Дело № 2-651/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Тамбов 19 марта 2021 года Тамбовский районный суд Тамбовской области в составе:
судьи Обуховой И.Е.
при секретаре Картавых А.Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чернышова С. М. к администрации Донского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, Еропкиной Е. И. о признании бездействия незаконным, прекращении захоронений, обязании установить ограждение,
УСТАНОВИЛ:
Чернышов С.М. обратился в суд с иском к администрации Донского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области о признании бездействия, выразившегося в не организации и не содержании мест захоронений на кладбище, незаконным, запрете захоронений на расстоянии менее 50 метров от домовладения <адрес>, определения санитарно-защитной зоны кладбища, переносе незаконного захоронения Еропкина А.Н.
В обосновании своих требований Чернышов С.М. в исковом заявлении указал, что является собственником земельного участка и домовладения, расположенных по адресу: <адрес>. Рядом с его домовладением расположено старое сельское кладбище. В связи с несоответствием санитарным, градостроительным и строительным нормам на указанном кладбище более 40 лет запрещены захоронения, открыто новое кладбище в районе аэропорта Тамбовского района Тамбовской области. Однако на старом кладбище продолжаются захоронения и администрацией сельского совета выдаются разрешения на незаконные захоронения умерших вблизи домовладения, принадлежащего истцу. Территория кладбища на протяжении многих лет расширяется и в настоящее время приблизилась к домовладению Чернышова С.М. Примером расширения кладбища в сторону домовладения <адрес> является незаконное захоронение Еропкина А.Н. от 06.05.2018г., которое произведено без разрешения администрации сельского совета и при установке новой ограды захвачен земельный участок между домовладением и кладбищем, входящий в санитарно-защитную зону кладбища. 30.03.2020 г. истец, сообщив администрации сельсовета, предотвратил еще одну попытку захвата земли для будущего захоронения.
Согласно акта экспертного исследования АНО «Тамбовский центр судебных экспертиз» №1454/50 от 24.09.2018 г., размещение кладбища, расположенного по <адрес> в <адрес> не соответствует действующим нормативным требованиям: территория кладбища не имеет искусственного обвалования, рельеф поверхности территории кладбища направлен в сторону соседнего земельного участка домовладения, расположенного на расстоянии менее 2-х метров от границ кладбища, на котором собственником производится выращивание сельскохозяйственных культур, а также в сторону открытого русла реки Цна, расположенной в 50 м от границы кладбища. В результате чего поверхностные воды стекают на территорию земельного участка и в реку Цна, что не соответствует требованиям п.2.4, 2.5, 2.7 СаНПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения»; домовладение <адрес> расположено на расстоянии менее 2м от границ кладбища, в свою очередь жилой дом расположен на расстоянии менее 7м от границ кладбища, что не соответствует требованиям п. 2.5 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", 3.3, 5.1, 7.1.12 СанПиН 2.1/2.1.1. 1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве ответчика была привлечена Еропкина Е.И.
В ходе рассмотрения дела истцом неоднократно уточнялись исковые требования. Согласно уточненных требований, истец просит признать бездействие администрации Донского сельского совета Тамбовского района Тамбовской области, выразившееся в не организации и не содержании мест захоронений на старом кладбище незаконным, обязать ответчика прекратить все захоронения и подзахоронения на территории кладбища по <адрес>, принять надлежащие меры по содержанию кладбища, а именно, в целях установления на местности границ кладбища и недопустимости расширения существующих границ земельного участка под кладбищем, установить ограждение мест захоронений напротив домовладения <адрес> по <адрес>, высотой не менее 2-х метров от т.109 до т.24, согласно схемы № 1 приложения к Акту экспертного строительно-технического исследования № 55/08-20/СЭ от 10.09.2020 г., из материала, аналогичному одному из двух видов установленного ограждения кладбища (на выбор), провести работы по установке ограждения в течение месяца (в тёплое время года) после вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании истец Чернышов С.М. исковые требования с учётом уточнений поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить, кроме того, указал, что он является собственником домовладения <адрес>, расположенного по <адрес>, которое унаследовано им после смерти матери Чернышовой М.П. в ДД.ММ.ГГГГ. Год постройки жилого дома 1958. Рядом с домовладением располагается сельское кладбище, которое с каждым годом приближается к его земельному участку. Ранее между домовладением и кладбищем была дорога, ров и обвалование. Решением № 185 от 27.07.2018г Донского сельского Совета народных депутатов кладбище было закрыто для захоронений, но из-за незаконного захвата земли в связи с увеличением могил родственников погребенных кладбище продолжает расширяться. Примером данных фактов служит захоронение Еропкина А.Н. от 06.05.2018г. в крайнем ряду кладбища, которое произошло без разрешения сельсовета и уменьшило проход между домовладением и кладбищем в два раза. Администрация Донского сельсовета считает, что ограждение его земельного участка является одновременно и ограждением кладбища, поэтому допускает приближение мест захоронений к домовладению.
Границы принадлежащего истцу земельного участка поставлены на кадастровый учет в 2002 году. Кладбище должно находиться от жилых зданий, а также от водозабора на расстоянии не менее 50 метров. В прошлом году было незаконно произведено более 8 захоронений, последнее из которых - на расстоянии 4,5 метров до его забора. Рельеф поверхности кладбища направлен в сторону домовладения.
Актом экспертного строительно-технического исследования № 55/08-20/СЭ от 10.09.2020г., составленным АНО «Судебный ЭКЦ», установлены следующие нарушения норм санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: нарушения санитарно-защитной зоны, рельефа поверхности территории кладбища, направленного в сторону домовладения, отсутствие искусственного обвалования, несоблюдение которых приводит к загрязнению окружающей среды, а также создает угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих на территории домовладения, расположенного в непосредственной близости от существующего кладбища. Дальнейшее захоронение (осуществление подзахоронений) на территории существующего кладбища в его текущем состоянии недопустимо. Указанные обстоятельства также подтверждаются Предостережением №3 «О недопустимости нарушения обязательных требований» от 13.02.2020г., вынесенным Управлением Роспотребнадзора по Тамбовской области.
В настоящее время принадлежащий истцу земельный участок с расположенным на нем жилым домом выполняет функцию санитарно-защитной зоны кладбища, что противоречит требованиям п.5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и нарушает право собственника на использование земельного участка по целевому назначению, а также право на благоприятную окружающую среду обитания.
Помимо нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства на кладбище, согласно акта экспертного строительно-технического исследования АНО «Судебный ЭКЦ» № 55/08-20/СЭ, имеются нарушения технических регламентов, градостроительных требований и требований нормативных регламентов, утвержденных органами местного самоуправления.
В акте экспертного исследования АНО «Судебный ЭКЦ» № 55/08-20/СЭ от 10.09.2020г (схема № 1), экспертом предложен вариант установки ограждения кладбища со стороны домовладения, согласно которого ограждение наглядно показывает границы кладбища на местности и не допускает расширение существующих границ земельного участка под кладбищем.
Представитель истца Эсаулов Е.И., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования с учётом уточнений поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить, кроме того, указал, что за годы эксплуатации кладбище расширилось, что привело к нарушению санитарно-эпидемиологического законодательства, в связи с чем нарушены имущественные и неимущественные права истца на охрану жизни, здоровья и благоприятную окружающую среду. Факт бездействия ответчика по содержанию мест захоронений в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и правилами подтверждается Предостережением №3 «О недопустимости нарушения обязательных требований», выданным Управлением Роспотребнадзора 05.02.2020г., которым ответчику предложено принять меры по установлению санитарно-защитной зоны для кладбища (<адрес>), как объекта муниципальной собственности администрации Донского сельсовета, а также актами экспертных строительно-технических исследований АНО «Судебный экспертно-криминалистический центр»№1454/50 от 24.09.2018г. и №55/08-20/СЭ от 10.09.2020г.
Исковые требования о переносе незаконного захоронения Еропкина А.Н., заявленные к Еропкиной Е.И., истец и его представитель в судебном заседании не поддержали.
Представитель ответчика администрации Донского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области по доверенности Илясова М.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, возражала против их удовлетворения, также указала, что истцом не представлены доказательства расширения кладбища за последние 10 лет. 17.03.2021 года администрацией Донского сельсовета земельный участок под старым кладбищем был поставлен на кадастровый учет. Граница земельного участка, отведенного под кладбище, совпадает с границами огороженного забором земельного участка, принадлежащего истцу, поэтому оснований для установки ограждения напротив указанного домовладения, по схеме, предложенной экспертом в заключении, не имеется. Санитарно-защитная зона устанавливается от границ кладбища, а не от границ домовладения, принадлежащего истцу.
Ответчик Еропкина Е.И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещена.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области ведущий специалист-эксперт Чернянова Ю.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что размещение кладбища должно соответствовать Федеральному закону «О погребении». Согласно пунктам 51,52 СанПин 2.1.3684-21 от 28.01.2021г., участок, отводимый под кладбище, должен иметь уклон в сторону, противоположную от населенных пунктов. Кладбища с погребением путем придания тел умершего земле от жилых общественных зданий должны находиться в соответствии с требованиями санитарно-защитной зоны.
Согласно предписанию, вынесенному в адрес Донского сельсовета, санитарно-защитная зона должна быть разработана администрацией Донского сельсовета до 01.01.2025 года. Проект санитарно-защитной зоны разрабатывается от границ кладбища на основе натурных измерений – площади кладбища, воздействий на почву, подземные воды и т.д. При разработке проекта сельсовет обязан руководствоваться СанПиН о СЗЗ № 1200-03 и постановлением Правительства № 222 от 03.03.2018 года «Об утверждении правил установления санитарно-защитных зон, использовании земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон».
Пунктом 62 вышеуказанных СанПиН производить захоронения умерших на закрытых кладбищах запрещено.
Поскольку до настоящего времени проект санитарно-защитной зоны не подготовлен, до определения границ санитарно-защитной зоны кладбища при осуществлении деятельности кладбища необходимо прекратить захоронения в пределах 50-метрового расстояния от границ земельного участка, используемого для выращивания сельскохозяйственной продукции, поскольку невозможно исключить негативное воздействие кладбища на окружающую среду, учитывая, что на землях кладбища происходит разложение тел умерших, почва находится во взаимодействии с водой.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - администрации Тамбовского района Тамбовской области в судебное заседание не явился. Ранее представитель Калашникова Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - Иванников А.А. в судебное заседание не явился о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещен.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно абз.3 ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Способы защиты прав подлежат применению в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующего их применения. Исходя из общих положений ГК РФ, собственник может требовать не только пресечения действий, нарушающих его право, и восстановления положения, существовавшего до такого нарушения, но и обращать свои притязания к лицам, создающим реальную угрозу нарушения его права в будущем, однако при этом лицо желающее защитить свои права обязано доказать факт их нарушения другими лицами.
В соответствии со ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу ст.304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно разъяснениям, отраженным в п. 45 постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» применяя статью 304 ГК РФ, в силу которой собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, судам необходимо учитывать следующее. В силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика. Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.
В соответствии с п.п. 7 п. 1 ст. 85п.п. 7 п. 1 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки, выделенные для размещения кладбищ, относятся к территориальной зоне специального назначения в составе земель населенных пунктов.
Установлено, что на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 03.03.2011 года правообладателем земельного участка с КН №, площадью 1500 кв.м., и жилого дома с надворными постройками и сооружениями, площадью 68,4 кв.м. расположенных по адресу: <адрес>, является Чернышов С.М.
По сведениям техпаспорта жилой дом, принадлежащий истцу, возведен в 1958 году. (т.1 л.д.72-82)
Из объяснений истца следует, что вышеуказанный земельный участок и домовладение принадлежали его родителям, вместе с которыми он с детства проживал в указанном доме и унаследовал недвижимое имущество после их смерти.
Рядом с земельным участком, принадлежащим истцу, расположено старое сельское кладбище.
Согласно предоставленной представителем ответчика в материалы дела выписке об основных характеристиках объекта недвижимости от 17.03.2021г., земельный участок с кадастровым номером 68:20:0000000:4473, площадью 10459 кв.м., виды разрешенного использования: ритуальная деятельность: для иных видов использования, характерных для населенных пунктов, отведенный под кладбище 17.03.2021г. был поставлен на кадастровый учет.
Правоотношения, связанные с погребением регламентируются Федеральным законом от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
В соответствии с вышеуказанным Федеральным законом (далее - Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ) законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из данного федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Данный федеральный закон регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает в том числе санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения (пункт 1 статьи 2, пункт 3 статьи 1).
На территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с данным федеральным законом (пункт 1 статьи 7). Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, рядом с ранее умершими гарантируется при наличии на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга (пункт 2 статьи 7).
Под семейными (родовыми) захоронениями понимаются участки земли на общественных кладбищах, предоставленные гражданам Российской Федерации для создания семейных (родовых) захоронений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем названный федеральный закон определяет, что места погребения - участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших, отводятся в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями (пункт 1 статьи 4), что отвечает требованиям статьи 42 Конституции Российской Федерации и статьи 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ), которыми закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду и благоприятную среду обитания.
Статьей 16 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ установлено, что выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения (пункт 1).
Приведенный закон закрепляет, что создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть только перенесены в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий по решению органов местного самоуправления (пункт 2 статьи 4). Использование территории места погребения разрешается по истечении двадцати лет с момента его переноса. Территория места погребения в этих случаях может быть использована только под зеленые насаждения. Строительство зданий и сооружений на этой территории запрещается (пункт 6 статьи 16).
Согласно пункту 4 статьи 18 Федерального закона N 8-ФЗ порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления.
Пунктом 1 статьи 17 вышеназванного Федерального закона установлено, что деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
Согласно Федеральному закону от 06.01.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" вопросы организации ритуальных услуг, похоронного дела и содержания мест захоронения отнесены к вопросам местного значения муниципального образования.
В силу указанных норм законодательства администрация Донского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области наделена правом и обязана определять порядок деятельности общественных кладбищ, находящихся на территории данного муниципального образования.
Решением Донского сельского совета народных депутатов Тамбовского района Тамбовской области от 27.07.2018 г. № 185 «О закрытии кладбища, расположенного в <адрес> для новых захоронений» установлено, что кладбище, расположенное в <адрес>, закрыто для новых захоронений в связи с тем, что земельный участок, выделенный для размещения кладбища полностью использован.
Пунктом 2 Решения разрешены захоронения в могилы ранее умерших близких родственников (подзахоронение), а также в пределах родственного захоронения в новую могилу (при наличии свободного участка земли) в границах родственных оград на кладбище, расположенного в <адрес>.
Под родственным местом захоронения (родственной могилой) понимается участок на территории муниципального кладбища, на котором ранее был захоронен родственник, родственники умершего или погибшего. Под родственной оградой понимается несколько родственных мест захоронений в границах могильной ограды.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" (далее - СанПиН 2.1.2882-11).
В пунктах 3.4 и 4.3 СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 N 84 указано, что повторное захоронение в одну и ту же могилу тел родственника (родственников) разрешается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления по истечении кладбищенского периода (время разложения и минерализации тела умершего) с момента предыдущего захоронения, с учетом состава грунта, гидрогеологических и климатических условий мест захоронения. Производить захоронения на закрытых кладбищах запрещается, за исключением захоронения урн с прахом после кремации в родственные могилы, а также в колумбарные ниши.
Согласно пункту 2.12.8 ГОСТ 32609-2014, введенного в действие приказом Росстандарта от 11.06.2-14 N 551-ст, под закрытым кладбищем следует понимать кладбище, на котором полностью использована территория для создания новых мест захоронения.
В соответствии с этим пунктом 4.3 СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" установлен запрет производить захоронения на закрытых кладбищах, за исключением захоронения урн с прахом после кремации в родственные могилы, а также в колумбарные ниши.
В силу п. 2.5 СанПиН 2.12882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 N 84) кладбища с погребением путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп) размещают на расстоянии: от жилых, общественных зданий, спортивно-оздоровительных и санаторно-курортных зон в соответствии с санитарными правилами по санитарно-защитным зонам и санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов.
Согласно п. 4 ст. 1 ГрК РФ санитарно-защитные зоны относятся к зонам с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с пунктом 1.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 (ред. от 25.04.2014) "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций.
По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона - это специальная территория с особым режимом использования, которая устанавливается в целях обеспечения безопасности населения и является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме (пункт 2.1 СанПиН).
Пунктом 7.1.12 главы VII указанных правил установлены размеры санитарно-защитной зоны в зависимости от класса. Для закрытых кладбищ и мемориальных комплексов, кладбищ с погребением после кремации, колумбариев, сельских кладбищ, относящихся к классу V, санитарно-защитная зона составляет 50 м.
Санитарно-защитная зона или какая-либо ее часть не может рассматриваться как резервная территория объекта и использоваться для расширения промышленной или жилой территории без соответствующей обоснованной корректировки границ санитарно-защитной зоны (пункты 5.1 и 5.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Конкретные размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны (пункт 3.1 СанПиН).
Сравнительный анализ указанных норм позволяет сделать вывод, что санитарно-защитная зона для кладбища не может располагаться в территориальной зоне кладбища, а должна устанавливаться за границами кладбища.
Согласно пункту 5.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома.
Согласно пункту 2.5 СанПиН 2.1.2882-11 кладбища с погребением путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп) размещают на расстоянии от жилых, общественных зданий, спортивно-оздоровительных и санаторно-курортных зон в соответствии с санитарными правилами по санитарно-защитным зонам и санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов.
На территориях санитарно-защитных зон кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения не разрешается строительство зданий и сооружений, не связанных с обслуживанием указанных объектов, за исключением культовых и обрядовых объектов (пункт 2.8 названных правил).
В пункте 1.1, пункте 1.2 СанПиН 2.1.2882-11 установлено, что данные санитарные правила распространяются на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации.
Вышеуказанные санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности.
В обоснование заявленных требований истцом в материалы дела представлены акты экспертных исследований АНО «Тамбовский центр судебных экспертиз» №1454/50 от 24.09.2018 г., №55/08-20/СЭ от 10.09.2020г., экспертное заключение ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тамбовской области» №884.Э.КГ от 16.08.2018 г., составленных по инициативе истца.
Согласно выводов акта экспертного исследования АНО «Тамбовский центр судебных экспертиз» №1454/50 от 24.09.2018 г., размещение кладбища, расположенного по <адрес>, не соответствует действующим нормативным требованиям: территория кладбища расположена на расстоянии 46 м от действующего водозабора, проект обоснования размеров СЗО с учетом размещения кладбища отсутствует; кладбище не имеет искусственного обвалования, при этом рельеф поверхности территории кладбища направлен в сторону соседнего земельного участка домовладения, расположенного на расстоянии менее 2-х метров от границ кладбища, на котором собственником производится выращивание сельскохозяйственных культур, а также в сторону открытого русла реки Цна, расположенной в 50 м от границы кладбища. В результате чего поверхностные воды стекают на территорию земельного участка и в реку Цна, что не соответствует требованиям п.2.4, 2.5, 2.7 СаНПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения»;
жилое домовладение <адрес> расположено на расстоянии менее 2м от границ кладбища, в свою очередь жилой дом расположен на расстоянии менее 7м от границ кладбища, что не соответствует требованиям п. 2.5 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", 3.3, 5.1, 7.1.12. СанПиН 2.1/2.1.1. 1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
В ходе проведения экспертом осмотра кладбища зафиксированы следы недавних захоронений, произведенных на территории кладбища, что не соответствует требованиям п.4.3 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения". Производить захоронения на закрытых кладбищах запрещается, за исключением захоронения урн с прахом после кремации в родственные могилы, а также в колумбарные ниши).
Акт экспертного строительно-технического исследования АНО «Судебный экспертно-криминалистический центр» №55/08-20/СЭ от 10.09.2020г., предоставленный истцом в материалы дела, содержит аналогичные выводы.
Экспертом установлено, что территория кладбища со стороны домовладения <адрес> по <адрес> не имеет четких границ, не имеет собственного ограждения территории кладбища высотой не менее 2,0 метров, предусмотренного п.5.18 МДС 31-10.2004 Рекомендаций по планировке и содержанию зданий, сооружений и комплексов похоронного назначения, п.2.3 Правил содержания мест захоронения и порядок деятельности общественных кладбищ на территории Донского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, утвержденных Постановлением №84 от 20.03.2017г. Донского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области.
Принимая во внимание выявленные нарушения технических регламентов, санитарно-технических, градостроительных требований и требований нормативных регламентов, утвержденных органами местного самоуправления, несоблюдение вышеперечисленных требований приводит к загрязнению окружающей среды, а также создают угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих на территории домовладения, расположенного в непосредственной близости от существующего кладбища.
При указанных несоответствиях дальнейшее захоронение на территории существующего кладбища в его текущем состоянии не допустимо.
В части устранения недостатка обусловленного отсутствием четких границ и ограждения территории кладбища, в ходе проведения контрольной геодезической съемки, экспертом были установлены границы крайних захоронений существующего кладбища, и расположение фактической границы домовладения <адрес> 1 по <адрес>.
По результатам измерений с использованием компьютерной программы «mano CAD free» была составлена схема размещения границы крайних захоронений существующего кладбища, и расположение фактической границы домовладения <адрес> по <адрес>, которая представлена на схемах №1 приложения к данному акту экспертного исследования.
В свою очередь, проведенными замерами площадей захоронений, ограниченных оградами и расчетом их предельной площади на основании количества захоронений и нормативов площади на одно захоронение, установленных Правилами содержания мест захоронения и порядком деятельности общественных кладбищ на территории Донского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, утвержденных Постановлением № 84 от 20.03.2017г. Донского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области (в размере 4,32м х 2 на одно захоронение), выявлено, что имеющиеся фактические площади крайних захоронений, не позволяют производить подзахоронения по причине несоответствия фактической площади максимально допустимым значения, определенным вышеназванным источником.
Согласно п.5.18 СанПиН 2.1/2.1.1. 1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", территория кладбища должна иметь ограду высотой не менее 2 м. Кладбища, устроенные в лесопарковой защитной зоне, а также кладбища малых сел могут иметь ограду в виде деревянной или живой зеленой изгороди из древесных и кустарниковых пород и рва глубиной 60-80 см.
Согласно выводов экспертного заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тамбовской области» № 884.Э.КГ от 16.08.2018г. на момент проведения обследования санитарное содержание территории кладбища не соответствует п.2.1.1. СанПиН 128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».
13.02.2020 г. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области в адрес администрации Донского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области вынесено Предостережение №3 «О недопустимости нарушения обязательных требований», которым установлено, что в результате действий (бездействий) администрации Донского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области для объекта – кладбища (<адрес>), как объекта муниципальной собственности, являющегося источником химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, до настоящего времени не установлена в определенном законодательством РФ порядке санитарно-защитная зона, что приводит или может привести к нарушения обязательных требований п.1 «Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарных-защитных зон», утвержденных Постановлением Правительства РФ №222 от 03.03.2018г., п.2.1. СаНПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
Согласно п.5 «Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (утв. Постановлением Правительства РФ №22 от 03.03.2018г.) в границах санитарно-защитной зоны не допускается использования земельных участков в целях:
а) размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организации отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и ведения садоводства;
б) размещения объектов для производства и хранения лекарственных средств, объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, использования земельных участков в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции, если химическое, физическое и (или) биологическое воздействие объекта, в отношении которого установлена санитарно-защитная зона, приведет к нарушению качества и безопасности таких средств, сырья, воды и продукции.
Согласно требованиям санитарных правил и норм СанПин 2.1.3684-21, утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 28.01.2021г. участок, отводимый под кладбище, должен соответствовать следующим требованиям:
иметь уклон в сторону, противоположную от населенных пунктов, открытых водоемов, потоков грунтовых вод, используемых населением для питьевых и хозяйственно-бытовых целей;
не затопляться при паводках;
иметь уровень стояния грунтовых вод не менее чем в двух метрах от поверхности земли при максимальном стоянии грунтовых вод. При уровне выше двух метров от поверхности земли участок может быть использован только для размещения кладбища для погребения после кремации;
Кладбище с погребением путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп) размещают на расстоянии:
от жилых, общественных зданий, спортивно-оздоровительных и санаторно-курортных зон в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам;
от водозаборных сооружений на водных объектах, используемых в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения, в соответствии с требованиями к зонам санитарной охраны водных объектов;
от многоквартирных жилых домов; индивидуальных жилых домов; детских игровых и спортивных площадок; зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи; медицинских, спортивно-оздоровительных, культурно-просветительных организаций; учреждений по предоставлению социальных услуг гражданам; территорий ведения гражданами садоводства и огородничества до колумбариев и стен скорби для захоронения урн с прахом умерших должны составлять не менее 50 метров.
При устройстве кладбища должны предусматриваться: водоупорный слой;
система дренажа; обваловка территории кладбища;
Использование территории места погребения разрешается по истечении двадцати лет с момента последнего захоронения.
Производить захоронения умершего на закрытых кладбищах запрещается, за исключением захоронения урн с прахом после кремации в родственные могилы.
Положением о погребении и похоронном деле на территории Донского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, утвержденного решением сельского Совета народных депутатов Донского сельсовета 29.07. 2010г № 127 установлено, что к полномочиям администрации Донского сельсовета в области погребения и организации похоронного дела относятся:
1) Принятие постановления о создании мест погребения на территории поселения.
2) Осуществление отвода земельных участков для размещения места погребения в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, законодательством Тамбовской области.
3) Приостановление деятельности на месте погребения при нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения, принятие мер по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую природную среду и здоровье человека.
4) Осуществление мероприятий, необходимых в соответствии с действующим законодательством для рекультивации земель, занимаемых закрытыми муниципальными кладбищами. (т.1, л.д.178-179).
Пунктом 2.3 Правил содержания мест захоронения и порядка деятельности общественных кладбищ на территории Донского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, утвержденных постановлением Донского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области от 20.03.2017г. №84 установлено, что общественные кладбища должны иметь ограждение по периметру. (т.1, л.д.125-127).
Согласно п.5.2 Положения о погребении и похоронном деле на территории Донского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, утвержденного решением сельского Совета народных депутатов Донского сельсовета№ 127 от 29.07. 2010г., территория кладбищ должна быть огорожена или отделена рвом и разделена дорожками на кварталы. (т.1, л.д.131-135).
С 2001 г. санитарно-защитная зона для сельских кладбищ установлена в 50 м (класс V п. 4.4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 17.05.2001 N 15 "О введении в действие Санитарных правил" (вместе с "СанПиН 2.2.1/2.1.1.1031-01. 2.2.1/2.1.1. Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий, планировка и застройка населенных мест. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы") (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.05.2001 N 2712).
Учитывая, что в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства РФ санитарно-защитная зона для сельского кладбища составляет 50 м, а расстояние от ограждения земельного участка истца до первого ряда захоронений составляет менее 2-х метров, земельный участок и домовладение истца входят в данную зону.
Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделяются на категории по целевому назначению (земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов) и должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель должен определяться, исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В силу ст.ст. 2, 4 Федерального закона от 07.07.2003 г. N112-ФЗ (ред. от 21.06.2011 г.) "О личном подсобном хозяйстве" личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).
Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Таким образом, действующее законодательство регламентирует использование земельных участков только по целевому назначению.
Участок, принадлежащий истцу, относится к категории земель для ведения личного подсобного хозяйства и его включение в санитарно-защитную зону кладбища препятствует его целевому использованию, то есть нарушены права собственника.
Более того, согласно пояснениям специалиста Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области ведущего специалиста-эксперта Черняновой Ю.А. в судебном заседании, использование сельскохозяйственной продукции, выращенной на земельном участке, принадлежащем истцу, опасно из-за близости кладбища и возможности попадания в почву вредных веществ в результате взаимодействия почвы, где происходит разложение и минерализация тел умерших, с водой.
По информации администрации Донского сельсовета, в мае 2018 года на кладбище, без разрешения на захоронение администрации, был похоронен Еропкин А.Н. По данному факту администрация Донского сельсовета обращалась в ОМВД России по Тамбовскому району с заявлением о проведении проверки.
К бездействию органа местного самоуправления (должностного лица), которое может быть оспорено в судебном порядке, относится неисполнение органом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия.
Как следует из материалов дела, кладбище (<адрес>) является действующим, захоронения в родственные могилы на кладбище продолжаются до настоящего времени, в том числе самовольные, территория санитарно-защитной зоны не планировалась, кладбище не имеет искусственного обвалования, при этом рельеф поверхности территории кладбища направлен в сторону земельного участка, принадлежащего истцу, отсутствует ограждение с двух сторон кладбища.
До настоящего времени администрацией Донского сельсовета не принимались меры по разработке проекта санитарно-защитной зоны кладбища и исполнению санитарных и экологических требований, предъявляемых действующим законодательством к земельному участку, на котором расположены места погребений, что бесспорно свидетельствует о нарушении органом местного самоуправления санитарно-эпидемиологического законодательства РФ.
В ответе администрации Донского сельсовета на обращение Чернышова С.М. от 20.06.2018г. (исх.№) последнему сообщалось о планировании администрацией сельсовета рассмотрение вопроса о выделении денежных средств на ограждение кладбища в с.Донское при формировании бюджета на 2019 год.
В ответе от 11.02.2020г. (исх. №.) Чернышову С.М. сообщалось о планировании в 2020 году выполнение работ по установке ограждения кладбища в с.Донское со стороны его домовладения. ( т.1., л.д.35, 39, 41)
Однако, до настоящего времени ограждение напротив домовладения истца не установлено.
В своих пояснениях представитель ответчика Илясова М.Н. в судебном заседании указала, что необходимость установки ограждения кладбища в указанном месте отсутствует в связи с тем, что граница земельного участка, принадлежащего истцу, совпадает с границей кладбища, и забор, установленный истцом по границе своего участка, является одновременно и ограждением кладбища.
Суд считает данную позицию ответчика ошибочной, действия органа местного самоуправления - непоследовательными, противоречивыми и несоответствующими требованиям действующего законодательства.
Данные обстоятельства бесспорно подтверждают бездействие ответчика по организации содержания мест захоронений на кладбище.
Учитывая, что ограждение на кладбище с двух сторон отсутствует, а на территории кладбища (<адрес>) подзахоронения в родственные могилы продолжаются, что не исключает расширение существующих мест родственных захоронений и увеличение границ земельного участка, отведенного под кладбище, непринятие администрацией Донского сельсовета необходимых мер по установке ограждения кладбища может повлечь расширение границ захоронений и создание новых мест для погребения на территории кладбища, граничащей с домовладением истца.
Данный факт нарушает права истца, как собственника, на принадлежащие ему земельный участок и жилой дом, что помимо психологического дискомфорта влечёт нарушение права собственника на использование земельного участка по целевому назначению и обеспечение безопасности его жизни и здоровья, а также членов его семьи, проживающих совместно с ним.
Проанализировав представленные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению, считая установленным в ходе рассмотрения дела факт бездействия со стороны администрации Донского сельского совета Тамбовского района Тамбовской области в сфере организации деятельности кладбища, принимая во внимание Акт экспертного строительно-технического исследования АНО «Судебный ЭКЦ» №55/08/СЭ от 10.09.2020г., согласно которому экспертом предложен вариант установки ограждения кладбища со стороны домовладения истца, не допускающий расширение существующих границ кладбища, суд считает необходимым возложить на администрацию Донского сельского совета Тамбовского района Тамбовской области обязанность по установке ограждения кладбища напротив земельного участка, принадлежащего истцу, высотой не менее 2-х метров между точками 36 и 109 из одного из двух видов материалов, использованных ранее для ограждения данного кладбища, в течение месяца (в тёплое время года) после вступления решения суда в законную силу, согласно схеме №1 Приложения к указанному экспертному исследованию.
В связи с неисполнением администрацией Донского сельского совета санитарных и экологических требований, предъявляемых действующим законодательством к земельному участку, на котором расположено кладбище (<адрес>), суд считает необходимым прекратить производить захоронения на кладбище на расстоянии менее 50 метров от земельного участка, принадлежащего истцу, до установления санитарно-защитной зоны для кладбища, после установления санитарно-защитной зоны - в соответствии с установленными границами санитарно-защитной зоны для кладбища.
Поскольку, истцом Чернышовым С.М. исковые требования, заявленные к ответчику Еропкиной Е.И. о переносе незаконного захоронения Еропкина А.Н. поддержаны не были, но при этом не был заявлен отказ от иска в указанной части, суд не усматривает оснований для удовлетворения указанных требований истца о переносе незаконного захоронения Еропкина А.Н.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Чернышова С. М. – удовлетворить частично.
Признать бездействие администрации Донского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области по организации и производству захоронений на кладбище, расположенном по адресу: <адрес>, незаконным.
Прекратить производить захоронения на кладбище, расположенном по адресу: <адрес>, на расстоянии менее 50 метров от земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности Чернышову С. М., до установления санитарно-защитной зоны для кладбища, после установления санитарно-защитной зоны, - в соответствии с установленными границами санитарно-защитной зоны для кладбища.
Установить ограждение кладбища напротив земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности Чернышову С. М., высотой не менее 2-х метров между точками 36 и 109, согласно схеме №1 Приложения к Акту экспертного строительно-технического исследования АНО «Судебный экспертно-криминалистический центр» №55/08/СЭ от 10.09.2020г. из одного из двух видов материалов, использованных для ограждения данного кладбища, в течении месяца (в тёплое время года) после вступления решения суда в законную силу.
В остальной части исковых требований Чернышова С. М. – отказать.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в апелляционном порядке через Тамбовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: И.Е. Обухова
Решение принято в окончательной форме: 31 марта 2021 года.
Судья: И.Е. Обухова