РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 июня 2023 года г. Ульяновск
Заволжский районный суд г. Ульяновска в составе председательствующего Куренковой О.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кондратьевой Ю.В.,
с участием помощника прокурора Заволжского района г. Ульяновска Сайгина С.П.,
представителя административного истца ФКУ «Исправительная колония № УФСИН России по Ульяновской области» ФИО,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФКУ «Исправительная колония № УФСИН России по Ульяновской области» к Махарашвили Кахабер Сейрановичу об установлении административного надзора,
У С Т А Н О В И Л:
ФКУ «Исправительная колония № УФСИН России по Ульяновской области» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Махарашвили Кахабер Сейрановичу об установлении административного надзора. В обоснование заявленных исковых требований указано, что Махарашвили К.С. за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений осужден приговором Заволжского районного суда г.Ульяновска от 05 сентября 2019 года (с учетом изменений, внесенных апелляционным определением Ульяновского областного суда от 30 октября 2019 года) по п. «г» ч.3 ст. 158, п. «г» ч.2 ст. 161 УК РФ, с применением ч.3 ст. 69 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 4 года 6 месяцев с отбыванием в исправительной колонии строгого режима. В связи с чем административный истец просит установить в отношении Махарашвили К.С. административный надзор сроком на 8 лет со следующими ограничениями:
- запретить пребывание вне жилого помещения или иного помещения, являющегося его местом жительства либо пребывания на территории Российской Федерации в период с 23.00 часов до 06.00 часов, за исключением периодов осуществления трудовой деятельности;
- запретить выезжать за пределы <адрес>, за исключением периодов осуществления трудовой деятельности;
- один раз в месяц являться в органы внутренних дел по месту жительства либо пребывания для регистрации.
В судебном заседании представитель административного истца исковое заявление поддержал по основаниям, изложенным в иске, и просил его удовлетворить.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 150 КАС РФ суд определил рассмотреть административное исковое заявление в отсутствие не явившегося ответчика.
Помощник прокурора поддержал административное исковое заявление и просил его удовлетворить.
Суд, выслушав представителя административного истца, заключение помощника прокурора, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении искового заявления ввиду следующего.
Основания и порядок применения административного надзора установлены Федеральным законом от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Закон № 64-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона № 64-ФЗ административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статьей 2 Закона № 64-ФЗ определено, что административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Пунктом 2 частью 2 статьи 3 Закона № 64-ФЗ предусмотрено, что административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
В силу требований части 2 статьи 18 УК РФ рецидив преступлений признается опасным: а) при совершении лицом тяжкого преступления, за которое оно осуждается к реальному лишению свободы, если ранее это лицо два или более раза было осуждено за умышленное преступление средней тяжести к лишению свободы; б) при совершении лицом тяжкого преступления, если ранее оно было осуждено за тяжкое или особо тяжкое преступление к реальному лишению свободы.
Как следует из материалов дела, Махарашвили К.С. осужден приговором Заволжского районного суда г. Ульяновска от 05 сентября 2019 года (с учетом изменений, внесенных апелляционным определением Ульяновского областного суда от 30 октября 2019 года) по п. «г» ч.3 ст. 158, п. «г» ч.2 ст. 161 УК РФ, с применением ч.3 ст. 69 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 4 года 6 месяцев с отбыванием в исправительной колонии строгого режима, то есть за совершение тяжких преступлений при опасном рецидиве преступлений.
Махарашвили К.С. подлежит освобождению из мест лишения свободы 24 сентября 2023 года по отбытию срока наказания.
С учетом изложенного в отношении осужденного Махарашвили К.С. после отбытия наказания и освобождения из мест лишения свободы в целях предупреждения совершения им новых преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов должен быть установлен административный надзор, следовательно, заявление ФКУ «Исправительная колония № УФСИН России по Ульяновской области» об установлении административного надзора в отношении Махарашвили К.С. является обоснованным.
Административный ответчик Махарашвили К.С. согласно приговору Заволжского районного суда г. Ульяновска от 05 сентября 2019 года до осуждения регистрации по месту жительства не имел, проживал без регистрации по адресу: <адрес>. В паспорте Махарашвили К.С. сведения о регистрации по месту жительства также отсутствуют. Согласно письменному заявлению после освобождения из мест лишения свободы он намерен проживать по адресу: <адрес>.
При решении вопроса об установлении срока административного надзора и конкретных видов ограничений, суд учитывает доводы, изложенные в административном исковом заявлении ФКУ № УФСИН России по Ульяновской области, обстоятельства и степень общественной опасности преступлений, совершенных ответчиком, данные о личности административного ответчика, который за время отбывания наказания дважды поощрялся и 19 раз нарушал правила внутреннего распорядка, в связи с чем на него были наложены взыскания, 11 из которых не сняты и не погашенны.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона № 64-ФЗ от 06 апреля 2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы», административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В силу требований части 3 статьи 86 УК РФ судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, - по истечении 8 лет после отбытия наказания.
Вышеприведенные положения закона носят императивный характер и не предусматривают возможности установления административного надзора лицам, имеющим непогашенную (неснятую) судимость за совершение преступления при опасном рецидиве преступлений, на иной срок, чем предусмотрено законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Таким образом, административный надзор с возложением вышеперечисленных административных ограничений подлежит установлению на срок 8 лет.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального закона срок административного надзора исчисляется в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В силу требований части 2 статьи 4 Федерального закона № 64 от 06 апреля 2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», явка поднадзорного лица в орган внутренних дел для регистрации, запрещение поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории являются обязательными административными ограничениями, подлежат безусловному применению.
Учитывая данные о личности административного ответчика Махарашвили К.С., обстоятельства и степень общественной опасности совершенных ответчиком преступлений, его поведение, как до совершения преступления, так и в период отбывания наказания, суд полагает возможным установить ему кроме обязательных ограничений в виде явки один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, запрета выезда за пределы <адрес>, за исключением случаев исполнения трудовых обязанностей и обращения за медицинской помощью, установить ограничение в виде запрета на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица на территории Российской Федерации в период с 23.00 часов до 06.00 часов, за исключением случаев исполнения трудовых обязанностей и обращения за медицинской помощью.
По мнению суда, установление именно указанных выше административных ограничений при установлении административного надзора сроком на 8 лет, позволит предупредить совершение Махарашвили К.С. новых преступлений и других правонарушений, окажет профилактическое воздействие в целях защиты государственных и общественных интересов.
Суд не усматривает нарушения конституционных прав административного ответчика установлением административного надзора и указанными административными ограничениями.
В связи с этим, административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Суд отмечает, что поднадзорное лицо в течение срока административного надзора вправе обратиться в суд с заявлением о частичной отмене административных ограничений при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 4 Закона № 64-ФЗ, а в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 9 Закона № 64-ФЗ, с заявлением о досрочном прекращении административного надзора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175, 176, 180, 273 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФКУ «Исправительная колония № УФСИН России по Ульяновской области» к Махарашвили Кахабер Сейрановичу об установлении административного надзора удовлетворить.
Установить административный надзор в отношении Махарашвили Кахабер Сейрановича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сроком на 8 лет, который подлежит исчислению со дня постановки лица на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения после освобождения из мест лишения свободы по отбытию наказания за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
При административном надзоре в отношении Махарашвили Кахабер Сейрановича установить следующие административные ограничения:
запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося его местом жительства либо пребывания на территории Российской Федерации в период с 23.00 часов до 06.00 часов, за исключением случаев исполнения трудовых обязанностей и обращения за медицинской помощью;
запретить выезжать за пределы <адрес> за исключением случаев исполнения трудовых обязанностей и обращения за медицинской помощью;
один раз в месяц являться в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд г. Ульяновска путем подачи апелляционной жалобы (представления) в течение 10 дней со дня принятия судом решения.
Мотивированное решение изготовлено 06 июня 2023 года.
Судья: О.Н. Куренкова