№ 2-1887/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 сентября 2016 г.
Красногорский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Смирновой Л.А.,
с участием помощника прокурора г. Каменска – Уральского Баскакова Д.И.,
представителя ответчика Губина В.А.,
представителя третьего лица Коновницина А.М.,
при секретаре Кротик Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Прокурора города Каменска-Уральского в интересах неопределенного круга лиц к Органу местного самоуправления «Администрация города Каменска-Уральского», Отраслевому органу Администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству, Муниципальному казенному учреждению «Управление городского хозяйства»
о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор города Каменска – Уральского в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному казенному учреждению «Управление городского хозяйства» (далее – МКУ УГХ) о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по приведению в соответствие с требованиями ГОСТ-50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (далее – ГОСТ Р 50597-93), ГОСТ Р-52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (далее – ГОСТ Р-52766-2007) автомобильной дороги по улице Уральская в городе Каменске-Уральском в 2-месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Определением суда к участию в деле привлечены соответчики Орган местного самоуправления «Администрация города Каменска-Уральского» (далее – Администрация города), Отраслевой орган Администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству (далее – Отраслевой орган по городскому хозяйству).
Впоследствии прокурор города Каменска-Уральского уточнил заявленные требования и просит признать незаконным бездействие Орган местного самоуправления «Администрация города Каменска-Уральского», Отраслевого органа Администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству, Муниципального казенного учреждения «Управление городского хозяйства» и возложить обязанность привести в соответствие с требованиями ГОСТ-50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (далее – ГОСТ Р 50597-93), ГОСТ Р-52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (далее – ГОСТ Р-52766-2007) автомобильную дорогу по улице Уральская в городе Каменске-Уральском в 6-месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования. Суду пояснил, что прокуратурой г. Каменска-Уральского проведена проверка состояния улично-дорожной сети г. Каменска-Уральского. Установлено, что дорожное покрытие улицы Уральская не соответствует ГОСТу, имеются дефекты асфальтобетонного покрытия проезжей части в виде выбоин, разрушения поверхностного слоя и пр., скопление грязи, наличие щебня, отсева, пыли, частичное разрушение обочин, отсутствие ограждений у светофорного объекта вдоль улицы Уральская от улицы Алюминиевая к улице Набережная. Обязанности ответчиков по содержанию автомобильных дорог, обеспечение безопасности дорожного движения возложена Федеральным законом «О безопасности дорожного движения», Уставом муниципального образования «Город Каменск-Уральский», Положением об органе местного самоуправления «Администрация города Каменска-Уральского», Положением об отраслевом органе Администрации города Каменска-Уральского, Уставом Муниципального казенного учреждения «Управление городского хозяйства». Ответчики не исполняют возложенные на них обязанности, поэтому их бездействие следует признать незаконным и возложить обязанность привести автомобильную дорогу по улице Уральская в состояние, отвечающее требованиям.
Представитель МКУ УГХ исковые требования о признании бездействия незаконным не признал по следующим основаниям. Считает, что в переделах предоставленных полномочий и выделяемых денежных средств учреждение выполняет возложенные функции по содержанию дорожной сети. В весеннее время дорога была очищена, уборка проводится в соответствии с установленными нормативами. Ямочный ремонт также произведен, однако, состояние дороги требует капитального ремонта, на что требуются значительные средства. Указанная дорога не была включена в перечень дорог для капитального ремонта на 2016 г., денежные средства на ремонт дороги не выделены. Также считает, что исполнение решения суда может быть исполнено только с началом сезона ремонтных работ, то есть не ранее мая.
Представитель Отраслевого органа по городскому хозяйству исковые требования не признал и пояснил, что отраслевой орган администрации является распорядителем бюджетных средств в рамках муниципальной программы «Обеспечение функционирования городского хозяйства на территории муниципального образования город Каменск-Уральский на 2014-2016 годы», выделяемых на содержание и ремонт дорог, находящихся в муниципальной собственности. МУК УГХ является исполнителем подпрограммы «Функционирование дорожного хозяйства». В бюджете недостаточно денежных средств, поэтому приоритетной задачей подпрограммы является поддержание минимального необходимого уровня потребительских свойств существующих объектов организации дорожного движения, находящегося в муниципальной собственности. В 2016 г. выделены денежные средства на содержание автомобильных дорог, доказательств нецелевого использования не представлено. Считает, что Отраслевой орган по городскому хозяйству выполняет возложенные на него функции.
Представитель Администрации города просит рассмотреть дело в ее отсутствие.
В письменном отзыве (л. д. 53-55) выразила несогласие с заявленными требованиями по следующим основаниям. Со стороны Администрации города отсутствует незаконное бездействие. Осуществление дорожной деятельности относится к компетенции Отраслевого органа по городскому хозяйству, который является структурным подразделением, наделен правами юридического лица, является главным распорядителем бюджетных средств. Постановлением Администрации города от 09 декабря 2013 г. № 1793 утверждена муниципальная программа «Обеспечение функционирования городского хозяйства на территории муниципального образования город Каменск-Уральский на 2014-2-16 годы». В программе имеются подпрограммы: «Функционирование дорожного хозяйства», «Обеспечение безопасности дорожного движения. Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа относится к компетенции отраслевого органа администрации города по городскому хозяйству в соответствии с пунктом 3.4 Положения об отраслевом органе. Отраслевой орган является муниципальным казенным учреждением, главным распорядителем бюджетных средств. К функциям отраслевого органа относится разработка и реализация планов мероприятий и перспективных программ развития дорожного-транспортного комплекса, координация этих работ и контроль их выполнения, распределение бюджетных ассигнований. Органы местного самоуправления создали муниципальное учреждение, в предмет деятельности которого и входит решение вышеназванных вопросов. Дорога по улице Уральская передана в оперативное управление МКУ УГХ. Полномочия собственника в отношении имущества, находящегося в муниципальной собственности, осуществляет орган местного самоуправления «Комитете по управлению имуществом города Каменска-Уральского», который и несет бремя содержания указанного имущества. Полагает, что в силу изложенного Администрация города не может быть признана надлежащим ответчиком. Кроме тог7о, полагает, что заявленный прокурором срок для устранения нарушений не учитывает требования законодательства. Денежные средства на решение всех вопросов местного значения предусматриваются в бюджете муниципального образования, который утверждается Городской Думой. В настоящее время бюджетом муниципального образования финансирование дорожной деятельности в части заявленных требований не предусмотрено.
Заслушав объяснения сторон, изучив представленные доказательства суд приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 12) местное самоуправление самостоятельно в решении вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью (часть 1 статьи 130); органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью (статья 132).
В силу положений части 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ), к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно статье 12 Федерального закона № 196-ФЗ, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
При этом под обеспечением безопасности дорожного движения понимается деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий (статья 2 Федерального закона № 196-ФЗ).
Правоотношения, связанные с осуществлением дорожной деятельности, к которой отнесена деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, регламентированы Федеральным законом от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный № 257-ФЗ).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В силу статьи 13 Федерального закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и пр.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона № 257-ФЗ).
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог (часть 1 статьи 17 Федерального закона № 257-ФЗ).
В соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Госстандарта России от 11 октября 1993 г. № 221 утвержден ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», который устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Стандарт распространяется на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов.
В силу пунктов 3.1.1., 3.1.2. ГОСТа покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
В соответствии с пунктом 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств, утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2004 г. № N 120-ст, у всех регулируемых наземных пешеходных переходов и нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц, проходящих вдоль детских учреждений, с обеих сторон дороги или улицы на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от наземного пешеходного перехода, а также на участках, где интенсивность пешеходного движения превышает 1000 чел./ч на одну полосу тротуара при разрешенной остановке или стоянке транспортных средств и 750 чел./ч - при запрещенной остановке или стоянке, применяют ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа
Пунктом 5 части 1 статьи 5 Устава муниципального образования «Город Каменск-Уральский» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Решением Городской Думы города Каменска-Уральского от 27 апреля 2011 г. № 334 утверждено Положение об Органе местного самоуправления «Администрация города Каменска-Уральского». Разделом 1У предусмотрено, что в полномочия Администрации города входят обеспечение составления проекта бюджета, обеспечение его исполнения (пунктом 21.1); разработка и организация выполнения планов и программ комплексного социального-экономического развития городского округа (пункт 21.2); осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности (пункт 21.9).
Согласно пунктам 1.1, 1.4 Положения об отраслевом органе администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству, утвержденного решением Городской думы г. Каменска-Уральского от 26 ноября 2008 г. № 24, отраслевой орган администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству является структурным подразделением администрации города, главным распорядителем бюджетных средств. В компетенцию органа входит осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранность дорог, организация содержания и ремонта автомобильных дорог, мостов и иных транспортных сооружений (пункты 2.4, 3.4). Отраслевой орган по городскому хозяйству разрабатывает и реализует планы мероприятий и перспективных программ развития коммунально-энергетического, дорожно-транспортного и природоохранных комплексов, координирует эти работы и контролирует их выполнение (пункт4.6).
Уставом МКУ УГХ, утвержденным приказом Органа местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского» от 12 мая 2011 г. № 142, закреплена обязанность учреждения по организации содержания городских автомобильных дорог. Учреждение несет ответственность за качество содержания имущества, переданного в оперативное управление в пределах денежных средств, выделяемых на эти цели из бюджета муниципального образования (пункты 1.11, 2.2).
В соответствии с выпиской из реестра муниципальной собственности от 18 июля 2016 г. (л. д. 75), автодорога по улице Уральская входит в состав муниципального имущества и передана в оперативное управление МКУ УГХ.
Как следует из акта обследования эксплуатационного состояния улично-дорожной сети от 05 мая 2016 г. (л. д. 8-33), на участках улицы Уральская на всей ее протяженности от улицы Октябрьская до улицы Набережная установлено наличие многочисленных повреждений асфальтобетонного покрытия, разрушение обочин, скопление грязи, пыли, отсева.
Ненадлежащее состояние дороги подтверждается и актом, составленным *** специалистами МКУ УГХ, согласно которому автодорога по улице Уральская имеет износ не менее 70%, требует капитального ремонта. На протяжении всего участка дороги трещины, неровности, выбоины, просадки, превышающие разрешенные размеры, разрушение бордюрного камня (л. д. 82-83).
Суд находит, что ответчики, наделенные федеральным и местным законодательством полномочиями по осуществлению дорожной деятельности, не приняли достаточных мер к содержанию улично-дорожной сети улицы Уральская в надлежащем, отвечающем нормативным требованиям состоянии.
При этом суд не может согласиться с доводами представителей Администрации города, Отраслевого органа по городскому хозяйству о признании их ненадлежащими ответчиками.
На ответчиков возложены полномочия по решению вопросов местного значения в сфере дорожной деятельности и обеспечения безопасности дорожного движения в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа. Несоответствие муниципальных дорог обязательным требованиям свидетельствует о ненадлежащем выполнении ответчиками данных публично-правовых обязанностей, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, создает угрозу причинения вреда их жизни, здоровью и имуществу и является основанием для принятия судом решения, обязывающего ответчиков устранить допущенные нарушения.
Создание МКУ УГХ в целях обеспечения реализации органами местного самоуправления полномочий в сфере дорожной деятельности, передача автомобильных дорог в оперативное управление данному учреждению не освобождает Администрацию города и Отраслевой орган по городскому хозяйству от надлежащего выполнения функций по обеспечению осуществления дорожной деятельности, безопасности дорожного движения, муниципальному контролю за сохранностью автодорог общего пользования местного значения на территории округа и не может служить основанием для освобождения ответчиков от гражданско-правовой ответственности.
При рассмотрении дела представители Администрации города и Отраслевого органа по городскому хозяйству не заявляли о ненадлежащем выполнении МКУ УГХ возложенных полномочий в части дорожной деятельности и о непроведении ремонта автодороги по улице Уральская по вине учреждения.
Принимая во внимание обязанность Администрации города, Отраслевого органа по городскому хозяйству выполнять требования закона о содержании дорог в надлежащем и безопасном для населения города состоянии, масштабность проблемы, потребность в значительных денежных средствах для устранения нарушений, суд считает, что все ответчики проявили незаконное бездействие и обязаны принять в рамках своих полномочий соответствующие меры для устранения нарушений.
Определяя сроки исполнения решения, суд учитывает объемы необходимых ремонтных воздействий, финансирования, сезонность дорожных работ, устанавливает указанный срок до 01 июня 2017 г.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Прокурора города Каменска-Уральского в интересах неопределенного круга лиц к Органу местного самоуправления «Администрация города Каменска-Уральского», Отраслевому органу Администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству, Муниципальному казенному учреждению «Управление городского хозяйства» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Органа местного самоуправления «Администрация города Каменска-Уральского», Отраслевого органа Администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству, Муниципального казенного учреждения «Управление городского хозяйства», выразившегося в непринятии мер к организации надлежащего содержания улично-дорожной сети улицы Уральская в городе Каменске-Уральском в соответствии с требованиями ГОСТ 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения», ГОСТ Р 52289-2004 Национальный стандарт Российской Федерации «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».
Обязать Орган местного самоуправления «Администрация города Каменска-Уральского», Отраслевой орган Администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству, Муниципальное казенное учреждение «Управление городского хозяйства» в срок до 01 июня 2017 г. привести в соответствие с требованиями ГОСТ 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения», ГОСТ Р 52289-2004 Национальный стандарт Российской Федерации «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» автомобильную дорогу по улице Уральская в городе Каменске-Уральском Свердловской области от пересечения с улицей Октябрьская до пересечения с улицей Набережная.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Красногорский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 06 сентября 2016 г.
Председательствующий: В случае обжэалования, результат размещен на сайте: www.ekboblsud.ru