<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 июня 2020 года Ревдинский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Сидоровой А.А., при секретаре ФИО5, с участием истца ФИО1, ее представителя ФИО2, представителя ответчика ФИО3, действующей на основании доверенности № от 01.10.2019, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
ФИО1 к администрации городского округа Дегтярск об оспаривании бездействия администрации ГО Дегтярск, обязании принять решение об изъятии земельного участка и жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу путем выкупа,
установил:
истец ФИО1 обратилась в суд с требованием к администрации городского округа Дегтярск об оспаривании бездействия администрации ГО Дегтярск, обязании принять решение об изъятии земельного участка и жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу путем выкупа.
В обоснование своих требований указывает, что истец является собственником <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>.
26.06.2015 администрацией ГО Дегтярск вынесено распоряжение № 100-ра «Об указании дальнейших действий в отношении жилых помещений, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу на территории городского округа Дегтярск», в котором установлен срок переселения граждан проживающих в помещениях, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу до 31.12.2025, жилые помещения, признанные в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу после расселения граждан – снести.
Согласно заключению № межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации городского округа Дегтярск № от 05.11.2015 о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от 15.12.2016, на основании решения данной комиссии от 13.12.2016 принято заключение о том, что жилой многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> непригоден для проживания и подлежит сносу.
19.09.2019 истец направила заявление в адрес ответчика и просила ответить на следующие вопросы: 1) принято ли решение о развитии застроенной территории в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности; 2) будет ли предъявлено к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции и будет ли установлен срок для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома;
3) будет ли в дальнейшем земельный участок, на котором расположен указанный дом и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Ответчик вручил ответ в нарушение сроков лишь 28.10.2019, в котором формально повторил сроки сноса аварийного дома до 31.12.2025 и дату переселения до 31.12.2024.
Истец считает, что своим бездействием ответчик нарушает его права.
Согласно ч.10 ст.32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - <данные изъяты> - 9 настоящей статьи.
Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> попал в региональную адресную программу по переселению граждан на территории Свердловской области из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах. Согласно выписке из указанной Программы, под номером 374 указан спорный жилой дом, планируемая дата окончания переселения 31.12.2024.
Отсюда следует, что истец имеет право выбора требовать от ответчика заплатить выкупную цену изымаемого имущества, либо другую жилую собственность.
По смыслу статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность органа местного самоуправления по незамедлительному обеспечению граждан жильем в связи с расселением из аварийного дома наступает с момента принятия решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный жилом дом, для муниципальных нужд, которое принимается в случае неисполнения собственниками сноса или реконструкции дома в установленный в требовании срок. Решение об изъятии земельного участка и об изъятии каждого жилого помещения в доме влечет обязанность органа местного самоуправления незамедлительно произвести выкуп жилых помещений в многоквартирном аварийном доме, за исключением тем, которые принадлежат праве собственности муниципальному образованию. Сроки для принятия такого решения законом не установлены, но с учетом степени аварийности дома и опасности для продолжения проживания в нем граждан, сроки принятия такого решения должны быть объективно обусловленными.
В настоящее время проживание в квартире невозможно, поскольку существует опасность пребывания там людей, в квартире отсутствуют системы горячего и холодного водоснабжения, отсутствует отопление, электроснабжение и газоснабжение. Другого жилья истец не имеет, вынуждена арендовать жилье для проживания своей семьи, состоящей из 4-х человек.
Бездействие ответчика по принятию решения об изъятии земельного участка и жилого дома для муниципальных нужд создает угрозу жизни и здоровью истца и членов ее семьи.
На основании изложенного, истец ФИО1 просит в судебном порядке признать бездействие администрации ГО Дегтярск в части невыполнения предварительной процедуры, предусмотренной частью 10 ст.32 ЖК РФ – незаконным; обязать администрацию ГО Дегтярск устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод истца, возложить обязанность по направлению собственникам жилого помещения требования о сносе аварийного дома по адресу: <адрес> и последующему принятию ответчиком решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме путем выкупа у ФИО1, взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 6000 рублей и расходы на оплату услуг представителя в размере 45 000 рублей.
Впоследствии истцом в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исковые требования были уточнены: истец просит обязать также администрацию ГО Дегтярск определить сроки предъявления требований о сносе аварийного дома, определить размер и сроки выплаты компенсации за изъятое имущество. В остальной части исковые требования поддерживает в полном объеме.
Определением суда 3-м лицом, не заявляющим самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.
В судебном заседании истец ФИО1, ее представитель ФИО2 исковые требования поддержали в полном объеме и просили их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации ГО Дегтярск ФИО3 представила письменную позицию по делу (л.д.50-52), просит отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель 3-го лица Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области ФИО4, действующий на основании доверенности № от 20.11.2018, по вызову суда не явился, в порядке ч.5 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился к суду с письменным ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие, в представленном отзыве (л.д.155-156) просит отказать в удовлетворении исковых требований, так как постановлением Правительства Свердловской области от 01.04.2019 №-ПП определен срок отселения аварийного дома по адресу: <адрес> – 31.12.2024. Таким образом, отсутствует факт длительности бездействия относительно соблюдения процедуры, определенной ч.10 ст.32 ЖК РФ.
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
В силу абз. 2 п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 (далее Положение), на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу.
Таким образом, в силу указанных норм права определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 на основании договора дарения от 27.08.2012 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>3 (л.д.11).
на основании заключения межведомственной комиссии № от 15.12.2016жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным (л.д.133).
Согласно п.1 распоряжения администрации городского округа Дегтярск от 26.06.2015 № 100-РА «Об указании дальнейших действий в отношений жилых помещений, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу на территории городского округа Дегтярск» установленный срок переселения граждан проживающих в помещениях признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу – до 31.12.2025.
Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> включен в план мероприятий региональной адресной программы «Переселение граждан на территории Свердловской области из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах» планируемая дата окончания переселения – 31.12.2024 (л.д.64).
В силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
Частью 8 статьи 32 ЖК РФ предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Исходя из содержания приведенных норм права, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, производится путем его выкупа либо предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену по соглашению с собственником.
При этом из смысла закона следует, что принятие органом местного самоуправления решений об изъятии жилого помещения и земельного участка, на котором расположен аварийный дом, требует соблюдения предварительной процедуры по направлению собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома и является следствием невыполнения собственниками жилых помещений указанного требования в предоставленный им срок.
Это соответствует и разъяснениям, содержащимся в пунктах 20, 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации".
На основании изложенного, исходя из того, что срок переселения граждан установлен до 31.12.2024, срок реализации программы не истек, в связи с чем факт бездействия со стороны администрации ГО Дегтярск в части невыполнения процедуры, предусмотренной частью 10 статьи 32 ЖК РФ, и нарушения прав истца, не установлено, в связи с чем, оснований для возложения на ответчика обязанности установить срок возможного изъятия и направить уведомление о сроке изъятия в адрес истца в данном случае не имеется.
В связи с тем, что в удовлетворении исковых требований отказано, то не подлежат удовлетворению исковые требования о взыскании судебных расходов и расходов на оплату услуг представителя.
Руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
Исковые требования ФИО1 к администрации городского округа Дегтярск об оспаривании бездействия администрации ГО Дегтярск, обязании принять решение об изъятии земельного участка и жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу путем выкупа, оставить без удовлетворения.
Решение в апелляционном порядке может быть обжаловано в течение месяца в Свердловский областной суд с момента изготовления мотивированного решения, путем подачи жалобы через Ревдинский городской суд.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья: А.А.Сидорова