Дело № 2-809/4-2015
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
21 января 2015 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Кузнецовой И.А.
при секретаре Липпонен О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Михайлову А.Д. об обязании совершить определенные действия,
установил:
Карельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Михайлову А.Д. по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе выездной проверки было выявлено нарушение природоохранного законодательства со стороны ответчика, а именно использование для отопления производственных помещений, расположенных по адресу: <адрес>, стационарных источников выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - <данные изъяты> и <данные изъяты>. При этом индивидуальным предпринимателем Михайловым А.Д. не проведена инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, не обеспечена разработка проекта нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, не установлены нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, не получено разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками. Эксплуатация указанных источников нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду. Ответчиком не принято мер, направленных на приведение своей деятельности в соответствии с требованиями природоохранного законодательства. На основании изложенного, Карельский межрайонный природоохранный прокурор просит обязать индивидуального предпринимателя Михайлова А.Д. в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить проведении инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, расположенных на территории производственных помещений по адресу: <адрес>; разработать проект нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и установить указанные нормативы в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия; получить в Министерстве по природопользованию и экологии Республики Карелия разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.
В судебном заседании помощник Карельского межрайонного природоохранного прокурора Миронова Д.Ю. заявленные требования поддержала в полном объеме.
Ответчик индивидуальный предприниматель Михайлов А.Д. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, до судебного заседания представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие и признании исковых требований в полном объеме, указав, что последствия признания исковых требований ему ясны и понятны, приложил коммерческое предложение ФИО1 по разработке проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Ранее в предварительном судебном заседании представитель ответчика Васильев И.В., действующий на основании доверенности, заявленные требования признал, пояснил, что ответчиком уже предприняты меры к выполнению требований природоохранного законодательства, ведутся переговоры по заключению соответствующих договоров, предложенный прокурором срок является достаточным для выполнения обозначенных в исковом заявлении действий.
Третье лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия в судебное заседание своего представителя не направило, извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, согласно представленному отзыву просило рассмотреть исковое заявление без участия представителей Управления, считая требования прокурора законными и обоснованными.
Третье лицо Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия в судебное заседание своего представителя не направило, извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просило рассмотреть дело в отсутствие представителей министерства, согласно ранее представленному отзыву полагает требования прокурора законными и основанными на нормах закона, регламентирующими правоотношения в рассматриваемой сфере, просило удовлетворить иск.
Суд, заслушав объяснения помощника прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Михайлов А.Д. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей основным видом его деятельности является <данные изъяты>, дополнительным видом деятельности - <данные изъяты>.
Производственные помещения общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенные по адресу: <адрес>, принадлежат ответчику на праве собственности, что следует из копии свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и представленной по запросу суда выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ
В ходе выездной проверки природоохранной прокуратуры Республики Карелия с привлечением специалиста Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия, состоявшейся ДД.ММ.ГГГГ, выявлено, что для отопления вышеуказанных производственных помещений установлены <данные изъяты> теплопроизводительностью <данные изъяты> кВт, теплоноситель – <данные изъяты>, рекомендуемая высота дымовой трубы не менее <данные изъяты> м (паспортные данные на котел), а также <данные изъяты>, мощностью <данные изъяты> кВт, рекомендуемая высота дымовой трубы не менее <данные изъяты> м (паспортные данные на котел). В качестве топлива используются дрова <данные изъяты>. При сгорании древесины в топке котла в атмосферный воздух происходит выделение следующих загрязняющих веществ: <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>.
Постановлением первого заместителя министра по природопользованию и экологии Республики Карелия, главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ № индивидуальный предприниматель Михайлов А.Д. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются согласно статье 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В силу пункта 1 статьи 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Статьей 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях не должен оказывать вредное воздействие на человека. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.
В соответствии с требованиями статьи 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и статей 11 и 12 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц и определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него.
Согласно статье 22 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения. Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством Российской Федерации. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
Пунктом 1 статьи 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны, в частности, обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух;
В силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Согласно положениям статьи 54 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в целях охраны озонового слоя атмосферы от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности устанавливаются перечень озоноразрушающих веществ, обращение которых в Российской Федерации подлежит государственному регулированию, допустимый объем производства и потребления таких веществ в Российской Федерации, требования к обращению озоноразрушающих веществ, вводятся запреты на проектирование и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих производство озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции в Российской Федерации. Перечень озоноразрушающих веществ, обращение которых подлежит государственному регулированию, допустимый объем производства и потребления таких веществ в Российской Федерации, требования к обращению озоноразрушающих веществ, сроки введения запретов на проектирование и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих производство конкретных озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции в Российской Федерации, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны соблюдать требования к охране озонового слоя атмосферы.
В соответствии с пунктами 6 и 9 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 № 183, предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (за исключением радиоактивных веществ) и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (в отношении выбросов радиоактивных веществ) при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам. Нормативы предельно допустимых и временно согласованных выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (за исключением радиоактивных веществ) для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
Приказом Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия от 08 февраля 2012г. № 162 утвержден административный регламент Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и не подлежащим федеральному государственному экологическому контролю, на территории Республики Карелия, согласно пункту 10 которого для предоставления государственной услуги Министерству необходимо представить копии утвержденных Управлением Росприроднадзора по Республики Карелия нормативов ПДВ либо лимитов на выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух заявителя в целом (включая его отдельные производственные территории) или по отдельным производственным территориям (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).
С учетом вышеуказанных норм права и установленных по делу обстоятельств, индивидуальный предприниматель Михайлов А.Д. осуществляет эксплуатацию стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух с нарушением норм природоохранного законодательства, что влечет нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий их жизнедеятельности и может способствовать возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан и окружающей природной среде в будущем, что было признано ответчиком и им предприняты действия по устранению выявленных нарушений.
В соответствии с положениями статей 39, 173 и 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск, суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Поскольку признание иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, последствия признания иска ответчику понятны, суд принимает признание иска, в связи с чем, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора и необходимости их удовлетворения в полном объеме.
В соответствии с положениями статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Учитывая, что при подаче искового заявления Карельский межрайонный природоохранный прокурор был освобожден от уплаты государственной пошлины, то государственная пошлина в размере <данные изъяты> подлежит взысканию с ответчика в доход бюджета Петрозаводского городского округа.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 39, 173, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Михайлову А.Д. об обязании совершить определенные действия удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя Михайлова А.Д. в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, расположенных на территории производственных помещений по адресу: <адрес>; разработать проект нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и установить указанные нормативы в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия; получить в Министерстве по природопользованию и экологии Республики Карелия разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Михайлова А.Д. в доход бюджета Петрозаводского городского округа государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.А. Кузнецова
Мотивированное решение составлено 26 января 2015 г.