Дело №2-321/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 июня 2020 года г.Нытва
Нытвспский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Пищиковой Л.А.,
при секретаре Головниной В.В.,
с участием истца Килиной М.С.,
представителя ответчика Черных С.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску
Килиной М. С. к Государственному учреждению Управление Пенсионного
фонда Российской Федерации в Нытвенском районе Пермского края о включении периода
работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии,
установил:
Килина М.С. обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Нытвенском районе Пермского края, просит обязать ГУ УПФ РФ в Нытвенском районе засчитать в специальный трудовой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости периоды: нахождения на курсах повышения квалификации (учебных отпусках): 15.02.1999 по 08.04.1999 (с учетом 1:1,3 - 53дн.*1,3=2м.9дн.); с 25.02.2003 по 17.04.2003; с 19.04.2018 по 04.05.2018 - 4 месяца 16 дней; нахождение на курсах повышения квалификации, которые отмечены в письме Пенсионного фонда как «Отвлечения по данным индивидуального лицевого счета»: 10.10.2007 по 14.11.2007; 12.09.2012 по 12.10.2012, 23.05.2013 по 20.06.2013 - итого 3 месяца 5 дней; период работы с 18.04.2003 по 31.12.2003 в должности заведующей Узярского ФАПа - 8 мес. 12 дней; итого 1 год 4 месяца 3 дня. Обязать назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента возникновения такого права (25 лет стажа), с учетом указанных периодов.
В обоснование заявления указано, что истец с 01.03.1995 года приступила к медицинской деятельности в Куединской центральной районной больнице в должности медсестры, в настоящее время работает в ГБУЗ ПК «Нытвенская районная больница» в должности медсестры. 13.05.2019 года она обратилась в УПФ в Нытвенском районе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с наличием специального трудового стажа, предусмотренного ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". В назначении пенсии ей было отказано из-за недостаточности специального трудового стажа, так как в льготный стаж не были включены периоды: нахождение на курсах повышения квалификации (учебные отпуска) с
15.02.1999 по 08.04.1999; с 25.02.2003 по 17.04.2003; с 19.04.2018 по
04.05.2018, итого 3 месяца 29 дней; нахождение на курсах повышения квалификации, которые отмечены в письме Пенсионного фонда как «Отвлечения по данным
индивидуального лицевого счета»: 10.10.2007 по 14.11.2007; 12.09.2012 по 12.10.2012, 23.05.2013 по 20.06.2013, итого 3 месяца 5 дней; период работы с 18.04.2003 по 31.12.2003 в должности фельдшера-заведующей ФАП Узярского ФАПа, в сумме 8 мес. 12 дней. С разъяснительным письмом не согласна, т.к. на курсы повышения квалификации направлялась работодателем. Повышение квалификации для медицинских работников является обязанностью и обязательным условием для дальнейшего осуществления лечебной деятельности. В периоды обучения на курсах работала в лечебном учреждении и в должностях, входящих в Списки учреждений и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. В спорные периоды обеспечивалось сохранение средней заработной платы. Нахождение на курсах повышения квалификации, указанных в письме Пенсионного фонда как «Отвлечения по данным индивидуального лицевого счета», подтверждаются свидетельствами о повышении квалификации:
В отношении периода работы с 18.04.2003 по 31.12.2003 года заведующей Узярским ФАПом, имеется неправильная запись в трудовой книжке. Правильная запись «заведующая-фельдшер», что потом и было исправлено работодателем. Весь вышеуказанный период совмещала работу фельдшера и заведующей ФАП, т.е. занималась не только материально ответственной деятельностью, как должностное лицо, но и лечебной деятельностью, а именно: оказание доврачебной медицинской помощи населению, ведение амбулаторного приема в медпункте, прием больных на дому, оказание первой неотложной медицинской помощи, с последующим вызовом врача к больному или пострадавшему, направление его в ближайшее лечебно -профилактическое учреждение, своевременное направление больных, нуждающихся во врачебной помощи в лечебно-профилактические учреждения, выполнение назначений врача, подготовка больных для приема врачом на медпункте, участие в диспансеризации населения. В обязанности заведующей-фельдшера также входило проведение: профилактических прививок и диагностических проб населению, противоэпидемических и противопаразитических мероприятий, повторных обходов по эпидемическим показаниям с целью выявления больных, медицинских профилактик среди населения, обеспечение медицинской помощи детям, участие в санитарном надзоре за объектами санитарного надзора, сообщение в учреждение здравоохранения района о выявленных нарушениях, инфекционной, паразитарной и профессиональной заболеваемости и отравлениях. Кроме того, в обязанности заведующей-фельдшера ФАП входило продажа лекарственных средств населению, повышение профессиональных знаний. Заведующая-фельдшер ФАП имела право в пределах своей компетенции обследовать население, устанавливать диагноз, выполнять медицинские манипуляции и профилактическую работу, выдавать больничные листы, справки, другие документы медицинского характера. Так же оказывать медицинскую помощь детям в детских яслях, садах, школах. Все эти обязанности, которые должна выполнять фельдшер, выполняла полностью, в то время была единственным медицинским работником в селе.
Истец Килина М.С. в судебном заседании поддержала исковые требования по доводам искового заявления, кроме того пояснила, что работала по специальности - медсестрой по массажу в физкабинете больницы, требовали повышения квалификации, т.к. часто ставили на замещения, имеется диплом – лечебное дело. В Узярском ФАПе работала не только заведующей, но и фельдшером, т.к. там были только санитарка и медсестра детского сада. Будучи заведующей ФАПом, фактически осуществляла деятельность фельдшер – осуществляла лечебную деятельность: вела прием пациентов, выписывала им больничные листы, лекарства, вела патронаж беременных женщин и новорожденных, ставила прививки и многое другое. Курсы проходила в спорные периоды в <адрес> на базе медицинских учреждений, была теория и практика. Повышение квалификации требовалось для дальнейшего осуществления трудовой деятельности. Истец так же подтвердила, что в Управлении пенсионного фонда обращалась за консультацией по вопросу назначения пенсии, с письменным заявлением о назначении пенсии в управление пенсионного фонда не обращалась.
Представитель ответчика Черных С.В. с иском не согласилась, дала пояснения в соответствии с представленным письменным отзывом на иск, приобщенном к материалам дела.
Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 01 января 2015 года вступил в законную силу настоящий нормативный акт, в связи с чем Федеральный закон от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года «О страховых взносах» в части, не противоречащей данному Федеральному закону.
Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года «О страховых взносах» и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей данному Федеральному закону.
В соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 25 от 20 декабря 2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" указано, что при определении права на пенсию медицинским работникам судам необходимо учитывать, что в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона N 173-ФЗ (действовавшим до 01 января 2015 года) лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, приобретают право на пенсию при наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, а лица, осуществлявшие такую деятельность в городах, сельской местности и в поселках городского типа, - при наличии не менее 30 лет стажа.
Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной страховой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (далее - Постановление N 1066).
Пунктом 1 Постановления N 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.
Согласно трудовой книжке Килиной М.С., ее трудовая деятельность в должности медсестры-массажистки начата 01.03.1995 в Ошьинской участковой больнице на основании приказа № от 03.03.1995 (л.д. 15-18). 04.12.2001 уволена по собственному желанию (основание приказ № от 10.12.2001). 18.12.2001 г. Килина М.С. принята в Ошьинскую участковую больницу медицинской сестрой по массажу (основание: приказ № от 18.12.2001), 26.02.2003 переведена на должность заведующей Узярского фельдшерско-акушерского пункта (приказ № от 17.02.2003). 01.01.2003 на основании приказа РФ № от 24.04.2003 произведена замена должности на заведующую фельдшерско-акушерским пунктом – фельдшер (приказ №а от 31.12.2003, отсутствует печать). 06.05.2005 уволена переводом в МУЗ «Амбулатория поселка Новоильинский» ст.77 п.5 ТК РФ (приказ № от 03.05.2005). 11.05.2005 Килина М.С. принята переводом на должность медицинской сестры участковой педиатрического кабинета (приказ № от 11.05.2005). 30.06.2010 уволена по ст.77 п.3 ТК РФ собственное желание (приказ № от 30.06.2010). 01.07.2010 принята на работу медицинской сестрой участковой в МУЗ «Уральская районная больница» (приказ №-к от 01.07.2010), 31.12.2010 уволена по ст.77 п.3 ТК РФ собственное желание. 01.01.2011 Килина М.С. принята на должность медицинской сестры участковой педиатрического кабинета МУЗ «Амбулатория поселка Новоильинский» (приказ № от 11.01.2011). 01.03.2012 МУЗ «Амбулатория поселка Новоильинский» реорганизовано в форме слияния в МБУЗ «Уральская районная больница». 11.10.2012 Килиной М.С. присвоена высшая квалификационная категория по специальности «Сестринское дело в педиатрии». 01.07.2014 МБУЗ «Уральская районная больница» переименовано в ГБУЗ ПК «Уральская районная больница», с 01.07.2015 ГБУЗ ПК «Нытвенская центральная районная больница» и ГБУЗ ПК «Уральская районная больница» реорганизованы в форме слияния в ГБУЗ ПК «Нытвенская центральная районная больница». Килина М.С. работает по настоящее время.
Дипломом № от 22.02.1995 г. подтверждается, что Килина М.С. окончила Пермский медицинский колледж по специальности «Лечебное дело» (л.д. 19).
Из разъяснительного письма Управления Пенсионного фонда РФ в Нытвенском районе (л.д. 11-14) следует, что в специальный стаж истцу не включены периоды:
- 15.02.1999-08.04.1999 (1 мес. 22 дня), 25.02.2003-17.04.2003 (1 мес. 21 день), 19.04.2018-04.05.2018 (16 дней), итого 3 месяца 29 дней – курсы повышения квалификации.
- 18.04.2003-31.12.2003 (в т.ч. административный день 15.08.2003) (8 мес. 13 дней) Узярский ФАП, заведующая ФАП.
- 3 мес. 4 дня дни без сохранения заработной платы.
- 20.03.1996-20.04.1997 (1 год 1 мес. 1 день) период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 и 3-х лет.
- 10.10.2007-14.11.2007 (1 мес. 5 дней), 12.09.2012-12.10.2012 (1 мес. 1 день), 23.05.2013-20.06.2013 (29 дней), итого 3 мес. 5 дней отвлечения по данным индивидуального лицевого счета. Итого не включены в специальный стаж 2 года 7 месяцев 22 дня.
Килина М.С. имеет двух детей ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д. 20-22).
Предоставленными истцом в судебное заседание сертификатами № от 17.04.2003, № от 08.04.1999 г., № от 24.03.1999 г. подтверждается сдача квалификационного экзамена при Пермском базовом ЧПК мед. и фармработников, присвоена специальность Лечебное дело, Физиотерапия, Медицинский массаж (л.д. 93-95). Согласно свидетельству № от 08.04.1999 г., № от 24.03.1999 г., Килина М.С. в период с 15.02.1999 по 08.04.1999 года повышала свою квалификацию в Пермском базовом училище повышения квалификации работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием по циклу Физиотерапия, в период с 25.02.99 по 24.03.99 – по циклу Медицинский массаж (л.д. 96-97).
Свидетельством № от 14.11.2007 г. подтверждается, что Килина М.С. в период с 10.10.07 по 14.11.07 года повысила свою квалификацию по циклу усовершенствования «Первичная медико-санитарная помощь детям»; свидетельством № от 16.11.2007 г. подтверждается, что Килина М.С. в период с 14.11.07 по 16.11.07 года повысила свою квалификацию по циклу «Организация иммунизации населения в рамках национального проекта «Здоровье» в ГАОУ ДПО «Пермский краевой центр повышения квалификации работников здравоохранения» (л.д. 51).
В свидетельстве № от 2012 г. указано, что Килина М.С. с 12.09.2012 по 12.10.2012 повышала свою квалификацию в ГАОУ ДПО «Пермский краевой центр повышения квалификации работников здравоохранения» по «Первичная медико-санитарная помощь детям» (л.д. 53).
Свидетельством № от 2013 г. подтверждается, что Килина М.С. в период с 23.05.2013 по 20.06.2013 года повысила свою квалификацию в ГАОУ ДПО «Пермский краевой центр повышения квалификации работников здравоохранения» «Охрана здоровья детей и подростков» (л.д. 52).
Из сертификата специалиста 1159241530712 от 04.05.2018 г. следует, что Килина М.С. решением экзаменационной комиссии при АНО ДПО «Пермский институт повышения квалификации работников здравоохранения» допущена к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности по специальности Лечебное дело (л.д. 98). Удостоверением о повышении квалификации от 04.05.2018 года, подтверждается, что Килина М.С. в период с 11.04.2018 по 04.05.2018 прошла повышение квалификации по программе «Охрана здоровья детей и подростков» (л.д. 99).
Приказом от 10.04.2018 Килина М.С. направлена на повышение квалификации с 19.04.2018 по 04.05.2018 г. по основному месту работы, с сохранением средней заработной платы (л.д. 100).
Справкой, уточняющей условия работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, № от 26.07.2018, № от 24.05.2019, № от 30.06.2020 подтверждается, что Килина М.С. работает в ГБУЗ ПК «НРБ» в структурном подразделении Новоильинская поселковая врачебная амбулатория в должности (код льготы) № медицинская сестра участковая с 11.05.2005 по 30.06.2020; в структурном подразделении Педиатрическое отделение поликлиники в должности (код льготы) № Фельдшер с 01.06.2010 по 31.07.2010. Данная должность относится к среднему медицинскому персоналу, работа которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения полный рабочий день, полную рабочую неделю на 1,0 ставку. Основание выдачи справки: книги приказов за 2005-2020г., за 2010, лицевые счета за 2005-2020, 2010, Карточка Ф-Т2, штатное расписание, тарификационные списки (л.д. 23-24, 25-26).
Справкой, уточняющей условия работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, № от 09.04.2018 подтверждается, что Килина М.С. работала с 01.03.1995 по 06.05.2005 в ГБУЗ «Куединская центральная районная больница» в структурном подразделении Ошьинская участковая больница в должности медицинской сестры по массажу, ЗП81СМ – средний медицинский персонал, занятость на работах полный рабочий день, на полную ставку. Основание выдачи справки: книги приказов по Куединской ЦРБ, лицевые счета за 1995-2005г., книги приказов по Ошьинской участковой больнице, лицевые счета за 1995-2001 (л.д. 33-35).
В материалах дела имеются Приказ ММУ Куединская центральная районная больница о замене должностей (л.д. 27-28), штатное расписание медицинского персонала на 2003 г., 2004 г. по ФАПам (л.д. 29-32). В 2003 г. в Узярском ФАПе указана ставка заведующей ФАП, акушерка, санитарка; в 2004 г. указана ставка заведующей ФАП-фельдшер, санитарка. Также имеется историческая справка о переименовании Куединской центральной районной больницы (л.д. 44), справки администрации о том, что Ошьинская участковая больница, ГБУЗ ПК «Куединская центральная районная больница» являются сельским поселением и относятся к сельской местности (л.д. 45-46), Устав ММУ «Куединская центральная районная больница» от 2001 г. (л.д. 60-70).
В приказе по Куединской ЦРБ № от 17.02.2003 указано перевести Килину М.С. из отделения Ошьинская участковая больница с должности медсестра по массажу с 26.02.03 г. на должность Зав.ФАП в отделение Узярский ФАП на 1,0 ставку с оплатой по 9 разряду (л.д. 37-38).
В должностной инструкции заведующего фельдшерско-акушерским пунктом, утвержденной главным врачем Куединской ЦРБ в 2001 году (л.д. 47-49), указано, что Килина М.С. обязана исполнять не только организационно-хозяйственные и административные функции, но и лечебно-профилактические: вести амбулаторный прием граждан, вести больных на дому, оказывать первую неотложную медицинскую помощь, подготавливать больных к приему на ФАП, проводить профилактические прививки, патронаж детей и беременных женщин, противоэпидемические и противопаразитические мероприятия, лечебный массаж, физиотерпевтические процедуры и т.д.
Сведениями о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица подтверждается общий период трудовой деятельности истца с 01.03.1995 по 31.12.2019 (л.д. 77-80).
Из копии медицинской карты на имя пациента ФИО3 следует, что Килиной М.С. как фельдшером осуществлялся прием обратившегося за медицинской помощью, ею как фельдшером были постановлены различного рода диагнозы и назначено лечение, проводился осмотр (л.д. 81-92).
В судебном заседании по совокупности представленных истцом доказательств установлено, что Килина М.С. с 01.03.1995 принята на работу в медицинское учреждение в Ошьинскую участковую больницу в качестве медсестры-массажистки с 26.02.2003, переведена на должность заведующей Узярского фельдшерско-акушерского пункта. С 11.05.2005 переведена в МУЗ «Амбулатория поселка Новоильинский» на должность медицинской сестры участковой педиатрического кабинета, работает по настоящее время. В спорные периоды Килина М.С. трудилась в медицинских учреждениях и осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Из приведенных положений Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 (в ред.26.05.2009) утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и применяются при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьёй 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 N 665.
В названном Списке должностей и учреждений указаны, в т.ч. средний медицинский персонал, заведующие, фельдшер в больницах всех наименований.
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном данными Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом наличие в наименовании приведенных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ на основании Списка N 781 пользуются сотрудники среднего медицинского персонала, в т.ч. заведующие, фельшера, при этом право на досрочное пенсионное обеспечение, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Суд считает, что в судебном заседании достоверно установлен факт осуществления Килиной М.С. лечебной и иной деятельности по охране здоровья сельского населения, в том числе манипуляций, непосредственно направленных на диагностику заболевания, улучшения состояния здоровья пациента. Следовательно, в спорный период истец осуществляла трудовую деятельность в сельской местности в медицинском учреждении, входящем в систему здравоохранения не только в качестве заведующей ФАПа, но и в качестве фельдшера, выполняя функции по врачебной и лечебной деятельности по охране здоровья населения.
Поскольку Килина М.С. осуществляла работу только в сельской местности, ей для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения необходимо иметь специальный трудовой стаж 25 лет.
В период осуществления трудовой деятельности и в настоящее время пенсионное законодательство предусматривает, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют заведующие при осуществлении работы в учреждениях здравоохранения. Должность руководителя структурного подразделения должна дополняться наименованием специальности, по которой работник имеет соответствующую подготовку и работа по которой вменяется в круг его должностных обязанностей.
Суд полагает, что все неточности, допущенные при издании приказов, распоряжений и записей в трудовую книжку, касающиеся наименования должностей по выполняемой работе, зависели от человеческого фактора, и никоим образом не могли повлечь изменение трудовых обязанностей по лечебной деятельности Килиной М.С. как фельдшера ФАПа, являющегося одновременно и заведующей ФАПа при выполнении административно-распорядительных и хозяйственных функций.
Неполное наименование должности в соответствии с требованиями закона и отсутствие документальных подтверждений - обстоятельства, не зависящие от воли работника, не могут являться основанием, для лишения работника гарантированного права на назначение страховой пенсии, в т.ч. и при досрочном назначении, поскольку, работник не может нести ответственность за правильность заполнения, а также сохранность документов работодателем.
Однако суд, считает необходимым отказать в удовлетворении требований о включении в специальный страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», 15.08.2003 в должности заведующей Узярского ФАПа Муниципального медицинского учреждения «Куединская центральная районная больница», поскольку Килина М.С. в указанное время брала день без сохранения заработной платы, т.е. фактически не осуществляла своих функциональных обязанностей (л.д. 35).
Суд принимает доводы истца в части включения в специальный стаж периоды нахождения Килиной М.С. на курсах повышения квалификации, поскольку данный факт подтверждается свидетельствами о повышении квалификации за каждый спорный период. Кроме того, суд также учитывает, что для медицинских работников, в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы, что усматривается из Положения "О порядке допуска к осуществлению медицинской деятельностью.. .", утвержденного Приказом Минздрава РФ N 156 от 20 мая 1997 года. Согласно которому, сертификат специалиста (врача) необходимо подтверждать каждые пять лет.
Положениями ст. 187 ТК РФ (ст. 112 Кодекса законов о труде РСФСР, действовавшего ранее) предусмотрено, что при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.
Согласно ранее действовавшим Основам законодательства об охране здоровья населения и Положению от 19 декабря 1994 г. N 286 "О порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности" прохождение курсов повышения квалификации медицинскими работниками являлось обязательным, так как право на занятие должностей сохранялось при условии получения сертификата специалиста.
Также согласно действующему законодательству (Федеральному закону от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Постановлению Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности", Положению о порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности, утв. Приказом Минздравмедпрома России от 19.12.1994 N 286) повышение квалификации является обязательным условием для осуществления медицинской деятельности.
Ввиду изложенного в случаях с медицинскими работниками работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, так как это является условием осуществления медицинскими работниками лечебной деятельности.
Кроме того, суд также учитывает, что для медицинских работников, в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы, что так же усматривается из Положения "О порядке допуска к осуществлению медицинской деятельностью.. .", утвержденного Приказом Минздрава РФ N 156 от 20 мая 1997 года. Согласно которому, сертификат специалиста (врача) необходимо подтверждать каждые пять лет.
Следовательно, время нахождения истца на курсах повышения квалификации, являлось частью трудовой деятельности и подлежит включению в специальный стаж на основании п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 11 и 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», поскольку в соответствии со статьями 173 и 187 Трудового кодекса РФ за время нахождения на курсах повышения квалификации за истцом сохранялись рабочее место и средний заработок, а так же перечислялись страховые взносы в Пенсионный фонд. Курсы повышения квалификации проходили по инициативе работодателя, имели целью обеспечение основных трудовых функций медицинского работника.
Принимая во внимание, что указанные курсы относятся непосредственно к профессиональной деятельности, вызваны необходимостью повышения профессиональных знаний и навыков, суд считает необходимым обязать ответчика включить периоды нахождения Килиной М.С. на курсах повышения квалификации в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.
Поскольку период нахождения на курсах повышения квалификации, приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на упомянутые курсы, то исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, как работа, в период которой работник проходил курсы повышения квалификации, то есть с применением льготного исчисления.
На основании изложенного, суд считает необходимым удовлетворить требования о возложении на ответчика обязанности включить в специальный страховой стаж с 18.04.2003 по 14.08.2003, с 16.08.2003 по 31.12.2003 в должности заведующей Узярского ФАПа Муниципального медицинского учреждения «Куединская центральная районная больница», а так же с 15.02.1999 по 08.04.1999 (считать как 1 год за 1 год и 3 месяца в соответствии с Постановленном Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года №464), с 25.02.2003 по 17.04.2003, с 10.10.2007 по 14.11.2007, с 12.09.2012 по 12.10.2012, с 23.05.2013 по 20.06.2013, с 19.04.2018 по 04.05.2018 - курсы повышения квалификации. В удовлетворении остальной части исковых требований о включении в специальных стаж периодов трудовой деятельности отказать.
Разрешая требования истца о возложении на ответчика обязанности назначить Килиной М.С. пенсию суд принимает ко вниманию, что в соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 5 и 6 указанной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Из изложенного следует, что право на страховую пенсию, в том числе досрочную страховую пенсию по старости, носит заявительный характер, то есть указанное право реализуется гражданином путем подачи по своему месту жительства в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении пенсии с приложением документов, подтверждающих право на пенсионное обеспечение.
Как установлено в судебном заседании Килина М.С. с соответствующим заявлением в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нытвенском районе по Пермскому краю не обращалась.
Кроме того, с учетом включенных судом периодов работы истца, ее льготный стаж на 31.12.2018 (согласно разъяснительного письма ГУ УПФ РФ в Нытвенском районе от 04.06.2019) составляет 22 года 14 месяцев 25 дней. Таким образом, судом установлено, что на 31.12.2018 Килина М.С. лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения осуществляла менее 25 лет, следовательно право на досрочную страховую пенсию у неё на 13.05.2019 (день устного обращения в ГУ УПФ РФ в Нытвенском районе) не возникло.
Доказательств того, что Килина М.С. обращалась с заявление о досрочном назначении ей пенсии после 13.05.2019 и ей было отказано ГУ УПФ России в Нытвенском районе во включении в льготный страховой стаж периода работы по лечебной и иной деятельность по охране здоровья населения с 01.01.2019, материалы дела не содержат.
Таким образом, суд не усматривает правовых оснований для возложения на Управление обязанности назначить истцу пенсию.
Судом рассмотрен иск в пределах заявленных требований, с учетом представленных сторонами доказательств, которые оценены в их совокупности, с учетом относимости и допустимости, в соответствии с требованиями ч.1 ст. 56, 59, 60, 67, 196 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования Килиной М. С. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нытвенском районе Пермскою края о включении периода работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии, удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нытвенском районе Пермского края включить Килиной М. С. в специальный страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы:
с 18.04.2003 по 14.08.2003 и с 16.08.2003 по 31.12.2003 в должности заведующей Узярского ФАПа Муниципального медицинского учреждения «Куединская центральная районная больница», а так же
с 15.02.1999 по 08.04.1999 (считать как 1 год за 1 год и 3 месяца в соответствии с Постановленном Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года №464), с 25.02.2003 по 17.04.2003, с 10.10.2007 по 14.11.2007, с 12.09.2012 по 12.10.2012, с 23.05.2013 по 20.06.2013, с 19.04.2018 по 04.05.2018 - курсы повышения квалификации.
В удовлетворении остальной части исковых требований Килиной М. С. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нытвенском районе Пермского края о включении периода работы в страховой стаж и назначении досрочной страховой пенсии отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.А.Пищикова
Мотивированное решение судом изготовлено 07 июля 2020 года.