РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 февраля 2019 года город Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Токмаковой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Афанасенко В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-182/2019 по иску Иванова О.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Салехарде и Приуральском районе ЯНАО о признании незаконным отказа по не включению в страховой стаж, являющийся основанием для начисления пенсии по старости, периодов работы, возложении обязанности по включению в страховой стаж, являющийся основанием для начисления пенсии по старости, возложении обязанности по начислению пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Иванов О.В. обратился в суд с иском Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Салехарде и Приуральском районе ЯНАО о признании незаконным отказа по не включению в страховой стаж, являющийся основанием для начисления пенсии по старости, периодов работы, возложении обязанности по включению в страховой стаж, являющийся основанием для начисления пенсии по старости, возложении обязанности по начислению пенсии.
В обоснование иска, с учетом заявления об уточнении исковых требований от 11 февраля 2019 года, указано, что Иванов О.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в ГУ УПФ РФ в г. Салехарде и Приуральском районе ЯНАО с целью досрочного назначения страховой пенсии по старости. В результате обращения было отказано, что у Иванова О.В. отсутствует право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с тем, что в страховой стаж не включен ряд периодов трудовой деятельности, а именно: c 02.12.2005 по 29.12.2007 в должности электросварщика ООО «Бриз-1» - 2 года 27 дней; с 29.11.2008 по 25.11.2009 в должности электрогазосварщика у ИП ФИО – 11 месяцев 27 дней; с 02.02.2010 по 28.10.2010 в должности инженера-строителя у ИП ФИО – 8 месяцев 26 дней; с 02.02.2010 по 28.10.2010 в должности инженера-строителя у ИП ФИО – 8 месяцев 26 дней; с 02.11.2010 по 02.02.2011 в должности электросварщика у ИП ФИО – 3 месяца; с 04.02.2011 по 01.10.2013 в должности электросварщика ООО «Ямалпродукт» - 2 года 7 месяцев 27 дней. Всего 6 лет 8 месяцев 17 дней. В качестве основания для не включения указанных периодов трудовой деятельности в страховой стаж указано на то, что работодателями за указанный период не внесены страховые взносы, ввиду чего имеет место несвоевременная регистрация в системе персонифицированного учета. Исключение указанных периодов трудовой деятельности привело к тому, что страховой стаж Иванова О.В. необоснованно уменьшен на 6 лет 8 месяцев 17 дней. Данное решение ГУ УПФ РФ в г. Салехарде и Приуральском районе ЯНАО является незаконным.
Просил: 1) признать незаконным отказ ГУ УПФ РФ в г. Салехарде и Приуральском районе ЯНАО включить в страховой стаж, являющийся основанием для начисления пенсии по старости периоды работы: c 02.12.2005 по 29.12.2007 в должности электросварщика ООО «Бриз-1» - 2 года 27 дней; с 29.11.2008 по 25.11.2009 в должности электрогазосварщика у ИП ФИО – 11 месяцев 27 дней; с 02.02.2010 по 28.10.2010 в должности инженера-строителя у ИП ФИО – 8 месяцев 26 дней; с 02.02.2010 по 28.10.2010 в должности инженера-строителя у ИП ФИО – 8 месяцев 26 дней; с 02.11.2010 по 02.02.2011 в должности электросварщика у ИП ФИО – 3 месяца; с 04.02.2011 по 01.10.2013 в должности электросварщика ООО «Ямалпродукт» - 2 года 7 месяцев 27 дней. Всего 6 лет 8 месяцев 17 дней; 2) обязать ГУ УПФ РФ в г. Салехарде и Приуральском районе ЯНАО включить в страховой стаж, являющийся основанием для начисления пенсии по старости периоды работы: c 02.12.2005 по 29.12.2007 в должности электросварщика ООО «Бриз-1» - 2 года 27 дней; с 29.11.2008 по 25.11.2009 в должности электрогазосварщика у ИП ФИО – 11 месяцев 27 дней; с 02.02.2010 по 28.10.2010 в должности инженера-строителя у ИП ФИО – 8 месяцев 26 дней; с 02.02.2010 по 28.10.2010 в должности инженера-строителя у ИП ФИО – 8 месяцев 26 дней; с 02.11.2010 по 02.02.2011 в должности электросварщика у ИП ФИО – 3 месяца; с 04.02.2011 по 01.10.2013 в должности электросварщика ООО «Ямалпродукт» - 2 года 7 месяцев 27 дней. Всего 6 лет 8 месяцев 17 дней; 3) возложить обязанность на ГУ УПФ РФ в г. Салехарде и Приуральском районе ЯНАО произвести начисление пенсии с учетом указанных периодов.
В судебном заседании истец Иванов О.В. и его представитель Гонтарь Д.Б., действующий на основании ч.6 ст. 53 ГПК РФ, настаивали на удовлетворении требований иска, с учетом заявления об уточнении исковых требований от 11 февраля 2019 года, выступили по доводам, приведенным в нем.
Представитель ответчика Желобаев А.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения требований иска, выступил по доводам, приведенным в письменном возражении на иск. Также указал, что Иванов О.В. в установленном законом порядке не обращался в пенсионный орган по вопросу назначения страховой пенсии по старости, в связи с чем, никакого решения в отношении Иванова О.В. управлением не принималось и не могло быть принято. Назначение пенсии носит строго заявительных характер. Иванов О.В. действительно обращался, но исключительно за получением консультации по вопросу назначения страховой пенсии по старости, что не тождественно заявлению о назначении страховой пенсии по старости.
Исследовав представленные доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в исковом заявлении, возражении на него и выступлениях присутствующих в судебном заседании сторон, суд приходит к следующему.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 № 884п утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Согласно разделу II. Правил, граждане обращаются за назначением пенсии, перерасчетом ее размера, переводом с одной пенсии на другую (далее - установление пенсии) путем подачи заявления о назначении пенсии, заявления о перерасчете размера пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или через представителя, обращающегося за установлением пенсии от его имени (далее - заявитель). Граждане подают заявление о назначении пенсии непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства. Заявление о назначении пенсии может быть направлено в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по почте. Заявление о назначении пенсии может быть подано в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства гражданина, в том числе с учетом места подачи указанного заявления отдельными категориями граждан в соответствии с п.п. 5 - 7, 9, 11, 12, 15 настоящих Правил, в случае, если между территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанного заявления предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением. Заявление о назначении пенсии может быть представлено в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в форме электронного документа, порядок оформления которого установлен законодательством Российской Федерации (далее - в форме электронного документа), и которое передается с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и информационную систему Пенсионного фонда Российской Федерации «Личный кабинет застрахованного лица».
Согласно разделу II. Правил, при приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации:
а) проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам;
б) изготавливает копии документов, представленных заявителем для установления пенсии, и заверяет их в установленном порядке;
в) оформляет выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования;
г) регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и выдает уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе.
Прием и рассмотрение заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, поданных через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации с учетом осуществления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг функций, предусмотренных Правилами организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 № 1376. При этом заявление об установлении пенсии и документы, представленные для установления пенсии, могут быть получены территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации из многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации:
а) дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов;
б) проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица;
в) запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе;
г) приостанавливает срок рассмотрения заявления об установлении пенсии в случае проведения проверки документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации для установления пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов, необходимых для установления пенсии;
д) принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения;
е) принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации;
ж) возвращает заявителю подлинники представленных им документов;
з) приостанавливает или прекращает выплату пенсии в установленных законом случаях.
Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Таким образом, основанием для начала выполнения процедур по установлению и выплате пенсий является личное обращение гражданина, его законного представителя либо доверенного лица в территориальный орган ПФР с документами, необходимыми для установления и выплаты пенсий. Обращение за пенсией - это подача гражданином заявления, обращение за пенсией является выражением волеизъявления гражданина об установлении ему пенсии.
Судом установлено, 22.05.2018 Иванов О.В. обратился в ГУ УПФ РФ в г. Салехарде и Приуральском районе ЯНАО за консультацией в клиентскую службу по вопрос определения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости согласно п. 6 ч.1 ст. 32 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
Специалистом ГУ УПФ РФ в г. Салехарде и Приуральском районе ЯНАО был произведен предварительный подсчет страхового стажа и даны рекомендации о необходимости подтверждения специального стажа – электросварщика.
22.10.2018 Иванов О.В. обратился в ГУ УПФ РФ в г. Салехарде и Приуральском районе ЯНАО с заявлением, в котором просил сообщить об учтенных и не учтенных периодах трудовой деятельности, подлежащих включению в страховой стаж.
06.11.2018 ГУ УПФ РФ в г. Салехарде и Приуральском районе ЯНАО Иванову О.В. был дан ответ, согласно которому страховой стаж составлял 5 лет 6 месяцев.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что Иванов О.В. в порядке, установленном Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 г. № 884п, в территориальный орган - ГУ УПФ РФ в г. Салехарде и Приуральском районе ЯНАО с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости не обращался, соответственно какое-либо решение об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии территориальным органом не принималось.
Фактически получив в территориальном органе сведения об учтенных и не учтенных периодах трудовой деятельности, истец, расценив этот факт как отказ в установлении пенсии, просит суд возложить на территориальный орган обязанность по начислению пенсии.
В соответствии со ст. 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.
В силу ст.ст. 3, 4 ГПК РФ защите подлежит нарушенное право и суд может принять решение об обязанности соответствующего органа устранить допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод, если оно совершено не в соответствии с порядком, установленным законом или не в пределах полномочий органа, только в том случае, если будет доказано, что оспариваемое решение или действие нарушает права либо свободы гражданина.
Согласно ст. 11 ГК РФ судебной защите подлежат нарушенные гражданские права.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При таких обстоятельствах, применительно к указанным нормам материального и процессуального права, именно истец Иванов О.В., заявляющий требования, основанием которых является факт нарушения действующих норм и правил, регламентирующих порядок назначения пенсии, а также нарушение его прав и охраняемых законом интересов, должен доказать, что имеются нарушения его права со стороны лица, к которому заявлены эти требования - ГУ Управления пенсионного фонда РФ в г. Салехарде и Приуральском районе ЯНАО.
Таким образом, в данном споре бремя доказывания обстоятельств нарушения своих прав фактом назначения (исчисления) досрочной страховой пенсии по старости должно быть возложено именно на истца.
Истцом, в нарушение ст. 56 ГПК РФ не указано конкретных обязательных норм и правил, обязывающих ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г. Салехарде и Приуральском районе ЯНАО включить в стаж, дающий право на назначении досрочной пенсии по старости спорные периоды работы.
При этом, в соответствии с положениями ст. 11 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ лицами, указанными в ч.1 ст. 4 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФ РФ.
Поскольку ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г. Салехарде и Приуральском районе ЯНАО не принято какого-либо решения об отказе по включению спорных периодов в страховой стаж, являющийся основанием для начисления пенсии по старости, суд лишен возможности проверить законность данных действий ответчика.
При таких обстоятельствах у суда не имеется правовых оснований для признания факта нарушения гражданских прав и охраняемых законом интересов Иванова О.В. действиями ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г. Салехарде и Приуральском районе ЯНАО.
Таким образом, отказывая в удовлетворении иска, суд исходит из того, что истец в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представил суду доказательств нарушения его граждански прав и охраняемых законом интересов.
Рассмотрев дело в пределах заявленных и поддержанных в судебном заседании требований, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Иванова О.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Салехарде и Приуральском районе ЯНАО о признании незаконным отказа по не включению в страховой стаж, являющийся основанием для начисления пенсии по старости, периодов работы, возложении обязанности по включению в страховой стаж, являющийся основанием для начисления пенсии по старости, возложении обязанности по начислению пенсии, - оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.
Судья Н.А. Токмакова