по делу №2-379/2023
УИД: 73RS0003-01-2022-004923-29
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Ульяновск 07 марта 2023 года
Железнодорожный районный суд города Ульяновска в составе председательствующего судьи Резовского Р.С.,
при секретаре Андросовой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузиной Светланы Геннадьевны к Щербакову Геннадию Александровичу, гаражно-строительному кооперативу «Железнодорожник» и администрации города Ульяновска о признании права собственности на гаражный бокс,
УСТАНОВИЛ
Кузина С.Г. обратилась в Железнодорожный районный суд города Ульяновска с исковым заявлением к ГСК «Железнодорожник» о признании права собственности на гаражный бокс.
В обоснование исковых требований указано, что ГСК «Железнодорожник» образовано в 1993 году. Кооператив состоит из нескольких объектов недвижимости коллективного пользования, расположенных по разным адресам в Железнодорожном районе города Ульяновска. Одним из объектов является одноэтажное здание гаража с гаражными боксами, расположенное на земельном участка с кадастровом номером № по адресу: <адрес>, в районе ЦТП, земельный участок №1. Истица является членом ГСК «Железнодорожник» с 2010 года. Паевой взнос за гаражный бокс оплачивал в 1993 году отец истца – Щербаков Г.А., который в 2010 году передал гаражный бокс истцу. 17 мая 2022 года истец обратилась к председателю ГСК «Железнодорожник» Пуцеву Ю.В. с просьбой предоставить справку о членстве в кооперативе и полной выплате пая для последующего обращения за регистрацией права собственности. Указная справка истцу выдана не была, в связи с чем, истец обратился в Железнодорожный районный суд города Ульяновска с исковыми требования о понуждении председателю ГСК «Железнодорожник» выдать ей соответствующую справку. В ходе рассмотрения дела вышеуказанного гражданского дела предстатель ГСК «Железнодорожник» Пуцев Ю.В. выдал ей справку о членстве в ГСК, в связи с чем, истец отказался от своих исковых требований. 20 декабря 2022 года истец обратился за государственной регистрацией права собственности на гаражный бок, однако государственная регистрация права собственности была приставлена, в связи с отсутствием документы подтверждающего выплату пая за гараж. Как пояснил истцу предстатель ГСК «Железнодорожник» Пуцев Ю.В. документов подтверждающих выплату пая в ГСК «Железнодорожник» не иметься, поскольку предыдущий председатель такие документы не передавал. У истца и её отца Щербакова Г.А. указанные документы также не сохранились.
На основании изложенного истец просит суд признать за ним право собственности на гаражный бокс, общей площадью 33 квадратных метров расположенный по адресу: <адрес>, гаражно-строительный кооператив «Железнодорожник», бокс №.
Определением Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 12 января 2023 года к участию в деле в качестве соответчика был привлечена администрация города Ульяновска.
Определением Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 07 февраля 2023 года к участию в деле в качестве соответчика был привлечен Щербаков Г.А.
Представитель Кузиной С.Г. – Салюкин С.А. в судебном заседании исковые требования полностью подержал и просил суд их удовлетворить, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно указал, что истица лишена возможности иным способом признать право собственности на принадлежащее ей на законных основаниях недвижимое имущество.
Председатель ГСК «Железнодорожник» Пуцев Ю.В. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований, при этом указав, что считает, что гаражные боксы истца и иных лиц, расположенные по адресу: <адрес>, в районе ЦТП не относятся к ГСК «Железнодорожник».
Щербаков Г.А. в судебном заседании исковые требования Кузиной С.Г полностью признал и пояснил, что до 2010 год был членом ГСК «Железнодорожник». В 1995 году им, совместно с другими членами кооператива, по адресу: <адрес>, в районе ЦТП построен гаражный бокс, находящийся в составе единой одноэтажной постройки совместно с другими гаражными, представляющую собой ленточную конструкцию с единой кровлей и кирпичными стенами. Паевой взнос был оплачен им в 1993 году, однако каких-либо документов ему тогда не выдали. Он открыто владел гаражным боксом и оплачивал соответствующие взносы до 2010 года. В 2010 году он подарил указанный гаражный бокс своей дочери Кузина С.Г., которая также была принята в члены кооператива и исправно платила все взносы.
В судебном заседании в качестве свидетеля также был опрошен Амерханов И.И., который пояснил, что является собственником гаражного бокса №, расположенного по адресу: <адрес> №. Кузина С.Г., а до неё Щербаков Г.А. являются владельцами соседнего гаражного бокса №. Щербаков Г.А. владел данным боксом с момента их возведения. Гаражные боксы представляют собой единую одноэтажную постройку ленточной конструкции, с единой кровлей и кирпичинами стенами.
Иные стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения были своевременно и надлежащим образом уведомлены, о причинах неявки суду ничего не сообщили, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обращались.
В соответствии с частями 3 и 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда. При указанных обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав явившиеся стороны, исследовав и оценив в совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, приходит к выводу, что исковые требования Кузиной С.Г., законны, обоснованы и подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии со статьёй 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пунктом 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьёй 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
По общим правилам и требованиям гражданского судопроизводства истец самостоятельно определяет соответствующий его интересам способ судебной защиты, в том числе предмет и основания заявляемого им иска.
Возможность судебной защиты гражданских прав служит одной из гарантий их осуществления. Право на судебную защиту является правом, гарантированным статьёй 46 Конституции Российской Федерации.
Суд принимает решение, в силу статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах заявленных истцом требований
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (абзац первый).
К недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке (абзац третий).
По смыслу статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. При этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости.
В соответствии со ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона или иных правовых актов, приобретается этим лицом. Член гаражного кооператива, полностью внесший свой пай за гараж, приобретает право собственности на указанное имущество.
Согласно пункту 4 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. разъяснено, что граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (статья 218 Гражданского кодекса Российской Федерации). В силу пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в случае полной выплаты пая членом потребительского кооператива, в порядке наследования и реорганизации юридического лица (абзацы второй, третий пункта 2, пункт 4 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Аналогичные разъяснения содержатся в абзаце третьем пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
Таким образом, в силу закона право собственности членов кооператива на недвижимое имущество возникает с момента выплаты паевого взноса и не зависит от государственной регистрации данного права.
В соответствии со ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом, если иные срок и условия приобретения не предусмотрены настоящей статьей, в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
В пункте 3 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.
В судебном заседании установлено, что постановлением мэра города Ульяновска №224 от 27 февраля 1995 года, ссылкой на постановление мэра города Ульяновска №810 от 24 июня 1993 год и №784 от 21 августа 1994 года, было постановлено предоставить ГСК «Железнодорожник» в аренду на период строительства гаражей двух земельных участков:
- участок №1 площадью 1588,75 квадратных метров по <адрес> в районе ЦТП;
- участок № площадью 1802,4 квадратных метров по <адрес> в районе ГРП с изъятием 125,5 квадратных метров от Куйбышевской железной дороги в Железнодорожном районе;
Постановлением главы города Ульяновска №2928 от 23 апреля 2008 года ГСК «Железнодорожник» был передан в аренду до 30 июня 2013 года земельный участок № с кадастровым номером № площадью 1588,78 квадратных метров по адресу: <адрес>, в районе ЦТП (земли населенных пунктов, территориальная зона Р-3), под гаражи.
22 мая 2008 года между мэрией города Ульяновска и ГСК «Железнодорожник» был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером №:1 по адресу: <адрес>, в районе ЦТП участок № с целью использования под гаражными боксами.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что земельный участок, на котором построен гараж истца, выделялся ГСК «Железнодорожник» под строительство гаражей. Данный факт в судебном заседании сторонами не оспаривался.
Постановлением главы администрации Железнодорожного района города Ульяновска от 23 октября 2001 года №968 был утвержден акт приемочное комиссии от 22 октября 2001 года о приемке в эксплуатацию 17 гаражных боксов ГСК «Железнодорожник», расположенных в районе ЦТП (Опытное поле) I очередь строительства.
Как следует из акта приемочной комиссии от 22 октября 2001 года, 17 индивидуальных боксов гаражей (I очередь строительства), по адресу <адрес> в районе ЦТП (Опытное поле) возведены хозяйственным способом на основании проектно-сметной документации на строительство, разработанной Архитектурно-планировочным Управлениям города Ульяновска. Качество строительно-монтажных работ признано удовлетворительным. Дефектов либо нарушений выявлено не было.
Вышеуказанным постановлением также был утвержден список владельцев гаражей, членов ГСК «Железнодорожник» (приложение № к Постановлению), а также постановлено выдать указанным членам ордера на право владения гаражами.
Под номером 1 в приложенном к вышеуказанному постановлению списку членов ГСК «Железнодорожник», расположенного по улице Чистопрудной в районе ЦТП (Опытное поле) значится Щербаков Геннадий Александрович, владелец гаражного бокса №.
В судебное заседание истцом представлен подлинник ордера на гараж от 23 октября 2001 года, выданного Щербакову Г.А. на гаражный бокс №, который являлся основанием для занятия и права владения указанным гаражным боксом в ГСК «Железнодорожник».
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что гаражный бокс истца на данный момент завершен строительством, соответствует строительным правилам и нормам, угрозы жизни и здоровью людей не представляет.
Поскольку земельный участок был отведен ГСК «Железнодорожник» под строительство кооперативных гаражных боксов, при строительстве гаража нарушений строительных норм и правил не выявлено, сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, суд приходит к выводу о том, что спорный гараж не является самовольной постройкой.
Членство Кузиной С.Г. и Щербакова Г.А. в ГСК «Железнодорожник» подтверждается исследованными в ходе рассмотрения дела документами и председателем ГСК «Железнодорожник» не оспаривалось.
Исходя из анализа указанных документов, пояснений сторон, и свидетеля, судом сделан вывод о том, что Щербаков Г.А. являлся членом ГСК «Железнодорожник» с начала существования данного кооператива до 2010 года, после чего передал в дар свой гаражный бокс своей дочери Кузиной С.Г., которая с указанного времени стала членом ГСК «Железнодорожник».
Доказательств обратного суда не представлено.
Согласно пояснениям председателя ГСК «Железнодорожник» Пуцева Ю.В. предыдущий председатель кооператива не передал ему никаких документов, в связи с чем, он не может подтвердить выплату пая за спорный гаражный бокс.
Таким образом, суду не были представлены платежные документы, свидетельствующие об оплате пая. Однако, сам по себе факт утери документов, подтверждающих выплату пая в ГСК «Железнодорожник», не может препятствовать в реализации права собственности на гараж.
Учитывая, что завершение строительства спорного объекта осуществлялось Щербаковым Г.А. за счет своих собственных средств хозспособом (доказательств обратного не представлено), Кузина С.Г. и Щербаков Г.А. были приняты в члены кооператива, что само по себе предполагает уплату паевого взноса, с момента начала строительства гаражей, в их адрес со стороны руководства ГСК «Железнодорожник» никаких претензий по поводу неуплаты паевого взноса не поступало, при том, что гараж все это время эксплуатировался, ими как законными владельцами, суд приходит к выводу о том, что данный объект создан Щербаковым Г.А. для себя за свой счет в соответствии с требованиями действующего законодательства, после чего передан Кузиной С.Г.
Как было указано выше в силу статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, созданную лицом для себя с соблюдением закона или иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Таким образом, принимая во внимание позицию по делу Щербакова Г.А., который в судебном заседании согласился с требованиями своей дочери Кузиной С.Г. о признании за ней права собственности на спорный объект недвижимого имущества, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Кузиной Светланы Геннадьевны к Щербакову Геннадию Александровичу, гаражно-строительному кооперативу «Железнодорожник» и администрации города Ульяновска о признании права собственности на гаражный бокс – удовлетворить.
Признать за Кузиной Светланой Геннадьевной право собственности на гаражный бокс, общей площадью 33 квадратных метров расположенный по адресу: <адрес>, гаражно-строительный кооператив «Железнодорожник», бокс №.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд города Ульяновска в течение одного месяца, со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Резовский Р.С.