Дело № 12-854/2019
РЕШЕНИЕ
город Калуга 24 мая 2019 года
Судья Калужского районного суда Калужской области Белов В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Семеновой Надежды Владимировны на постановление № старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калужской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального бюджетного учреждения «Специализированное монтажно-эксплуатационное управление», адрес (место нахождения): <адрес> ИНН №, КПП №, ОГРН №, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ, сведений о привлечении к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений в материалах дела не имеется,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Калужской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Постановление) МБУ «СМЭУ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
В жалобе, поданной в Калужский районный суд Калужской области, защитник Семенова Н.В. выражает несогласие с Постановлением, просит его отменить, производство по делу прекратить.
Защитник МБУ «СМЭУ» по доверенности Семенова Н.В. в судебном заседании доводы, изложенные в жалобе, поддержала.
Представитель Управления Росприроднадзора по Калужской области по доверенности ФИО5 возражал против удовлетворения жалобы.
Выслушав пояснения защитника Семеновой Н.В., представителя ФИО5, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы, изложенные в жалобе, прихожу к следующему.
В преамбуле к Федеральному закону от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) указано, что он определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
В силу п. 7 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ).
Частью 1 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (абз. 1 ч. 2 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ).
Отходами производства и потребления, в соответствии с абз. 2 ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно абз. 19 ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ под накоплением отходов понимается - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Административная ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ наступает за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
При рассмотрении жалобы установлено, что на основании приказа Управления Росприроднадзора по Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ № государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Калужской области с участием заместителя начальника лаборатории филиала «ЦЛАТИ по Калужской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» ДД.ММ.ГГГГ проведено обследование территории земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>. В ходе обследования обнаружено складирование грязного снега (отхода от зимней уборки). Указанные обстоятельства зафиксированы в акте обследования от ДД.ММ.ГГГГ и фототаблице к нему. Также ДД.ММ.ГГГГ заместитель начальника лаборатории филиала «ЦЛАТИ по Калужской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» в вышеназванном месте отобрал пробы грязного снега для проведения исследования.
Из протокола результатов биотестирования № № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что отобранные ДД.ММ.ГГГГ пробы отходов от зимней уборки улиц согласно приказу Минприроды России от 4 декабря 2014 года № 536 «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду» относятся к IV классу опасности.
Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №; площадь <данные изъяты> кв.м.; категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование – пункты утилизации снега, снегосвалки передан постоянное (бессрочное) пользование МБУ «СМЭУ» (акт приема-передачи земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Акт от ДД.ММ.ГГГГ №); кадастровый паспорт земельного участка).
Приведенные выше обстоятельства послужили основанием для составления ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Калужской области в отношении МБУ «СМЭУ» протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ и вынесения Постановления.
Собранным по делу доказательствам должностным лицом, осуществляющим производство по делу об административном правонарушении, дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Довод, изложенный в жалобе, поддержанный в судебном заседании защитником Семеновой Н.В. о том, что снег не является отходом, подлежит отклонению.
Из акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельном на участке с кадастровым номером № обнаружено складирование грязного снега (отхода от зимней уборки).
В Федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденном приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ №, отходы от зимней уборки улиц отнесены к блоку 7 и имеют код №
Согласно протоколу результатов биотестирования № № от ДД.ММ.ГГГГ отобранные ДД.ММ.ГГГГ пробы отходов от зимней уборки улиц относятся к IV классу опасности.
Доводы, изложенные в жалобе, поддержанные в судебном заседании защитником Семеновой Н.В. о том, что целевое назначение земельного участка с кадастровым номером № - пункты утилизации снега, снегосвалки; данная площадка для вывоза и складирования снега была определена Городской Управой <адрес>, не свидетельствуют об отсутствии в действиях МБУ «СМЭУ» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
В п. 2.4 Акта от ДД.ММ.ГГГГ № установлено ограничения по использованию земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 4.2 Акта от ДД.ММ.ГГГГ № на МБУ «СМЭУ» возложена обязаность эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением, применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения экологической обстановки на земельном участке и прилегающих территориях в результате своей хозяйственной деятельности; соблюдать земельное и природоохранное законодательство.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, в том числе обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических и иных правил, нормативов.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 2003 года № 80 введен в действие СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потреблении» (далее - СанПиН 2.1.7.1322-03).
Согласно п. 3.2 СанПиН 2.1.7.1322-03 временное складирование отходов производства и потребления допускается, в частности на открытых, специально оборудованных для этого площадках.
Однако в силу п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Обязанность по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований МБУ «СМЭУ» не исполнило, допустило накопление грязного снега (отхода от зимней уборки), который относятся к IV классу опасности на земельном участке с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>, чем совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.2 КоАП РФ.
Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления представляют повышенную опасность для жизни и здоровья граждан, то есть существенно нарушает охраняемые общественные правоотношения, а потому в деянии МБУ «СМЭУ» признаков малозначительности не содержат, оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно ч. 3.3. ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Вместе с тем должностным лицом – старшим государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Калужской области не в полном объеме были учтены обстоятельства, связанные с характером и последствиями совершенного административного правонарушения, его финансовое положение.
При таких обстоятельствах назначенное МБУ «СМЭУ» административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей, в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст. 8.2 КоАП РФ, является несоразмерным выявленному нарушению, существенно нарушающим принципы соразмерности и установленной государством мерой ответственности за совершение данного административного правонарушения, в связи с чем административный штраф назначенный МБУ «СМЭУ» подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ст. 8.2 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ № ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░2 ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 8.2 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 50 000 ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░