Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-14/2021 (2-1055/2020;) от 13.10.2020

Дело №2-1055/2020

УИД №36RS0020-01-2020-018216-69

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Лиски 12 января 2021 г.

Лискинский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего – судьи Поляковой Ю.С.

при секретаре Лихуша Л.В.,

с участием помощника Лискинского транспортного прокурора Судакова И.А.,

представителя ответчика ОАО «РЖД» по доверенности Куксиной Е.В.,

рассмотрев в открытом заседании в помещении суда гражданское дело по иску Лискинского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры в интересах прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о возложении обязанности принять меры по установке пандусов на четной и нечетной пассажирских платформах остановочного пункта 134 км в соответствии со Сводом правил «СП 59.13330.2016. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция. СНиП 35-01-2001»,

УСТАНОВИЛ:

23 июля 2020 г. Лискинский транспортный прокурор Московской межрегиональной транспортной прокуратуры обратился в Мещанский районный суд г. Москвы с иском к ОАО «Российские железные дороги» о признании незаконными бездействий, выразившихся в непринятии мер по устранению нарушений законодательства, о возложении обязанности принять меры по установке пандусов на пассажирских платформах остановочного пункта 134 км, расположенного на территории Кринического сельского поселения Острогожского района Воронежской области в течение одного года со дня вступления решения в законную силу, мотивировав свои требования тем, что прокурорской проверкой установлено, что сходы с действующих пассажирских платформ четного и нечетного направления, предназначенных для посадки и высадки пассажиров пригородных поездов остановочного пункта 134 км не оборудованы пандусами для перемещения лиц с одного уровня горизонтальной поверхности пути на другой, в том числе на кресле-коляске, при этом у Лискинского участка пассажирских обустройств Юго-Восточной дирекцией пассажирских обустройств СП ЦДПО филиала ОАО «РЖД» отсутствуют согласованные с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. По мнению истца, отсутствие доступности для маломобильных лиц беспрепятственного доступа к пассажирским платформам остановочного пункта О.П. 134 км на территории Кринического сельского поселения Острогожского района Воронежской области существенно нарушает их права на получение услуг в сфере перевозки железнодорожным транспортом, и указанные нарушения законодательства связаны с ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей должностными лицами, ответственными за соблюдение требований законодательства о защите прав инвалидов, а также с отсутствием контроля со стороны руководства.

Определением Мещанского районного суда г. Москвы от 13 августа 2020 г. гражданское дело по иску Лискинского транспортного прокурора к ОАО «Российские железные дороги» об обязании совершить определенные действия направлено по подсудности в Лискинский районный суд Воронежской области, в который оно поступило 13 октября 2020 г.

В возражениях на исковое заявление представитель ОАО «РЖД» Куксина Е.В. просила отказать в его удовлетворении, ссылаясь на то, что ОАО «РЖД» предприняло все возможные меры для соблюдения Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов РФ» и требований санитарно-эпидемиологических правил СП 2.5.1198-03 «Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте», в том числе в части обеспечения доступности объектов инфраструктуры Воронежской области - пассажирской платформы о.п. 134 км для маломобильных групп населения, а именно: разработан паспорт доступности №22 от 30 января 2018 г. на пассажирские платформы остановочного пункта 134 км с перечнем планируемых мероприятий; в целях формирования в ОАО «РЖД» условий для исполнения требований законодательства по обеспечению условий доступности объектов железнодорожной инфраструктуры для маломобильных пассажиров и пассажиров из числа инвалидов в 2017 г. разработан и согласован с Председателем Воронежской областной организации ОООВОИ Порядок оказания практической помощи маломобильным пассажирам при осуществлении поездок в пригородном сообщении в пределах Юго-Восточной железной дороги, которым регламентировано осуществление приема заявок на обслуживание маломобильного пассажира, оказание помощи при сопровождении инвалида, его посадке, высадке из поезда, определены ответственные лица и их обязанности; в ОАО «РЖД» создан и функционирует Центр содействия мобильности (ЦСМ), операторы которого в круглосуточном режиме осуществляют прием, регистрацию, передачу участникам перевозочного процесса заявок, мониторинг исполнения данных заявок на провождение маломобильных пассажиров и оказание им помощи на территории всей страны; между ОАО «РЖД» и ООО НСК Сервис заключен договор 5016/ЗКТЭ-ДДПО/19/1/1 от 12 декабря 2019 г. на оказание помощи и провождение маломобильным пассажирам. В Юго-Восточной дирекции пассажирских обустройств ведется работа по обеспечению комфортных условий при посадке-высадке маломобильных пассажиров с объектов, которые не соответствуют требованиям доступности. На объектах дирекции оказывается ситуационная помощь при посадке-высадке маломобильных пассажиров согласно заявкам, поданным в ЦСМ ОАО «РЖД», при помощи ООО «НСК Сервис» по договору оказания услуг на 2020 год. Кроме того, в возражениях на исковое заявление указано, что из положений ч. 7 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ и ч. 3 ст. 26 Федерального закона от 01 декабря 2014 г. № 419-ФЗ следует, что с 01 июля 2016 г. организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, независимо от их организационно-правовых форм, обеспечивают оборудование вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного пользования указанными средствами в отношении вновь вводимых в эксплуатацию или прошедших реконструкцию, модернизацию объектов, однако обе пассажирские платформы остановочного пункта 134 км введены в эксплуатацию в 1980 году, то есть до вступления в силу Федерального закона №419-ФЗ.

В судебном заседании 09 декабря 2020 г. исковые требования были уточнены: истец просил обязать ОАО «РЖД» принять меры по установке пандусов на четной и нечетной пассажирских платформах остановочного пункта 134 км в соответствии со Сводом правил «СП 59.13330.2016. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция. СНиП 35-01-2001», а именно: в нижнем окончании пандусов обустроить горизонтальную площадку размером не менее 1,5x1,5 м; устранить неровности покрытия пандусов; оборудовать пандусы двухсторонним ограждением с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам; оборудовать по продольным краям маршей пандусов бортики высотой не менее 0,05 м в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Помощник Лискинского транспортного прокурора Судакова И.А. в судебном заседании поддержал доводы уточненного искового заявления, уточнив его в части срока, установленного ОАО «РЖД» для принятия мер по установке пандусов на четной и нечетной пассажирских платформах остановочного пункта О.П. 134 км, увеличив его до 1 (одного) года со дня вступления решения в законную силу.

Представитель ответчика ОАО «РЖД» Куксина Е.В. поддержала возражения на исковые требования, в удовлетворении которых просила отказать, ссылаясь на то, что ОАО «РЖД» в добровольном порядке оборудовало пандусы на платформах, введенные в эксплуатацию в 1980 году, несмотря на то, что согласно ч. 3 ст. 26 Федерального закона от 01 декабря 2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» положения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной структур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 г. исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Ст. 45 Конституции РФ гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

П. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» также предусмотрено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации N 4-П от 14 февраля 2002 г., прокурор, предъявляя иск в интересах другого лица, действует как должностное лицо прокуратуры Российской Федерации и не является субъектом спорных материальных правоотношений, но в качестве лица, участвующего в деле, он пользуется соответствующими процессуальными правами.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» указанный закон регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования (далее - железнодорожный транспорт) и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность. Устав определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, порожних грузовых вагонов, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозками услуг.

В ст. 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ указано, что инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования (далее - инфраструктура) является технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование; владелец инфраструктуры - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или на ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании соответствующего договора. В силу ст. 80 данного закона перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, пассажирских платформах и в поездах. Пассажирские вагоны, а также вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов. На железнодорожных станциях сооружаются пассажирские платформы, оборудованные навесами и павильонами, а также пешеходные настилы, тоннели, мосты в соответствии с нормами технологического проектирования и содержания связанных с обслуживанием пассажиров объектов железнодорожного транспорта, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Порядок обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования утвержден приказом Минтранса России от 06 ноября 2015 г. N 329. Обеспечение условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов (специальные вагоны, конструкция которых обеспечивает их доступность для инвалидов, в том числе передвигающихся в кресле-коляске), железнодорожных вокзалов, поездов дальнего следования осуществляется перевозчиками, операторами железнодорожного подвижного состава, владельцами пассажирской инфраструктуры железнодорожного вокзала, оказывающими услуги, связанные с перевозками на железнодорожном транспорте пассажиров на вокзалах и в поездах дальнего следования (п. 2 Порядка).

Согласно ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам. В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме. Организации, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм), обеспечивают оборудование указанных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.

В силу ст. 9 «Конвенции о правах инвалидов» меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.

В силу п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципах обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры. Объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения (ст. 36).

Приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 г. N 605 утвержден свод правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». В соответствии с требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений, что ни распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство. В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд МГН при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование в рамках «разумного приспособления» при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.

Помещения зданий вокзалов разных видов пассажирского транспорта (железнодорожного, автомобильного, воздушного, речного и морского), переходы, платформы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны быть доступными для МГН (п. 7.4.9 Правил).

В соответствии с п. 4.1.14 Правил - лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20. Ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9 - 1,0 м. Пандус с расчетной длиной 36,0 м и более или высотой более 3,0 м следует заменять подъемными устройствами.

В соответствии с п. п. 5.1.7, 5.1.8, 5.1.15 «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» ширина пешеходного пути с учетом встречного движения инвалидов на креслах-колясках должна быть не менее 2 м. Длина горизонтальной площадки прямого пандуса должна быть не менее 1,5 м. В верхнем и нижнем окончаниях пандуса следует предусматривать свободные зоны размерами не менее 1,5 х 1,5 м. Аналогичные площадки (не менее 1,5 x 1,5 м) должны быть предусмотрены при каждом изменении направления пандуса. Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам. Расстояние между поручнями пандуса одностороннего движения должно быть в пределах 0,9 - 1,0 м. По продольным краям марша пандуса следует устанавливать бортики высотой не менее 0,05 м. Верхний и нижний поручни пандуса должны находиться в одной вертикальной плоскости.

Согласно п. 5.4. Требований к пассажирским платформам по обеспечению безопасности граждан, утвержденных распоряжением OAО «РЖД» от 24 декабря 2010 г. N 2705р в начале и в конце каждого подъема пандуса следует устраивать горизонтальные площадки длиной не менее 1,5 м и шириной не менее ширины пандуса.

Как установлено в судебном заседании, пассажирская остановочная платформа остановочного пункта 134 км станции ж/д вокзала Копанище, расположенная на территории Кринического сельского поселения Острогожского района Воронежской области и введенная в эксплуатацию в 1980 году, находится в собственности ОАО «РЖД», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N 36 АН 018894 от 23 ноября 2010 г. и техпаспортом на сооружения с инвентарным номером 1305-Ф от 13 апреля 2010 г. (л.д. 15, 16-20).

На основании решения транспортного прокурора от 21 апреля 2020 г. № 18 в период времени с 21 апреля 2020 г. по 15 мая 2020 г. в порядке надзора транспортной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства о защите прав потребителей и о защите прав инвалидов и других маломобильных групп населения на беспрепятственный доступ к объектам транспортной инфраструктуры ОАО «РЖД» (л.д. 10).

В результате проведенной проверки было установлено, что сходы с действующих пассажирских платформ четного и нечетного направления, предназначенных для посадки и высадки пассажиров пригородных поездов остановочного пункта 134 км железнодорожной станции Копанище не оборудованы пандусами для перемещения лиц с одного уровня горизонтальной поверхности пути на другой, в том числе на кресле-коляске, посадочные платформы четного и нечетного направления имеют неудовлетворительное техническое состояние: неровности, выбоины, сколы, провалы, а также не оборудованы урнами для мусора, что отражено в акте проверки соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о защите прав потребителей, законодательства о защите прав инвалидов на станции ж/д вокзала Копанище, расположенной на территории Воронежской области, в Острогожском районе, сельского поселения Луки, пассажирских платформ остановочного пункта О.П. 134, расположенных на территории Кринического сельского поселения Острогожского района Воронежской области, от 21 апреля 2020 г. (л.д. 11-12).

22 апреля 2020 г. за исх. № 7-14-2020 транспортной прокуратурой в адрес начальника Лискинского производственного участка Юго-Восточной дирекции пассажирских обустройств структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств филиала ОАО «РЖД» выносилось представление о принятии мер по устранению выявленных нарушений законодательства, причин и условий, им способствующих (л.д. 27-30), по результатам рассмотрения которого начальником Лискинского участка Юго-Восточной дирекции пассажирских обустройств было принято решение о производстве ремонта покрытия плит и установке урн на платформе четного и нечетного направления (л.д. 31-32).

30 июня 2020 г. начальником Юго-Восточной дирекции пассажирских обустройств структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств филиала ОАО «РЖД» в адрес Лискинского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры направлено сообщение об исполнении законодательства о социальной защите прав инвалидов на о.п. 134 км в части установки пандусов на пассажирских платформах и приложен фотоотчет (л.д. 80-81).

На основании решения транспортного прокурора от 01 декабря 2020 г. № 81 транспортной прокуратурой в целях контроля выполнения исковых требований совместно со специалистом Юго-Восточного Дорожного филиала по железнодорожному транспорту ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области» прокуратурой проведена дополнительная проверка в ходе которой установлено, что оборудованные ответчиком сооружения не соответствуют требованиям действующего законодательства, предъявляемым к пандусам (л.д. 122).

Так, в результате проведенной проверки был составлен акт от 03 декабря 2020 г., подписанный помощником Лискинского транспортного прокурора, врачом экспертом - заведующим санитарно-экспертным пунктом и рабочим по комплексному обслуживанию зданий и сооружений Лискинского участка дирекции пассажирских обустройств филиала ОАО «РЖД», согласно которому в нарушение пп. 5.1.8, 5.1.15 Свода правил «СП 59.13330.2016. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», не обеспечен доступ на пандусы обеих пассажирских платформ из-за перепада высот перед ними, в нижнем окончании пандусов отсутствует горизонтальная площадка размером не менее 1,5x1,5 м.; перед обоими пандусами расположены насыпи щебня; при сходе с пандуса платформы нечетной стороны из-под щебня выступают бетонная глыба и железная арматура, что может также привести к получению травм пассажирами. В нарушение п.п. 5.1.11 и 5.1.11 СП 59.13330.2016, покрытие пандусов и сходов лестниц неровное; пандусы не имеют двухстороннего ограждения с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам. По продольным краям маршей пандусов отсутствуют бортики высотой не менее 0,05 м. Пешеходный переход между платформами не оборудован, платформы короткие и узкие (л.д. 123-124).

Таким образом, ответчик как владелец инфраструктуры и собственник платформы является лицом, обязанным произвести работы по оборудованию платформы пандусами в соответствии со Сводом правил СП 59.13330.2016, в связи с чем суд полагает уточненные исковые требования подлежащими удовлетворению.

Доводы представителя ответчика сводятся к тому, что согласно п. 3 ст. 26 Федерального закона от 01 декабря 2014 г. N 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» положения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 01 июля 2016 г. исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

Вместе с тем, указанной нормой закона, регулирующей вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, предусмотрено, что организации независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, то есть из указанной нормы не следует, что она должна применяться только при строительстве новых объектов. При этом, в случае, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Таким образом, даже до реконструкции, модернизации объектов транспортной инфраструктуры собственники объектов должны принимать меры для обеспечения минимальных потребностей инвалидов.

Исковое заявление обоснованно подано прокурором в защиту неопределенного круга лиц, поскольку определить лиц, чьи права и интересы нарушаются, привлечь их в процесс в качестве истцов не представляется возможным ввиду того, что невыполнение требований упомянутого законодательства нарушает право на защиту жизни и здоровья неопределенного круга лиц, которые могут проживать или временно находится на данном земельном участке.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ при обращении в суд общей юрисдикции прокуроры освобождаются от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, государственная пошлина при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера уплачивается организациями в размере 6 000 рублей, в связи с чем с ответчика на основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию в доход соответствующего бюджета государственная пошлина в размере 6000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Лискинского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры - удовлетворить.

Возложить на ОАО «РЖД» обязанность принять меры по установке пандусов на четной и нечетной пассажирских платформах остановочного пункта 134 км в соответствии со Сводом правил «СП 59.13330.2016. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция. СНиП 35-01-2001», а именно: в нижнем окончании пандусов обустроить горизонтальную площадку размером не менее 1,5x1,5 м; устранить неровности покрытия пандусов; оборудовать пандусы двухсторонним ограждением с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам; оборудовать по продольным краям маршей пандусов бортики высотой не менее 0,05 м в течение одного года со дня вступления решения в законную силу.

Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» в пользу соответствующего бюджета государственную пошлину в сумме 6000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Ю.С. Полякова

Решение в окончательной форме изготовлено 12 января 2021 г.

Дело №2-1055/2020

УИД №36RS0020-01-2020-018216-69

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Лиски 12 января 2021 г.

Лискинский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего – судьи Поляковой Ю.С.

при секретаре Лихуша Л.В.,

с участием помощника Лискинского транспортного прокурора Судакова И.А.,

представителя ответчика ОАО «РЖД» по доверенности Куксиной Е.В.,

рассмотрев в открытом заседании в помещении суда гражданское дело по иску Лискинского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры в интересах прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о возложении обязанности принять меры по установке пандусов на четной и нечетной пассажирских платформах остановочного пункта 134 км в соответствии со Сводом правил «СП 59.13330.2016. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция. СНиП 35-01-2001»,

УСТАНОВИЛ:

23 июля 2020 г. Лискинский транспортный прокурор Московской межрегиональной транспортной прокуратуры обратился в Мещанский районный суд г. Москвы с иском к ОАО «Российские железные дороги» о признании незаконными бездействий, выразившихся в непринятии мер по устранению нарушений законодательства, о возложении обязанности принять меры по установке пандусов на пассажирских платформах остановочного пункта 134 км, расположенного на территории Кринического сельского поселения Острогожского района Воронежской области в течение одного года со дня вступления решения в законную силу, мотивировав свои требования тем, что прокурорской проверкой установлено, что сходы с действующих пассажирских платформ четного и нечетного направления, предназначенных для посадки и высадки пассажиров пригородных поездов остановочного пункта 134 км не оборудованы пандусами для перемещения лиц с одного уровня горизонтальной поверхности пути на другой, в том числе на кресле-коляске, при этом у Лискинского участка пассажирских обустройств Юго-Восточной дирекцией пассажирских обустройств СП ЦДПО филиала ОАО «РЖД» отсутствуют согласованные с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. По мнению истца, отсутствие доступности для маломобильных лиц беспрепятственного доступа к пассажирским платформам остановочного пункта О.П. 134 км на территории Кринического сельского поселения Острогожского района Воронежской области существенно нарушает их права на получение услуг в сфере перевозки железнодорожным транспортом, и указанные нарушения законодательства связаны с ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей должностными лицами, ответственными за соблюдение требований законодательства о защите прав инвалидов, а также с отсутствием контроля со стороны руководства.

Определением Мещанского районного суда г. Москвы от 13 августа 2020 г. гражданское дело по иску Лискинского транспортного прокурора к ОАО «Российские железные дороги» об обязании совершить определенные действия направлено по подсудности в Лискинский районный суд Воронежской области, в который оно поступило 13 октября 2020 г.

В возражениях на исковое заявление представитель ОАО «РЖД» Куксина Е.В. просила отказать в его удовлетворении, ссылаясь на то, что ОАО «РЖД» предприняло все возможные меры для соблюдения Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов РФ» и требований санитарно-эпидемиологических правил СП 2.5.1198-03 «Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте», в том числе в части обеспечения доступности объектов инфраструктуры Воронежской области - пассажирской платформы о.п. 134 км для маломобильных групп населения, а именно: разработан паспорт доступности №22 от 30 января 2018 г. на пассажирские платформы остановочного пункта 134 км с перечнем планируемых мероприятий; в целях формирования в ОАО «РЖД» условий для исполнения требований законодательства по обеспечению условий доступности объектов железнодорожной инфраструктуры для маломобильных пассажиров и пассажиров из числа инвалидов в 2017 г. разработан и согласован с Председателем Воронежской областной организации ОООВОИ Порядок оказания практической помощи маломобильным пассажирам при осуществлении поездок в пригородном сообщении в пределах Юго-Восточной железной дороги, которым регламентировано осуществление приема заявок на обслуживание маломобильного пассажира, оказание помощи при сопровождении инвалида, его посадке, высадке из поезда, определены ответственные лица и их обязанности; в ОАО «РЖД» создан и функционирует Центр содействия мобильности (ЦСМ), операторы которого в круглосуточном режиме осуществляют прием, регистрацию, передачу участникам перевозочного процесса заявок, мониторинг исполнения данных заявок на провождение маломобильных пассажиров и оказание им помощи на территории всей страны; между ОАО «РЖД» и ООО НСК Сервис заключен договор 5016/ЗКТЭ-ДДПО/19/1/1 от 12 декабря 2019 г. на оказание помощи и провождение маломобильным пассажирам. В Юго-Восточной дирекции пассажирских обустройств ведется работа по обеспечению комфортных условий при посадке-высадке маломобильных пассажиров с объектов, которые не соответствуют требованиям доступности. На объектах дирекции оказывается ситуационная помощь при посадке-высадке маломобильных пассажиров согласно заявкам, поданным в ЦСМ ОАО «РЖД», при помощи ООО «НСК Сервис» по договору оказания услуг на 2020 год. Кроме того, в возражениях на исковое заявление указано, что из положений ч. 7 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ и ч. 3 ст. 26 Федерального закона от 01 декабря 2014 г. № 419-ФЗ следует, что с 01 июля 2016 г. организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, независимо от их организационно-правовых форм, обеспечивают оборудование вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного пользования указанными средствами в отношении вновь вводимых в эксплуатацию или прошедших реконструкцию, модернизацию объектов, однако обе пассажирские платформы остановочного пункта 134 км введены в эксплуатацию в 1980 году, то есть до вступления в силу Федерального закона №419-ФЗ.

В судебном заседании 09 декабря 2020 г. исковые требования были уточнены: истец просил обязать ОАО «РЖД» принять меры по установке пандусов на четной и нечетной пассажирских платформах остановочного пункта 134 км в соответствии со Сводом правил «СП 59.13330.2016. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция. СНиП 35-01-2001», а именно: в нижнем окончании пандусов обустроить горизонтальную площадку размером не менее 1,5x1,5 м; устранить неровности покрытия пандусов; оборудовать пандусы двухсторонним ограждением с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам; оборудовать по продольным краям маршей пандусов бортики высотой не менее 0,05 м в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Помощник Лискинского транспортного прокурора Судакова И.А. в судебном заседании поддержал доводы уточненного искового заявления, уточнив его в части срока, установленного ОАО «РЖД» для принятия мер по установке пандусов на четной и нечетной пассажирских платформах остановочного пункта О.П. 134 км, увеличив его до 1 (одного) года со дня вступления решения в законную силу.

Представитель ответчика ОАО «РЖД» Куксина Е.В. поддержала возражения на исковые требования, в удовлетворении которых просила отказать, ссылаясь на то, что ОАО «РЖД» в добровольном порядке оборудовало пандусы на платформах, введенные в эксплуатацию в 1980 году, несмотря на то, что согласно ч. 3 ст. 26 Федерального закона от 01 декабря 2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» положения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной структур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 г. исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Ст. 45 Конституции РФ гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

П. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» также предусмотрено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации N 4-П от 14 февраля 2002 г., прокурор, предъявляя иск в интересах другого лица, действует как должностное лицо прокуратуры Российской Федерации и не является субъектом спорных материальных правоотношений, но в качестве лица, участвующего в деле, он пользуется соответствующими процессуальными правами.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» указанный закон регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования (далее - железнодорожный транспорт) и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность. Устав определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, порожних грузовых вагонов, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозками услуг.

В ст. 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ указано, что инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования (далее - инфраструктура) является технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование; владелец инфраструктуры - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или на ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании соответствующего договора. В силу ст. 80 данного закона перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, пассажирских платформах и в поездах. Пассажирские вагоны, а также вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов. На железнодорожных станциях сооружаются пассажирские платформы, оборудованные навесами и павильонами, а также пешеходные настилы, тоннели, мосты в соответствии с нормами технологического проектирования и содержания связанных с обслуживанием пассажиров объектов железнодорожного транспорта, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Порядок обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования утвержден приказом Минтранса России от 06 ноября 2015 г. N 329. Обеспечение условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов (специальные вагоны, конструкция которых обеспечивает их доступность для инвалидов, в том числе передвигающихся в кресле-коляске), железнодорожных вокзалов, поездов дальнего следования осуществляется перевозчиками, операторами железнодорожного подвижного состава, владельцами пассажирской инфраструктуры железнодорожного вокзала, оказывающими услуги, связанные с перевозками на железнодорожном транспорте пассажиров на вокзалах и в поездах дальнего следования (п. 2 Порядка).

Согласно ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам. В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме. Организации, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм), обеспечивают оборудование указанных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.

В силу ст. 9 «Конвенции о правах инвалидов» меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.

В силу п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципах обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры. Объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения (ст. 36).

Приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 г. N 605 утвержден свод правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». В соответствии с требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений, что ни распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство. В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд МГН при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование в рамках «разумного приспособления» при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.

Помещения зданий вокзалов разных видов пассажирского транспорта (железнодорожного, автомобильного, воздушного, речного и морского), переходы, платформы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны быть доступными для МГН (п. 7.4.9 Правил).

В соответствии с п. 4.1.14 Правил - лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20. Ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9 - 1,0 м. Пандус с расчетной длиной 36,0 м и более или высотой более 3,0 м следует заменять подъемными устройствами.

В соответствии с п. п. 5.1.7, 5.1.8, 5.1.15 «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» ширина пешеходного пути с учетом встречного движения инвалидов на креслах-колясках должна быть не менее 2 м. Длина горизонтальной площадки прямого пандуса должна быть не менее 1,5 м. В верхнем и нижнем окончаниях пандуса следует предусматривать свободные зоны размерами не менее 1,5 х 1,5 м. Аналогичные площадки (не менее 1,5 x 1,5 м) должны быть предусмотрены при каждом изменении направления пандуса. Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам. Расстояние между поручнями пандуса одностороннего движения должно быть в пределах 0,9 - 1,0 м. По продольным краям марша пандуса следует устанавливать бортики высотой не менее 0,05 м. Верхний и нижний поручни пандуса должны находиться в одной вертикальной плоскости.

Согласно п. 5.4. Требований к пассажирским платформам по обеспечению безопасности граждан, утвержденных распоряжением OAО «РЖД» от 24 декабря 2010 г. N 2705р в начале и в конце каждого подъема пандуса следует устраивать горизонтальные площадки длиной не менее 1,5 м и шириной не менее ширины пандуса.

Как установлено в судебном заседании, пассажирская остановочная платформа остановочного пункта 134 км станции ж/д вокзала Копанище, расположенная на территории Кринического сельского поселения Острогожского района Воронежской области и введенная в эксплуатацию в 1980 году, находится в собственности ОАО «РЖД», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N 36 АН 018894 от 23 ноября 2010 г. и техпаспортом на сооружения с инвентарным номером 1305-Ф от 13 апреля 2010 г. (л.д. 15, 16-20).

На основании решения транспортного прокурора от 21 апреля 2020 г. № 18 в период времени с 21 апреля 2020 г. по 15 мая 2020 г. в порядке надзора транспортной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства о защите прав потребителей и о защите прав инвалидов и других маломобильных групп населения на беспрепятственный доступ к объектам транспортной инфраструктуры ОАО «РЖД» (л.д. 10).

В результате проведенной проверки было установлено, что сходы с действующих пассажирских платформ четного и нечетного направления, предназначенных для посадки и высадки пассажиров пригородных поездов остановочного пункта 134 км железнодорожной станции Копанище не оборудованы пандусами для перемещения лиц с одного уровня горизонтальной поверхности пути на другой, в том числе на кресле-коляске, посадочные платформы четного и нечетного направления имеют неудовлетворительное техническое состояние: неровности, выбоины, сколы, провалы, а также не оборудованы урнами для мусора, что отражено в акте проверки соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о защите прав потребителей, законодательства о защите прав инвалидов на станции ж/д вокзала Копанище, расположенной на территории Воронежской области, в Острогожском районе, сельского поселения Луки, пассажирских платформ остановочного пункта О.П. 134, расположенных на территории Кринического сельского поселения Острогожского района Воронежской области, от 21 апреля 2020 г. (л.д. 11-12).

22 апреля 2020 г. за исх. № 7-14-2020 транспортной прокуратурой в адрес начальника Лискинского производственного участка Юго-Восточной дирекции пассажирских обустройств структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств филиала ОАО «РЖД» выносилось представление о принятии мер по устранению выявленных нарушений законодательства, причин и условий, им способствующих (л.д. 27-30), по результатам рассмотрения которого начальником Лискинского участка Юго-Восточной дирекции пассажирских обустройств было принято решение о производстве ремонта покрытия плит и установке урн на платформе четного и нечетного направления (л.д. 31-32).

30 июня 2020 г. начальником Юго-Восточной дирекции пассажирских обустройств структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств филиала ОАО «РЖД» в адрес Лискинского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры направлено сообщение об исполнении законодательства о социальной защите прав инвалидов на о.п. 134 км в части установки пандусов на пассажирских платформах и приложен фотоотчет (л.д. 80-81).

На основании решения транспортного прокурора от 01 декабря 2020 г. № 81 транспортной прокуратурой в целях контроля выполнения исковых требований совместно со специалистом Юго-Восточного Дорожного филиала по железнодорожному транспорту ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области» прокуратурой проведена дополнительная проверка в ходе которой установлено, что оборудованные ответчиком сооружения не соответствуют требованиям действующего законодательства, предъявляемым к пандусам (л.д. 122).

Так, в результате проведенной проверки был составлен акт от 03 декабря 2020 г., подписанный помощником Лискинского транспортного прокурора, врачом экспертом - заведующим санитарно-экспертным пунктом и рабочим по комплексному обслуживанию зданий и сооружений Лискинского участка дирекции пассажирских обустройств филиала ОАО «РЖД», согласно которому в нарушение пп. 5.1.8, 5.1.15 Свода правил «СП 59.13330.2016. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», не обеспечен доступ на пандусы обеих пассажирских платформ из-за перепада высот перед ними, в нижнем окончании пандусов отсутствует горизонтальная площадка размером не менее 1,5x1,5 м.; перед обоими пандусами расположены насыпи щебня; при сходе с пандуса платформы нечетной стороны из-под щебня выступают бетонная глыба и железная арматура, что может также привести к получению травм пассажирами. В нарушение п.п. 5.1.11 и 5.1.11 СП 59.13330.2016, покрытие пандусов и сходов лестниц неровное; пандусы не имеют двухстороннего ограждения с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам. По продольным краям маршей пандусов отсутствуют бортики высотой не менее 0,05 м. Пешеходный переход между платформами не оборудован, платформы короткие и узкие (л.д. 123-124).

Таким образом, ответчик как владелец инфраструктуры и собственник платформы является лицом, обязанным произвести работы по оборудованию платформы пандусами в соответствии со Сводом правил СП 59.13330.2016, в связи с чем суд полагает уточненные исковые требования подлежащими удовлетворению.

Доводы представителя ответчика сводятся к тому, что согласно п. 3 ст. 26 Федерального закона от 01 декабря 2014 г. N 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» положения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 01 июля 2016 г. исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

Вместе с тем, указанной нормой закона, регулирующей вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, предусмотрено, что организации независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, то есть из указанной нормы не следует, что она должна применяться только при строительстве новых объектов. При этом, в случае, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Таким образом, даже до реконструкции, модернизации объектов транспортной инфраструктуры собственники объектов должны принимать меры для обеспечения минимальных потребностей инвалидов.

Исковое заявление обоснованно подано прокурором в защиту неопределенного круга лиц, поскольку определить лиц, чьи права и интересы нарушаются, привлечь их в процесс в качестве истцов не представляется возможным ввиду того, что невыполнение требований упомянутого законодательства нарушает право на защиту жизни и здоровья неопределенного круга лиц, которые могут проживать или временно находится на данном земельном участке.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ при обращении в суд общей юрисдикции прокуроры освобождаются от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, государственная пошлина при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера уплачивается организациями в размере 6 000 рублей, в связи с чем с ответчика на основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию в доход соответствующего бюджета государственная пошлина в размере 6000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Лискинского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры - удовлетворить.

Возложить на ОАО «РЖД» обязанность принять меры по установке пандусов на четной и нечетной пассажирских платформах остановочного пункта 134 км в соответствии со Сводом правил «СП 59.13330.2016. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция. СНиП 35-01-2001», а именно: в нижнем окончании пандусов обустроить горизонтальную площадку размером не менее 1,5x1,5 м; устранить неровности покрытия пандусов; оборудовать пандусы двухсторонним ограждением с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам; оборудовать по продольным краям маршей пандусов бортики высотой не менее 0,05 м в течение одного года со дня вступления решения в законную силу.

Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» в пользу соответствующего бюджета государственную пошлину в сумме 6000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Ю.С. Полякова

Решение в окончательной форме изготовлено 12 января 2021 г.

1версия для печати

2-14/2021 (2-1055/2020;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Лискинский транспортный прокурор Московской межрегиональной транспорной прокуратуры
Ответчики
ОАО "Российские железные дороги"
Суд
Лискинский районный суд Воронежской области
Судья
Полякова Юлия Сергеевна
Дело на странице суда
liskinsky--vrn.sudrf.ru
13.10.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
13.10.2020Передача материалов судье
16.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.11.2020Судебное заседание
09.12.2020Судебное заседание
12.01.2021Судебное заседание
12.01.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.04.2021Дело оформлено
12.05.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее