Дело № 2-333/20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Смоленск 04 июня 2020 года
Ленинский районный суд г. Смоленска
в составе:
Председательствующего судьи Космачевой О.В.
при секретаре Аксенцовой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михаловской Виктории Вячеславовны, Михаловского Ильи Викторовича, Михаловского Виктора Францевича к Администрации г. Смоленска, Управлению жилищно-коммунального хозяйства о признании Постановления от ДД.ММ.ГГГГ, признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и свобод граждан,
установил:
Собственники <адрес> в <адрес> Михаловская В.В., Михаловский И.В., Михаловский В.Ф. обратились в суд с иском (в редакции уточненных требований) к Администрации г. Смоленска о признании Постановления Администрации г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ №-адм «О реализации решение городской межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда» в части установления срока переселения граждан из признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого <адрес> в 2023 году незаконным и установлении срока сноса и расселения дома до ДД.ММ.ГГГГ; признании незаконным бездействия ФИО6 <адрес> в части соблюдения предусмотренной ч.10 ст. 32 ЖК РФ процедуры изъятия жилого помещения путем его выкупа; возложении обязанности о принятии соответствующего решения для соблюдения названной процедуры. Просит восстановить срок для обжалования Постановления от ДД.ММ.ГГГГ №-адм (л.д. 72-75).
В обоснование требований указали, что с учетом физического износа жилого дома установленный срок для его сноса и расселения является необоснованным и неразумным.
Судом по делу привлечены в качестве соответчика Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Смоленска; в качестве третьих собственники и наниматели жилых помещений Тимохин С.С., Жарков С.Л., Леоненков С.А., Леоненкова И.Г., Мадекина В.А., 2006 года рождения, в лице ее законного представителя Мадекиной Е.А., Сергеев И.А., Новикова Н.А; Хрусталева К.С., Чемидронова Г.С., Павловский И.М., Тимохин Д.С., Тимохина Т.А., Тимохин С.А., Шубарев К.С., Звездова Л.М.,Звездов А.Б., Королькова М.Е., Деменкова Е.А., Деменков В.В., Деменков Д.В.
Истцы в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель истцов по доверенности Умникова В.Н. в судебном заседании требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. В судебном заседании исковые требования в части установления срока сноса жилого дома и расселения уточнила, просила срок сноса жилого дома установить ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 223).
Представитель Администрации г. Смоленска Трегубова М.Ю. по заявленным требованиям возражала, поддержала представленные возражения (л.д. 55-57)..
Соответчик УЖКХ Администрации г. Смоленска о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направил. Ранее участвовавший в судебном заседании представитель соответчика указывала на необоснованность требований, поясняла, что срок сноса жилого дома определен с учетом иных объектов, подлежащих сноса в порядке очередности.
Третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представители письменную позицию по спору, указали на обоснованность заявленных требований в части срока сноса аварийного жилого дома.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п.1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Частью 4 ст. 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).
В соответствии с п.7 Положения… уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Согласно п. 47 Положения… комиссия по результатам работы, включающей в себя: изучение представленных документов, осмотр жилого дома, возможные дополнительные обследования; принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
На основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (п. 49 Положения…).
Судом установлено, что собственниками жилых помещений в многоквартирном жилом <адрес> являются истцы Михаловская В.В., Михаловский И.В., Михаловский В.Ф. (<адрес>), а также привлеченные в качестве третьих лиц Тимохин С.С., Жарков С.Л. (<адрес>), Леоненков С.А., Леоненкова И.Г. (<адрес>), Мадекина В.А., ДД.ММ.ГГГГ, Сергеев И.А. (<адрес>), Новикова Н.А. (комната в <адрес>); Хрусталева К.С., Чемидронова Г.С. (<адрес>), (л.д. 121-122,124-125, 132-133, 136-138, 142-143, 145-146, 150-153, 159-160).
Собственником комнаты площадью <адрес> (л.д. 154-155).
В жилом доме также зарегистрированы Павловский И.М., Тимохин Д.С., Тимохина Т.А., Тимохин С.А., Шубарев К.С., Звездова Л.М.,Звездов А.Б., Королькова М.Е., Деменкова Е.А., Деменков В.В., Деменков Д.В. (л.д. 93-108).
Жилой <адрес> является двухэтажным 2-х подъездным 8-ми квартирным жилым домом, построен в ДД.ММ.ГГГГ
Земельный участок под указанным многоквартирным домом с кадастровым номером № площадью 3763 кв.м. по правилам ст. 36 ЖК РФ находится в общедолевой собственности собственников помещений многоквартирного дома (т.1 л.д. 23).
Заключением городской межведомственной комиссией по использованию жилищного фонда города Смоленска № от ДД.ММ.ГГГГ по результатам обследования строительных конструкций и инженерных сетей, в результате которого были выявлены дефекты и повреждения, оказывающие значительное влияние на техническое состояние отдельных конструкций и здания в целом (они утратили первоначальные технико-эксплуатационные качества – надежность, прочность, устойчивость), с учетом срока эксплуатации, физического износа, равного 65 % и предельного состояния основных несущих строительных конструкций рекомендовано признать жилой <адрес> аварийным и подлежащим сносу (л.д. 31-32, 45-46).
Постановлением Администрации г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ №-адм (п.1) многоквартирный жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу; переселение граждан из аварийного и подлежащего сносу жилого дома предусмотрено произвести за счет средств бюджета г. Смоленска в ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 44).
Как следует из пояснений представителя соответчика, срок сноса жилого дома определен с учетом иных объектов, подлежащих сноса в порядке очередности
Оспаривая установленный Администрацией г. Смоленска срок сноса жилого дом и, соответственно, расселения проживающих, ввиду его неразумности, сторона истца указывает на то, что конструкции жилого дома находятся в ветхом состоянии, что ведет к удешевлению имущества истцов, снижению рыночной стоимости принадлежащей им собственности; с учетом фактического износа дома проживание в аварийном помещении создает угрозу их жизни и здоровью.
Между тем, по мнению суда, нарушений прав истцов органом местного самоуправления при установлении срока сноса жилого дома и расселения не допущено;
принятия срочных мер по расселению граждан, проживающих в аварийном многоквартирном доме
Доказательств того, что при текущем состоянии многоквартирного жилого дома имеется реальная опасность его самопроизвольного разрушения, угроза обрушения дома и проживание в аварийном доме представляет опасность для жизни и здоровья людей, что требует срочных мер по сносу жилого дома и расселению проживающих, чем и обусловлено требование об установлении срока сноса жилого дома ДД.ММ.ГГГГ, истцами суду не предоставлено.
Частью 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8 статьи 219 КАС РФ).
Как следует из иска, о признании дома аварийным и подлежащим сносу с установлением срока для сноса в 2023 году истцам стало известно в январе 2018 года (л.д. 3).
С иском об оспаривании Постановления Администрации г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ №-адм истцы обратились только ДД.ММ.ГГГГ, т.е. по истечении срока исковой давности.
Доказательств обстоятельств, объективно препятствовавшим обращению истцов в суд за защитой своих нарушенных прав, последними суду не предоставлено и в ходе судебного разбирательства не установлено.
В связи с чем исковые требования Михаловсой В.В., Михаловского И.В., Михаловского В.Ф. о признании постановления Администрации г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ №-адм незаконным и в части установления иного срока сноса признанного аварийном жилого дома удовлетворению не подлежат.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ.
Как установлено по делу и не оспаривается сторонами, признанный аварийным и подлежащим сносу многоквартирный жилой <адрес> в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного
В силу п.10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
Таким образом, решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Сторонами не оспаривается, что требование о сносе жилого дома органом местного самоуправления истцам не направлялось.
Таким образом, до настоящего времени предварительная процедура, предусмотренная частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ, в части предъявления собственникам помещений требования о сносе признанного аварийным и подлежащим сносу жилого дома, органом местного самоуправления не проведена.
Бездействие органа местного самоуправления по принятию соответствующих решений, необходимых для соблюдения процедур, перечисленных в ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, является основанием для его обжалования гражданами в установленном порядке (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ).
В связи с вышеприведенным ссылки представителя Администрации г. Смоленска положения п.10 ст. 32 ЖК РФ не содержат конкретного срока для начала предусмотренной указанной нормы процедуры судом во внимание не принимаются, поскольку в данном случае обстоятельства, с которыми Закон связывает начало исполнение данной процедуры уже имеют место.
В случае, если помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания, не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. При аварийном состоянии либо вредоносном воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан, орган местного самоуправления вправе решить вопрос и о незамедлительном выселении граждан.
Между тем, несоблюдение процедуры, предусмотренной ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, делает невозможным в последующем принятие органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и жилых помещений, расположенных в доме, что не отвечает обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан.
В связи с чем заявленные требования о признании незаконным бездействия Администрации г. Смоленска в части соблюдения предусмотренной ч.10 ст. 32 ЖК РФ процедуры изъятия жилого помещения путем его выкупа; возложении обязанности о принятии соответствующего решения для соблюдения названной процедуры суд находит обоснованными и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с Положением об органе Администрации города Смоленска в сфере жилищно-коммунального хозяйства - Управлении жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Смоленска, утв. Решением смоленского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ №, Управление жилищно-коммунального хозяйства является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Смоленска, обеспечивающим реализацию полномочий Администрации города Смоленска по решению вопросов местного значения в сфере жилищно-коммунального хозяйства; ее структурным подразделением.
Поскольку названные полномочия в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ и п.14 ст. 41 Устава города Смоленска относятся к полномочиям Администрации г. Смоленска, как исполнительного органа местного самоуправления, Управление жилищно-коммунального хозяйства является ненадлежащим ответчиком по иску Михайловских.
По правилам ст.98 ГПК РФ с Администрации г.Смоленска подлежит взысканию уплаченная истцами при подаче настоящего иска госпошлина в сумме 300 руб.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Михаловской Виктории Вячеславовны, Михаловского Ильи Викторовича, Михаловского Виктора Францевича удовлетворит частично.
Признать бездействие Администрации г. Смоленска в части невыполнения предварительной процедуры, предусмотренной частью 10 ст. 32 ЖК РФ, в части предъявления требования Михаловской Виктории Вячеславовны, Михаловскому Илье Викторовичу, Михаловскому Виктору Францевичу требования о сносе признанного аварийным и подлежащим сносу жилого <адрес> незаконным.
Обязать Администрацию г. Смоленска в течении шести месяцев с момента вступления настоящего решения суда в законную силу выполнить предварительную процедуру, предусмотренную частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ, в части предъявления Михаловской Виктории Вячеславовны, Михаловскому Илье Викторовичу, Михаловскому Виктору Францевичу требования о сносе признанного аварийным и подлежащим сносу жилого <адрес>.
В остальной части иска Михаловским и в требованиях к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Смоленска отказать.
Взыскать с Администрации г. Смоленска в пользу Михаловской Виктории Вячеславовны 300 руб. в возврат госпошлины.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд в течение месяца.
Председательствующий О.В. Космачева
Ленинский районный суд г. Смоленска
УИД 67RS0002-01-2019-005570-86
Подлинный документ подшит в материалы дела № 2-333/2020
Мотивированное решение изготовлено 11.06.2020.