроки уплаты транспортного налога.
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, пени, штрафы.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, законодатель установил специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога, пени за счет имущества физического лица предъявляется им в порядке приказного производства в шестимесячный срок со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены только при отмене судебного приказа и не позднее шести месяцев со дня вынесения соответствующего определения суда. Кроме того, при обращении в суд с требованием о взыскании налога, налоговым органом должны быть соблюдены сроки на обращение в суд, как с заявлением о выдаче судебного приказа, так и исковым заявлением, в случае отмены мировым судьей судебного приказа.
В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Как следует из материалов дела, налоговым органом ответчику были выставлены требования № 30173 по состоянию на 06.11.2015 г. об уплате транспортного и земельного налогов в размере 1488,00 руб., пени указанным налогам в размере 71,26 руб. в срок до 27.01.2016 г. (л.д. 18, 19, 26); № 11121 по состоянию на 08.10.2018 г. об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в общем размере 27990,00 руб. в срок до 26.10.2018 г. (л.д. 17, 28).
Поскольку требование № 11121 по состоянию на 08.10.2018 г., по которому общая сумма недоимки по налогам, страховым взносам и пени, подлежащая взысканию с ответчика, превысила 3 000 рублей, указывало срок уплаты до 26.10.2018 г., с заявлением о вынесении судебного приказа ИФНС должна была обратиться к мировому судье не позже 26.04.2019 г.
Однако заявление о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогам, и пени в общей сумме 31732,10 руб. подано в судебный участок 03.06.2019 г., т.е. за пределами установленного шестимесячного срока. Сведений о направлении указанного заявления о вынесении судебного приказа по почте материалы по судебному приказу № 2а-822/2019 не содержат.
Из буквального толкования норм права о порядке взыскания налога, пеней и штрафа, предусмотренных п. 2, п. 3 ст. 48 НК РФ следует, что судебная процедура взыскания недоимки не может быть начата без восстановления срока для обращения в суд, для чего необходимо обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного по уважительной причине установленного законом шестимесячного срока.
Уважительных причин пропуска срока на подачу заявления о вынесении судебного приказа представителем административного истца не приведено.
Пропуск срока на обращение в суд с административным иском в силу ч. 5 ст. 180 КАС РФ является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных административных исковых требований, в связи с чем суд отказывает в удовлетворении заявленных требований в указанной части по пропуску срока на подачу в суд данного административного искового заявления.
Кроме того, судом установлено, что требования № 11121 по состоянию на 08.10.2018 г. об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в общем размере 27990,00 руб. в срок до 26.10.2018 г. (л.д. 17, 28), а также требования № 9759 по состоянию на 20.11.2018 г. об уплате пени по страховым взносам в размере 2031,17 руб. в срок до 10.12.2018 г. (л.д. 22), № 12158 по состоянию на 13.12.2018 об уплате пени по страховым взносам в размере 209,93 руб. в срок до 10.01.2019 г. (л.д. 20, 21) были направлены административному ответчику простыми письмами (л.д. 28, 25, 24).
В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Вместе с тем, обязанность направления требований № 11121 по состоянию на 08.10.2018 г., № 9759 по состоянию на 20.11.2018 г., № 12158 по состоянию на 13.12.2018 об уплате истребуемых страховых взносов, пени заказными письмами налоговым органом не исполнена, поскольку как указано выше, требования об уплате страховых взносов и пени направлены административному ответчику простыми письмами. Получение данных требований Лустенко А.Н. в судебном заседании не нашло подтверждения.
При таких обстоятельствах, а именно при отсутствии надлежащего выставления налоговым органом требований № 11121 по состоянию на 08.10.2018 г., № 9759 по состоянию на 20.11.2018 г., № 12158 по состоянию на 13.12.2018, суд считает, что у Лустенко А.Н. не возникла обязанность по уплате страховых взносов, пени за указанный период. Изложенные обстоятельства также являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований в части взыскания недоимки по страховым взносам и пени.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административных исковых требований Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Воронежа к Лустенко А.Н. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 г. в размере 23400,00 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 1873,58 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 4590,00 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 367,52 руб., по транспортному налогу за 2014 г. в размере 1400,00 руб., пени по транспортному налогу в размере 11,55 руб., по налогу на имущество за 2014 г. в размере 88 руб., пени по налогу на имущество в размере 1,45 руб., всего: 31732,10 руб. – отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: О.В. Оробинская
Решение в окончательной форме изготовлено 21.07.2020 г.