Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-1047/2019 от 27.03.2019

Судья Чуряев А.В.                         Дело № 33-1047/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 апреля 2019 г. г. Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
в составе:

председательствующего Курлаевой Л.И.

судей Сивашовой А.В., Букаловой Е.А.

при секретаре Поздняковой С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тихонова Александра Николаевича к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области о восстановлении дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной денежной выплаты,

по апелляционной жалобе Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области на решение Советского районного суда г. Орла от 11 февраля 2019 г., которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Курлаевой Л.И., выслушав объяснения представителя Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области по доверенности Мельник О.М., поддержавшей доводы жалобы, изучив материалы дела, доводы жалобы и возражений, судебная коллегия

установила:

Тихонов А.Н. обратился в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области о восстановлении дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной денежной выплаты.

В обоснование заявленных требований указывал, что с 01 июля 1998г. по 16 декабря 2011г. он являлся депутатом <...> на профессиональной основе, в связи с чем ему пожизненно было назначено дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты. Однако с 01 марта 2016г. осуществление данной выплаты было прекращено в связи с внесением в Закон Орловской области от 08 января 1997г. №21-ОЗ «О статусе депутата Орловского областного Совета народных депутатов» изменений Законом Орловской области от 08 февраля 2016 г. №1914-ОЗ. Полагал неправомерным прекращение денежной выплаты, поскольку Закон Орловской области от 08 февраля 2016 г. №1914-ОЗ не подлежит применению к правоотношениям по назначению доплаты к пенсии лицам, приобретшим такое право до вступления в силу этих изменений.

В связи с чем истец, уточнив исковые требования, просил суд возложить на ответчика обязанность возобновить начисление и выплату ему дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной денежной выплаты с 01 марта 2016 г., взыскать с ответчика расходы по оплате услуг представителя в размере 15 000 руб.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного.

Приводит довод о том, что законодателю субъекта Российской Федерации дано право не только вводить, но и изменять критерии назначения дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной денежной выплаты, а также корректировать правила назначения и расчета таких доплат.

Считает, что с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2017 г. № 2922-О прекращение ответчиком выплаты истцу дополнительного материального обеспечения не может расцениваться как нарушение его прав.

Полагает, что правоотношения по выплате дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной выплаты носят длящийся характер, в связи с чем отсутствие указаний в Законе Орловской области от
08 февраля 2016 г. № 1914-ОЗ о распространении новых условий назначения дополнительного материального обеспечения на правоотношения, сложившиеся ранее вступления названного нормативного акта в законную силу, не противоречит принципу социальной справедливости, балансу частных интересов граждан и публичных интересов Орловской области.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что Тихонов А.Н. с 1998г. по 2011г. являлся депутатом <...>. С 2011г. истцу назначена пенсия по инвалидности.

Решением управления социальной защиты населения Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области от 16 февраля 2012г. истцу с 01 марта 2012г. пожизненно было назначено дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты.

Согласно п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации субъект Российской Федерации вправе устанавливать социальные и иные гарантии деятельности депутатов законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона от 06 октября 1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» гарантии депутатской деятельности устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.

Статьей 51 Устава Орловской области установлено, что депутаты областного Совета народных депутатов осуществляют депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе или без отрыва от основной деятельности. Число депутатов областного Совета народных депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законом области.

Гарантии депутатской деятельности устанавливаются Уставом (Основным Законом) Орловской области и законом области.

Согласно части 7 статьи 21 Закона №21-ОЗ «О статусе депутата Орловского областного Совета народных депутатов» (в редакции, действовавшей на момент назначения доплаты к пенсии истца) гражданин Российской Федерации, избиравшийся депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти Орловской области и замещавший данную должность не менее трех лет, имеет право на ежемесячную доплату к пенсии за счет средств областного бюджета.

Доплата к пенсии устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с федеральным законодательством о трудовых пенсиях.Доплата к пенсии назначается в размере 75 процентов среднемесячного заработка депутата, работающего в соответствующей должности на постоянной основе, за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости (инвалидности), установленной в соответствии с федеральным законодательством о трудовых пенсиях.

Таким образом, на момент назначения ежемесячной доплаты к пенсии за счет средств областного бюджета истец соответствовал критериям, предъявляемым к нему законом субъекта Российской Федерации. При этом федеральное законодательство не содержало норм, которые устанавливали бы иное регулирование указанных правоотношений.

С 01 марта 2016г. выплата истцу назначенного дополнительного материального обеспечения не производится.

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. № 446-ФЗ статья 2.1 Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» дополнена пунктом 4, в котором указано, что в случае принятия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего предоставление лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), такой нормативный правовой акт распространяется только на лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации на профессиональной постоянной основе и достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность в период осуществления ими полномочий по государственной должности субъекта Российской Федерации, и не может предусматривать предоставление указанных гарантий лицам, полномочия которых были прекращены в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ
«О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03 декабря 2012 г. №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07 мая 2013 г. №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», либо по основаниям, предусмотренным подпунктами «б», «г» пункта 1 статьи 9 данного закона, либо в связи с несоблюдением ограничений, установленных пунктом 1 статьи 12 названного закона.

Законом Орловской области от 08 февраля 2016 г. № 1914-ОЗ «О внесении изменений в статьи 21 и 27.1 Закона Орловской области
«О статусе депутата Орловского областного Совета народных депутатов» в часть 7 статьи 21 Закона № 21-ОЗ внесены изменения, согласно которым право на дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты за счет средств областного бюджета имеет гражданин Российской Федерации, избиравшийся депутатом Орловского областного Совета народных депутатов и замещавший данную должность на профессиональной постоянной основе не менее трех лет, достигший пенсионного возраста или потерявший трудоспособность в период осуществления им полномочий по указанной должности.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 января 2018 г. № 6-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина В.Н.В. на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 1 Федерального закона «О внесении изменений в статьи 2.1 и 19 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статью 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также подпунктом «а» пункта 1 статьи 1 Закона Орловской области «О внесении изменений в статьи 21 и 27.1 Закона Орловской области «О статусе депутата Орловского областного Совета народных депутатов» указано, что вопрос сохранения ранее установленных условий назначения дополнительного материального обеспечения для лиц, которым соответствующая выплата была назначена до момента вступления в силу Закона Орловской области от 08 февраля 2016 г. № 1914-ОЗ, относится к дискреции законодателя субъекта Российской Федерации, который при осуществлении соответствующего правового регулирования связан вытекающими из конституционных положений принципами социальной справедливости, соразмерности, требованиями о недопустимости внесения в нормативные правовые акты произвольных изменений и должен учитывать как широкий круг социально значимых обстоятельств, включая цели социальной политики, так и имеющиеся у субъекта Российской Федерации финансово-экономические возможности.

Однако, Закон Орловской области от 08 февраля 2016 г. № 1914-ОЗ, которым внесены изменения в часть 7 статьи 21 Закона № 21-ОЗ, не содержит указаний о распространении их действия на правоотношения, сложившиеся ранее вступления данного акта в законную силу.

Поскольку истец приобрел право на доплату к пенсии до вступления в силу изменений в закон, на момент назначения пенсии соответствовал критериям, предъявляемым к нему Законом 21-ОЗ (в редакции, действовавшей на момент назначения доплаты к пенсии), то суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований истца о возобновлении выплаты дополнительного материального обеспечения с 01 марта 2016 г.

Доводы апелляционной жалобы ответчика аналогичны возражениям в суде первой инстанции, основаны на неверном толковании норм права и не могут служить поводом к отмене решения суда.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену либо изменение решения, судом не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Орла от 11 февраля 2019г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Судья Чуряев А.В.                         Дело № 33-1047/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 апреля 2019 г. г. Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
в составе:

председательствующего Курлаевой Л.И.

судей Сивашовой А.В., Букаловой Е.А.

при секретаре Поздняковой С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тихонова Александра Николаевича к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области о восстановлении дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной денежной выплаты,

по апелляционной жалобе Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области на решение Советского районного суда г. Орла от 11 февраля 2019 г., которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Курлаевой Л.И., выслушав объяснения представителя Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области по доверенности Мельник О.М., поддержавшей доводы жалобы, изучив материалы дела, доводы жалобы и возражений, судебная коллегия

установила:

Тихонов А.Н. обратился в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области о восстановлении дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной денежной выплаты.

В обоснование заявленных требований указывал, что с 01 июля 1998г. по 16 декабря 2011г. он являлся депутатом <...> на профессиональной основе, в связи с чем ему пожизненно было назначено дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты. Однако с 01 марта 2016г. осуществление данной выплаты было прекращено в связи с внесением в Закон Орловской области от 08 января 1997г. №21-ОЗ «О статусе депутата Орловского областного Совета народных депутатов» изменений Законом Орловской области от 08 февраля 2016 г. №1914-ОЗ. Полагал неправомерным прекращение денежной выплаты, поскольку Закон Орловской области от 08 февраля 2016 г. №1914-ОЗ не подлежит применению к правоотношениям по назначению доплаты к пенсии лицам, приобретшим такое право до вступления в силу этих изменений.

В связи с чем истец, уточнив исковые требования, просил суд возложить на ответчика обязанность возобновить начисление и выплату ему дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной денежной выплаты с 01 марта 2016 г., взыскать с ответчика расходы по оплате услуг представителя в размере 15 000 руб.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного.

Приводит довод о том, что законодателю субъекта Российской Федерации дано право не только вводить, но и изменять критерии назначения дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной денежной выплаты, а также корректировать правила назначения и расчета таких доплат.

Считает, что с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2017 г. № 2922-О прекращение ответчиком выплаты истцу дополнительного материального обеспечения не может расцениваться как нарушение его прав.

Полагает, что правоотношения по выплате дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной выплаты носят длящийся характер, в связи с чем отсутствие указаний в Законе Орловской области от
08 февраля 2016 г. № 1914-ОЗ о распространении новых условий назначения дополнительного материального обеспечения на правоотношения, сложившиеся ранее вступления названного нормативного акта в законную силу, не противоречит принципу социальной справедливости, балансу частных интересов граждан и публичных интересов Орловской области.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что Тихонов А.Н. с 1998г. по 2011г. являлся депутатом <...>. С 2011г. истцу назначена пенсия по инвалидности.

Решением управления социальной защиты населения Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области от 16 февраля 2012г. истцу с 01 марта 2012г. пожизненно было назначено дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты.

Согласно п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации субъект Российской Федерации вправе устанавливать социальные и иные гарантии деятельности депутатов законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона от 06 октября 1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» гарантии депутатской деятельности устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.

Статьей 51 Устава Орловской области установлено, что депутаты областного Совета народных депутатов осуществляют депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе или без отрыва от основной деятельности. Число депутатов областного Совета народных депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законом области.

Гарантии депутатской деятельности устанавливаются Уставом (Основным Законом) Орловской области и законом области.

Согласно части 7 статьи 21 Закона №21-ОЗ «О статусе депутата Орловского областного Совета народных депутатов» (в редакции, действовавшей на момент назначения доплаты к пенсии истца) гражданин Российской Федерации, избиравшийся депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти Орловской области и замещавший данную должность не менее трех лет, имеет право на ежемесячную доплату к пенсии за счет средств областного бюджета.

Доплата к пенсии устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с федеральным законодательством о трудовых пенсиях.Доплата к пенсии назначается в размере 75 процентов среднемесячного заработка депутата, работающего в соответствующей должности на постоянной основе, за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости (инвалидности), установленной в соответствии с федеральным законодательством о трудовых пенсиях.

Таким образом, на момент назначения ежемесячной доплаты к пенсии за счет средств областного бюджета истец соответствовал критериям, предъявляемым к нему законом субъекта Российской Федерации. При этом федеральное законодательство не содержало норм, которые устанавливали бы иное регулирование указанных правоотношений.

С 01 марта 2016г. выплата истцу назначенного дополнительного материального обеспечения не производится.

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. № 446-ФЗ статья 2.1 Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» дополнена пунктом 4, в котором указано, что в случае принятия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего предоставление лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), такой нормативный правовой акт распространяется только на лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации на профессиональной постоянной основе и достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность в период осуществления ими полномочий по государственной должности субъекта Российской Федерации, и не может предусматривать предоставление указанных гарантий лицам, полномочия которых были прекращены в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ
«О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03 декабря 2012 г. №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07 мая 2013 г. №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», либо по основаниям, предусмотренным подпунктами «б», «г» пункта 1 статьи 9 данного закона, либо в связи с несоблюдением ограничений, установленных пунктом 1 статьи 12 названного закона.

Законом Орловской области от 08 февраля 2016 г. № 1914-ОЗ «О внесении изменений в статьи 21 и 27.1 Закона Орловской области
«О статусе депутата Орловского областного Совета народных депутатов» в часть 7 статьи 21 Закона № 21-ОЗ внесены изменения, согласно которым право на дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты за счет средств областного бюджета имеет гражданин Российской Федерации, избиравшийся депутатом Орловского областного Совета народных депутатов и замещавший данную должность на профессиональной постоянной основе не менее трех лет, достигший пенсионного возраста или потерявший трудоспособность в период осуществления им полномочий по указанной должности.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 января 2018 г. № 6-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина В.Н.В. на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 1 Федерального закона «О внесении изменений в статьи 2.1 и 19 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статью 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также подпунктом «а» пункта 1 статьи 1 Закона Орловской области «О внесении изменений в статьи 21 и 27.1 Закона Орловской области «О статусе депутата Орловского областного Совета народных депутатов» указано, что вопрос сохранения ранее установленных условий назначения дополнительного материального обеспечения для лиц, которым соответствующая выплата была назначена до момента вступления в силу Закона Орловской области от 08 февраля 2016 г. № 1914-ОЗ, относится к дискреции законодателя субъекта Российской Федерации, который при осуществлении соответствующего правового регулирования связан вытекающими из конституционных положений принципами социальной справедливости, соразмерности, требованиями о недопустимости внесения в нормативные правовые акты произвольных изменений и должен учитывать как широкий круг социально значимых обстоятельств, включая цели социальной политики, так и имеющиеся у субъекта Российской Федерации финансово-экономические возможности.

Однако, Закон Орловской области от 08 февраля 2016 г. № 1914-ОЗ, которым внесены изменения в часть 7 статьи 21 Закона № 21-ОЗ, не содержит указаний о распространении их действия на правоотношения, сложившиеся ранее вступления данного акта в законную силу.

Поскольку истец приобрел право на доплату к пенсии до вступления в силу изменений в закон, на момент назначения пенсии соответствовал критериям, предъявляемым к нему Законом 21-ОЗ (в редакции, действовавшей на момент назначения доплаты к пенсии), то суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований истца о возобновлении выплаты дополнительного материального обеспечения с 01 марта 2016 г.

Доводы апелляционной жалобы ответчика аналогичны возражениям в суде первой инстанции, основаны на неверном толковании норм права и не могут служить поводом к отмене решения суда.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену либо изменение решения, судом не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Орла от 11 февраля 2019г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

1версия для печати

33-1047/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Тихонов Александр Николаевич
Ответчики
Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области
Суд
Орловский областной суд
Судья
Курлаева Лада Игоревна
Дело на странице суда
oblsud--orl.sudrf.ru
10.04.2019Судебное заседание
16.04.2019Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее