Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
21 июня 2021 года г. Сызрань
Сызранский городской суд Самарской области
в составе: председательствующего судьи Артемьевой Л.В.,
при помощнике судьи Беловой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2 а - 1202/2021 по административному исковому заявлению МРИ ФНС России № *** по Самарской области к Гуськову А. В. о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени,
У с т а н о в и л:
Межрайонная ИФНС России № *** по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Гуськову А. В. о взыскании задолженности по налогам и пени, ссылаясь в обоснование иска на то, что в соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги; представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
В случае просрочки налогоплательщиком исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, за каждый календарный день просрочки начисляется пени (п. 3 ст. 75 НК РФ).
К налогам, обязанность уплаты которых возложена на налогоплательщиков - физических лиц относится транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц.
Гуськов А. В. является налогоплательщиком налогов в связи с наличием объектов налогообложения, что подтверждается сведениями, полученными налоговым органом в соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ.
В соответствии со ст. 52 НК РФ налогоплательщику было направлено налоговое уведомление, однако, в установленный срок ответчик не исполнил обязанность по уплате исчисленных налогов, в связи с чем налоговым органом в соответствии со ст. 75 НК РФ были начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности.
Также на основании ст. ст. 31, 69 НК РФ ответчику было направлено требование № *** об оплате налога и пени.
В настоящее время за налогоплательщиком числится задолженность: по транспортному налогу за <дата> в сумме 11 688,00 руб., пени в размере 42,66 руб., а именно за транспортное средство «* * * р/н № *** рус - 6 893,00 руб. и транспортное средство мотоцикл * * * р/н № *** - 4 795,00 руб., зарегистрированных на праве собственности.
Межрайонная ИФНС России № *** по Самарской области обращалась к мировому судье судебного участка № *** судебного района г. Сызрани Самарской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогам и пени, <дата> был вынесен приказ, в последующем, определением мирового судьи судебного участка № *** Самарской области от <дата> судебный приказ был отменен в связи с поступившими от должника возражениями относительно его исполнения.
Поэтому обратились с данным иском в суд и просят взыскать в свою пользу с ответчика Гуськова А. В. указанную задолженность по пени.
Налогоплательщику были направлены налоговые уведомления о необходимости уплаты указанных сумм, однако, в установленный срок ответчик не исполнил обязанность по уплате исчисленных налогов, в адрес налогоплательщика направлены требования об уплате налога, однако в установленный срок указанные требования об уплате налогов не исполнены.
За налогоплательщиком числится задолженность по уплате указанных налогов.
В судебное заседание представитель Межрайонной ИФНС России № *** по Самарской области по доверенности Нагорнова М. А. не явилась, представила заявление о рассмотрении дела без их участия.
В судебное заседание административный ответчик Гуськов А. В. не явился, представил письменные возражения, просил рассмотреть заявление без его участия, в возражениях указал, что <дата> транспортное средство марки * * *» р/н № *** рус было уничтожено путем поджога неизвестными преступниками, чем был причинен значительный материальный ущерб на сумму 500 000 руб. В СУ МУ МВД России «Сызранское» от <дата> было возбуждено уголовное дело по факту умышленного уничтожения или повреждения принадлежащего имущества. Гуськов А. В. постановлением от <дата> был признан потерпевшим, следовательно, транспортное средство марки * * *» р/н № *** рус перестало существовать в натуре. Снять транспортное средство с регистрационного учета не представляется возможным ввиду наложенного запрета на регистрационные действия. Также Гуськову А. В. не поступали требования налогового органа об уплате вышеуказанной задолженности. На основании изложенного административный ответчик просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Суд, проверив письменные материалы дела, находит заявленный административный иск обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
На основании ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно ч. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Судом установлено, что за Гуськовым А. В. были зарегистрированы: транспортные средства * * *» р/н № *** рус, мотоцикл * * * р/н № *** от <дата>, что подтверждено сведениями об имуществе налогоплательщика-физического лица.
По сведениям СУ МУ МВД России «Сызранское» от <дата> транспортное средство марки «* * *» р/н № *** рус было уничтожено путем поджога, в связи с чем СУ МУ МВД России «Сызранское» от <дата> было возбуждено уголовное дело по факту умышленного уничтожения или повреждения принадлежащего имущества.
Гуськов А. В. постановлением от <дата> был признан потерпевшим.
Поскольку транспортное средство зарегистрировано за административным ответчиком, то оснований для освобождения от обязанности по уплате транспортного налога, по мнению суда, не имеется.
Между тем при обращении административного истца с заявлением к ответчику не принято во внимание следующее.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, имеющие экономическое основание (пункты 1 и 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации).
Транспортный налог является региональным налогом (статья 14 Налогового кодекса Российской Федерации).
Объектами налогообложения является в том числе имущество, под которым в Налоговом кодексе Российской Федерации понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 38 названного выше кодекса).
Гражданский кодекс Российской Федерации к объектам гражданских прав относит вещи, включая движимое имущество (пункт 1 статьи 128 и пункт 2 статьи 130).
Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй Налогового кодекса Российской Федерации (абзац второй пункта 1 статьи 38 названного кодекса).
Объектом налогообложения транспортным налогом признаются наряду с другим движимым имуществом автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 358 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями статьи 357 упомянутого выше кодекса налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьёй 358 этого кодекса, если иное не предусмотрено названной статьёй.
По смыслу приведённых законоположений в их системном единстве в качестве объекта налогообложения транспортного налога признаются объекты, соответствующие одновременно двум критериям: является транспортным средством, обладающим определённым физическим показателям; зарегистрирован в установленном порядке согласно законодательству Российской Федерации.В связи с неуплатой транспортного налога Гуськову А. В. было выставлено требование № *** по состоянию на <дата> об уплате недоимки по транспортному налогу за <дата> в сумме 11 688 руб. и пени в размере 42,66 руб. в срок до <дата>.
<дата> был вынесен судебный приказ мировым судьей судебного участка № *** судебного района г. Сызрани Самарской области № 2 а -1767/2020 о взыскании с Гуськова А. В. в пользу Межрайонной ИФНС России № *** по Самарской области недоимки: по транспортному налогу с физических лиц за <дата> в сумме 11 688 руб., пени в размере 42,66 руб., который в последующем <дата> был отменен в связи с поступившими от Гуськова А. В. возражениями.
Налоговый орган обратился в суд с административным иском к Гуськову А. В. о взыскании недоимки по транспортному налогу за <дата> г. в размере 11 688 руб., пени в размере 42,66 руб., ссылаясь в обоснование требований на то, что за налогоплательщиком в <дата> г. был зарегистрирован автомобиль и мотоцикл, однако своевременно транспортный налог оплачен не был, требование об уплате налога также не исполнено.
Согласно ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно ч. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
В силу ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В соответствии со ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В силу ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов.
Положениями пункта 1 статьи 75 НК РФ предусмотрено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 75).
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления в части взыскания транспортного налога и пени за <дата> г. за транспортное средство * * *» р/н № *** рус, поскольку налоговым органом не принято во внимание, что вышеуказанное ТС уничтожено путем поджога и перестало физически существовать с <дата>.
Таким образом, суд считает, что административный иск Межрайонной инспекции ФНС России № *** по Самарской области подлежит частичному удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-181, 290 КАС РФ, ст. 333.19 НК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Межрайонной ИФНС России № *** по Самарской области к Гуськову А. В. о взыскании задолженности удовлетворить частично.
Взыскать с Гуськова А. В., <дата> года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной ИФНС России № *** по Самарской области задолженность по транспортному налогу за <дата> год в размере 4 795 руб., пени на задолженность по транспортному налогу за <дата> в размере 17,49 руб. и государственную пошлину в доход муниципального образования - г.о. Сызрань Самарской области в сумме 400 руб.
В остальной части административных исковых требований Межрайонной ИФНС России № *** по Самарской области - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сызранский городской суд Самарской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено <дата>.
Судья : Артемьева Л. В.