ГАГАРИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
дело № 2-278/2019 |
23 января 2019 года г. Севастополь
Гагаринский районный суд города Севастополя
под председательством судьи МОЦНОГО Н.В.,
при секретаре судебного заседания МОВСЕСЯН А.А.,
с участием:
представителя истца Лахина Д.Н.,
представителя ответчика Страхова А.А. – Ерыгина С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к Страхову Александру Александровичу, Бондаренко Сергею Владимировичу о признании недействительным правоустанавливающего документа на земельный участок, истребовании земельного участка из незаконного владения; третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Государственное казенное учреждение Севастополя «Севастопольское лесничество»,
у с т а н о в и л:
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил признать недействительным решение XII сессии Севастопольского городского Совета V созыва № 5734 от 11.11.2008 года о предоставлении в собственность Бондаренко С.В. земельного участка, площадью 956 кв.м., расположенного по <адрес> в городе Севастополе, с целевым назначением для строительства и обслуживания индивидуального жилого дома; признать недействительным государственный акт серии ЯЕ № 894676, выданный 23.12.2008 года на имя Бондаренко С.В. о праве собственности на указанный земельный участок; а также истребовать из незаконного владения Страхова А.А. в пользу города федерального значения Севастополя указанный земельный участок.
Требования иска мотивированы тем, что спорный земельный участок на момент передачи в частную собственность входил в состав земель лесохозяйственного назначения ГП «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство».
На момент издания решения сессии Севастопольского городского совета и возникновения права собственности на земельный участок на территории города Севастополя земля могла находится в частной, коммунальной и государственной собственности. Субъектами права коммунальной собственности на земли являлись соответствующие территориальные громады, реализовывавшие это право непосредственно или через органы местного самоуправления (ст. 80 Земельного кодекса Украины).
В соответствии со ст. 9 Земельного кодекса Украины, действовавшего на территории города Севастополя до 18 марта 2014 года, к полномочиям Севастопольского городского совета в сфере земельных отношений относилось, в том числе, распоряжение землями территориальной громады города.
При этом, в силу ч. 7 ст. 20 Земельного кодекса Украины изменение целевого назначения земельных участков лесохозяйственного назначения, находящихся в государственной или коммунальной собственности, должно было осуществляться исключительно по согласованию с Кабинетом Министров Украины.
Соответственно, осуществив передачу спорного земельного участка, отнесенного к категории земель лесохозяйственного назначения, Севастопольский городской Совет, действуя без согласования с Кабинетом Министров Украины, проигнорировал прямые указания, содержащиеся в ч. 2 и ч. 3 ст. 56 Земельного кодекса Украины, которыми сама возможность передачи в собственность граждан и юридических лиц земельных участков лесохозяйственного назначения без изменения их целевого назначения ограничивалась только их отчуждением в составе угодий сельских, фермерских и других хозяйств, а также в составе деградированных и малопродуктивных угодий для посадки лесов.
Спорный земельный участок был передан в частную собственность не в составе таких угодий и с изменением целевого назначения, без согласования с Кабинетом Министров Украины.
Нарушение порядка предоставления и изменения целевого назначения земель, влечет признание недействительными решения органов государственной власти и органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам, а также признание недействительными сделок относительно земельных участков (ст. 21 ЗК Украины).
В судебном заседании представитель истца Лахин Д.Н. доводы иска поддержал, просил удовлетворить исковое заявление по мотивам нарушения права государственной собственности на землю, порядка лесного фонда предоставления земель в частную собственность.
Ответчик Бондаренко С.В. о времени и месте рассмотрения дела извещался в установленном порядке, в судебное заседание не прибыл, о причинах неявки не известил, что в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Ответчик Страхов А.А. о времени и месте рассмотрения дела извещался в установленном порядке, в судебное заседание не прибыл. Согласно поданного представителем заявления просил рассматривать дело в его отсутствие. Воспользовался правом ведения дела в суде через представителей.
Представитель ответчика Страхова А.А. – Ерыгин С.В. возражал против удовлетворения требований иска. Пояснил, что спорный земельный участок предоставлен в частную собственность в соответствии с действующим законодательством Украины, их доверитель является добросовестным приобретателем, заявил о применении последствий пропуска срока исковой давности.
Государственное казенное учреждение Севастополя «Севастопольское лесничество» о времени и месте рассмотрения дела извещалось в установленном порядке, своего представителя в суд не направило и причинах неявки не известило, что в силу положений ч. 3 ст. 167 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела в отсутствие представителя третьего лица.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации основополагающим принципом гражданского законодательства является принцип обеспечения восстановления нарушенных прав.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 60 Земельного кодекса Российской Федерации, каждое лицо имеет право обратиться в суд за защитой своего нарушенного права.
Как разъяснено в п. 52 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ от 29.04.2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ними – это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записей в ЕГРП.
В силу ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Положения ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают такие способы защиты права, как признание судом недействительным акта государственного органа в связи с его несоответствием закону или иным правовым актам, а также нарушением гражданских прав и охраняемых законом интересов, истребования имущества из незаконного владения. В соответствии со ст. ст. 81, 116, 118 Земельного кодекса Украины, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, граждане и юридические лица приобретают безвозмездно права собственности на земельные участки из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом.
Согласно п. 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями (кроме земель, переданных в частную собственность и земель, указанных в абзаце втором настоящего пункта) в пределах населенных пунктов осуществляют соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов - соответствующие органы исполнительной власти.
Согласно ч. 6 ст. 118 Земельного кодекса Украины граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для индивидуального дачного строительства в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городской государственной администрации или сельского, поселкового, городского совета по местонахождению земельного участка. В ходатайстве указываются целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры.
К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка. Уполномоченное учреждение рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. Проект отвода земельного участка разрабатывается по заказу граждан лицами, имеющими соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ, в сроки, которые оговариваются соглашением сторон. Разработанный проект землеустройства по отводу земельного участка подается Комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием документации по землеустройству.
Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства по отводу земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.
Судом установлено, что решением XII сессии Севастопольского городского Совета V созыва № 5734 от 11.11.2008 года в собственность Бондаренко С.В. передан земельный участок, площадью 956 кв.м., расположенный по <адрес> в городе Севастополе, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений (приусадебный участок).
На основании указанного решения 23.12.2008 года имя Бондаренко С.В. выдан правоустанавливающий документ - государственный акт серии ЯЕ № 894676.
По договору купли-продажи от 26.12.2008 года № 5435 указанный земельный участок приобретен в собственность Страховым А.А. Ранее выданный на имя Бондаренко С.В. государственный акт о праве на землю аннулирован.
Как следует из материалов согласования места расположения спорного земельного участка и материалов технической документации по отводу земельного участка, он находился в пределах землепользования Государственного предприятия «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство» и относится к землям лесного фонда Севастопольского лесничества (квартал 1 выдел 3).
Согласно заключению директора ГП «СОЛОХ» от 18.12.2006 года № 586 государственное предприятие отказывается от права пользования данным участком в пользу ФИО7
В соответствии с распоряжением Кабинета Министров Украины от 10.04.2008 года № 610-р с целью недопущения фактов нарушения интересов государства и общества во время отчуждения и изменения целевого назначения земельных лесных участков Министерству экологии и природных ресурсов, Министерству аграрной политики и продовольствия, Министерству обороны, Государственному агентству лесных ресурсов и Государственному агентству земельных ресурсов, до момента законодательного урегулирования вопросов предотвращения злоупотреблений в этой сфере остановить принятие решений о предоставлении согласия на исключения участков, их передачу, в собственность и аренду с изменением целевого назначения.
Абзацем 3 распоряжения установлено, что отзывается ранее предоставленное согласие на изъятие участков, их передачу в собственность и аренду с изменением целевого назначения в случае, если местными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления не приняты соответствующие решения или, когда по результатам проверки установлено, что такие решения приняты с нарушением требований законодательства.
В соответствии с ч. 1, 2 и 4 ст. 20 Земельного кодекса Украины отнесение земель к той или иной категории осуществляется на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями. Изменение целевого назначения земель осуществляется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, принимающих решения о передаче этих земель в собственность или предоставление в пользование, изъятие (выкуп) земель и утверждают проекты землеустройства или принимают решение о создании объектов природоохранного и историко-культурного назначения. Изменение целевого назначения земель, занятых лесами, производится с учетом заключений органов исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды и лесного хозяйства. Нарушение порядка установления и изменения целевого назначения земель является основанием для признания недействительными решений органов государственной власти и органов местного самоуправления о предоставлении (передаче) земельных участков гражданам и юридическим лицам; признание недействительными сделок относительно земельных участков; отказа в государственной регистрации земельных участков или признания регистрации недействительной; привлечения к ответственности в соответствии с законом граждан и юридических лиц, виновных в нарушении порядка установления и изменения целевого назначения земель (статья 21 ЗК Украины).
В соответствии с п. 1 ст. 55 Земельного кодекса Украины к землям лесохозяйственного назначения относятся земли, покрытые лесной растительностью, а также не покрытые лесной растительностью, нелесные земли, которые предоставлены и используются для потребностей лесного хозяйства.
Порядок использования земель лесохозяйственного назначения определяется законом (п. 2 ст. 57 Земельного кодекса Украины).
В соответствии со ст.ст. 56, 57 Земельного кодекса Украины земли лесного фонда могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности.
Гражданам и юридическим лицам по решению органов местного самоуправления и органов исполнительной власти могут бесплатно или за плату передаваться в собственность замкнутые земельные участки лесного фонда общей площадью до 5 гектаров в составе угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств. Граждане и юридические лица в установленном порядке могут приобретать в собственность земельные участки деградированных и малопродуктивных угодий для облесения. То есть, порядок использования земель лесного фонда определяется законом.
С учетом вышеизложенного, земли, покрытые лесной растительностью, а также не покрытые лесной растительностью, нелесные земли, которые предоставлены и используются для нужд лесного хозяйства, относятся к землям лесного фонда, на которые распространяется особый режим по использованию, предоставления в пользование и передачи в собственность, который определяется нормами Конституции Украины, ЗК Украины, другими законами и нормативно-правовыми актами.
Кроме того, согласно статье 3 Земельного кодекса Украины земельные отношения, возникающие при использовании лесов, регулируются также нормативными правовыми актами о лесах, если они не противоречат Земельному кодексу Украины.
Основной чертой земель лесного фонда является назначение этих земель именно для ведения лесного хозяйства, по смыслу статьи 63 Лесного Кодекса Украины, заключается в осуществлении комплекса мероприятий по охране, защите, рациональному использованию и расширенного воспроизводства лесов.
Использованию лесохозяйственных земель по их целевому назначению законодательство отдает приоритет: составной охраны земель является защита лесных земель и кустарников от необоснованного их изъятия для других нужд (пункт «б» части первой статьи 164 Земельного кодекса Украины).
Таким образом, одной из основных особенностей правового режима земель лесного фонда является неразрывная связь их использования с лесопользованием.
В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Украины леса, которые находятся в пределах территории Украины, являются объектами права собственности украинского народа.
Согласно статье 8 Лесного кодекса Украины в государственной собственности находятся все леса Украины, кроме лесов, находящихся в коммунальной или частной собственности. Право государственной собственности на леса приобретается и реализуется государством в лице Кабинета Министров Украины, Совета министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций в соответствии с законом.
В силу статьи 13 Земельного кодекса Украины именно к полномочиям Кабинета Министров Украины в области земельных отношений относится распоряжение землями государственной собственности в пределах, определенных этим Кодексом.
В соответствии со статьей 84 Земельного кодекса Украины в государственной собственности находятся все земли Украины, кроме земель коммунальной и частной собственности. К землям государственной собственности, которые не могут передаваться в частную собственность, относятся, в частности, земли лесного фонда, кроме случаев, определенных этим Кодексом (пункт «г» части четвертой статьи 84 ЗК Украины).
Гражданам и юридическим лицам по решению органов местного самоуправления и органов исполнительной власти могут бесплатно или за плату передаваться в собственность замкнутые земельные участки лесного фонда общей площадью до 5 га в составе угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств. Граждане и юридические лица в установленном порядке могут приобретать в собственность земельные участки деградированных и малопродуктивных угодий для облесения (статья 56 ЗК Украины).
Земельные участки лесного фонда по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления предоставляются в постоянное пользование специализированным государственным или коммунальным лесохозяйственным предприятиям, другим государственным и коммунальным предприятиям, учреждениям и организациям, в которых созданы специализированные подразделения, для ведения лесного хозяйства (статья 57 Земельного кодекса Украины, часть 1 статьи 17 Лесного кодекса Украины).
Как следует из материалов дела спорный земельный участок передан в частную собственность из земель лесного фонда с изменением его целевого назначения - для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений (приусадебный участок), т.е. передан в частную собственность для целей не связанных с ведением крестьянских, фермерских и других хозяйств, в нарушение действующего запрета на изменение целевого назначения земель лесного фонда, установленного распоряжением Кабинета Министров Украины от 10.04.2008 года № 610-р
Согласно ответа Управления государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя от 09.11.2018 года № 18/10023 в Едином государственном реестре недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости в наличии сведения о правообладателях спорного земельного участка, основных характеристиках объектов недвижимости. Участок поставлен на учет и зарегистрирован как ранее возникшее право. Кадастровый № (ранее присвоенный кадастровый №).
При этом из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости следует, что границы спорного земельного участка пересекают границы земельных участков (земельного участка) с кадастровым номером №, что относится к землепользованию Севастопольского участкового лесничества (квартал 1, выдел 1-22).
С принятием Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года имуществу территориальной громады (жителей города) был придан статус государственной собственности города Севастополя, а в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 2 Закона города Севастополя «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» № 46-ЗС от 25 июля 2014 года право коммунальной собственности территориальных громад признано правом собственности города Севастополя.
Статьей 1 Закона города Севастополя от 23 апреля 2014 года «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя» установлено, что все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности по состоянию на 17 марта 2014 года, являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.
Таким образом, суд приходит обоснованными доводы иска об истребовании земельного участка из незаконного владения ответчика Страхова А.А. в пользу города федерального значения Севастополя.
Требования иска о признании решении сессии городского совета о предоставлении земельного участка в собственность и признании недействительным соответствующего государственного акта на землю, суд находит излишне заявленными. Как установлено судом, действие распорядительного акта органа местного самоуправления реализовано выдачей соответствующего правоустанавливающего документа на землю, который в свою очередь аннулирован в связи с отчуждением земельного участка в собственность Страхова А.А.
Суд считает ошибочными доводы представителя ответчика Страхова А.А. о гарантиях права собственности на приобретенный земельный участок в силу ст. 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» согласно которого на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Указанной нормой конституционного закона урегулирован вопрос действия и признания на территории Российской Федерации правоустанавливающих документов на имущество без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения, что не лишает лицо, право которого нарушено, на реализацию права на судебную защиту способами определенными законодательством Российской Федерации.
В рассматриваемом случае установлено, что земельный участок выбыл из государственной собственности в нарушение установленного нормативного регулирования в отношении земель лесного фонда.
В силу положений п. 1 ст. 200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Поскольку срок исковой давности исходя из предписаний ст. 196 ГК РФ, составляет 3 года, суд не находит оснований для применения срока исковой давности в рассматриваемом случае, поскольку настоящее исковое заявление поступило в суд до истечения трехлетнего срока исковой давности с момента осуществления Страховым А.А. 09.11.2015 года государственной регистрации права собственности на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости.
Относительно доводов о добросовестном приобретении Страховым А.А. спорного земельного участка по возмездному договору суд исходит из следующего.
Согласно разъяснений содержащихся в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 года (ред. от 23.06.2015 года) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в соответствии со ст. 302 ГК РФ ответчик вправе возразить против истребования имущества из его владения путем представления доказательств возмездного приобретения им имущества у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем он не знал и не должен был знать (добросовестный приобретатель). Возмездность приобретения сама по себе не свидетельствует о добросовестности приобретателя.
В п. 38 Постановления указано, что приобретатель не может быть признан добросовестным, если на момент совершения сделки по приобретению имущества право собственности в ЕГРП было зарегистрировано не за отчуждателем или в ЕГРП имелась отметка о судебном споре в отношении этого имущества. В то же время запись в ЕГРП о праве собственности отчуждателя не является бесспорным доказательством добросовестности приобретателя.
Ответчик может быть признан добросовестным приобретателем имущества при условии, если сделка, по которой он приобрел владение спорным имуществом, отвечает признакам действительной сделки во всем, за исключением того, что она совершена неуправомоченным отчуждателем.
Собственник вправе опровергнуть возражение приобретателя о его добросовестности, доказав, что при совершении сделки приобретатель должен был усомниться в праве продавца на отчуждение имущества.
По мнению суда, приобретателем не было уделено достаточное внимание основаниям первоначального возникновения права частной собственности продавца на отчуждаемый участок, ранее находившимся в составе земель лесного фонда, что подтверждается предоставленной суду технической документацией по выбору и по установлению границ земельного участка на местности.
При этом суд учитывает, что оформление права на землю продавца и заключение договора купли-продажи осуществлено практически в один период времени (3 дня), а также то обстоятельство, что Страхов А.А. согласно содержанию искового заявления, кроме спорного земельного участка, являлся приобретателем еще 26 земельных участков по <адрес> в г. Севастополе, предоставленных также из земель лесного фонда.
В порядке ст. 103, 98, 91 ГПК РФ, поскольку истец освобождён от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с исковым заявлением, суд считает необходимым взыскать с ответчика Страхова А.А. в доход бюджета судебные расходы в размере 300,00 руб., исходя из размера государственной пошлины, установленной п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ по требованиям неимущественного характера, поскольку земельный участок выбыл из государственной собственности с указанием на бесплатную приватизацию земли.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковое заявление Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя удовлетворить частично.
Истребовать из незаконного владения Страхова Александра Александровича в пользу города федерального значения Севастополя земельный участок, площадью 956 кв.м., расположенный по <адрес> в городе Севастополе, кадастровый №.
Решение является основанием для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Отказать в удовлетворении остальной части исковых требований Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.
Взыскать со Страхова Александра Александровича в доход бюджета в счёт возмещения судебных расходов по делу 300,00 руб.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Мотивированный текст решения изготовлен 28.01.2019 года.
Председательствующий по делу
судья /подпись/ Н.В. Моцный
Решение не вступило в законную силу
Копия верна:
Судья Гагаринского районного
суда г. Севастополя Н.В. Моцный