Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<дата> Красноглинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Гиниятуллиной Л.К.,
с участием помощника прокурора <адрес> Канцелляристова М.Д.
с участием осужденного Сафонова Д.Ю.,
при секретаре Стрюковой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством видеоконференцсвязи административное дело № по административному исковому заявлению начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> об установлении административного надзора в отношении осужденного Сафонова Д. Ю., <дата> года рождения,
У С Т А Н О В И Л:
Начальник ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> подполковник внутренней службы Климов А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Сафонова Д.Ю., осужденного приговором Промышленного районного суда <адрес> от <дата> (с учетом постановления Центрального районного суда <адрес> от <дата>) по п. «а» ч.3 ст. 158, п. «а» ч.3 ст. 158, ч.3 ст. 69, ч.5 ст. 69 УК РФ к наказанию в виде 3 лет 6 месяцев лишения свободы без штрафа и без ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. <дата> осужденный Сафонов Д.Ю. освобождается из ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес>, являясь лицом без определенного места жительства на территории РФ, имея не снятую судимость за совершение преступления при особо опасном рецидиве. За время отбывания наказания осужденный Сафонов Д.Ю. от администрации исправительного учреждения имеет 3 поощрения за добросовестное отношение к труду, при этом, 3 раза привлекался к дисциплинарной ответственности в виде выговоров, одно взыскание в настоящее время является действующим, не погашено временным фактором и не снято в порядке поощрения. К режиму содержания относится посредственно. Мероприятия воспитательного характера посещает, но положительные выводы для себя делает не всегда. Требования правил внутреннего распорядка, правил пожарной безопасности, санитарии и личной гигиены старается соблюдать. Дружеские отношения поддерживает с положительной категорией осужденных. Работу по благоустройству колонии, согласно ст. 106 УИК РФ, выполняет. Вину в совершенном преступлении признал, в содеянном раскаялся. Материального иска по приговору суда не имеет. С целью предупреждения совершения им повторных преступлений, административный истец в соответствии с Федеральным законом от <дата> № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» просит установить в отношении Сафонова Д.Ю. административный надзор сроком до погашения судимости, то есть сроком на 8 лет, с применением ограничений и обязанностей в виде запрета посещения кинотеатров, культурно-массовых и спортивных мероприятий после 20.00 часов; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в период с 22.00 до 07.00 часов, запрета на выезд за пределы территории <адрес>, обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Представитель административного истца ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Осужденный Сафонов Д.Ю. в судебном заседании, проведенном посредством видеоконференцсвязи, не возражал против установления в отношении него административного надзора, при этом просил уменьшить количество ограничений до минимально возможного, дополнив, что после освобождения из мест лишения свободы он намеревается снять квартиру и проживать на территории <адрес>, поскольку работодатель обещал помочь ему с трудоустройством.
Помощник прокурора <адрес> г.о. Самара Канцелляристов М.Д. в судебном заседании полагал, что административные требования подлежат частичному удовлетворению, а именно в части установления административного надзора сроком на 8 лет и дополнительных ограничений в виде запрета на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в период с 22.00 до 07.00, в виде запрета на выезд за пределы территории <адрес>, а также в виде обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации. В остальной части заявленных требований просил отказать, как немотивированных.
Выслушав участников процесса, изучив и проверив материалы личного дела, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от <дата> № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (вступившим в законную силу – <дата>) административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
На основании ч.1 ст. 3 Федерального закона от <дата> № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных части 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобождённого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от <дата> № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Судом установлено и подтверждено материалами личного дела, что Сафонов Д.Ю. отбывает наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> по приговору Промышленного районного суда <адрес> от <дата> (с учетом постановления Центрального районного суда <адрес> от <дата>) по п. «а» ч.3 ст. 158, п. «а» ч.3 ст. 158, ч.3 ст. 69, ч.5 ст. 69 УК РФ, осужден к наказанию в виде 3 лет 6 месяцев лишения свободы без штрафа и без ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Из данного приговора следует, что в действиях Сафонова Д.Ю. имеется особо опасный рецидив преступлений.
<дата> осужденный Сафонов Д.Ю. освобождается из ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> по отбытию срока, т.е. после вступления в законную силу Федерального закона от <дата> № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Оценив в совокупности установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что имеются основания, предусмотренные частью 2 статьи 3 Федерального закона от <дата> № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы» для установления административного надзора в отношении Сафонова Д.Ю.
Согласно ч.8 ст. 272 КАС РФ при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан с изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
Согласно характеристике, утвержденной начальником ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес>, осужденный Сафонов Д.Ю. от администрации исправительного учреждения имеет 3 поощрения за добросовестное отношение к труду, при этом, 3 раза привлекался к дисциплинарной ответственности в виде выговоров, одно взыскание в настоящее время является действующим, не погашено временным фактором и не снято в порядке поощрения. К режиму содержания относится посредственно. Мероприятия воспитательного характера посещает, но положительные выводы для себя делает не всегда. Требования правил внутреннего распорядка, правил пожарной безопасности, санитарии и личной гигиены старается соблюдать. Дружеские отношения поддерживает с положительной категорией осужденных. Работу по благоустройству колонии, согласно ст. 106 УИК РФ, выполняет. Вину в совершенном преступлении признал, в содеянном раскаялся. Материального иска по приговору суда не имеет.
При определении ограничений и обязанностей при установлении административного надзора в отношении Сафонова Д.Ю., суд учитывает обстоятельства совершения им преступления, а также оценивает данные характеризующие личность осужденного и его поведение в период отбывания наказания.
Согласно ст. 4 ч.2 п.3 Федерального закона РФ от <дата> № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» обязательным является установление судом административного ограничения в виде запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
Как установлено судом и следует из представленных материалов, Сафонов Д.Ю. регистрации на территории Российской Федерации не имеет, в связи с чем, требование административного ответчика об установлении ограничения на выезд за пределы установленной судом территории, подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание вышеизложенное, в целях устранения причин и условий, способствующих совершению преступления, а также оказания воспитательного воздействия на поднадзорное лицо в целях недопущения совершения им новых преступлений и антиобщественного поведения суд считает необходимым установить Сафонову Д.Ю. следующие ограничения и обязанности: запретить выезд за пределы территории <адрес>, запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в период с 22.00 часов до 06.00 часов, кроме случаев, связанных с работой.
В силу требований ч. 2 ст. 4 вышеуказанного Федерального закона, установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации является обязательным.
Исходя из необходимости достижения целей и задач установления административного надзора, данных о личности Сафонова Д.Ю. и его поведения в период отбывания наказания, суд приходит к выводу о необходимости установления его явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации 2 раза в месяц.
Требования об установлении административному ответчику иных ограничений указанных в административном иске не подлежат удовлетворению, поскольку в целях предупреждения совершения новых преступлений и оказания индивидуального профилактического воздействия будет достаточным установленных судом ограничений.
При этом следует отметить, что административный надзор не относится к мерам ответственности за нарушения порядка отбывания наказания и согласно статье 2 Федерального закона от <дата> № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы» административный надзор является мерой социального контроля за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы, имеющий цель, в том числе, предупреждение рецидивной преступности, что не должно расцениваться как ухудшение положения таких лиц.
Согласно п.2 ч.1 ст. 5 Федерального закона РФ от <дата> № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
По смыслу данной нормы, являющейся императивной, то есть не допускающей выбора, установление административного надзора лицам, имеющим непогашенную (неснятую) судимость за совершение умышленного преступления при наличии в действиях опасного или особо опасного рецидива на срок меньший, чем предусмотрено законодательством Российской Федерации для погашения судимости, неправомерно.
В соответствии со ст. 86 УК РФ в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, судимость погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Принимая во внимание вышеуказанные правовые нормы, установленные судом обстоятельства, суд считает необходимым установить в отношении Сафонова Д.Ю. срок административного надзора – восемь лет.
Установленные в отношении Сафонова Д.Ю. ограничения являются временным ограничением права и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, последний не лишен возможности в случае добросовестного соблюдения административных ограничений и положительной характеристики по месту работы и (или) месту жительства в силу норм статьи 9 Федерального закона от <дата> № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» ставить вопрос о досрочном прекращении административного надзора по истечении половины установленного судом срока административного надзора, а также ставить вопрос о частичной отмене административных ограничений
Несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, и невыполнение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, обязанностей, предусмотренных федеральным законом, если эти действия (бездействия) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность по ст. 19.24 КоАП РФ.
В случае неприбытия без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора, влечет уголовную ответственность по ст. 314.1 УК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 272, 273 КАС РФ, ст. 5 Федерального закона от <дата> № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> об установлении административного надзора в отношении осужденного Сафонова Д. Ю., <дата> года рождения – удовлетворить частично.
Установить в отношении осужденного Сафонова Д. Ю., <дата> года рождения, административный надзор сроком до погашения судимости, т.е. на восемь лет.
Установить в отношении Сафонова Д. Ю., <дата> года рождения, следующие ограничения и обязанности:
- запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в период с 22.00 до 06.00 часов, кроме случаев, связанных с работой.
- запретить выезд за пределы территории <адрес>,
- обязать явкой 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В остальной части административного иска – отказать.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня принятия судом решения.
Судья: Л.К. Гиниятуллина