№
Дело № 2-1328/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ижевск 26 мая 2020 года
Индустриальный районный суд г. Ижевска в составе:
судьи Кочеткова Д.В.,
при секретаре Зиминой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кочетковой Е.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ижевске о восстановлении пенсионных прав,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском, с учетом его изменения, к ответчику о восстановлении пенсионных прав. Свои требования мотивировал тем, что решением № от -Дата- ответчик отказал в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности, исключив из подсчета стажа периоды нахождения на курсах повышения квалификации, период работы воспитателем детского сада колхоза.
Просит признать решение ответчика незаконным в части исключения спорных периодов; обязать ответчика досрочно назначить страховую пенсию по старости истцу с момента возникновения права на пенсию, включив в стаж работы следующие периоды: с -Дата- по -Дата- - работы воспитателем Азиковского детского сада колхоза «Россия»; с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата- и с -Дата- по -Дата- - прохождения курсов повышения квалификации; взыскать с ответчика судебные расходы.
В судебном заседании представитель истца ФИО1, действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности, иск поддержала в полном объеме. Дополнительно пояснила следующее. Период работы воспитателем Азиковского детского сада колхоза Россия ПФР при вынесении решения не оспаривалось, что в этот период должен оцениваться мед. стаж. Период не зачтен, т.к. согласно п.4.5 инструктивного письма Минсоцобеспечения РСФСР от 30.06.86 № 1-63-И работа в качестве члена колхоза не включается в стаж для назначения пенсии. Сегодня было приобщено письмо исполнительной дирекции ПФ, из которого есть указание по позиции ПФ РФ на предмет того, что начиная с -Дата- Пенсионное обеспечение за выслугу лет распространяется и на работников просвещения и здравоохранения, которые были членами колхоза. Связано это с тем, что до -Дата- пенсионное обеспечение членов колхоза производилось по другому закону. У них был отдельный фонд, куда направлялись страховые взносы, Закон о гос. пенсиях от -Дата- года на них не распространялся. -Дата- был принят закон об неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения, который изменил ситуацию, тем, что началась перестройка, и фонд и закон по пенсионному обеспечению колхозников утратил силу. С -Дата- на членов колхоза начал распространяться закон от -Дата-, дающий право на льготное пенсионное обеспечение. Тот орган, который издал инструктивное письмо -Дата-, -Дата- в связи с принятием нового закона, издал письмо №, которое поясняло, что в связи с принятием закона на членов колхоза распространяется пенсионное обеспечение за выслугу лет начиная с -Дата- Сам Закон № 313-1 говорит о том, что по нему повысились минимальные размеры пенсии, и п. 2 было указано, что на них распространяется действие Закона СССР о гос. пенсиях. Тот закон, который не имел к ним отношения до -Дата- он стал с этого момента применяться к членам колхоза. В рамках закона о гос. пенсиях было издано Постановление № о пенсиях за выслугу лет, в том числе работников просвещения и здравоохранения. В рамках Закона, который теперь применялся в отношении работников здравоохранения, теперь стал применяться и в отношении членов колхоза, которые работали на соответствующих должностях и соответствующих учреждениях. В данном случае с -Дата- ситуация изменилась, данный период подлежит зачету в стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, т.к. закон о гос. пенсиях до -Дата- не позволял членам колхоза претендовать на назначение пенсии о пенсионном обеспечении в соответствии с законом от 1956 г. Закон 313-1 допустил такое право, и орган, который издавал инструктивное письмо направил указание о том, что теперь с этого момента право на льготное пенсионное обеспечение есть.
Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала, подтвердила законность вынесенного УПФР решения. Пояснила следующее. Постановлением № был утвержден Перечень и Положение о порядке исчисления стажа, в этом Положении п. 1 п.п.В работа в колхозе регулировалась и ранее, не только специальным законом для колхозников, т.е. в Постановлении № тоже шла речь об этом. В инструктивном письме 1- 63- И, оно издавалось конкретно для применения Постановления №, в нем не был расписан порядок исчисления и применения многих положений Постановления №, которые не входили в основной перечень, должности и организации. Истец работала в колхозе, так как Детский сад был на балансе колхоза, а колхозы в качестве учреждений здравоохранения и образовательных учреждений не поименованы Перечнем Постановления №. Период с -Дата- по -Дата- УПФ зачтен, как сельская местность 1.3, исчисление по действующему законодательству, а не по Постановлению 1397, как более выгодный вариант. Инструктивное письмо № от -Дата- применяется с Постановлением №, позицию ПФ РФ в данной части поддерживают ВС РФ и ВС УР. Трудовой стаж определяется и нынешним законодательством (страховой) и ранее действующим, как общий стаж, который дает право на пенсию при определенных требованиях при назначении пенсии, а право на досрочную пенсию определяется специальным или льготным стажем, в данном случае педагогическим или медицинским. Статья 2 закона 313-1 регламентирует включение в трудовой стаж, т.е. в общий, нет в законе упоминания, что требуется включать льготный или специальный стаж.
Дело в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотрено без участия истца, извещенного о времени месте судебного заседания.
Суд, заслушав объяснения представителей сторон, исследовав обстоятельства дела, изучив материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению как законные и обоснованные.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела:
Согласно трудовой книжке серии №, Кочеткова (Синкевич, Волкова) Е.А. -Дата- рождения, работала в периоды в должности:
- с -Дата- по -Дата- заведующая Моторского ФАП Кильмезской ЦРБ;
- с -Дата- по -Дата- воспитатель Азиковского детского сада колхоза «Россия»;
- с -Дата- по -Дата- санитарка Азиковского ФАП;
- с -Дата- по -Дата- участковая медсестра городской поликлиники 2 ГКБ;
- с -Дата- по -Дата- лаборант смотрового кабинета 2 ГКБ;
- с -Дата- по -Дата- участковая медсестра взрослой поликлиники ГБ-3;
- с -Дата- по -Дата- фельдшер-лаборант женской консультации ГБ-3;
- с -Дата- по -Дата- фельдшер-лаборант филиала поликлиники Завьяловской ЦРБ по совместительству;
- с -Дата- по -Дата- фельдшер-лаборант филиала поликлиники Завьяловской ЦРБ (РБ);
- с -Дата- по -Дата- фельдшер-лаборант поликлиники Завьяловской РБ;
- с -Дата- по -Дата- фельдшер-лаборант централизованной бактериологической лаборатории ГУЗ Республиканский КВД МЗ УР (БУЗ УР Республиканский КВД МЗ УР;
- с -Дата- по -Дата- фельдшер-лаборант клинико-диагностической лаборатории БУЗ УР ГП № 6 МЗ УР;
- с -Дата- по настоящее время фельдшер-лаборант филиала поликлиники МБУЗ «Завьяловская РБ»
В периоды: с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата- и с -Дата- по -Дата- истец находился на курсах повышения квалификации.
Данные обстоятельства ответчиком не оспариваются.
-Дата- Кочеткова Е.А. обратилась с письменным заявлением в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики о досрочном назначении ей страховой пенсии по старости как медицинскому работнику.
-Дата- решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики № истцу на основании п.п.20 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано, ввиду отсутствия на дату обращения требуемых 30 лет стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Из содержания решения усматривается, что ответчиком, в частности, не включены в специальный стаж истца периоды нахождения на курсах повышения квалификации, период работы воспитателем Азиковского детского сада колхоза «Россия» с -Дата- по -Дата-
Ответчиком установлен истцу на дату обращения 07.11.2018 стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии 24 года 6 месяцев 16 дней.
В соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, периоды работы истца в должности медицинской сестры поликлиники участковой, фельдшера-лаборанта женской консультации, поликлиники, больницы, диспансера, диагностической лаборатории, подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в календарном и льготном (сельская местность) порядке.
Периоды работы истца в указанных должностях и учреждениях включены в стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в календарном и льготном (сельская местность) порядке, за исключением периодов нахождения на курсах повышения квалификации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», (далее- Федеральный закон №400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного статьей 8 возраста, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно пункту 4 статьи 5 Федерального закона №400-ФЗ обращение за назначением страховой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на страховую пенсию без ограничения каким-либо сроком.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона №400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно пункту 2 статьи 22 Федерального закона №400-ФЗ днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Согласно статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (п.3); периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (п.4).
Согласно п.1 статьи 35 Федерального закона №400-ФЗ продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2018 году составляет восемь лет.
С учетом изложенного, обязательными условиями для досрочного назначения страховой пенсии по старости являются подача заявления о назначении пенсии и наличие необходимой продолжительности соответствующей деятельности (специального трудового стажа), в данном случае - не менее 30 лет лечебной деятельности в городах, подтвержденной соответствующими документами.
Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что истец обратился с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста (55 лет) в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, 07.11.2018.
Периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения истца в календарном и льготном (сельская местность) исчислении по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Согласно пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
Обязательным условием осуществления лечебной деятельности для медицинских работников является систематическое обучение на курсах повышения квалификации, в том числе с целью получения соответствующей квалификационной категории. На время нахождения работника на курсах повышения квалификации, трудовые отношения с ним не прекращаются, ему предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск, во время которого сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы. Данные выводы суда основаны на ст. 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1, приказа Минздрава РФ от 09 августа 2001 года № 314 «О порядке получения квалификационных категорий», ст. 187 ТК РФ.
В п.21 Рекомендации Международной Организации Труда от 24 июня 1974 года №148 «Об оплачиваемых учебных отпусках» предусмотрено, что период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.
Действующим в спорные периоды КЗоТ РФ и Трудовым кодексом РФ (глава 26) работникам, совмещающим труд с обучением, гарантируются такие же трудовые права, что и лицам, которые трудились полное рабочее время.
Согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516, в стаж работы по специальности включаются периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
Таким образом, нахождение на курсах повышения квалификации законодателем приравнивается к выполнению работы, и основания для исключения указанных периодов из сроков осуществления лечебной деятельности, отсутствуют.
Таким образом, суд приходит к выводу, что подлежат включению в специальный стаж медицинской деятельности, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды нахождения на курсах повышения квалификации с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата- и с -Дата- по -Дата-, всего 08 мес. 10 дней в календарном и льготном исчислении.
Разрешая требование о включении в стаж истца дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности периода работы с -Дата- по -Дата- воспитателем Азиковского детского сада колхоза «Россия», суд приходит к следующему.
Согласно справке от -Дата- № выданной Сельскохозяйственной артелью (колхоз) «Надежда» Кильмезского района Кировской области, Кочеткова(Волкова-Синкевич) Е.А., -Дата- года рождения, была принята на работу в колхоз «Россия» Кильмезского района Кировской области с -Дата- в Азиковский детский сад воспитателем (решение общего собрания от -Дата- №); уволена с работы -Дата- по собственному желанию (решение правления от -Дата- №). За время работы в колхозе «Россия» являлась членом колхоза «Россия» Кильмезского района Кировской области и имела следующие выхода:
год |
Количество выходов |
-Дата- |
130 |
-Дата- |
254 |
-Дата- |
120 |
-Дата- |
21 |
Основание выдачи справки: книги учета расчетов по оплате труда за -Дата-, -Дата-, -Дата-, -Дата-; книги протоколов общих собраний за -Дата-.; книга протоколов правлений за -Дата-; Других лиц, с аналогичной фамилией, именем, отчеством не значится. Колхоз «Россия» переименован в колхоз «Надежда» решением общего собрания № от -Дата-. Колхоз «Надежда» переименован в СХА (колхоз) «Надежда» решением общего собрания № от -Дата-.
Согласно справке от -Дата- № выданной Сельскохозяйственной артелью (колхоз) «Надежда» Кильмезского района Кировской области, по состоянию на -Дата---Дата- детский сад д. Азиково Кильмезского района Кировской области находился на балансе колхоза «Россия» Кильмезского района Кировской области. Основание выдачи справки: книги учета основных средств колхоза за -Дата---Дата-.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В названном Списке в разделе "Наименование учреждений" колхозы, как организации, осуществляющие медицинскую деятельность, равно как и должность воспитатель в соответствующем разделе «Наименование должностей», не предусмотрены.
В период работы истца в колхозе «Россия» действовали утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, а также Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет.
Данным Перечнем не предусмотрено учреждение «колхоз».
Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения СССР от 22 июля 1982 года N 715, колхозы в качестве учреждений здравоохранения также не предусмотрены.
Пунктом 4.5 инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года N 1-63-И "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" было разъяснено, что работа по специальности, протекавшая в качестве члена колхоза, не включается в стаж для назначения пенсии за выслугу лет.
Списками профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденными постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, колхозы также не были отнесены к учреждениям здравоохранения.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности, с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение.
Доводы истца о необходимости применения к спорному периоду работы истца положений Закона СССР от 01.08.1989 N 313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" и Письма Минсоцобеспечения РСФСР от -Дата- №-И основаны на неправильном применении норм материального права и отвергаются судом.
Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П, принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности пенсионное), по смыслу статей 1,2,6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18,19,55 (ч.1) Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Пенсионные права истца ответчиком оценены на основании Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
С учетом правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в постановлении № 18-П от 15 июня 1998 года, а также в определении за № 320-О от 05 ноября 2002 года, суд вправе применять нормативно-правовые акты, утратившие силу, но действовавшие в спорный период деятельности истца.
Согласно п. 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Частью 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400- ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Подпунктом "н" пункта 1 названного постановления предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.;
Исходя из изложенного, давая оценку спорному периоду, не зачтенному ответчиком в педагогический стаж истца, суд руководствуется действовавшими в течение него нормативными правовыми актами, с учетом прямого указания закона - Постановления Правительства РФ N 665:
- Перечнем от 17 декабря 1959 г. N 1397 - с -Дата- по -Дата-, с учетом Инструктивного письма Минсоцобеспечения РСФСР от 30.06.1986 N 1-63-И "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" (п. 4.5.);
- Списком от -Дата- № - с -Дата- по -Дата-.
Данные нормативные акты не предоставляют истцу возможность зачета в стаж лечебной деятельности, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости за выслугу лет периода работы с -Дата- по -Дата- воспитателем Азиковского детского сада колхоза «Россия».
При этом суд отмечает, что именно пунктом 4.1 Инструктивного письма N 1-63-И "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", возможность применения которого оспаривается истцом, была предусмотрена возможность суммирования времени работы в должностях, предусмотренных разделами I и II Перечня № 1397, при исчислении стажа для назначения пенсий за выслугу лет. В этом случае пенсия назначается по выбору заявителя либо как работнику просвещения, либо как работнику здравоохранения. Продолжительность стажа, требуемого для назначения пенсии, определяется в зависимости от того, по какой должности взят заработок для ее исчисления
Разъясненное Конституционным судом РФ в Постановлении № 2-П право на применение законодательства действовавшего в периоды трудовой деятельности пенсионера не является произвольным. Применение законодательства по хронологии урегулировано вышеуказанным Постановлением N 665 Правительства РФ в рамках предоставленных ему ст.ст. 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400- ФЗ полномочий.
Таким образом, законодатель специальной нормой урегулировал порядок применения законодательства действовавшего в периоды трудовой деятельности пенсионеров по хронологии, в связи с чем, оснований для применения иного законодательства, действовавшего в данные спорные периоды, но не упомянутого в Постановлении Правительства РФ N 665, не имеется.
В перечне нормативных актов, подлежащих применению при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную деятельность, согласно Постановлению Правительства РФ N 665, Закон СССР от 01.08.1989 N 313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" отсутствует.
С учетом изложенного, оснований для применения к спорному периоду работы истца положений Закона N 313-1, а равно Письма Минсоцобеспечения РСФСР от 25.09.1989 № 1-23-И "Ответы на вопросы, возникающие при применении Закона СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" от 1 августа 1989 г.", не имеется.
Также суд отмечает, что Закон N 313-1 не регулировал вопросы назначения пенсии за выслугу лет, в т.ч. в связи с лечебной деятельностью.
Статьей 58 Закона СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях» были сохранены пенсии за выслугу лет, установленные Постановлениями Правительства СССР для отдельных категорий специалистов (учителей, медицинских работников и других). Советом Министров СССР, действующим на основании прямого указания в данной статье, было принято постановление № 1397 от 17 декабря 1959 года, пунктом 1 которого было предусмотрено право на пенсию за выслугу лет врачам и другим работникам здравоохранения при стаже работы по специальности не менее 25 лет в сельских местностях и поселках городского типа (рабочих поселках), и не менее 30 лет в городах.
С учетом изложенного, у суда отсутствуют предусмотренные законом основания для включения в специальный стаж истца для досрочного назначения страховой пенсии по старости периода ее работы в должности воспитателя в колхозе «Россия», поскольку колхозы не были отнесены к учреждениям здравоохранения как ранее действовавшими Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утв. постановлением СовМина СССР N 1397, Номенклатурой учреждений здравоохранения, утв. приказом МинЗдрава СССР от 22 июля 1982 года N 715, Списками профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утв. постановлением СовМина РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, так и действующим Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утв. Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781.
При включении в стаж лечебной деятельности истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленный ответчиком согласно решению от -Дата- № года 06 месяцев 16 дней, спорных периодов нахождения на курсах повышения квалификации с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата- и с -Дата- по -Дата-, всего 08 мес. 10 дней в календарном и льготном исчислении, продолжительность специального стажа истца составит 25 лет 02 месяца 26 дней, что не позволяет принять решение о досрочном назначении истице страховой пенсии по старости со дня обращения к ответчику с заявлением о ее назначении с -Дата-.
Поскольку вынесенное ответчиком решение об отказе в назначении пенсии истице не соответствует требованиям пенсионного законодательства в части необоснованного отказа во включении в специальный стаж истца периодов нахождения на курсах повышения квалификации, данное решение подлежит отмене в данной части.
Исковые требования о включении в специальный стаж истца периодов нахождения на курсах повышения квалификации, подлежат удовлетворению.
В остальной части иска надлежит отказать.
В соответствии со ст.ст 98, 100 ГПК РФ с ответчика, поскольку иск удовлетворен частично, в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы в размере 300 руб. по оплате государственной пошлины, расходы по оплате услуг представителя в размере 2000 руб. с учетом пропорциональности, разумности и соразмерности расходов объему работ, выполненных представителем по гражданскому делу. Понесение судебных расходов подтверждается документально.
Руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ № ░░ -░░░░- ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ -░░░░- ░░ -░░░░-, ░ -░░░░- ░░ -░░░░-, ░ -░░░░- ░░ -░░░░-, ░ -░░░░- ░░ -░░░░- ░ ░ -░░░░- ░░ -░░░░- ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ -░░░░- ░░ -░░░░-, ░ -░░░░- ░░ -░░░░-, ░ -░░░░- ░░ -░░░░-, ░ -░░░░- ░░ -░░░░- ░ ░ -░░░░- ░░ -░░░░- ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ -░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2300 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 31.05.2020.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░