<Номер обезличен> Дело № 2-186/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Зея Амурской области 14 мая 2020 года
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Плешкова А.А.
при секретаре Козловой Е.Н.,
с участием истца Стрелкова ОК, её представителя ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стрелкова ОК к администрации <адрес> о признании недействительным результата (очередности) ведения регистрации и учета на получение жилищной субсидии в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, возложении обязанности установить её в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с даты постановки на учет,
УСТАНОВИЛ:
Стрелкова ОК обратилась в суд с иском к администрации <адрес> о признании недействительным результата (очередности) ведения её (Стрелкова ОК) регистрации и учета на получение жилищной субсидии в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> года включительно, возложении на администрацию <адрес> обязанности восстановить её (Стрелкову) в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с даты постановки на учет – <Дата обезличена> в очередности, соответствующей указанной дате постановки и с учетом исключенного ранее периода <Дата обезличена> г.г., а также результатов проверки Зейского городского собрания <Дата обезличена> года, в обоснование требований указав, что она была поставлена на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в последующем ежегодно предоставляла документы для подтверждения права на получение указанной выплаты. Считая длительное не продвижение ее в очереди, в конце <Дата обезличена> года Стрелкова ОК обратилась в администрацию и прокуратуру <адрес>. Из письменного ответа и устных пояснений ответчика следует, что за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> г.г. она в списке не значится, в <Дата обезличена> и <Дата обезличена> году перерегистрацию не проходила. Кроме того, выяснилось, что ее очередность не была приведена в соответствие с проверкой и выявленными в <Дата обезличена> году нарушениями в формировании списков. Фактически Стрелкова ОК проходила перерегистрацию предоставлением необходимых документов ежегодно, однако, по непонятным причинам ответчик отметок об этом не делал. Постановлением главы <адрес> <Номер обезличен> от <Дата обезличена> было утверждено Положение о жилищной комиссии, согласно п. 3.1 которого жилищная комиссия при администрации <адрес> осуществляет подбор необходимых документов согласно выделенного областного лимита безвозмездных государственных жилищных субсидий между гражданами, состоящими на учете, в том числе, в очереди по переселению граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Ответчиком нарушено право истца на получение соответствующего сертификата и улучшения жилищных условий.
Определениями суда от <Дата обезличена>, от <Дата обезличена> к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, жилищная комиссия администрации <адрес>.
В судебном заседании истец Стрелкова ОК на удовлетворении требований настаивала, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, также суду пояснила, что в <Дата обезличена> году ей стало известно о том, что она не значится в списках по программе переселения, в связи с чем она обратилась в КУМИ <адрес> с заявлением о восстановлении её в очереди по дате подачи первоначального заявления. Считает, что её право должно быть восстановлено, путем пересмотра её места в очереди, с учетом выявленных недостатков.
Представитель истца ФИО5 в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал.
Представитель ответчика администрации <адрес> ФИО3 в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания уведомлена надлежащим образом, просит рассмотреть дело в её отсутствие. В судебном заседании <Дата обезличена> заявленные исковые требования не признала, суду пояснила, что действительно истица стоит на учете по программе переселение граждан из районов Крайнего Севера и приравнённых к ним местностей с <Дата обезличена> года, однако в период с <Дата обезличена> годы истица отсутствовала в списках, в <Дата обезличена> году была восстановлена в очереди и с <Дата обезличена> года значится в списках. Ежегодно ведутся списки граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, в которых перерегистрация не требуется, и, списки граждан-участников подпрограммы, в которых необходимо проходить перерегистрацию, это можно сделать в период с января по август предшествующего года, а в конце августа формируется основной список. Могу предположить, что истица путает указанные списки, а именно когда она пришла и прошла перерегистрацию была, например, под <Номер обезличен>, а когда список формируется с даты обращения граждан, то она под <Номер обезличен>. Основной список формируется по дате подачи заявления на участие в программе переселения граждан, действительно на <Дата обезличена> год истица прошла перерегистрацию. Списки перерегистрации находятся в свободно доступе, и каждый может с ним ознакомиться, данный список находится на вахте в здании администрации <адрес>. Заявила ходатайство о пропуске истцом срока исковой давности, так как <Дата обезличена> истицей было написано заявление о восстановлении ее в программе по переселению из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по дате подачи первоначального заявления, таким образом о нарушении ее прав ей было известно с <Дата обезличена> года.
Представители третьих лиц – Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, жилищной комиссии администрации <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
В силу ст. 167 ГПК РФ, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела при данной явке.
Заслушав истицу, её представителя, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7).
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище (ч. 1), органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (ч. 2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3). Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище. Одной из форм государственной финансовой поддержки обеспечения конституционного права граждан на жилище является предоставление гражданам социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (жилищные субсидии).
Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее <Дата обезличена>, регулируются Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» от <Дата обезличена> № 125-ФЗ.
Статьей 1 Федерального закона от <Дата обезличена> № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее <Дата обезличена>, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В силу положений ст. 2 Федерального закона № 125-ФЗ, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий:
в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);
во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам;
в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.
При этом, ранее действующим Федеральным законом от <Дата обезличена> № 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», такая очередность предоставления жилищных субсидий предусмотрена не была.
В силу ст. 3 Федерального закона № 125-ФЗ, постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан. Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.
Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен> предусмотрено, что решение о постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, или об отказе в постановке на учет принимается органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органами местного самоуправления) в 15-дневный срок с даты регистрации заявлений граждан (пункт 12).
Согласно п. 13 Положения, уведомление о принятии решения о постановке гражданина на учет имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья или об отказе в постановке на учет с указанием причин отказа направляется заявителю в течение 5 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения.
В книге регистрации и учета производится запись о постановке гражданина, имеющего право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, на учет или об отказе в постановке на учет с указанием номера и даты решения (пункт 14).
При этом, п. 20 Положения, действовавшим до <Дата обезличена> было предусмотрено, что в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета.
В свою очередь, после <Дата обезличена> п. 20 Положения был изложен следующим образом, очередность предоставления социальных выплат для каждой категории граждан, установленной статьей 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», определяется в зависимости от даты регистрации поданного заявления о постановке на учет, а в случае, когда даты совпадают, - от номера, за которым зарегистрировано заявление. В случае изменения условий, на основании которых указанные граждане были поставлены на учет, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления социальных выплат для приобретения жилья определяется с момента возникновения права на переход в другую категорию очередности).
Согласно п. 24 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы», утвержденных Постановлением Правительства РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, в целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Для включения в такой список гражданин-участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Орган местного самоуправления (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), осуществляющий учет граждан, до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, подтвердивших свое участие в основном мероприятии в планируемом году, по форме, установленной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в отношении граждан - участников основного мероприятия, указанных в подпункте «к» пункта 5 настоящих Правил, - органом местного самоуправления закрытого административно-территориального образования), с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным подпунктами «е» - «к» пункта 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (за исключением списка граждан, указанных в подпункте «к» пункта 5 настоящих Правил).
В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует в отношении граждан, указанных в подпунктах «е» и «ж» пункта 5 настоящих Правил, сводный список граждан, подтвердивших свое участие в основном мероприятии в планируемом году (далее - сводный список), по форме согласно приложению <Номер обезличен>, утверждает его и в течение 10 рабочих дней после утверждения представляет его ответственному исполнителю основного мероприятия (на бумажном носителе и в электронном виде). Не допускается включение в сводный список тех граждан – участников основного мероприятия, которые получили сертификат в текущем году. Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники основного мероприятия были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане - участники основного мероприятия, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту (п. 26 Правил).
Участие граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил, в ведомственной целевой программе добровольное (абз. 4 п. 2 Правил).
Как следует из материалов дела, <Дата обезличена> Стрелкова ОК подала заявление на имя главы администрации <адрес>, с просьбой поставить её на учет на получение жилплощади в <адрес> согласно Федерального закона «О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
При этом, сведения о принятии решения по данному заявлению Стрелкова ОК по постановке её на учёт, материалы дела не содержат, книга регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за <Дата обезличена> год, списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> год в администрации <адрес> отсутствуют.
Таким образом, номер очередности Стрелкова ОК в списках граждан, состоящих в очереди на переселение из районов, приравненных к Крайнему Северу (общий) за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> год, установить не представляется возможным.
Согласно списку граждан, состоящих в очереди на переселение из районов, приравненных к Крайнему Северу (общий) на <Дата обезличена> год, Стрелкова ОК значится под <Номер обезличен>, при этом дата постановки на учет в списке отсутствует.
В свою очередь, в списке (общем) за <Дата обезличена> год, Стрелкова ОК значится под <Номер обезличен>, дата постановки на учет указана <Дата обезличена>, в списке (льготном) под <Номер обезличен>.
В списке (общем) за <Дата обезличена> год Стрелкова ОК значится под <Номер обезличен>, дата постановки на учет указана <Дата обезличена>, в списке (льготном) под <Номер обезличен>.
При этом, согласно справке комиссии, в составе депутатов Зейского городского собрания и представителей общественности, от <Дата обезличена> о проверке соблюдения закона по предоставлению жилищных субсидий по переселению из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, комиссией были установлены нарушения при составлении списков очередности, администрации <адрес> предложено составить списки очередников на <Дата обезличена> год согласно Закона РФ № 125-ФЗ от <Дата обезличена>, взяв за основу сложившуюся очередность с <Дата обезличена> года по <Дата обезличена>.
Согласно списку на <Дата обезличена> год, граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, по категории пенсионеры, Стрелкова ОК значится зарегистрированной под <Номер обезличен> с датой постановки на учет <Дата обезличена>.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что имевшие места нарушения при составлении списков очередности с <Дата обезличена> года по <Дата обезличена> год, по результатам проверки были устранены, и истица в <Дата обезличена> году была включена во вновь образованный список по категории пенсионеры с даты подачи заявления – <Дата обезличена>, при этом как следует из списков за <Дата обезличена>, <Дата обезличена> год её очередность учитывалась с <Дата обезличена>, что не соответствовала дате подачи заявления, а соответственно и номеру очередности. Вместе с тем, данное нарушение на право получение Стрелкова ОК соответствующего сертификата не повлияло, более того могло привести к выдаче ей сертификата с нарушением действовавшего на тот период времени законодательства.
Далее, согласно сведениям предоставленным администрацией <адрес> Стрелкова ОК в списках граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, по категории пенсионеры, за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> г.г. не значилась.
В связи с чем, <Дата обезличена> Стрелкова ОК подано заявление о восстановлении её в программе переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по дате подачи первоначального заявления – <Дата обезличена>.
Протоколом <Номер обезличен> заседания жилищной комиссии администрации <адрес> от <Дата обезличена> Стрелкова ОК включена в список категории «пенсионеры» с первоначальной даты подачи заявления – <Дата обезличена>.
Соответственно в <Дата обезличена> году Стрелкова ОК была вновь включена в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, по категории пенсионеры, под <Номер обезличен> согласно дате постановки на учет – <Дата обезличена>.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что несмотря на отсутствие Стрелкова ОК в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, по категории пенсионеры в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> год, её права на очередность нарушены не были, поскольку на 2011 год её очередность была восстановлена по дате подачи заявления – <Дата обезличена>.
При этом, необходимо отметить, что изменение очередности Стрелкова ОК по состоянию на <Дата обезличена> год (<Номер обезличен>) и <Дата обезличена> год (<Номер обезличен>) обусловлено п. 20 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, действовавшим до <Дата обезличена>. Так, в списке на <Дата обезличена> год под номер <Номер обезличен> значится гражданин, участник программы, с датой постановки на учет <Дата обезличена>, тогда как в списке на <Дата обезличена> год под номером <Номер обезличен> значится гражданин, участник программы, с датой постановки на учет <Дата обезличена>, что свидетельствует об увеличении количества граждан, участников программы за счет изменения условий, на основании которых указанные граждане были поставлены на учет.
Списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по категории пенсионеры по <адрес> за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> г.г. также содержат сведения, относительно очередности Стрелкова ОК и даты постановки на учёт, так в <Дата обезличена> году Стрелкова ОК значится под <Номер обезличен>, в <Дата обезличена> году под <Номер обезличен>, в <Дата обезличена> году под <Номер обезличен>, в <Дата обезличена> году под <Номер обезличен>, в <Дата обезличена> году под <Номер обезличен>, в <Дата обезличена> году под <Номер обезличен>, в <Дата обезличена> году под <Номер обезличен>, в <Дата обезличена> году под <Номер обезличен>, в <Дата обезличена> году под <Номер обезличен>, с датой постановки на учёт во всех списках – <Дата обезличена>.
Таким образом, на дату подачи искового заявления в суд, Стрелкова ОК состояла и в настоящее время состоит в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по категории пенсионеры по <адрес>, с датой постановки на учёт – <Дата обезличена>, в связи с чем оснований полагать, что права Стрелкова ОК на своевременное получение жилищного сертификата нарушены, у суда отсутствуют.
Доводы Стрелкова ОК и её представителя о имеющихся несоответствиях в нумерации очередности Стрелкова ОК в списках граждан на переселение за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> г.г., противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам.
Так, в материалах дела кроме списков граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по категории пенсионеры, не требующих перерегистрации, имеются списки граждан-участников подпрограммы «Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», для включения в которые необходима ежегодная перерегистрация граждан, путем подачи заявления о выделении сертификата в планируемом году, соответственно номер очередности в данном списке может варьироваться в зависимости от числа граждан, имеющих право на получение социальной выплаты и подавших соответствующее заявление.
Так, в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> г.г. Стрелкова ОК значится зарегистрированной в списке граждан-участников подпрограммы в <Дата обезличена> года под <Номер обезличен>, в <Дата обезличена> году под <Номер обезличен>, в <Дата обезличена> году под <Номер обезличен>, в <Дата обезличена> году под <Номер обезличен>, в <Дата обезличена> году под <Номер обезличен>, в <Дата обезличена> году под <Номер обезличен>, в <Дата обезличена> годах в списках отсутствует, в <Дата обезличена> году под <Номер обезличен>, с датой постановки на учёт во всех списках – <Дата обезличена>.
Таким образом, исходя из номеров очередности в списках граждан-участников подпрограммы, а также списков граждан, имеющих право на получение социальных выплат, суд приходит к выводу о том, что права Стрелкова ОК при регистрации в списках граждан-участников подпрограммы, нарушены не были, очередность была соблюдена с учетом очередности списков граждан, имеющих право на получение социальных выплат, а также поданных ими заявлений в планируемом году.
Утверждения истицы о том, что она проходила перерегистрацию в администрации <адрес> в <Дата обезличена> годах (списки <Дата обезличена> годов), противоречат материалам её учетного дела, в котором заявления на выдачу государственного жилищного сертификата в <Дата обезличена> и <Дата обезличена> годах, отсутствуют, доказательств иного в материалы настоящего гражданского дела не представлено.
Более того, правового значения для рассмотрения настоящего гражданского дела списки граждан-участников подпрограммы «Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» не имеют, поскольку Стрелкова ОК оспаривается очередность в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
Кроме прочего, представителем ответчика в судебном заседании <Дата обезличена> было заявлено ходатайство о пропуске истцом срока исковой давности, так как о нарушении её права истице стало известно <Дата обезличена>, после написания заявления о восстановлении по программе переселения из районов Крайнего севера.
В соответствии со ст. 196 Гражданского кодекса РФ, общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 200 Гражданского кодекса РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О некоторых вопросах, связанных с применением норм ГК РФ об исковой давности», разъяснено, что в соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Исходя из указанной нормы под правом лица, подлежащим защите судом, следует понимать субъективное гражданское право конкретного лица. Если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).
Разрешая ходатайство ответчика о пропуске истцом срок исковой давности, суд исходит из следующего.
Из материалов настоящего гражданского дела следует, что в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> год в списках, утвержденных постановлением администрации <адрес>, Стрелкова ОК не значится.
Вместе с тем, <Дата обезличена> Стрелкова ОК обращается с письменным заявлением на имя председателя КУМИ <адрес> о восстановлении её по программе переселения из районов Крайнего севера по дате подачи первоначального заявления <Дата обезличена>.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что при подачи заявления от <Дата обезличена> истице Стрелкова ОК было достоверно известно о том, что в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> годы она отсутствовала в списках граждан, состоящих в очереди и имеющих право на получение социальной выплаты, о чем свидетельствуют пояснения самой истицы в судебном заседании, из которых следует, что истица ознакомившись со списками очередников, материалами учетного дела, подала соответствующее заявления о восстановлении в очереди. При таких обстоятельствах срок исковой давности по требованиям истицы за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> год ею пропущен, поскольку трехлетний срок исковой давности подлежал исчислению с <Дата обезличена> и соответственно истек <Дата обезличена>, тогда как с исковым заявлением в суд истица обратилась только <Дата обезличена>.
В связи с чем, доводы истицы и её представителя о том, что срок исковой давности истицей не пропущен, поскольку о наличии нарушений истица узнала только из ответа администрации <адрес> от <Дата обезличена>, суд считает несостоятельными.
Таким образом, судом установлено, что за период с <Дата обезличена> года по <Дата обезличена> год нарушений в очередности истицы, которые могли бы повлиять на её право получения государственного жилищного сертификата и улучшения жилищных условий, администрацией <адрес> допущено не было, по периоду с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> год, когда истица в списках не значилась, суд пришел к выводу о пропуске истицей срока исковой давности, за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> год нарушений прав истицы относительно ведения её очередности, судом установлено не было, в связи с чем в удовлетворении требований истицы о признании недействительным результата очередности, должно быть отказано.
Требования истицы о возложении на администрацию <адрес> обязанности установить её в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и при равнинных к ним местностей, с даты постановки на учёт – <Дата обезличена>, суд также считает подлежащими отказу в удовлетворении, поскольку на момент подачи искового заявления в суд, а также в настоящее время истица состояла и состоит в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по категории пенсионеры – с даты подачи заявления (постановки на учет) <Дата обезличена>, при этом нарушения имевшие место в <Дата обезличена> году, отсутствие Стрелкова ОК в вышеуказанных списках с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> г.г., не повлияли на её очередность в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и при равнинных к ним местностей, а соответственно и на её право получения государственного жилищного сертификата и улучшения жилищных условий.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Стрелкова ОК к администрации <адрес> о признании недействительным результата (очередности) ведения регистрации учета на получение жилищной субсидии в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, возложении обязанности установить её в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с даты постановки на учет, отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Плешков
Мотивированное решение составлено <Дата обезличена>.
Судья А.А. Плешков