Дело №2-796/13г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Смоленск 27 февраля 2013 года
Смоленский районный суд Смоленской области
в составе:
председательствующего судьи Рожковой Н.В.,
при секретаре Осиповой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тарасова О.В. к Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства,
У С Т А Н О В И Л:
Тарасов О.В. обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области (далее – Администрация МО «<адрес>») о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, в <адрес>, по тем основаниям, что он является ветераном труда, обратился в Администрацию МО «Смоленский район» Смоленской области с заявлением о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью <данные изъяты> кв.м., в <адрес>. В предоставлении испрашиваемого земельного участка было отказано письмом, в котором было указано о том, что в настоящее время свободных сформированных земельных участков в <адрес> нет, также сообщено, что поставлен в очередь на <адрес> Испрашиваемый земельный участок имеет кадастровый номер №, свободен от прав третьих лиц. Просит обязать Администрацию МО «Смоленский район» Смоленской области предоставить в собственность бесплатно земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, расположенный в <адрес>.
Определением Смоленского районного суда Смоленской области от 22 января 2013 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена- Администрация МО Михновского сельского поселения Смоленского района (л.д.1, оборотная сторона).
Истец Тарасов О.В. в судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.
Представитель истца Тарасова О.В.- Ильин Н.А., действующий на основании доверенности со специальными полномочиями, исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, представитель истца дополнительно пояснил, что истребуемый Тарасовым О.В. земельный участок свободен от прав третьих лиц, может быть предоставлен по льготе. Испрашиваемый земельный участок был поставлен на кадастровый учет за номером №, его площадь составляет <данные изъяты> кв.м.
Представитель ответчика – Администрации МО «Смоленский район» Талашов В.С., действующий на основании доверенности со специальными полномочиями, в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что обращение Тарасова О.В. имело место. Право Тарасова О.В. на бесплатное получение земельного участка не оспаривают. На испрашиваемый истцом земельный участок в настоящее время других претендентов не имеется, участок свободен от прав третьих лиц.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Администрации МО Михновского сельского поселения Смоленского района в судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим убеждениям.
В соответствии со ст. 36 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на получение в частную собственность земли.
В соответствии со ст.72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
В соответствии со ст.2 ЗК РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу ст.28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В соответствии со ст.29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст.9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу ст. 30 п. 1 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу положений ст. ст. 30, 34, 36 Земельного кодекса РФ, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка, проводятся работы по его формированию, орган местного самоуправления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, на основании которой впоследствии осуществляется государственный кадастровый учет, а затем уполномоченным органом местного самоуправления выносится постановление о предоставлении его в собственность заявителю.
Законом Смоленской области от 10.06.2003 года № 23-з «О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно» (в редакции от 16.12.2008 года) предусмотрено бесплатное предоставление, в том числе ветеранам труда и инвалидам, проживающим на территории Смоленской области, для индивидуального жилищного строительства земельных участков, находящихся в государственной собственности Смоленской области, муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (ст. 1 Закона).
Из названных правовых норм можно сделать вывод о том, что процедура реализации льготы на землю, предусматриваемая областным законом, носит заявительный характер, и любой субъект земельного права вправе инициировать формирование земельного участка. Поэтому, при наличии свободного от прав третьих лиц земельного участка, не изъятого и не ограниченного в обороте, в его предоставлении может быть отказано только по основаниям, предусмотренным законом.
В судебном заседании установлено следующее.
Тарасов О.В. зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес> (л.д.5).
Тарасов О.В. является ветераном труда, что подтверждается копией удостоверения серии № №, выданным на имя Тарасова О.В. __..__..__ (л.д.6), и имеет право на компенсации и льготы, установленные законом Смоленской области от 10.06.2003 г. №23-з «О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно».
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о наличии в собственности у Тарасова О.В. земельных участков на территории Смоленской области, предоставленных на основании закона Смоленской области №23-з от 10.06.2003г. «О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно» (л.д.48-49).
Таким образом, в собственности земельных участков, предоставленных по основаниям, установленным законом Смоленской области от 10.06.2003 г. №23-з «О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно» Тарасов О.В. не имеет.
__..__..__ Тарасов О.В. обратился в Администрацию МО «Смоленский район» Смоленской области с заявлением о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства в <адрес>.
Письмом Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области № от __..__..__ Тарасову О.В. сообщено о том, что в настоящее время свободных сформированных земельных участков в <адрес> нет (л.д.7).
Вместе с тем Земельный кодекс РФ не содержит таких оснований для отказа обратившемуся лицу в предоставлении земельного участка (п. 4 ст. 28, ст. 34). При этом требование истца относится к сфере публичных правоотношений, поэтому обязанность по доказыванию законности непредоставления земельного участка лежит на ответчике.
Истцом представлен кадастровый паспорт земельного участка, согласно которому испрашиваемый истцом земельный участок __..__..__ поставлен на кадастровый учет под кадастровым номером №, имеет площадь <данные изъяты> кв.м. (л.д.8).
Решением Смоленской районной Думы от 4.03.2004 г. № 26 «О нормах предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства» установлено, что максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель, для индивидуального жилищного строительства составляют 1500,0 кв. м.; минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель, для индивидуального жилищного строительства составляют 600 кв.м.
В связи с чем, истребуемый истцом размер земельного участка, подлежащего предоставлению, не противоречит установленным выше нормам предоставления земельных участков и может быть предоставлен истцу в размере согласно действующему законодательству.
Сведений о правах третьих лиц на спорный земельный участок материалы настоящего дела не содержат (л.д.43).
Согласно ст. 2.1 Закона Смоленской области от 10.06.2003 N 23-з (ред. от 16.12.2008) "О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно" (принят Смоленской областной Думой 29.05.2003г.), в случаях, установленных настоящим областным законом, земельные участки формируются и предоставляются с соблюдением требований, установленных Земельным кодексом Российской Федерации и Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В силу положений ст.29, ст.30 ЗК РФ, предоставление земельного участка для строительства осуществляется с проведение работ по формированию земельного участка за счет заявителя.
Таким образом судом установлено, что испрашиваемый земельный участок находится в пределах населенного пункта- д.Деменщина, свободен от прав третьих лиц, размер испрашиваемой площади соответствует действующему законодательству.
С учетом приведенного выше, анализируя собранные и представленные доказательства в их совокупности, при разрешении настоящего гражданского дела судом учитывается, что доказательств обоснованности непредоставления ответчиком Администрацией МО «Смоленский район» Смоленской области земельного участка в истребуемом размере в установленном на схеме расположения месте, не представлено, при том, что Администрация МО «Смоленский район», осуществляющая исполнительно-распорядительные функции в сфере управления и распоряжения земельными участками на территории района, находящимися в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, признала право Тарасова О.В. на получение земельного участка. При таком положении суд приходит к выводу о том, что требование Тарасова О.В. о возложении на Администрацию МО «Смоленский район» обязанности по предоставлению в собственность бесплатно земельного участка, подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Тарасова О.В. удовлетворить.
Обязать Администрацию МО «Смоленский район» Смоленской области предоставить Тарасову О.В. в собственность бесплатно земельный участок, с кадастровым номером №, для индивидуального жилищного строительства, расположенный в <адрес>, с проведением за счет Тарасова О.В. работ по формированию данного земельного участка.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Смоленский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н.В.Рожкова