Дело (УИД) 70RS0001-01-2021-002520-31
№ 2-1658/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 августа 2021 года Кировский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Романовой Ю.А.
при секретаре Макаровой А.С.
помощник судьи Лузанова Я.Н.,
с участием помощника прокурора Кировского района г. Томска Кранбихлер А.В., представителя третьего лица – Шушаковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску прокурора Кировского района г. Томска в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа № 33 г. Томска, муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о понуждении к совершению определенных действий, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамент образования администрации Города Томска,
у с т а н о в и л:
Прокурор Кировского района г. Томска обратился в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа № 33 г. Томска (далее – МБОУ СОШ № 33), муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска (далее – МО «Город Томск» в лице администрации Города Томска). В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Кировского района г. Томска проведена проверка обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности МБОУ СОШ № 33. В результате проведения проверки установлено, что территория школы не огорожена по периметру, в имеющемся ограждении имеются дефекты, что не позволяет в полном объеме обезопасить учреждение, работников и обучающихся несовершеннолетних детей. При этом в непосредственной близости от территории МБОУ СОШ № 33 располагаются функционально не связанные с общеобразовательной организацией строения. Отсутствие надлежащего ограждения способствует неконтролируемому проходу посторонних лиц на МБОУ СОШ № 33, может стать причиной проявлений терроризма, совершения преступлений на территории образовательной организации. Просит обязать муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска не позднее 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выделить МБОУ СОШ № 33 финансирование для осуществления мероприятий по оборудованию территории учреждения, расположенного по адресу: /________/ ограждением, отвечающим установленным требованиям; обязать МБОУ СОШ № 33 не позднее 3 (трех) месяцев с момента доведения администрацией Города Томска финансирования осуществить мероприятия по оборудованию территории учреждения, расположенного по адресу: /________/, ограждением, отвечающим установленным требованиям.
В судебном заседании помощник прокурора Кранбихлер А.В. требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске доводам.
Представитель третьего лица Департамента образования администрации Города Томска Шушакова Е.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве, в соответствии с которым, учредителем и собственником МБОУ СОШ № 33 г. Томска является муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска. По состоянию на 01.01.2020 в муниципальном образовании «Город Томск» функционируют 180 образовательных учреждений всех видов, подлежащих оборудованию системами безопасности обучающихся (воспитанников) и персонала, в том числе: 67 общеобразовательных учреждений. Мероприятия по капитальному ремонту, установке и монтажу ограждения территории МБОУ СОШ № 33 г. Томска включены в подпрограмму «Безопасное детство в Безопасном Городе» на 2017 - 2025 годы» муниципальной программы «Безопасный Город» на 2017-2025 годы», утвержденной постановлением администрации Города Томска от 05.10.2016 № 1055, и запланированы на 2022 год. В бюджете муниципального образования «Город Томск» 2021 года не предусмотрены бюджетные ассигнования на выполнение указанных мероприятий, потребность в их реализации будет учтена в предложениях по формированию проекта бюджета муниципального образования «Город Томск» на 2022 год.
В связи с этим, в силу положений действующего законодательства прямой обязанностью органов местного самоуправления г. Томска и расходным обязательством муниципального образования «Город Томск» является финансирования выполнения капитального ремонта муниципальных образовательных учреждений. Таким образом, обязанность по выделению средств на установку ограждения, отвечающего установленным требованиям, лежит на органах местного самоуправления.
И.о. директора МБОУ СОШ № 33 в отзыве и возражениях на исковое заявление также ссылается на указанные обстоятельства, в рамках реализации муниципальной программы «Безопасный Город» на 2017-2025 годы» администрация Города Томска произведет ремонтные работы по установке ограждения на территории школы.
Представители ответчиков: муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска, МБОУ СОШ № 33 в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о его времени и месте.
В соответствии со ст.ст. 35, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы отзывов на исковое заявление и возражений, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Аналогичное положение содержит пункт 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ», согласно которому прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии со ст.ст. 2, 20, 38, 41 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита его прав и свобод – обязанностью государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства.
В пункте 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждения, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.
В силу п. 4, 5 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности», основными принципами обеспечения безопасности являются: приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности; взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» в качестве основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации названы, в том числе, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
На основании п.п. 2, 15 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В соответствии с ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п. 8 ч. 1 ст. 41). Образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28).
В силу п. 1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, определяющей основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму, в компетенцию субъектов противодействия терроризму, к которым относятся также и органы местного самоуправления, входит проведение мероприятий по противодействию терроризму (п. 7). К основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся: политические, социально-экономические, правовые, информационные, культурно-образовательные и организационно-технические (п. 21). Выбор конкретных мер по противодействию терроризму зависит от уровня выявленных террористических угроз (п. 22).
Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Пунктом 2.2.1 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28, предусмотрено, что собственная территория оборудуется наружным электрическим освещением, по периметру ограждается забором и зелеными насаждениями.
Собственная территория должна быть озеленена из расчета не менее 50% площади территории, свободной от застройки и физкультурно-спортивных площадок, в том числе и по периметру этой территории.
В соответствии с п. 5.3 Единого регионального стандарта безопасности общеобразовательной организации, утвержденного заместителем Губернатора Томской области по социальной политике 12.12.2013, территория общеобразовательного учреждения должна иметь ограждение периметра высотой не ниже 150 см. Ограждение должно исключать случайный проход людей (животных), въезд транспорта или затруднять проникновение нарушителей на охраняемую территорию. Ограждение не должно иметь лазов, проломов и других повреждений, а также незапираемых дверей, ворот и калиток.
Ограждение территории образовательного учреждения направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
Прокуратурой Кировского района г. Томска в ходе проведенной 13.08.2021 проверки по адресу местонахождения МБОУ СОШ № 33: /________/, установлено, что школой не обеспечен комплекс мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территорию), в нарушение п. 5.3 Единого регионального стандарта безопасности образовательной организации высота забора в отдельных его частях менее 150 см., ограждение имеет лазы, кроме того, по периметру ограждение не проглядывается, захламлено верками, а также имеются проломы и повреждения, что не позволяет обеспечить безопасность образовательного учреждения, работников и обучающихся несовершеннолетних детей, что подтверждается также фотоматериалом, приложенным к акту.
Отсутствие ограждения территории учреждения, соответствующего стандарту, отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку при этом не обеспечивается надлежащая антитеррористическая устойчивость объекта, что способствует неконтролируемому проходу посторонних лиц на территорию учреждения и может стать причиной проявления терроризма, совершению противоправных действий в отношении обучающихся.
Учитывая изложенное, исковые требования подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, выполнение указанных в исковом заявлении мероприятий возможно только при выделении образовательному учреждению бюджетных средств.
В соответствии с п. 3 ст. 123.21 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных п. 4 - 6 ст. 123.22 и п. 2 ст. 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.
В силу п. 2 ст. 21 БК РФ перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся в том числе обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Согласно ч. 3 ст. 5 Закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов
Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
В соответствии с п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального образования относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального образования.
Согласно ст. 40, 61 Устава Города Томска администрация Города Томска, являясь исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «Город Томск», выступает учредителем юридических лиц, составляет проект бюджета Города Томска; обеспечивает исполнение бюджета Города Томска; осуществляет подготовку отчета об исполнении бюджета Города Томска, в порядке, установленном Думой Города Томска, управляет и распоряжается муниципальной собственностью осуществляет контроль за управлением, владением, пользованием и распоряжением муниципальной собственностью.
Согласно п. 1.7 устава МБОУ СОШ № 33, утвержденного департаментом образования администрации г. Томска 26.11.2015, учредителем и собственником имущества МБОУ СОШ № 33 является муниципальное образование «Город Томск», от имени которого выступает администрация муниципального образования «Город Томск».
Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются в том числе субсидии, предоставляемые учреждению из бюджета муниципального образования «Город Томск» на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием учреждением в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполнение работ); субсидии, предоставляемые учреждению из бюджета муниципального образования «Город Томск» на иные цели; бюджетные инвестиции (п. 8.9).
Поскольку указанные положения федерального законодательства по обеспечению антитеррористической защищенности содержат императивные предписания и исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и администрации Города Томска, которая, являясь органом местного самоуправления, а также учредителем школы, обеспечивает финансирование учреждения, и соответствующих мер не принимает, суд считает, что исковые требования прокурора Кировского района г. Томска к МО «Город Томск» в лице Администрации Города Томска подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанностей в натуре.
Поскольку ответчиками нарушается обязанность, возникшая по основаниям, установленным законом, в соответствии с положениями ст. 11 ГК РФ неисполнение требований закона, нарушающее права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, является основанием для их защиты в судебном порядке, присуждением к исполнению установленной законом обязанности.
Как предусматривает ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если определенные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом характера и объема мероприятий, необходимых для выполнения требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности МБОУ СОШ № 33, а также степени опасности изложенных нарушений, суд соглашается со сроками, указанными истцом, так как иных сроков ответчиками не предложено, доказательств невозможности совершения действий в указанные сроки не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Кировского района г. Томска к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа № 33 г. Томска, муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска удовлетворить.
Обязать муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска не позднее 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу по настоящему гражданскому делу выделить муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа № 33 г. Томска финансирование для осуществления мероприятий по оборудованию территории учреждения, расположенного по адресу: /________/, ограждением, отвечающим установленным требованиям: не имеющим дефектов по периметру и высотой не менее 1,5 метров.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 33 г. Томска не позднее 3 месяцев с момента доведения администрацией Города Томска финансирования осуществить мероприятия по оборудованию территории учреждения, расположенного по адресу: /________/ ограждением, отвечающим установленным требованиям: не имеющим дефектов по периметру и высотой не менее 1,5 метров.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Кировский районный суд г. Томска в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья -подпись- Ю.А. Романова
Копия верна: судья
Секретарь А.С. Макарова