Дело №а-434/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Костомукша 11 августа 2020 года
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Софроновой И.А.
при секретаре Некрасовой Г.В.,
с участием административного истца Иванова Э.А., представителя административного ответчика Распутина А.С.,
рассмотрев в отрытом судебном заседании административное дело по иску Иванова Э.А. к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Карелия», Министерству финансов Российской Федерации об оспаривании действий, взыскании денежной компенсации морального вреда
установил:
Иванов Э.А. обратился в суд с административным иском к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РК, Министерству финансов Российской Федерации об оспаривании действий, взыскании денежной компенсации морального вреда, указывая, что отбывает наказание в ФКУ СИЗО-2 по приговору Муезерского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в виде лишения свободы, содержится в СИЗО на основании постановления суда, вынесенного в порядке ст. 77.1 УИК РФ. В период нахождения в учреждении нарушаются права административного истца на телефонные переговоры, продолжительность прогулок, нарушаются его права на демонстрацию кино- и видеофильмов, просмотр телепередач, пользование радиоприемником, не обеспечивается свободный доступ к горячей воде и душу, ДД.ММ.ГГГГ административный истец обращался с просьбой о выдаче рыбной консервы, однако ему в этом было отказано, письменный ответ на обращение дан не был. Иванов Э.А. просит признать незаконными действия административного ответчика и взыскать с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации денежную компенсацию морального вреда в размере 300 000 рублей.
Определением о подготовке дела к судебному разбирательству от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Карелия.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление федеральной службы исполнения наказаний России.
В судебном заседании административный истец Иванов Э.А. требования поддержал в части, просит признать незаконными действия ответчика, выразившиеся в лишении его права на просмотр кинофильмов и телепередач, и отказа в выдаче консервы, пояснив, что он содержится в СИЗО-2 в порядке ст. 77.1 УИК РФ, и на условиях отбывания им наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда.
Представитель административного ответчика Распутин А.С. административный иск не признал и пояснил, что на протяжении всего времени содержания административного истца ему выдавался в камеру телевизор для просмотра кинофильмов и телепередач. Рыбные консервы были выданы Иванову Э.А. ДД.ММ.ГГГГ, в день убытия из СИЗО-2.
Управление федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Карелия и Управление федеральной службы исполнения наказаний России о месте и времени рассмотрения дела извещены.
Заслушав объяснения административного истца, представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушают права и свободы заявителя, а также не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту. Из этого следует, что отсутствие указанной совокупности является основанием для отказа в удовлетворении требований.
При этом на лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказывать факт нарушения его прав, свобод и законных интересов (пункт 1 части 9 и часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства.
Статьей 53 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В силу п. 2 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекший последствий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст. 1069 ГК РФ.
Согласно ст. 1069 ГПК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа - или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
На основании ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Судом установлено, что административный истец Иванов Э.А., осужденный приговором Муезерского районного суда Республики Карелия к 15 годам 6 месяцам лишения свободы в исправительной колонии особого режима, содержится в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РК в статусе осужденного в законной силе, в порядке ст. 77.1 УИК РФ по постановлению мирового судьи судебного участка Муезерского района РК в качестве обвиняемого по уголовному делу до окончания рассмотрения уголовного дела.
На основании части 2 статьи 77.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при необходимости участия в судебном разбирательстве в качестве свидетеля, потерпевшего, обвиняемого осужденные могут быть по определению суда или постановлению судьи оставлены в следственном изоляторе либо переведены в следственный изолятор из исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьмы.
Согласно части 3 статьи 77.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, осужденные содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее Закона), и на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда.
В целях обеспечения режима в местах содержания под стражей Министерством юстиции Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Согласно ст. 22 Закона Подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется право приобретать по безналичному расчету продукты питания, предметы первой необходимости, а также другие промышленные товары.
В соответствии со ст. 23 Закона все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием.
В силу ст. 16 Закона в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (далее - Правила внутреннего распорядка).
Правилами внутреннего распорядка устанавливается порядок материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых.
Кроме того, Правилами внутреннего распорядка устанавливаются правила поведения подозреваемых и обвиняемых в местах содержания под стражей, перечень и количество продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету, а также перечень услуг, оказываемых подозреваемым и обвиняемым за установленную плату.
Согласно п. 25 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденным Приказом Минюста России от 14.10.2005 № 189, к запрещенным к хранению и использованию подозреваемыми и обвиняемыми относятся предметы, вещества и продукты питания, которые представляют опасность для жизни и здоровья или могут быть использованы в качестве орудия преступления либо для воспрепятствования целям содержания под стражей, а также не включенные в Перечень предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, а также продуктов питания, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету (приложение N 2).
В соответствии с приложением № 2 подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках и передачах, приобретать в магазине (ларьке) СИЗО продукты питания, кроме расфасованных в железную либо стеклянную тару, требующих тепловой обработки, скоропортящихся, с истекшим сроком хранения либо дату изготовления которых установить не представляется возможным, а также дрожжей, алкогольных напитков и пива.
В Перечне предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, а также продуктов питания, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках и передачах и приобретать по безналичному расчету, приведенном в Приложении № 2 к Правилам, рыбные консервы не указаны, напротив содержится запрет на продукты питания, расфасованные в железную либо стеклянную тару.
Из материалов дела следует, что рыбные консервы у административного истца не изымались в качестве запрещенного предмета, и не уничтожались, были приняты на временное хранение, а затем возвращены ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с изложенным, суд не усматривает нарушения прав административного истца в указанной части.
Согласно п. 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов - уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Минюста РФ от 14.10.2005 № 189 камеры СИЗО оборудуются, в том числе телевизором, холодильником, вентиляционным оборудованием (при наличии возможности).
В силу ст. 94 УИК РФ, осужденным к лишению свободы, кроме отбывающих наказание в тюрьме, а также осужденным, переведенным в штрафные изоляторы, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, демонстрируются кинофильмы и видеофильмы не реже одного раза в неделю, осужденным, кроме переведенных в штрафные изоляторы, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, разрешается просмотр телепередач в свободные от работы часы, кроме времени, отведенного распорядком дня для ночного отдыха.
Судом установлено, что административному истцу выдавался телевизор в камеру, в судебном заседании им не оспорен данный факт.
Указанное обстоятельство подтверждается также обращением административного истца на имя Президента РФ от 11.02.2020, в котором содержится жалоба на то, что к просмотру в будние и выходные дни возможны не 20 телевизионных каналов, а 2 (Первый канал и СТС), при этом не в очень хорошем качестве.
В указанной части права административного истца нарушены не были, в связи с чем требования о признании незаконными действий административного ответчика в части не предоставления возможности просмотра кино и видео-фильмов, телепередач удовлетворению не подлежат.
Поскольку нарушения прав административного истца не установлено, оснований для удовлетворения требования о взыскании денежной компенсации морального вреда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 174-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Иванова Э.А. отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение месяца со дня составления мотивированного решения через Костомукшский городской суд.
Судья Софронова И.А.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.