Дело № 2а-300/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Ковылкино 15 июня 2020 года
Ковылкинский районный суд Республики Мордовия в составе:
председательствующего – судьи Артемкиной Л.В.,
при секретаре судебного заседания – Киржаевой М.И.,
с участием в деле:
прокурора Ковылкинской межрайонной прокуратуры Республики Мордовия Калядин А.В.,
заинтересованного лица – Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Роскомнадзора по Республике Мордовия,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ковылкинского межрайонного прокурора Республики Мордовия, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет информацией распространение которой в Российской Федерации запрещено,
установил:
Ковылкинский межрайонный прокурор Республики Мордовия, действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет информацией распространение которой в Российской Федерации запрещено, указывая, что Ковылкинской межрайонной прокуратурой Республики Мордовия проведен мониторинг Интернет-ресурсов в целях проверки исполнения законодательства об информации, информационных технологиях, защите информации, а также миграционного законодательства выявлена страница сайта с URL-адресом: <данные изъяты>. На странице сайта размещена информация об изготовлении и продаже поддельного паспорта гражданина Российской Федерации.
Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Информация на этом сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен. Ограничение на передачу, копирование и распространение – отсутствует. Распространение указанной информации противоречит целям и задачам законодательства о противодействии коррупции, препятствует нормальному развитию общественных отношений, возникающих в сфере государственного управления, обеспечения государственных гарантий прав и свобод человека.
Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 №828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» (далее – Положение) установлено, что паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
В соответствии с п.3 данного Положения, образцы печатей, штампов, бланков и личных фотографий, необходимые для оформления паспорта, а также дополнительные защитные средства устанавливаются миграционной службой.
В соответствии с п.10 Положения, выдача и замена паспортов производится территориальными органами Федеральной миграционной службы по месту жительства, по месту пребывания или по месту обращения граждан в порядке, определяемом Федеральной миграционной службой.
Приказом Федеральной миграционной службы России от 30.11.2012 №391 утвержден «Административный регламент Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» (далее – Регламент).
Согласно п.16 Регламента, выдача и замена паспортов производятся ФМС России (в пределах компетенции), ее территориальными органами и их подразделениями.
Нахождение в открытом доступе в сети Интернет информации, предлагающей возмездное приобретение поддельных паспортов граждан Российской Федерации, фактически способствует совершению таких преступлений, как незаконные приобретение и сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков в целях их использования, ответственность за которые предусмотрена статьями 324 и 327 УК РФ. Данные преступления посягают на авторитет государственной власти, нарушают установленный порядок создания, приобретения и оборота документов.
Таким образом, действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к сведениям, содержащим признаки пропаганды совершения коррупционных преступлений.
На основании изложенного просит признать информационные материалы, размещенные на сайте в сети «Интернет» с URL-адресом <данные изъяты> запрещенными к распространению на территории Российской Федерации.
В судебном заседании Ковылкинский межрайонный прокурор Республики Мордовия Калядин А.В. административные исковые требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении, и просила удовлетворить.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица – Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Роскомнадзора по Республике Мордовия не явился, о времени и месте рассмотрения административного дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил. При этом представитель Пискунова О.В., действующая на основании доверенности №8352 от 20.05.2020 года, представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Судом принимались меры к установлению владельца или администратора сайта с URL-адресом <данные изъяты> через аккредитованного регистратора доменных имен АО «Региональный Сетевой Информационный Центр» на сайте URL-адресом: http://www.whois-service.ru. Однако установить владельца или администратора указанного сайта не представилось возможным.
Заслушав прокурора, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (часть 5 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
Из нормы пункта 9 статьи 2 данного федерального закона следует, что под распространением информации признаются действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.
Частью 6 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 08.07.1997 №828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» (далее – Положение), паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 данного Положения, образцы печатей, штампов, бланков и личных фотографий, необходимые для оформления паспорта, а также дополнительные защитные средства устанавливаются миграционной службой.
В соответствии с пунктом 10 Положения, выдача и замена паспортов производится территориальными органами Федеральной миграционной службы по месту жительства, по месту пребывания или по месту обращения граждан в порядке, определяемом Федеральной миграционной службой.
Приказом МВД России от 13.11.2017 №851 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.12.2017 №49154) установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их представления (выдача и замена паспортов).
Как следует из материалов дела, проведенным прокуратурой Ковылкинского района Республики Мордовия мониторингом Интернет - ресурсов обнаружен сайт с URL-адресом: <данные изъяты>, на котором размещена информация об изготовлении и продаже поддельного паспорта Гражданина Российской Федерации.
При просмотре содержания информации установлено, что она имеет открытый для всех пользователей страницы по адресу <данные изъяты> доступ и содержит информацию, запрещенную на территории Российской Федерации, распространение которой противоречит целям и задачам законодательства о противодействии коррупции, препятствует нормальному развитию общественных отношений, возникающих в сфере государственного управления, обеспечения государственных гарантий прав и свобод человека.
Таким образом, прокурором обоснованно указано, что нахождение в открытом доступе в сети Интернет информации, предлагающей возмездное приобретение поддельных паспортов граждан Российской Федерации, фактически способствует совершению таких преступлений, как незаконные приобретение и сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков в целях их использования, ответственность за которые предусмотрена статьями 324 и 327 Уголовного кодекса Российской Федерации. Данные преступления посягают на авторитет государственной власти, нарушают установленный порядок создания, приобретения и оборота документов.
Вход на сайт свободный, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурсов сайтов не требуется. Ознакомиться с содержанием сайтов и скопировать материал в электронном виде может любой интернет - пользователь. Ограничения на его передачу, копирование и распространение отсутствуют. Указатели страниц указанного сайта, в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, отсутствует.
Статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Учитывая, что информация носит противоправный характер, нарушить права неопределенного круга лиц, доступ пользователям сети «Интернет» к указанной информации противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
Таким образом, в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства Российской Федерации следует информацию, размещенную на сайте с URL-адресом <данные изъяты> признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр). В реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В силу пункта 2 части 5 статьи 15.1 Закона № 149-ФЗ, основаниями для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Полномочия по созданию, формированию и ведению «Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» отнесены к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. № 1101.
На момент рассмотрения дела указатель сайта с URL-адресом: <данные изъяты> на котором размещена вышеуказанная информация, в едином реестре отсутствует.
Признание тех или иных информационных материалов запрещенными для распространения, означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные федеральным законодательством.
По делам о признании информации, пропагандирующей противоправную деятельность и размещенной в сети "Интернет", запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети "Интернет" запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространенной в сети "Интернет", запрещенной.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым заявленные административные исковые требования Ковылкинского межрайонного прокурора района Республики Мордовия удовлетворить.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 265.5, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административные требования Ковылкинского межрайонного прокурора Республики Мордовия, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, удовлетворить.
Признать информационные материалы, размещенные на странице сайта в сети «Интернет» с URL-адресом <данные изъяты> запрещенными к распространению на территории Российской Федерации.
Копию вступившего в законную силу решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Китайский проезд, д.7, стр.2, г.Москва, Россия, 109074), для включения указанного выше Интернет-адреса в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия через Ковылкинский районный суд Республики Мордовия в срок, не превышающий 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Ковылкинского районного суда
Республики Мордовия Л.В. Артемкина
Мотивированное решение суда изготовлено 19 июня 2020 года.
Судья Ковылкинского районного суда
Республики Мордовия Л.В. Артемкина