Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1101/2021 ~ М-1012/2021 от 25.06.2021

Дело №2-1101/2021 г. 37RS0023-01-2021-001424-68

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 августа 2021 года город Шуя Ивановской области

Шуйский городской суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Козловой Л.В.,

при секретаре Дошлыгиной А.С.,

с участием истца Соловьевой Е.Ю.,

представителя ответчика ГУ УПФ в г.о.Шуе Ивановской области (межрайонное) Молевой А.М., действующей по доверенности от 14.01.2021 г. сроком на 1 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соловьевой Елены Юрьевны к ГУ УПФ РФ в г.о.Шуе Ивановской области (Межрайонное) об обязании включить в страховой стаж периоды работы, о взыскании судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л:

Соловьева Елена Юрьевна обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г.о.Шуе Ивановской области (Межрайонное), в котором просила суд обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периоды работы:

- 23 дня в июне с 01.06.1991 г. по 23.06.1991 г., 23 дня в июле с 01.07.1991 г. по 23.07.1991 г. – работа в должности пионерской вожатой в пионерском лагере «Клещевка»;

- с 01.09.2008 г. по 31.12.2008 г. – период ведения педагогической нагрузки преподавателя без занятия штатной должности в ОГОУ НПО ПУ №42 (ОГБПОУ «Шуйский многопрофильный колледж»);

- 28.04.2004 по 30.04.2004, с 26.05.2004 по 28.05.2004, 25.01.2008, с 20.09.2010 по 24.09.2010, 25.10.2010 по 29.10.2010, с 28.03.2017 по 30.03.2017, с 11.04.2017 по 12.04.2017, 18.04.2017, 13.02.2019, 15.02.2019, 15.05.2019, 29.05.2019, с 21.08.2019 по 22.08.2019, с 10.10.2019 по 11.10.2019 – обучение на курсах повышения квалификации, командировки;

- периоды с 18.08.1999 по 27.08.1999, с 23.08.2000 по 25.08.2000, с 29.08.2000 по 31.08.2000, с 04.06.2002 по 07.06.2002, 14,06.2002, с 28.05.2008 по 29.05.2008 - отпуск без сохранения заработной платы, продолжительностью 10 дней, 3 дня, 3 дня, 4 дня, 1 день, 2 дня, а всего 23 дня; с 22.09.2004 по 24.09.2004, с 26.10.2004 по 29.10.2004 г., с 23.11.2004 по 26.11.2004 - периоды отвлечений от основной работы.

Просила суд зачесть указанные периоды в специальный трудовой стаж.

Заявленные требования обоснованы тем, что 28.12.2020 г. истец Соловьева Е.Ю. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Решением ответчика в назначении пенсии истцу было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ при наличии 25 лет 00 месяцев 20 дней при требуемом стаже 25 лет. В стаж не были включены оспариваемые в исковом заявлении периоды работы. Указанный отказ истец считает незаконным. Так, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, командировки являются периодами работы с сохранением заработной платы, с которой работодатель производит отчисление страховых взносов в пенсионный фонд РФ. В это время за работником сохраняется место работы, заработная плата, производятся отчисления в УПФР. Считает, что период 23 дня в июне 1991 года, 23 дня в июле 1991 года – работа в должности пионервожатой подлежит включению в специальный стаж. В соответствии с п.2 и п.4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённого постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397, в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в п.1 настоящего Положения, засчитываются работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых. Кроме того, как следует из положений п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, досрочная страховая пенсия по старости назначается в зависимости от вида деятельности, которая именуется педагогической и заключается в воспитании и обучении детей, и при осуществлении ее в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Работа в должности пионервожатой была связана с детьми и их воспитанием и являлась педагогической деятельностью, а не какой-либо иной. Время работы, указанной в п.п. 1, 2 и 3 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Это условие истцом выполнено, так как Пенсионным Фондом засчитан стаж работы по специальности 25 лет 00 месяцев 20 дней, что более 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии (2/3 от 25 лет - это 16 лет 8 месяцев). Поэтому, считает, что отказ органов, осуществляющих пенсионное обеспечение засчитать в стаж, дающий право на досрочную пенсию период работы 23 дня в июне 1991, 23 дня в июле 1991 - работа в должности пионервожатой, продолжительностью 46 дней или 1 месяц 16 дней является незаконным.

Считает, что периоды с 18.08.1999 по 27.08.1999, с 23.08.2000 по 25.08.2000, с 29.08.2000 по 31.08.2000, с 04.06.2002 по 07.06.2002, 14,06.2002, с 28.05.2008 по 29.05.2008 - отпуск без сохранения заработной платы, продолжительностью 10 дней, 3 дня, 3 дня,4 дня, 1 день, 2 дня, а всего 23 дня; с 22.09.2004 по 24.09.2004, с 26.10.2004 по 29.10.2004 г., с 23.11.2004 по 26.11.2004 - периоды отвлечений от основной работы, должны быть засчитаны в специальный стаж по следующим основаниям. Истец работала в спорные периоды на должности и в учреждении, которые засчитаны Пенсионным Фондом в специальный стаж. Указанные отпуска без сохранения заработной платы были предоставлены ей по основаниям и в соответствии со статьей 76 КЗоТ РСФСР, действовавшего до 01.01.2002 года и по основаниям и в соответствии со статьей 128 ТК РФ. Такие отпуска могут быть предоставлены работодателем по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению. Отпуска без сохранения заработной платы предоставлялись истцу на основании приказов работодателя, согласно ее заявлений, в связи с семейными обстоятельствами. Работодатель посчитал ее семейные обстоятельства уважительными причинами. Отпуска были предоставлены в соответствии с трудовым законодательством. Во время этих отпусков за истцом сохранялось место работы и должность, на эти периоды времени она подлежала государственному социальному страхованию. Поскольку истец осуществляла в период предоставления отпусков без сохранения заработной платы и до настоящего времени педагогическую деятельность в учреждениях, которые являются образовательными, находилась в не оплачиваемых отпусках в период действия указанных выше норм права, с учетом положения статей 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции РФ, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, что бы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, спорные периоды нахождения в отпусках без сохранения заработной платы подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости, независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Считает, что период работы с 01.09.2008 по 31.12.2008 - работа в должности методиста должен быть засчитан в специальный стаж по следующим основаниям. В этот период истец, работая методистом, имела педагогическую нагрузку. Ответчик в отказе ссылается на то, что ведение педагогической нагрузки в этот период было без занятия штатной должности. Однако, Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781 не содержат в качестве ограничивающего условия для назначения досрочной пенсии обязательное занятие штатной должности.

В соответствии с пп. «ж» п.2 Постановления Минтруда России от 30 июня 2003 года №41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» преподавательская работа руководящих работников в том же учреждении без занятия штатной должности учителя не считается совместительством и не требует заключения трудового договора. Поэтому преподавательская работа руководящих работников предусматривается в приказе о распределении учебной нагрузки на общих основаниях с учителями, а для определения заработной платы вносится в тарификационный список, как и всем учителям. Истец считает юридически значимым фактом осуществления ею педагогической деятельности, а не порядок оформления ее на указанную работу, поскольку Правила не содержат в качестве ограничивающего условия для назначения досрочной пенсии обязательное занятие штатной должности, наименование которой предусмотрено Списком. Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781, определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.

В соответствии со ст. 333 Трудового кодекса РФ, для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2003 года №191 (ред. от 18.08.2008) «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников, для педагогических работников установлена продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю. При этом продолжительность рабочего времени преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования установлена 720 часов в год. Аналогичная нагрузка предусмотрена Приказом Министерства образования и науки РФ от 24.12.2010 года №2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников», зарегистрированным в Минюсте РФ 04.02.2011 года №19709. В 2008-2009 учебном году истец работала в должности методиста и была параллельно тарифицирована как преподаватель на полную ставку часов (ставка- 720 часов, у нее было 798 часов), приказ о тарификации имеется. Таким образом, период с 01.09.2008 по 31.12.2008 подлежит включению в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

Также считает, что отсутствие в Управлении Пенсионного фонда сведений индивидуального персонифицированного учёта в спорные периоды не является основанием для отказа в назначении пенсии, поскольку ее вины в непредставлении этих данных нет.

В судебном заседании истец Соловьева Е.Ю. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в иске. Просила суд требования удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика УПФ в г.о.Шуе Ивановской области (межрайонное) Молева А.М. по доверенности возражала против заявленных исковых требований, суду пояснила, что в специальный стаж истца не были включены оспариваемые в исковом заявлении периоды:

- с 28.04.2004 по 30.04.2004, с 26.05.2004 по 28.05.2004, 25.01.2008, с 20.09.2010 по 24.09.2010, с 25.10.2010 по 29.10.2010, с 28.03.2017 по 30.03.2017, с 11.04.2017 по 12.04.2017, 18.04.2017, 13.02.2019, 15.02.2019, 15.05.2019, 29.05.2019, с 21.08.2019 по 22.08.2019, с 10.10.2019 по 11.10.2019 – курсы повышения квалификации с сохранением средней заработной платы,

- с 18.08.1999 по 27.08.1999, с 23.08.2000 по 25.08.2000, с 29.08.2000 по 31.08.2000, с 04.06.2002 по 07.06.2002, 14.06.2002, с 28.05.2008 по 29.05.2008 – отпуск без сохранения заработной платы, так как на основании пункта 5 «Правил» исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №516, в специальный стаж засчитываются периоды работы, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня;

- период с 01.09.2008 по 31.12.2008 ведение педагогической нагрузки преподавателя без занятия штатной должности в ОГОУ НПО ПУ №42 (ОГБПОУ «Шуйский многопрофильный колледж») не может быть включен в специальный стаж, так как на основании Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002 в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, засчитывается работа в должностях; кроме того с 01.09.2000 также при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад);

- 23 дня в июне 1991, 23 дня в июле 1991 (в выписке индивидуального (персонифицированного) учета периоды с 01.06.1991 по 23.06.1991, с 01.07.1991 по 23.07.1991) в должности пионервожатой в пионерском лагере «Клещевка» (в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397), т.к. за периоды как до 01.01.1992, так и до 01.10.1993 отсутствует работа в должностях и учреждениях, предусмотренных Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397.

При определении стажа на соответствующих видах работ в соответствии с п. 19 ч.1 ст.30 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», имеющим периоды соответствующей работы как до 1 января 1992, так и до 1 октября 1993, постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397 может применяться к периодам работы: до 1 января 1992 года на основании постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 №665 (пункт 1, подпункт «м»); до 1 октября 1993 года на основании ч. 4 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а также п.3 постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №463, которое признано утратившим силу с 1 октября 1993 постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 №953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой».

Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397 (далее Положение №1397), предусмотрено, что учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются иные периоды работы (деятельности), к которым относится в том числе работа в пионерских лагерях в качестве штатных пионервожатых, при следующих условиях: как до 1 января 1992, так и до 1 октября 1993 имеется работа по Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397;

если имеется не менее 2/3 требуемого стажа на соответствующих видах работ в соответствии с законодательством, действующим на день назначения пенсии. Списками, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781, должность «пионервожатая» в пионерских лагерях не предусмотрена.

На основании вышеизложенного, УПФР в городском округе Шуе Ивановской области (межрайонное) просило в удовлетворении исковых требований Соловьевой Елены Юрьевны отказать.

Заслушав стороны, изучив и исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно ст.15 Конституции РФ основной закон государства имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

В соответствии с пп.19 п.1 ст. 30 ФЗ РФ от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» досрочная страховая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений ч.1.1 указанной статьи.

С 01.01.2019 г. вступил в силу Федеральный закон РФ от 03.10.2018 г. №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», которым внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, направленные на повышение возраста отдельных категорий граждан, в частности, в статью 30 ФЗ РФ от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно новой части 1.1 статьи 30 ФЗ РФ от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19-21 ч.1 названной статьи, назначается не ранее сроков, указанных в Приложении 7 к ФЗ РФ «О страховых пенсиях».

Согласно приложению №7 к ФЗ РФ от 28.12.2013 г. №400-ФЗ в случае возникновения права на страховую пенсию по старости в соответствии с п.п.19-21 ч.1ст.30 ФЗ РФ от 28.12.2013 г. №400-ФЗ в 2019 году установлен срок назначения страховой пенсии по старости – не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, в 2020 году - не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.

Начиная с 01.01.2019 г. для лиц, которым право на досрочную пенсию предоставляется независимо от возраста, срок реализации права на досрочное назначение будет постепенно увеличен на 60 месяцев (5 лет) в зависимости от года возникновения права на такую пенсию.

При этом, согласно ч. 3 ст.10 ФЗ РФ от 03.10.2018 №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19-21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

В соответствии с действующим законодательством, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, применяется Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Если в указанном порядке требуемый для назначения досрочной пенсии стаж не определяется, применяется подпункт м) пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающий право на досрочное пенсионное обеспечение».

Согласно подпункту м) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781);

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 по 31 декабря 2001 включительно (далее постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 №1067);

- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 по 31 октября 1999 включительно (далее постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №463);

- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства») – для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года (далее постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. №1397).

Если в указанном порядке требуемый для назначения досрочной пенсии стаж не определяется, то исчисление периодов соответствующей работы (деятельности), имевшей место до 1 января 2002 года возможно с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 №2-П, т.е. на основании нормативных правовых актов, действовавших по состоянию на 31 декабря 2001 года.

В этом случае исчисление периодов работы педагогических работников производится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 №1067, в т.ч. с применением за период до 1 ноября 1999 года постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №463.

Судом установлено и из обстоятельств дела следует, что 28.12.2020 г. истец Соловьева Е.Ю. обратилась в Управление Пенсионного фонда в г.о.Шуе Ивановской области (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, в соответствии с подп.19 п.1 ст.30 ФЗ РФ от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», как лицу, не менее 25 лет осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей независимо от их возраста.

Решением УПФР в городском округе Шуе Ивановской области (межрайонное) №290579/20 от 04.03.2021 года было установлено, что требуемую продолжительность специального стажа 25 лет Соловьева Е.Ю. приобрела 08.12.2020. В соответствии с действующим законодательством, она может реализовать право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по истечении 18 месяцев со дня приобретения стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения пенсии.

В специальный стаж истца не были включены оспариваемые в исковом заявлении следующие периоды:

1) 23 дня в июне 1991 г., 23 дня в июле 1991 г. (в выписке индивидуального (персонифицированного) учета периоды с 01.06.1991 г. по 23.06.1991 г., с 01.07.1991 г. по 23.07.1991 г.) в должности пионерской вожатой в пионерском лагере «Клещевка» (в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397), так как за периоды как до 01.01.1992 г., так и до 01.10.1993 г. отсутствует работа в должностях и учреждениях, предусмотренных Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. №1397;

2)период с 01.09.2008 по 31.12.2008 ведение педагогической нагрузки преподавателя без занятия штатной должности в ОГОУ НПО ПУ №42 (ОГБПОУ «Шуйский многопрофильный колледж») не может быть включен в специальный стаж, так как на основании Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002 в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, засчитывается работа в должностях; кроме того с 01.09.2000 также при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад);

3) - с 18.08.1999 по 27.08.1999, с 23.08.2000 по 25.08.2000, с 29.08.2000 по 31.08.2000, с 04.06.2002 по 07.06.2002, 14.06.2002, с 28.05.2008 по 29.05.2008 – отпуск без сохранения заработной платы;

- с 28.04.2004 по 30.04.2004, с 26.05.2004 по 28.05.2004, 25.01.2008, с 20.09.2010 по 24.09.2010, с 25.10.2010 по 29.10.2010, с 28.03.2017 по 30.03.2017, с 11.04.2017 по 12.04.2017, 18.04.2017, 13.02.2019, 15.02.2019, 15.05.2019, 29.05.2019, с 21.08.2019 по 22.08.2019, с 10.10.2019 по 11.10.2019 – курсы повышения квалификации с сохранением средней заработной платы;

- 22.09.2004 г. по 24.09.2004 г., с 26.10.2004 г. по 29.10.2004 г., с 23.11.2004 г. по 26.11.2004 г. – периоды отвлечений от основной работы без кода педагогической выслуги по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета), т.к. на основании пункта 5 «Правил» исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №516, в специальный стаж засчитываются периоды работы, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня.

Отказ ответчика во включении в специальный стаж истца указанных периодов работы суд считает неправомерным в части по следующим основаниям.

Как следует из определения Конституционного Суда РФ от 5 ноября 2002 года пенсии, назначаемые гражданам в связи с трудовой и иной деятельностью, заслужены предшествующим трудом. При этом гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, предусмотренные действующим в тот период законодательством, и изменение условий установления пенсий в связи с особыми условиями труда является ограничением конституционного права на социальное обеспечение.

Согласно Положению о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397, действующему до издания Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. №953, работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых засчитывалась в стаж работы по специальности учителей и других работников просвещения для назначения пенсии за выслугу лет.

Кроме того, в соответствии с п.2 Положения в стаж работы по специальности учителей и других работников просвещения засчитывалась работа по специальности во внешкольных детских учреждениях.

Из номенклатуры внешкольных учреждений, утвержденной приказом Министра просвещения СССР от 12.01.1976 года №10, Положения о загородном пионерском лагере, утвержденного постановлением Президиума ВЦСПС и Бюро ЦК ВЛКСМ от 16.03.1976 года, следует, что пионерские загородные лагеря являются внешкольными детскими учреждениями.

Таким образом, согласно ранее действующему законодательству в льготный стаж засчитывалась работа в пионерских лагерях в качестве штатных пионервожатых, а также по специальности.

Периоды работы истца 23 дня в июне 1991 г., 23 дня в июле 1991 г. (в выписке индивидуального (персонифицированного) учета периоды с 01.06.1991 г. по 23.06.1991 г., с 01.07.1991 г. по 23.07.1991 г.) в должности пионерской вожатой в пионерском лагере «Клещевка» подтверждаются архивной справкой выданной 17.09.2020 за №6 Областным комитетом Ивановской областной организацией профсоюза работников промышленности ХБК «Шуйские ситцы». Указанной справкой подтверждается, что именно Соловьева Е.Ю. в указанные периоды работала пионервожатой в пионерском лагере «Клещевка».

Периоды работы в пионерском лагере так же подтверждаются приложенными к указанной справке расчетными ведомостями по начислению заработной платы за 1991 год.

Период педагогического стажа работы в должности «пионервожатая» подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, при условии соблюдения механизма его зачета, то есть работником должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию (Обзор, утв. Постановлением Президиума ВС РФ от 01.08.2007 г. вопрос №10).

Это условие истцом выполнено, так как ответчиком засчитан стаж работы по специальности 25 лет 00 месяцев 20 дней на дату подачи заявления 28.12.2020 г., что более /3 стажа, требуемого для назначения пенсии (2/3 от 25 лет – 16 лет 8 месяцев).

В отношении периодов: с 28.04.2004 по 30.04.2004, с 26.05.2004 по 28.05.2004, 25.01.2008, с 20.09.2010 по 24.09.2010, с 25.10.2010 по 29.10.2010, с 28.03.2017 по 30.03.2017, с 11.04.2017 по 12.04.2017, 18.04.2017, 13.02.2019, 15.02.2019, 15.05.2019, 29.05.2019, с 21.08.2019 по 22.08.2019, с 10.10.2019 по 11.10.2019 – курсы повышения квалификации с сохранением средней заработной платы, в обоснование не включения в специальный стаж указанных периодов, ответчик в решении сослался на п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года №516. Однако ни эти Правила, ни Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, не содержат положений, предусматривающих, что в периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, не включаются периоды повышения квалификации.

Суд полагает, что при невозможности придти к однозначному выводу относительно включения или не включения периода повышения квалификации, в специальный стаж в связи с отсутствием в Правилах прямых предписаний на этот счет, ответчику следовало руководствоваться ст.11 ФЗ РФ от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», согласно которой в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 указанного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Согласно данной норме период повышения квалификации, по мнению суда, подлежит безусловному включению в специальный страховой стаж наряду с периодами временной нетрудоспособности, ежегодных отпусков и другими, упомянутыми в тексте Правил.

В судебном заседании на основе объяснений истца установлено, что в период повышения квалификации истец получала в полном объеме заработную плату. Согласно должностным обязанностям истец обязана повышать свою квалификацию. Заработную плату за этот период получала в том же размере. За этот период за работником сохранялось место работы и заработная плата, с которой произведены все необходимые отчисления по уплате страховых взносов в УПФР.

В соответствии со ст.112 КЗоТ РСФСР и аналогичной ей по смыслу и содержанию ст.187ТК РФ, работники направляются для повышения квалификации работодателем. Названные нормы трудового права не определяют повышение квалификации как учебу или иную деятельность, не связанную непосредственно с исполнением работником своих функциональных обязанностей и выполняемую им в неких облегченных по сравнению с основной работой условиях.

Из материалов дела следует, что на курсы повышения квалификации в указанные периоды истец была направлена на основании приказов работодателя.

Суд считает, что с учетом указанных обстоятельств не включение в специальный стаж периодов повышения квалификации необоснованно ухудшает положение работника, направленного работодателем для повышения квалификации, по отношению к другим работникам, ведет к нарушению принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, провозглашенного ст.19 Конституции РФ и гарантируемого государством, и, следовательно, недопустимо.

Верховный Суд РФ в обзоре законодательства и судебной практики ВС РФ за первый квартал 2006 г. (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 и 14 июня 2006 г.) также указал, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Период работы истца с 01.09.2008 по 31.12.2008 ведение педагогической нагрузки преподавателя без занятия штатной должности в ОГОУ НПО ПУ №42 (ОГБПОУ «Шуйский многопрофильный колледж») подлежит включению в специальный стаж истца по следующим основаниям.

В этот период истец, работая методистом, имела педагогическую нагрузку. Ответчик в отказе ссылается на то, что ведение педагогической нагрузки в этот период было без занятия штатной должности. Однако Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781 не содержат в качестве ограничивающего условия для назначения досрочной пенсии обязательное занятие штатной должности.

В соответствии с пп. «ж» п.2 Постановления Минтруда России от 30 июня 2003 года №41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» преподавательская работа руководящих работников в том же учреждении без занятия штатной должности учителя не считается совместительством и не требует заключения трудового договора. Поэтому преподавательская работа руководящих работников предусматривается в приказе о распределении учебной нагрузки на общих основаниях с учителями, а для определения заработной платы вносится в тарификационный список, как и всем учителям. Юридически значимым фактом является осуществление истцом педагогической деятельности, а не порядок оформления на указанную работу, поскольку Правила не содержат в качестве ограничивающего условия для назначения досрочной пенсии обязательное занятие штатной должности, наименование которой предусмотрено Списком. Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781, определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.

В соответствии со ст. 333 Трудового кодекса РФ, для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2003 года №191 (ред. от 18.08.2008) «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников, для педагогических работников установлена продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю. При этом продолжительность рабочего времени преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования установлена 720 часов в год. Аналогичная нагрузка предусмотрена Приказом Министерства образования и науки РФ от 24.12.2010 года №2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников», зарегистрированным в Минюсте РФ 04.02.2011 года №19709.

В 2008-2009 учебном году истец работала в должности методиста и была параллельно тарифицирована как преподаватель на полную ставку часов (ставка- 720 часов, у нее было 798 часов), приказ о тарификации имеется. Таким образом, период с 01.09.2008 по 31.12.2008 подлежит включению в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

Периоды работы Соловьевой Е.Ю. с 18.08.1999 по 27.08.1999, с 23.08.2000 по 25.08.2000, с 29.08.2000 по 31.08.2000, с 04.06.2002 по 07.06.2002, 14.06.2002, с 28.05.2008 по 29.05.2008 – отпуск без сохранения заработной платы; 22.09.2004 г. по 24.09.2004 г., с 26.10.2004 г. по 29.10.2004 г., с 23.11.2004 г. по 26.11.2004 г. – периоды отвлечений от основной работы без кода педагогической выслуги по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета), не могут быть включены в специальный стаж истца, т.к. на основании пункта 5 «Правил» исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №516, в специальный стаж засчитываются периоды работы, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня. В нарушение требований ст.56 ГПК РФ истцом не представлено доказательств работы в указанные периоды.

Кроме того, в соответствии со ст.11 ФЗ РФ от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В силу ст.14 названного ФЗ РФ от 28.12.2013 г. №400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Указанные выше периоды имели место после регистрации истца в системе индивидуального (персонифицированного учета, дата регистрации Соловьевой Е.Ю. в системе обязательного пенсионного страхования 10.12.1998 г.). Оспариваемые истцом указанные выше периоды сведениями индивидуального (персонифицированного) учета не подтверждаются.

На основании вышеизложенного, с учетом включения оспариваемых ответчиком периодов работы истца 25-летний стаж педагогической деятельности у истца выработан 21.05.2020 года.

Соответственно, право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2003 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», п. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2019 N 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии» наступит 21.11.2021 г.

В соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано. При подаче иска истцом была уплачена государственная пошлина в размере 300 руб. рублей, что подтверждается квитанцией от 22.06.2021 г. Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194–199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Соловьевой Елены Юрьевны к ГУ УПФ РФ в г.о.Шуе Ивановской области (Межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, об обязании включить в страховой стаж периоды работы, о взыскании судебных расходов, удовлетворить частично.

Обязать УПФР в г.о.Шуе Ивановской области (межрайонное) включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, Соловьевой Елене Юрьевне …года рождения, в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 ФЗ РФ от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды:

- 23 дня в июне с 01.06.1991 г. по 23.06.1991 г., 23 дня в июле с 01.07.1991 г. по 23.07.1991 г. – работа в должности пионерской вожатой в пионерском лагере «Клещевка»;

- с 01.09.2008 г. по 31.12.2008 г. – период ведения педагогической нагрузки преподавателя без занятия штатной должности в ОГОУ НПО ПУ №42 (ОГБПОУ «Шуйский многопрофильный колледж»);

- 28.04.2004 по 30.04.2004, с 26.05.2004 по 28.05.2004, 25.01.2008, с 20.09.2010 по 24.09.2010, 25.10.2010 по 29.10.2010, с 28.03.2017 по 30.03.2017, с 11.04.2017 по 12.04.2017, 18.04.2017, 13.02.2019, 15.02.2019, 15.05.2019, 29.05.2019, с 21.08.2019 по 22.08.2019, с 10.10.2019 по 11.10.2019 – обучение на курсах повышения квалификации, командировки.

Указанные дни зачесть в соответствии с п.п.19 п.1 ст.30 ФЗ РФ от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» со дня приобретения стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения пенсии (с 21.05.2020 г.), принимая во внимание переходные положения с учетом изменения срока назначения страховой пенсии по старости в соответствии с ФЗ РФ от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», п.15ст.7, ч.3ст.10 ФЗ РФ от 03.10.2018 г. №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», назначив пенсию с 21.11.2021 г.

Взыскать с ГУ УПФ РФ в г.о.Шуе Ивановской области (Межрайонное) в пользу Соловьевой Елены Юрьевны судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Шуйский городской суд Ивановской области в течение одного месяца со дня принятия данного решения суда в окончательной форме.

Судья Л.В. Козлова.

В окончательной форме решение суда изготовлено 27 августа 2021 года.

Судья Л.В. Козлова.

2-1101/2021 ~ М-1012/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Соловьева Елена Юрьевна
Ответчики
УПФР в г.о.Шуя
Другие
Моцная Ольга Николаевна
Суд
Шуйский городской суд Ивановской области
Судья
Козлова Любовь Вячеславовна
Дело на странице суда
shuisky--iwn.sudrf.ru
25.06.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.06.2021Передача материалов судье
01.07.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.07.2021Судебное заседание
05.08.2021Судебное заседание
17.08.2021Судебное заседание
19.08.2021Судебное заседание
20.08.2021Судебное заседание
27.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.11.2021Дело оформлено
23.11.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее