Судья Захарова Е.А. Дело № 33-18726/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Терещенко А.А.,
судей Чиченевой Н.А., Соколовой Н.М.,
при секретаре Цокало Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 августа 2015 года апелляционную жалобу администрации Истринского муниципального района Московской области на решение Истринского городского суда Московской области от 20 мая 2015 года по делу по заявлению Сорокина Василия Николаевича, Брусенцова Юрия Валериевича, Тыдень Татьяны Евгеньевны о признании бездействия и отказа незаконными, возложении обязанности утвердить и выдать схему расположения земельного участка, предоставить земельный участок в собственность за плату,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А.,
объяснения представителя администрации Истринского муниципального района Московской области – Мосалевой Е.Е., Брусенцова Н.В.,
установила:
Сорокин В.Н., Брусенцов Ю.В., Тыдень Т.Е. обратились в суд с заявлением о признании незаконными бездействия и отказа администрации Истринского муниципального района Московской области, возложении на администрацию Истринского муниципального района Московской области обязанности утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, предоставить земельный участок в собственность за плату.
Свои требования заявители мотивировали тем, что 20 ноября 2014 года они обратились в администрацию Истринского муниципального района Московской области с заявлением о формировании и предоставлении в общую долевую собственность за плату земельного участка площадью 400 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под автостоянку, расположенного по адресу: <данные изъяты> Испрашиваемый земельный участок примыкает к земельному участку с кадастровым номером 50:08:0060325:173, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилого дома. Участок находится примерно в 20 м от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: <данные изъяты>
31 декабря 2014 года администрацией Истринского муниципального района Московской области было принято решение об отказе в предоставлении заявителям испрашиваемого земельного участка по тем основаниям, что участок находится в оформлении третьих лиц, согласована схема его расположения на кадастровом плане территории.
С отказом в предоставлении земельного участка заявители не согласны и, уточнив заявленные требования (л.д. 43-45), просили признать незаконным бездействие администрации Истринского муниципального района Московской области, выразившееся в неутверждении и невыдаче заявителям схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; обязать администрацию района выдать заявителям указанную схему; признать незаконным отказ администрации Истринского муниципального района Московской области в предоставлении заявителям в общую долевую собственность за плату земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты> Испрашиваемый земельный участок примыкает к земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты>, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилого дома. Участок находится примерно в 20 м от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: <данные изъяты>
В судебном заседании заявители Брусенцов Ю.В. и Тыдень Т.Е. поддержали заявленные требования в полном объеме и просили их удовлетворить.
Заявитель Сорокин В.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель администрации Истринского муниципального района Московской области по доверенности - Донских Н.В. с заявлением не согласилась.
Представитель Министерства имущественных отношений Московской области в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Решением Истринского городского суда Московской области от 20 мая 2015 года заявление Сорокина В.Н., Брусенцова Ю.В., Тыдень Т.Е. удовлетворено частично: признано незаконным бездействие администрации Истринского муниципального района Московской области, выразившееся в неутверждении и невыдаче Сорокину В.Н., Брусенцову Ю.В., Тыдень Т.Е. схемы расположения земельного участка площадью 400 кв. м, примыкающего к земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира - <данные изъяты>; на администрацию района возложена обязанность утвердить и выдать Сорокину В.Н., Брусенцову Ю.В., Тыдень Т.Е. схему расположения испрашиваемого ими земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. В удовлетворении остальной части требований Сорокина В.Н., Брусенцова Ю.В., Тыдень Т.Е. отказано.
В апелляционной жалобе администрация Истринского муниципального района Московской области просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции заявители Сорокин В.Н., Тыдень Т.Е., представитель Министерства имущественных отношений Московской области не явились.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке.
Выслушав объяснения Брусенцова Ю.В., представителя администрации Истринского муниципального района Московской области – Мосалевой Е.Е., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу части 4 статьи 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Из материалов дела усматривается, что 20 ноября 2014 года Сорокин В.Н., Брусенцов Ю.В., Тыдень Т.Е. обратились в администрацию Истринского муниципального района Московской области с заявлением о формировании и предоставлении в общую долевую собственность за плату земельного участка площадью 400 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под автостоянку, расположенного по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты> Испрашиваемый земельный участок примыкает к принадлежащему заявителям земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты>, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилого дома. Участок находится примерно в 20 м от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> (л.д. 7). К заявлению были приложены копии паспортов заявителей; схема расположения; каталог координат земельного участка; копии свидетельств о государственной регистрации права.
Письмом от 31 декабря 2014 года за исх. № 24-7203 администрация Истринского муниципального района Московской области отказала в предоставлении испрашиваемого земельного участка по тому основанию, что земельный участок площадью 400 кв. м, примыкающий к земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты> находится в оформлении третьих лиц, согласована схема его расположения на кадастровом плане территории (л.д. 8).
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно положениям статьи 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр (п. 2).
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п. 3).
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» (п. 4).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр (п. 5).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (п. 6).
Как следует из материалов дела, обращаясь в администрацию Истринского муниципального района Московской области, заявители представили координаты испрашиваемого земельного участка. Заявление рассматривалось по представленным документам.
Согласно ответу администрации от 31 декабря 2014 года № 24-7203 основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка послужило пересечение испрашиваемого земельного участка с другим земельным участком, который находился в оформлении третьих лиц.
В подтверждение данного довода администрацией представлены Акт комиссии по выбору земельного участка от 13 мая 2013 года, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, постановление администрации Истринского муниципального района Московской области от 18 декабря 2014 года № 4879/12 «О предоставлении в аренду сроком на 11 месяцев МУП «Истринская сетевая компания» земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, местоположением: <данные изъяты>
Вывод суда первой инстанции о том, что нахождение спорного земельного участка в процессе оформления третьими лицами не могло являться препятствием для утверждения и выдачи заявителям схемы расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, противоречит действующему законодательству.
Из системного толкования статьи 34 Земельного кодекса РФ следует, что земельный участок, на который заинтересованное лицо просит утвердить схему расположения, должен быть свободен от строений и прав третьих лиц; законодательством не установлена обязанность публичного собственника осуществить в целях предоставления земельного участка раздел сформированных участков, находящихся в собственности/аренде других лиц.
Поскольку испрашиваемый земельный участок пересекается с земельным участком, границы которого установлены в соответствии Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», заявители, обращаясь с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории, тем самым указывают на необходимость образования земельного участка из земельного участка, находящегося в аренде у МУП «Истринская сетевая компания».
Кроме того, испрашиваемый земельный участок располагается вдоль автомобильной дороги.
Пунктом 15 статьи 3 Федерального закона от <данные изъяты> № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 25 Федерального закона № 257-ФЗ в границах полосы отвода автомобильной дороги, запрещается, в том числе выполнение работ, не связанных со строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием автомобильной дороги, а также с размещением объектов дорожного сервиса.
В силу пункта 16 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ придорожные полосы автомобильной дороги - территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.
Частью 8 статьи 26 Федерального закона № 257-ФЗ допускается строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги.
Таким образом, в границах полосы отвода автомобильной дороги, в границах придорожных полос автомобильной дороги запрещается размещение автостоянок.
Заключение кадастрового инженера по вопросу возможного расположения границ земельного участка, на которое ссылаются заявители, составлено в марте 2015 года, то есть уже после получения оспариваемого отказа. С заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка в соответствии с указанным заключением кадастрового инженера заявители в администрацию Истринского муниципального района Московской области не обращались, и доказательства обратного в деле отсутствуют.
Согласно статье 34 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории готовится с учетом зонирования территории.
Федеральный закон от <данные изъяты> № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» также устанавливает, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования.
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Данное положение закреплено также в статье 7 Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений (часть 3 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно положениям статьи 18 Градостроительного кодекса РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются:
схемы территориального планирования муниципальных районов;
генеральные планы поселений;
генеральные планы городских округов.
Схема территориального планирования Истринского муниципального района Московской области согласована постановлением Правительства Московской области от 26.11.2011 № 1470/49 и утверждена решением Совета депутатов Истринского муниципального района Московской области от 22.06.2012 № 10/3.
Утвержденная схема территориального планирования Истринского муниципального района Московской области размещена на официальном сайте администрации Истринского муниципального района Московской области.
Как следует из Схемы территориального планирования Истринского муниципального района, испрашиваемый земельный участок относится к функциональной зоне «индивидуальная жилая застройка», не предусматривающей осуществление видов деятельности в заявленных целях - «под автостоянку».
Кроме того, при утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, указывается вид разрешенного использования земельного участка.
С 24 декабря 2014 года вступил в силу приказ Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, которым утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» акты органа местного самоуправления должны соответствовать действующему законодательству.
Учитывая, что вид разрешенного использования испрашиваемого заявителями земельного участка - «под автостоянку» не соответствует утвержденному классификатору, администрация Истринского муниципального района Московской области не может принять правовой акт об утверждении схемы расположения земельного участка с указанием данного вида разрешенного использования.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия не может согласиться с выводом суда об удовлетворении требований заявителей о признании незаконным бездействия администрации Истринского муниципального района Московской области, выразившегося в неутверждении и невыдаче заявителям схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане и или кадастровой карте соответствующей территории; о возложении на администрацию района обязанности выдать Сорокину В.Н., Брусенцову Ю.В., Тыдень Т.Е. указанную схему. В этой части решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении данных требований.
Вместе с тем, суд правомерно отклонил требования заявителей о предоставлении спорного земельного участка в собственность за плату, поскольку в настоящее время границы участка не определены, государственный кадастровый учет не осуществлен, отсутствует кадастровый паспорт.
Руководствуясь ст.ст. 193, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Истринского городского суда Московской области от 20 мая 2015 года отменить в части удовлетворения требований Сорокина Василия Николаевича, Брусенцова Юрия Валериевича, Тыдень Татьяны Евгеньевны о признании незаконным бездействия администрации Истринского муниципального района Московской области, выразившегося в неутверждении и невыдаче Сорокину Василию Николаевичу, Брусенцову Юрию Валериевичу, Тыдень Татьяне Евгеньевне схемы расположения земельного участка, площадью 400 кв. м, примыкающего к земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира - <данные изъяты>; о возложении на администрацию Истринского муниципального района <данные изъяты> обязанности утвердить и выдать Сорокину Василию Николаевичу, Брусенцову Юрию Валериевичу, Тыдень Татьяне Евгеньевне схему расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории земельного участка, примыкающего к земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира - <данные изъяты>
Постановить в отмененной части новое решение, которым в удовлетворении указанных требований Сорокина Василия Николаевича, Брусенцова Юрия Валериевича, Тыдень Татьяны Евгеньевны отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи: