Гражданское дело № 2-246/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(мотивированное)
с. Шалинское 08 июня 2015 г.
Манский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Мордвинова А.П.,
при секретаре Колосковой У.В.,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Скворцова Д.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-246/15 по исковому заявлению Скворцовой А.С. к Министерству социальной политики Красноярского края, Управлению социальной защиты населения Администрации Манского района Красноярского края о признании незаконными действий и решений должностных лиц органов государственной и муниципальной власти в сфере распоряжения средствами краевого материнского (семейного) капитала, о возложении обязанности совершить определенные действия, о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Скворцова А.С. в лице представителя Аксаментова С.С. обратилась в Манский районный суд Красноярского края с исковым заявлением к Министерству социальной политики Красноярского края (далее - Министерство), Управлению социальной защиты населения Администрации Манского района Красноярского края (далее - Управление) о признании незаконными действий и решений должностных лиц органов государственной и муниципальной власти в сфере распоряжения средствами краевого материнского (семейного) капитала, о возложении обязанности совершить определенные действия, о взыскании компенсации морального вреда.
Исковые требования Скворцовой А.С. аргументированы тем, что в связи с рождением третьего ребенка у Скворцовой А.С. возникло право на дополнительные меры поддержки в виде краевого материнского (семейного) капитала в соответствии с Законом Красноярского края от 09 июня 2011 г. № 12-5937 «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей в Красноярском крае», и такое право Скворцовой А.С. подтверждается сертификатом на краевой материнский (семейный) капитал №. ДД.ММ.ГГГГ супругом Скворцовой А.С. - Скворцовым Д.П. был заключен договор купли-продажи транспортного средства, а также договор займа № на приобретение транспортного средства с использованием целевого займа. ООО «Логос», согласно заключенным с договорам, представило Скворцову Д.П. потребительский займ в размере <данные изъяты>. на срок 90 дней под процент в твердой денежной сумме в размере <данные изъяты>. на приобретение транспортного средства <данные изъяты>, и в этот же день договор купли-продажи транспортного средства был зарегистрирован в органах ГИБДД, с выдачей Скворцову Д.П. соответствующих документов. ДД.ММ.ГГГГ Скворцова А.С. сделала в Управление обращение о намерении подать заявление о распоряжении средствами краевого материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплату процентов по договору займа, представленного на приобретение транспортного средства, на сумму <данные изъяты>., однако сотрудники Управления принять у Скворцовой А.С. заявление отказались, сославшись на то, что в силу п. 7 ст. 7 Закона Красноярского края от 09 июня 2011 г. № 12-5937 «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей в Красноярском крае» заявление о распоряжении средствами может быть подано в любое время со дня рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей в случае необходимости использования средств (части средств) краевого материнского (семейного) капитала по ограниченным направлениям, к которым погашение основного долга и уплата процентов по договорам займа (кредита) на приобретение транспортных средств не относится. Скворцова А.С. в этот же день обратилась в ООО «Логос» и проинформировала о невозможности сдать заявление о распоряжении средствами краевого материнского (семейного) капитала, после чего уже сотрудники ООО «Логос» связались с сотрудником Министерства, которая в ходе телефонного разговора пояснила, что дата «независимо от срока, истекшего со дня рождения (усыновления) третьего и последующего детей» относится к дате заключения договора, а не к возможности обратиться с заявлением о распоряжении средствами краевого материнского (семейного) капитала до наступления указанных трех лет. ДД.ММ.ГГГГ Скворцовой А.С. была выдана доверенность на имя Аксаментова С.С., который в этот же день обратился в Управление с заявлением о распоряжении средствами краевого материнского (семейного) капитала, однако в принятии этого заявления было отказано, в связи с отсутствием в доверенности специальных полномочий на подачу заявлений о распоряжении средствами краевого материнского (семейного) капитала. ДД.ММ.ГГГГ Скворцова А.С. при поддержке своего представителя Аксаментова С.С. подала заявление о распоряжении средствами краевого материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплату процентов по договору займа №, заключенного между Скворцовым Д.П. и ООО «Логос» от ДД.ММ.ГГГГ, и это заявление было принято с выдачей сотрудником Управления ФИО10 соответствующей расписки о принятии документов. Неправомерные действия и комментарии Министерства и Управления, как считает Скворцова А.С., противоречат требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ» и Закона Красноярского края от 09 июня 2011 г. № 12-5937 «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей в Красноярском крае», нарушают ее конституционное право на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления, а также право на меры социальной поддержки семей, имеющих детей. Неправомерный отказ Управления в принятии заявления ДД.ММ.ГГГГ нарушил право Скворцовой А.С. на личное обращение в органы местного самоуправления, вследствие чего ей был причин моральный вред, который она оценивает в <данные изъяты>.
Исходя из изложенных обстоятельств, Скворцова А.С., ссылаясь на положения ст. ст. 9, 11 Федерального закона от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» и ст. ст. 7, 11 Закона Красноярского края от 09 июня 2011 г. № 12-5937 «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей в Красноярском крае», с учетом поданного уточнения, просит суд:
1) признать действия Управления социальной зашиты населения Администрации Манского района Красноярского края, выразившиеся в отказе в приеме заявления о распоряжении средствами краевого материнского (семейного) капитала ДД.ММ.ГГГГ незаконными;
2) признать действия Министерства социальной политики Красноярского края по толкованию Закона Красноярского края от 09 июня 2011 г. № 12-5937 «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, в Красноярском крае» в той мере, в которой это не позволяет обращаться лицам, имеющим право на краевой материнский (семейный) капитал с заявлением на направление средств краевого материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение транспортного средства, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному лицом, получившим сертификат, или его супругом с организацией, в том числе кредитной организацией независимо от срока, истекшего со дня рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей;
- признать отказ Министерства социальной политики Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ. № в удовлетворении заявления Скворцова А.С. о направлении средств краевого материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении от ДД.ММ.ГГГГ на погашение основного долга и уплату процентов по займу на приобретение транспортного средства, предоставленному супругу Скворцовой А.С. на приобретение транспортного средства, незаконным.;
4) обязать Министерство социальной политики <адрес> направить денежные средства краевого материнского (семейного) капитала ФИО16 ФИО4 в соответствии с ее заявлением о распоряжении от ДД.ММ.ГГГГ на погашение основного долга и уплату процентов по займу на приобретение транспортного средства, предоставленному супругу Скворцову Д.П. ООО «Логос» в размере <данные изъяты>.;
5) взыскать с Министерства социальной политики Красноярского края и Управления социальной защиты населения Администрации Манского района Красноярского края в пользу Скворцовой А.С. моральный вред в размере <данные изъяты>. с каждого.
Определением Манского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ привлечены: 1) в качестве соответчиков Министерство социальной политики Красноярского края, Управление социальной защиты населения Администрации Манского района Красноярского края, Министерство финансов Красноярского края; 2) в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Пенсионного фонда России в Манском районе Красноярского края, Общество с ограниченной ответственностью «Логос».
Определением Манского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Скворцов Д.П..
Управление и Министерство после ознакомления с исковым заявлением Скворцовой А.С., представили на него свои отзывы, в которых просят отказать в удовлетворении заявленных Скворцовой А.С. требований, мотивируя это тем, что Законом Красноярского края от 09 июня 2011 г. № 12-5937 «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей в Красноярском крае» не предусмотрено досрочное обращение (до достижения ребенком трехлетнего возраста со дня рождения) лица с заявлением о распоряжении средствами краевого материнского (семейного) капитала, а нарушение установленного порядка подачи заявлений о распоряжении средствами краевого материнского (семейного) капитала в силу п. 4 ст. 8 указанного Закона является основания для отказа в удовлетворении заявления о распоряжении средствами краевого материнского (семейного) капитала. Скворцова А.С. обратилась в Управление с заявлением о распоряжении средствами краевого материнского (семейного) капитала ДД.ММ.ГГГГ, представив при этом свидетельство о рождении, серия №, выданное Манским территориальным отделом Агентства ЗАГС Красноярского края, на имя Скворцова К.Д., родившегося ДД.ММ.ГГГГ Дата рождения Скворцова К.Д., как полагают Управление и Министерство, указывает на то, что Скворцова А.С. может обратиться с заявлением о распоряжении средствами краевого материнского (семейного) капитала на приобретение транспортных средств только после ДД.ММ.ГГГГ, а не ранее этой даты. Министерством в соответствии с требованиями указанного Закона, в удовлетворении заявления Скворцовой А.С. на приобретение транспортных средств было отказано с последующим направлением уведомления об отказе от ДД.ММ.ГГГГ №. Скворцова А.С., вопреки содержанию искового заявления, ДД.ММ.ГГГГ в Управление с письменными заявлениями не обращалась. Неимущественные требования Скворцовой А.С. о возмещении морального вреда также несостоятельны, поскольку ею не доказаны: степень физических и нравственных страданий, претерпеваемых ею, наличие причинно-следственной связи между причинением вреда и наступившими физическими или нравственными страданиями, равно как и не приведено сведений, в чем выражаются эти физические и нравственные страдания.
Управление Пенсионного фонда России по Манскому району Красноярскому краю, ознакомившись с требованиями Скворцовой А.С., предоставило отзыв на исковое заявление Скворцовой А.С., в котором сообщает, что, согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее - Закон), право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство РФ, у следующих граждан РФ независимо от места их жительства: женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 01 января 2007 г.; женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 01 января 2007 г., если ранее они не воспользовалась правом на дополнительные меры государственной поддержки; мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 01 января 2007 г., при этом, согласно п. 3 ст. 7 вышеуказанного Закона, лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям, в том числе на улучшение жилищных условий; получение образования ребенком (детьми); формирование накопительной пенсии для женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 01 января 2007 года, а так же женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 01 января 2007 г., если ранее они не воспользовалась правом на дополнительные меры государственной поддержки.
Истец Скворцова А.С., ее представитель по доверенности Аксаментов С.С., представители ответчиков Управления и Министерства, будучи извещенными о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в зал судебного не явились, подали ходатайства о проведении судебного разбирательства без их участия.
Прибывшее для участия в процессе третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Скворцов Д.П. заявленные Скворцовой А.С. исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по изложенным в иске основаниям, указал на то, что по договору купли-продажи транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ он приобрел автомобиль <данные изъяты> и на этот автомобиль ему был выдан ПТС серия №, однако, почему в договоре от ДД.ММ.ГГГГ и в ПТС номер двигателя имеет разное значение, он пояснить не может. <данные изъяты> является «автомобилем-конструктором», то есть собранным из нескольких автомобилей, при этом договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ прошел регистрацию в органах ГИБДД без каких-либо замечаний. Денежные средства по договору займа от ДД.ММ.ГГГГ он до настоящего времени ООО «Логос» не выплатил, у его семьи имеется задолженность.
Представители ответчика Министерства финансов Красноярского края, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Пенсионного фонда России по Манскому району Красноярскому краю, ООО «Логос», будучи извещенными о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в зал судебного заседания не явились, об уважительности причин неявки суд не уведомили, ходатайств об отложении судебного разбирательства на другую дату в адрес суда не направили, в связи с чем неявка указанных представителей признается судом неуважительной.
Разбирательство гражданского дела суд, согласно ст. 167 ГПК РФ, проводит при имеющейся явке сторон в отсутствие неявившихся лиц, не пожелавших воспользоваться своим правом на личное участие в судебном заседании.
Исследовав представленные доказательства, с учетом доводов сторон, суд приходит к выводу о том, что заявленные Скворцовой А.С. требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Конституцией РФ в ст. ст. 7, 38 закреплена обязанность государства обеспечивать поддержку семьи, материнства, отцовства и детства.
Законом Красноярского края от 09 июня 2011 г. № 12-5937 «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, в Красноярском крае» (далее - Закон Красноярского края) установлены дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств краевого бюджета в форме предоставления им краевого материнского (семейного) капитала, и в соответствии со ст. 1 данного Закона, его действие распространяется на граждан РФ, имеющих место жительства на территории Красноярского края.
Нормативное содержание положений п. 1 ст. 3 Закона Красноярского края закрепляет право на дополнительные меры поддержки, в случае рождения (усыновления) ребенка (детей), имеющего гражданство РФ, за женщинами, родившими (усыновившими) третьего ребенка или последующих детей, начиная с 01 июля 2011 г., а также за мужчинами, являющимися единственными усыновителями третьего ребенка или последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 01 июля 2011 г.
Распоряжение средствами (частью средств) краевого материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в пп. 1 и 3 ст. 3 Закона Красноярского края, получившими сертификат, путем подачи в уполномоченный орган заявления о распоряжении средствами краевого материнского (семейного) капитала (далее - заявление о распоряжении), в котором указывается направление использования краевого материнского (семейного) капитала в соответствии с Законом (п. 1 ст. 7 Закона Красноярского края)
Правилами п. 4 ст. 8 Закона Красноярского края предусмотрены основания для отказа в удовлетворении заявления о распоряжении средствами в краевого материнского (семейного) капитала, к которым, согласно п. Б ч. 4 ст. 8 этого Закона, относится нарушение установленного порядка подачи заявления о распоряжении.
Постановлением Правительства Красноярского края от 28 июня 2011 г. № 384-п утверждены Правила направления средств (части средств) краевого материнского (семейного) капитала на приобретение транспортных средств и правила подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) краевого материнского (семейного) капитала на приобретение транспортных средств (далее - Правила), и согласно пп. 8, 9 этих Правил: 1) уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня приема документов, представленных заявителем, направляет в министерство в электронном виде заявление и представленные документы для принятия решения об удовлетворении или об отказе в удовлетворении заявления; 2) в случае если к заявлению не приложены все требуемые документы либо форма и содержание документов не соответствуют предъявляемым к ним требованиям, уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней с момента получения данных документов направляет заявителю уведомление о возврате заявления и приложенных к нему документов с указанием причин возврата и порядка обжалования данного решения; 3) заявителю уведомление о возврате заявления и приложенных к нему документов направляется уполномоченным органом в электронном виде или на бумажном носителе; 4) Министерство в сроки, установленные Законом Красноярского края: принимает решение об удовлетворении или об отказе в удовлетворении заявления; направляет заявителю уведомление об удовлетворении заявления или об отказе в удовлетворении заявления с указанием причин отказа и порядка его обжалования.
В соответствии с п. 16 ст. 1 Закона Красноярского края от 09 декабря 2010 г. № 11-5397 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан» исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края наделены государственными полномочиями по обеспечению предоставления дополнительных мер поддержки семьям, имеющим детей, предусмотренных Законом Красноярского края от 09 июня 2011 г. № 12-5937 «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, в Красноярском крае», в том числе по приему, регистрации заявлений и документов, необходимых для получения дополнительных мер поддержки, проведению проверки достоверности сведений, указанных в представленных документах.
Распоряжением Администрации Манского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № на Управление социальной защиты населения Администрации Манского района Красноярского края возложены государственные полномочия по обеспечению предоставления дополнительных мер поддержки семьям, имеющим детей, предусмотренных Законом Красноярского края от 09 июня 2011 г. № 12-5937 «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, в Красноярском крае».
Скворцов Д.В., родившийся ДД.ММ.ГГГГ в г. Красноярске Красноярского края, и Скворцова (Марковская) А.С., родившаяся ДД.ММ.ГГГГ в с. Урман Березовского р-на Красноярского края, как установлено в судебном заседании, состоят между собой в зарегистрированном браке с 03 октября 2013 г., являются родителями Скворцовой В.Д., родившейся ДД.ММ.ГГГГ в г. Красноярске Красноярского края, Скворцова А.Д., родившегося ДД.ММ.ГГГГ в г. Красноярске Красноярского края, Скворцова К.Д., родившегося ДД.ММ.ГГГГ в г. Красноярске Красноярского края.
Родственные отношения между Скворцовым Д.В., Скворцовой (Марковской) А.С., Скворцовым К.Д., Скворцовым А.Д., Скворцовой В.Д. подтверждаются свидетельством о заключении брака, выданным ДД.ММ.ГГГГ Манским территориальным отделом Агентства ЗАГС Красноярского края, свидетельствами о рождении, выданными Манским территориальным отделом Агентства ЗАГС Красноярского края ДД.ММ.ГГГГ, Территориальным отделом Агентства ЗАГС по Ленинскому району г. Красноярска ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 112 - 115).
ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа Управления № Скворцовой А.С. был выдан сертификат на краевой материнский (семейный) капитал серия №, при этом, согласно справки Управления от ДД.ММ.ГГГГ, остаток средств краевого материнского (семейного) капитала у Скворцовой А.С. на ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты>. (л.д. 54, 56).
Наличие у Скворцовой А.С. сертификата на краевой материнский (семейный) капитал серия №, с учетом ее места жительства на территории Манского р-на Красноярского края, рождения у нее сына Скворцова К.Д. ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует о том, что Скворцова А.С. имеет право на получение дополнительных мер поддержки семей, имеющих детей, за счет средств краевого бюджета, предусмотренных Законом Красноярского края от 09 июня 2011 г. № 12-5937 «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, в Красноярском крае» (л.д. 14 - 15)
Скворцова А.С., как следует из представленных материалов и не оспаривается сторонами, ДД.ММ.ГГГГ подала заявление в Управление социальной защиты населения Администрации Манского района Красноярского края о распоряжении средствами (частью средств) краевого материнского (семейного) капитала в размере <данные изъяты>. в соответствии с реквизитами, указанными в приложении к заявлению, а таковым документом в качестве приложения значится договор займа на приобретение транспортного средства № от ДД.ММ.ГГГГ (с учетом дополнительного соглашения к договору займа от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого устранения опечатка в дате заключения договора вместе «ДД.ММ.ГГГГ» на «ДД.ММ.ГГГГ») (далее - ФИО15).
ООО «Логос», как установлено в судебном заседании, по условиям Договора З представил Скворцову Д.П. потребительский целевой займ на сумму <данные изъяты>. на срок 90 дней на приобретение транспортного средства <данные изъяты>, легковой седан, <данные изъяты> года выпуска, модель двигателя №, цвет красный, паспорт №, выдан ДД.ММ.ГГГГ МО ГТО АТС ГИБДД МУ МВД России Красноярск, регистрационный номер №, а Скворцов Д.П. обязался за пользование суммой займа в течение первых 60 дней уплатить заимодавцу проценты в твердой денежной сумме в размере <данные изъяты>., при этом в течение последующих 30 дней заемщик проценты заимодавцу не уплачивает (л.д. (л.д. 111, 126 - 127, 135 - 139).
АКБ «Росбанк» (ОАО) выдана справка от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на имя Скворцова Д.С. счет № поступили денежные средства в размере <данные изъяты>. от ООО «Логос» с назначением платежа «договор займа № на приобретение транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ» (л.д. 142).
ДД.ММ.ГГГГ, то есть в день заключения Договора З, Скворцов Д.П. в соответствии с договором купли-продажи транспортного средства с использованием целевого займа от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Договор КП) приобрел у Коротченко С.П. транспортное средство модель <данные изъяты>, цвет красный, паспорт транспортного средства серия №, выдан ДД.ММ.ГГГГ МО ГТО АТС ГИБДД МУ МВД России Красноярск, регистрационный номер №, при этом цена транспортного средства составила <данные изъяты>., которую покупатель уплачивает, используя целевым образом денежные средства по договору займа № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Коротченко С.П. и ООО «Логос», действующим на основании Федерального закона от 02 июля 2010 г. № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (л.д. 134).
Коротченко С.П. и Скворцов Д.П. в присутствии представителя ООО «Логос» Аксаментова С.С. ДД.ММ.ГГГГ составили акт приема-передачи транспортного средства: модель <данные изъяты>, цвет красный, паспорт транспортного средства № выдан ДД.ММ.ГГГГ МО ГТО АТС ГИБДД МУ МВД России Красноярск, регистрационный номер № (л.д. 128).
Денежные средства в размере <данные изъяты>. за указанный автомобиль были переданы Коротченко С.П. Скворцову Д.П., что подтверждается актом приема-передачи денежных средств от ДД.ММ.ГГГГг. и платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 129, 130).
Информация, указанная в свидетельстве о государственной регистрации транспортного средства серия 24 31 номер 732199, позволяет суду установить, что в собственности Скворцова Д.П. находится автомобиль: <данные изъяты> паспорт транспортного средства серия №, регистрационный номер № при этом, согласно самого паспорта транспортного средства серия №, выданного ДД.ММ.ГГГГ МО ГТО АТС ГИБДД МУ МВД России Красноярское, Скворцов Д.П. является собственником автомобиля <данные изъяты> (номер отсутствует), цвет красный, регистрационный номер № (л.д. 132, 133).
Исследуя содержание заявления Скворцовой А.С. от ДД.ММ.ГГГГ, суд, с учетом представленного Скворцовой А.С. Договора З и иных документов на приобретение транспортного средства, приходит к выводу о том, что Скворцова А.С. обратилась в Управление с заявлением о распоряжении средствами (частью средств) краевого материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение транспортного средства.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством по протоколу № принято решение об отказе в удовлетворении заявления Скворцовой А.С. о распоряжении средствами краевого материнского (семейного) капитала по причине - нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении (пп. Б п. 4 ст. 8 Закона края), а из направленного Скворцовой А.С. уведомления об отказе в удовлетворении заявления от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что причиной отказа послужило нарушение установленного порядка подачи заявления о распоряжении, имеется указание на, что заявление о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплату процентов по кредиту или займу на приобретение транспортного средства может быть подано в управление социальной защиты населения по месту жительства по истечение трех лет со дня рождения ребенка, в связи с рождением которого возникло право на краевой материнский (семейный) капитал, а потому Скворцова А.С. вправе обратиться с таким заявлением после ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 117, 118).
Правилами пп. 3, 4, 6 ст. 7 Закона Красноярского края предусмотрено, что лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами краевого материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям: улучшение жилищных условий; получение образования; приобретение транспортных средств; приобретение технических средств реабилитации; получение денежных выплат; ремонт печного отопления и (или) электропроводки. Распоряжение средствами краевого материнского (семейного) капитала может осуществляться лицами, получившими сертификат, одновременно по нескольким направлениям, установленным Законом Красноярского края, при этом заявление о распоряжении может быть подано в любое время по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей, за исключением случаев, предусмотренных п. 7 ст. 7 Закона Красноярского края..
Законом Красноярского края в пп. 6, 7 ст. 7 закреплено, что заявление о распоряжении может быть подано в любое время до истечения трех лет со дня рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей в случае, когда средства краевого материнского капитала направляются: на погашение основного долга и уплаты процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией; на приобретение технических средств реабилитации; на получение денежных выплат; на строительство объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предоставленном лицу, получившему сертификат, либо его супругу в соответствии с п. 2 ст. 14 Закона Красноярского края от 04 декабря 2008 г. № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае»; на ремонт печного отопления и (или) электропроводки.
Нормативное содержание пп. 1, 2 ст. 11 Закона Красноярского края свидетельствует о том, что средства краевого материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться, в том числе на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение транспортного средства, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному лицом, получившим сертификат, или его супругом с организацией, в том числе кредитной организацией, независимо от срока, истекшего со дня рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей, при этом транспортное средство, приобретенное с использованием средств краевого материнского (семейного) капитала, оформляется в собственность одного из родителей или детей по выбору лица, получившего сертификат.
Исследуя заявленные Скворцовой А.С. требования, суд, с учетом прямого содержания положений ст. ст. 7, 11 Закона Красноярского края, приходит к выводу о том, что данный Закон Красноярского края допускает подачу заявления о распоряжении средствами краевого материнского (семейного) капитала лицом, имеющим сертификат на такой капитал, до истечения трех лет со дня рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей по ограниченному кругу случаев, и в эти случаи входит погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение транспортного средства, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному лицом, получившим сертификат, или его супругом с организацией, в том числе кредитной организацией, о чем прямо указано в ст. 11 Закона Красноярского края, при этом, вопреки позиции Управления и Министерства, правила ст. 11 Закона Красноярского края являются специальной нормой, в связи с чем отсутствие в положениях п. 7 ст. 7 Закона Красноярского края прямого указание на действие правил ст. 11 этого же Закона не исключает действие этих правил.
Неверное применение Министерством положений ст. ст. 7, 11 Закона Красноярского края позволяет суду принять решение о признании незаконным решения Министерства от ДД.ММ.ГГГГ № и также уведомление указанного Министерства от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в удовлетворении заявления Скворцовой А.С. по распоряжению средствами краевого материнского (семейного) капитала.
Скворцова А.С. в своем исковом заявлении просит суд возложить на Министерство социальной политики Красноярского края обязанность направить денежные средства ее (Скворцовой А.С.) краевого материнского (семейного) капитала в соответствии с ее заявлением о распоряжении от ДД.ММ.ГГГГ на погашение основного долга и уплату процентов по займу на приобретение транспортного средства, предоставленному ее супругу Скворцову Д.П. ООО «Логос» в размере <данные изъяты>., тем не менее, суд не усматривает оснований для возложения такой обязанности, поскольку как указывалось выше, денежные средства по Договору З предоставлялись ООО «Логос» Скворцову А.С. на приобретение <данные изъяты>, цвет красный, паспорт транспортного средствасерия №, выдан ДД.ММ.ГГГГ МО ГТО АТС ГИБДД МУ МВД России Красноярск, регистрационный номер №, а по акту приема-передачи транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ Коротченко С.П. передал Скворцову А.С. транспортное средство модель <данные изъяты>, цвет красный, паспорт транспортного средства № выдан ДД.ММ.ГГГГ МО ГТО АТС ГИБДД МУ МВД России Красноярск, регистрационный номер №, а из паспорта транспортного средства, представленного Скворцовой А.С. в Управление ДД.ММ.ГГГГ, данный документ имеет реквизиты: серия №, выдан в отношении <данные изъяты> (номер отсутствует), цвет красный, регистрационный номер №.
Разночтения, имеющиеся в указанных документах относительно автомобиля <данные изъяты>, регистрационный номер №, с учетом объяснений Скворцова Д.П. о приобретении по Договору З «автомобиля-конструктора», вопреки требованиям Скворцовой А.С., не позволяют суду установить факт приобретение Скворцовым Д.П. у Коротченко С.П. транспортного средства, на покупку которого Скворцову Д.П. по Договору З в ООО «Логос» выделялись денежные средства, в связи с чем суд, с учетом признания незаконным решения Министерства по протоколу от ДД.ММ.ГГГГ № и также уведомления Министерства от ДД.ММ.ГГГГ №, лишь возлагает на Министерство рассмотреть заявление Скворцовой А.С. от ДД.ММ.ГГГГ по существу.
Правилами ч. 1 ст. 46 ГПК РФ предусмотрено, что в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Исследуя заявленные Скворцовой А.С. исковые требования, суд не усматривает также оснований по признанию незаконным действий Министерства по толкованию Закона Красноярского края от 09 июня 2011 г. № 12-5937 «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, в Красноярском крае» в той мере, в которой это не позволяет обращаться лицам имеющим право на краевой материнский (семейный) капитал с заявлением на направление средств краевого материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение транспортного средства, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному лицом, получившим сертификат, или его супругом с организацией, в том числе кредитной организацией независимо от срока, истекшего со дня рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей, поскольку такие требования, как считает суд, фактически направлены на защиту интерсов неопределенного круга лиц, однако их интересы Скворцова А.С. в силу положений ст. 46 ГПК РФ предоставлять не может, каких-либо исключений для Скворцовой А.С. по данному вопросу действующее законодательство не содержит.
Несостоятельными суд также считает и исковые требования Скворцовой А.С. в части признания незаконными действий Управления, выразившихся в отказе в приеме заявления Скворцовой А.С. о распоряжении средствами краевого материнского (семейного) капитала ДД.ММ.ГГГГ, поскольку стороной истца не доказан факт обращения Скворцовой А.С. в указанный муниципальный орган ДД.ММ.ГГГГ с таким заявлением, при этом суд учитывает, что, согласно материалам дела, заявление Скворцовой А.С. о распоряжении средствами (частью средств) краевого материнского (семейного) капитала было подано в Управление только ДД.ММ.ГГГГ, и по нему в последующем Министерством было принято решение по протоколу от ДД.ММ.ГГГГ №, направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ №
Недоказанность Скворцовой А.С. факта ее обращения в Управление ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о распоряжении средствами (частью средств) краевого материнского (семейного) капитала позволяет суду принять решение об отказе в удовлетворении требований Скворцовой А.С. о компенсации морального время.
Находя несостоятельными требования Скворцовой А.С. о компенсации морального вреда, суд учитывает также и то, что согласно положениям п. 2 ст. 1099 ГК РФ, только в случаях, предусмотренных законом, гражданин вправе требовать компенсации причиненного ему морального вреда, при этом правилами ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» действительно предусмотрено право гражданина требовать компенсацию морального вреда, причиненного незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда, однако из положений ч. 2 ст. 1 указанного Федерального закона следует, что установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами. Нормативно порядок рассмотрения заявлений граждан, проживающих на территории Красноярского края, о распоряжении средствами (частью средств) краевого материнского (семейного) капитала закреплен в ст. 8 Закона Красноярского края, однако этот закон субъекта РФ не предусматривает возможности компенсации морального вреда гражданину при нарушении органами государственной и муниципальной власти порядка рассмотрений указанных заявлений.
Основываясь на изложенном и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Скворцовой А.С. к Министерству социальной политики Красноярского края - удовлетворить частично.
Признать незаконным уведомление Министерства социальной политики Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ г. №, а также взаимосвязанное с ним решение того же органа государственной власти по протоколу от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в удовлетворении заявления Скворцовой А.С. от ДД.ММ.ГГГГ о распоряжении средствами краевого материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплату процентов по договору займа на приобретение транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного между Обществом с ограниченной ответственность «Логос» и Скворцовым Д.П. в отношении автомобиля <данные изъяты>, - по мотиву отсутствия у ФИО16 А.С. права на подачу такого заявления до ДД.ММ.ГГГГ
Обязать Министерство социальной политики <адрес> рассмотреть по существу заявление Скворцовой А.С. от ДД.ММ.ГГГГ о распоряжении средствами краевого материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплату процентов по договору займа на приобретение транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного между Обществом с ограниченной ответственность «Логос» и Скворцовым Д.П. в отношении автомобиля <данные изъяты>.
В остальной части в удовлетворении исковых требований Скворцовой А.С. к Министерству социальной политики Красноярского края, Управлению социальной защиты населения Администрации Манского района Красноярского края - отказать за необоснованностью и недоказанностью.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи жалобы через Манский районный суд Красноярского края в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий А.П. Мордвинов
Резолютивная часть решения оглашена 08 июня 2015 г.
Мотивированное решение изготовлено 15 июня 2015 г.
Копия верна
судья Манского районного суда Красноярского края А.П. Мордвинов