Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2215/2020 ~ М-2245/2020 от 12.08.2020

Дело № 2а-2215/20

УИД 63RS0044-01-2020-003245-04

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 октября 2020 года     г. Самара

Железнодорожный районный суд г. Самары в составе

председательствующего судьи Александровой Т.В.,

при секретаре Вальберг В.А.,

с участием административного истца Клименко О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2215/20 по административному деку Клименко Олеси Александровны к Нижне-Волжскому ВБУ в лице Отдела водных ресурсов по Самарской области, заинтересованному лицу: Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области о признании незаконным отказа в предоставлении водного объекта в пользовании,

установил:

Клименко О.А. обратилась в Железнодорожный районный суд г.Самары с административным иском к Нижне-Волжскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Самарской области о признании решения об отказе в предоставлении водного объекта в пользование незаконным и обязании возобновить проведение открытого аукциона, в обосновании которого указала, что ответчиком письмом от 11.06.2020 г. № КГ-12/1698 отказано в предоставлении водного объекта в пользование и отменен открытый аукцион на право заключения договора водопользования на использование участка акватории Саратовского водохранилища площадью 0,008 кв. км, расположенного в границах: <адрес> для размещения плавучих объектов, сооружений для причаливания и отстоя судов. Данное решение ответчиком было принято на основании отказа Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в согласовании условий использования водного объекта в связи с отнесением его к землям лесного фонда. С решением административного ответчика не согласна, поскольку им нарушена процедура рассмотрения ее заявления, т.к. законом не предусмотрено направление проекта условий водопользования с Минлесхозом, который не уполномочен рассматривать и согласовывать проект использования акватории водного объекта для заявленной цели. Минлесхоз отказал в согласовании, поскольку по их мнению заон Ширчик Сааратовского водохранилища входит в состав земель лесного фонда, что не соответствует действительности, т.к. в состав земель лесного фонда не может входить Саратовское водохранилище. Наложения испрашиваемой акватории на земельные участки отсутствуют. Просит признать отказ в предоставлении водного объекта в пользование от 11.06.2020 года № КГ-12/1698 незаконным. Обязать Нижне-Волжское БВУ в лице Отдела водных ресурсов по Самарской области возобновить проведение открытого аукциона на право заключения договора водопользования на использование участка акватории Саратовского водохранилища площадью 0,008 кв.км, расположенного в границах: <адрес>, <адрес> года путем публикации извещения о проведении открытого аукциона в сети Интернет по адресу: www.torgi.gov.ru в течение пяти рабочих дней после вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании административный истец Клименко О.А. административное исковое заявление поддержала в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Административный ответчик, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, представил отзыв на административное исковое заявление, в котором в заявленных требованиях просил отказать, указал, что в соответствии с требованиями п. 6 Правил подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 № 230, отделом были разработаны условия водопользования и направлены на согласование: в Средневолжское ТУ Росрыболовства (исх. № KJI-12/412 от 05.02.2020, исх. Л-12/418 от 05.02.2020); в Самарский район водных путей и судоходства (исх. №KJI-12/413 от 05.02.2020, №КЛ-12/419 от 05.02.2020); в Министерство строительства Самарской области (исх. №KJI-12/411 от 02.2020, исх. №КЛ-12/416 от 05.02.2020);     в ГУ МЧС России по Самарской области (исх. №КЛ-12/414 от 05.02.2020, исх. (01-12/417 от 05.02.2020); в Администрацию м.<адрес> (исх. №КЛ-12/415 от. 02.2020, исх. №КЛ-12/420 от 05.02.2020); в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> (исх. №КГ-12/1434 от 22.04.2020). В соответствии с заявлением Клименко О.А. были утверждены сроки и место проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования. 12.05.2020 года в Отдел водных ресурсов поступила информация от Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области о наложении участков водопользования затона Ширчик Саратовского водохранилища на земли лесного фонда. В связи с чем проведение открытого аукциона приказами Нижне-Волжского ВБУ №№ 257,258 от 08.06.2020 было отменено. Предоставление земель лесного фонда не входит в полномочия Нижне-Волжского ВБУ.

Представитель заинтересованного лица – Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил. Ранее представил возражение на административное исковое заявление, в котором просил в удовлетворении исковых требований Клименко О.А. отказать, указав, что административный истец обратилась в Министерство за предоставлением информации о принадлежности участков к землям лесного фонда. 30.04.2020 года Министерством был дан ответ, что участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> площадью кв.м, согласно представленного каталога координат частично относится к землям лесного фонда и находится в квартале 159 выделе 24 Задельнинского участкового лесничества, Ново-Буянского лесничества. Указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с категорий земель: земли лесного фонда с категорий защитных лесов, леса, расположенные в водоохранных зонах.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав пояснения административного истца, изучив материалы дела, суд полагает заявленные административные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч. 1 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административный истец оспаривает решение Отдела водных ресурсов по Самарской области Нижне-волжского БВУ Федерального агентства Водных ресурсов № КГ-12/1698 от 11.06.2020 г. об отказе в предоставлении водного объекта в пользование. Административное исковое заявление направлено в суд 31.07.2020 (л.д. 13), т.е. своевременно.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными. По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование (в том числе для использования акватории водных объектов) на основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 данной статьи.

В соответствии со статьей 16 Водного кодекса Российской Федерации, договор водопользования заключается по результатам аукциона, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Порядок подготовки и заключения договора водопользования, форма примерного договора водопользования, порядок организации и проведения аукциона на право заключения договора водопользования утверждаются Правительством Российской Федерации.

В судебном заседании на основании материалов дела установлено, что 17.01.2020 года Клименко О.А. обратилась в Нижне-Волжское Бассейновое водное управление Федеральное агентство водных ресурсов отдел водных ресурсов по Самарской области с заявлением о предоставлении в пользование участка акватории затона Ширчик Саратовского водохранилища площадью 0,008 кв.км, расположенного в границах: <адрес>, <адрес> <адрес> <адрес> для размещения плавучих объектов, сооружений для причаливания и отстоя судов (л.д. 73-76). К заявлению были приложены документы по форме, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 22.01.2018 N 533 "Об утверждении формы заявления о предоставлении акватории водного объекта в пользование" (л.д. 77-95).

Приказом Нижне-Волжского бассейнового водного управления № 197 от 24.04.2020 года назначена дата и время и определены условия открытого аукциона № 221 по приобретению права на заключение договора водопользования на испрашиваемый участок акватории (л.д. 147-153, 176-204).

Впоследствии открытый аукцион № 221 был отменен приказом Нижне-Волжского бассейнового водного управления от 08.06.2020 г. № 257 (л.д. 139).

Административный истец письмом № КГ-12/1698 от 22.06.2020 года уведомлена об отмене аукциона по причине отказа Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в согласовании запрашиваемого земельного участка акватории в связи с отнесением его к землям лесного фонда (л.д. 138).Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" определено, что органы, предоставляющие государственные услуги, действуют в соответствии с административными регламентами (подпункт 1 пункта 1 статьи 6).

Порядок по рассмотрению заявлений о предоставлении водных объектов определен Административным регламентом Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по предоставлению водных объектов в пользование на основании договора водопользования, в том числе заключенного по результатам аукциона, по оформлению перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, утвержденным Приказом Минприроды России от 22.05.2014 N 225 (ред. от 17.11.2017).

Административный регламент определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) при подготовке и заключении договора водопользования, в том числе заключенного по результатам аукциона, по оформлению перехода прав и обязанностей по договорам водопользования Федеральным агентством водных ресурсов и его территориальными органами, в отношении водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 2054-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 2, ст. 335), а также морей или их отдельных частей (далее - государственная услуга) для: 1) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов; 2) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей; 3) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

Порядок заключения договора водопользования (статья 16 Водного кодекса Российской Федерации) определен Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N 165 "О подготовке и заключении договора водопользовании".

При этом действие данных Правил не распространяется на порядок подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе (пункт 2 Правил N 165).

Порядок подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе определен Правилами подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе", (утв. Постановлением Правительства РФ от 14.04.2007 N 230).

Таким образом, при рассмотрении заявления Клименко О.А. на предоставление в пользование части акватории водного объекта административный ответчик должен был руководствоваться Правилами подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.04.2007 N 230.

Согласно п. 6 Правил подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, подготовка договора водопользования и формирование его условий осуществляются с учетом особенностей предоставляемого в пользование водного объекта и его режима, ограничений и запретов, установленных в отношении использования водного объекта, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации, а также с учетом схем комплексного использования и охраны водных объектов и территориального планирования, если использование акватории водного объекта возможно для цели, указанной в заявлении о предоставлении акватории водного объекта в пользование.

При рассмотрении заявления Клименко О.А. административным ответчиком направлены запросы в адрес Средневолжского ТУ Рыболовства, Самарского района водных путей и судоходства, Министерства строительства Самарской области, ГУ МЧС России по Самарской области, Администрации муниципального района Старопольский Самарской области, Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области для согласования условий использования испрашиваемого водного объекта (л.д. 50, 120-129).

При направлении указанных запросов ответчик руководствовался пп. «б» п. 22 Правил подготовки и заключения договора водопользования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N 165 "О подготовке и заключении договора водопользовании", согласно которого уполномоченный орган в срок, не превышающий 60 дней с даты поступления документов определяет условия использования водного объекта по согласованию со следующими органами по вопросам, отнесенным к их компетенции:

с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в случае использования водного объекта для целей, предусмотренных подпунктами "а" (если забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов осуществляется для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения), "в" и "г" пункта 1 настоящих Правил;

с Федеральным агентством по рыболовству - в случае использования водного объекта рыбохозяйственного значения;

с Федеральным агентством морского и речного транспорта - в случае использования водного объекта в акватории морского и речного порта, а также в пределах внутренних водных путей Российской Федерации;

с Государственной инспекцией по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - в случае использования водного объекта для целей, предусмотренных подпунктами "в" и "г" пункта 1 настоящих Правил;

с органами государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности - в случае использования акватории водного объекта для целей, предусмотренных подпунктами "в" и "г" пункта 1 настоящих Правил, если такая акватория прилегает к землям населенных пунктов (на соответствие схемам территориального планирования).

В силу п. 24 Правил подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N 165 "О подготовке и заключении договора водопользовании", отказ в предоставлении водного объекта в пользование направляется заявителю в следующих случаях:

а) документы представлены с нарушением требований, установленных настоящими Правилами;

б) получен отказ федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов) или органов государственной власти субъектов Российской Федерации, указанных в подпункте "б" пункта 22 настоящих Правил, в согласовании условий водопользования.

Согласно полученному ответу Министерства лесного хозяйства от 30.04.2020 № 27-05-03/8606 испрашиваемый участок площадью 0,008 кв.км частично относится к землям лесного фонда, в связи с чем проведение аукционов по предоставлению данного земельного участка не представляется возможным (л.д. 52-53).

Исходя из требований вышеприведенного законодательства суд приходит к выводу о том, что при рассмотрении заявления Клименко О.А., административный ответчик был не вправе руководствоваться указанными выше положениями Правил подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N 165 "О подготовке и заключении договора водопользовании", поскольку данные правила не распространяются на порядок заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе.

В данной связи суд соглашается с доводами истца о том, что административным ответчиком нарушена процедура рассмотрения заявления в части направления запроса в Министерство лесного хозяйства, поскольку направление такого запроса и согласование условий с Минлесхозом не предусмотрено Административным регламентом и Правилами № 230. Кроме того, следует отметить, что в данных ЕГРН в отношении каждого из участков отсутствуют данные о взаимоналожениях и пересечении границ испрашиваемого участка акватории и участка лесного фонда.

Данное обстоятельство достоверно подтверждается заключением кадастрового инженера от 22.10.2020 года, согласно которому, при сопоставлении сведений о границах акватории площадью 8000 кв.м. (0,0008 кв.км), расположенной: <адрес>, <адрес> <адрес> <адрес> и земельного участка площадью 734000 кв.м, с кадастровым номером , расположенного: <адрес>, Новобуянское лесничество, Задельненское участковое лесничество, , выделы 1,2,3,4,5,6,7,8 пересечений, наложений не выявлено.

При сопоставлении сведений о границах акватории площадью 8000 кв.м. (0,0008 кв.км), расположенной: <адрес> <адрес>) и сведений Единого государственного реестра недвижимости (данных кадастрового плана территории) пересечений, наложений с земельными участками не выявлено.

<адрес>ю 8000 кв.м. (0,0008 кв.км), расположенная: <адрес>, <адрес> полностью находится на поверхностном водном объекте, в пределах береговой линии 31,00 м БС. Так как акватория полностью расположена на поверхностном водном объекте, в пределах береговой линии 31,00 м БС, это исключает расположение акватории на каком-либо земельном участке, том числе и на лесном участке 63:32:0000000:80 (условный (001)//0:0000000:0//0000:00:0000:000:0:0), и входящем лесном участке , расположенном по адресу: <адрес>, Ново-Буянское лесничество, Задельненское участковое лесничество, квартал 159, выдел 24.

На земельный участок отсутствуют зарегистрированные договоры аренды, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 19.10.2020 № 99/2020/354986733 (том 2, л.д. 3-5).

Доказательства обратного суду не представлено (ч. 1 ст. 62 КАС РФ), в связи с чем суд приходит к выводу, что помимо нарушения процедуры рассмотрения заявления Клименко О.А., отсутствовали и фактические основания, положенные в основу принятия оспариваемого решения от 11.06.2020 № КГ-12/1698 об отказе в предоставлении водного объекта в пользование.

При таких обстоятельствах, исковые требования Клименко О.А. суд находит законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно п.п. 1 п. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

С учетом выше установленных обстоятельств, в целях устранения нарушения прав административного истца подлежат удовлетворению требования об обязании административного ответчика возобновить проведение открытого водного аукциона на право заключения договора водопользования на использование спорного участка акватории в течение пяти рабочих дней после вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Клименко Олеси Александровны удовлетворить.

Признать незаконным решение Нижне-Волжского бассейнового водного Управления Федерального агентства водных ресурсов Отдела водных ресурсов по Самарской области от 11.06.2020 № КГ-12/1698 об отказе в предоставлении водного объекта в пользование.

Обязать Нижне-Волжское бассейновое водное Управление Федерального агентства водных ресурсов Отдела водных ресурсов по Самарской области возобновить проведение открытого водного аукциона на право заключения договора водопользования на использование участка акватории Саратовского водохранилища площадью 0,008 кв. км, расположенного в границах: <адрес>, <адрес>, в течение пяти рабочих дней после вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Самары в течение одного месяца с даты составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 02 ноября 2020 года.

Председательствующий судья (подпись) Т.В. Александрова

Копия верна.

Судья                         Секретарь

.

2а-2215/2020 ~ М-2245/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Клименко О.А.
Ответчики
Нижне-Волжское БВУ в лице ОВР по С/о
Другие
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды
Суд
Железнодорожный районный суд г. Самары
Судья
Александрова Т. В.
Дело на странице суда
zheleznodorozhny--sam.sudrf.ru
12.08.2020Регистрация административного искового заявления
12.08.2020Передача материалов судье
14.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
14.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.08.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
01.09.2020Предварительное судебное заседание
01.10.2020Судебное заседание
23.10.2020Судебное заседание
02.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.04.2021Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее