Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-7/2018 от 08.02.2018

Дело 12-7/2018

Р Е Ш Е Н И Е

г. Лахденпохья Республика Карелия 22 февраля 2018 года

Судья Лахденпохского районного суда Республики Карелия Каменев А.Б., при секретаре Аблеевой Т.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Государственного унитарного предприятия Республики Карелия «Сортавальское дорожно-строительное управление» на постановление заместителя главного государственного лесного инспектора по Республике Карелия – заместителя начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия по делу об административном правонарушении,

у с т а н о в и л:

Постановлением заместителя главного государственного лесного инспектора по Республике Карелия – заместителя начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 17.11.2017 Государственное унитарное предприятие Республики Карелия «Сортавальское дорожно-строительное управление» (далее – ГУП РК «Сортавальское ДРСУ») привлечено к административной ответственности по ст. 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

В жалобе и.о. директора ГУП РК «Сортавальское ДРСУ» Казымов М.К. просит отменить постановление должностного лица и прекратить производство по делу, по тем основаниям, что информация о проводимых работах по выемке грунта на полосе отвода автодороги «Элисенваара-госграница» была сообщена руководству ГУП РК «Лахденпохское центральное лесничество». В мае-июне 2017 года при согласовании планов работ на летний период по произведению вырубки древесно-кустарниковой растительности и выемки грунта на подсыпку дороги, было получено устное одобрение руководства ГУП РК «Лахденпохское центральное лесничество» о том, что при начале работ необходимо будет вызвать лесничего и установить границы с выемкой. В связи с тем, что вырубка древесно-кустарниковой растительности не улучшила ситуацию с видимостью, то предприятие не только произвело вырубку, но и осуществило выемку грунта с места вырубки. При этом на этих площадках, где проводились работы, не было ценных пород деревьев. Все выполненные работы были зафиксированы в журнале производства работ и в информации по Лахденпохскому и Сортавальскому району за 19.09.2017 года, передаваемой в КУ РК «Управтодор РК». Полагал, что ГУП РК «Сортавальское ДРСУ» действовало в рамках закона, в границе полосы отвода данного земельного участка автомобильной дороги, поэтому факта правонарушения не имеется.

В судебном заседании представитель ГУП РК «Сортавальское ДРСУ» - и.о. директора Казымов М.К. жалобу поддержал в полном объеме по изложенным в ней основаниям. Пояснил, что не оспаривает факт совершенного правонарушения. Вместе с тем просил учесть, что предприятие действовало с целью улучшения видимости дороги для безопасности дорожного движения, так как на данном участке дороги часто происходят ДТП из-за плохой видимости. Наличие различных согласований на использование земельного участка лесного фонда требует значительных временных и денежных затрат, поэтому согласовали проведение работ устно, как это делали неоднократно до этого. Просил учесть, что весь грунт был использован для ремонта дороги. В настоящее время в учреждении сложилась очень затруднительная ситуация, связанная с отсутствием денежных средств, и назначенный учреждению штраф является серьезной мерой ответственности. Ущерб от их действий незначительный, ущерб ими оплачен, в связи с чем просил прекратить производство по делу за малозначительностью.

Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении - заместитель главного государственного лесного инспектора по Республике Карелия – заместитель начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия Петухов В.А., надлежащим образом извещен о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Направили отзыв, в котором указали следующее. Процессуальные документы административного дела содержат все необходимые данные, требуемые КоАП РФ. Министерство в соответствии с переданными полномочиями осуществляет на землях лесного фонда федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану). Ссылаясь на положения п.2 ч.3 ст.96 Лесного кодекса РФ, указали, что 19.09.2017 года в рамках осуществления переданных полномочий представителями Министерства – должностными лицами ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество» осуществлено патрулирование территории лесного фонда. При осмотре участка лесного фонда в квартале 46 выделе 10 Лахденпохского участкового лесничества выявлен факт самовольного использования предприятием лесного участка, а именно выемка песка на площади 0,006 га (17х3,5 м) в объеме 180 кбм., без специальных разрешений на использование лесного участка. На момент осмотра разрешительные документы на право использования земель лесного фонда в соответствии с действующим законодательством (договор аренды лесного участка, поданная и принятая в установленном порядке лесная декларация, проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной экспертизы) у ГУП РК «Сортавальское ДРСУ» отсутствовали. Документально подтвержденных доказательств того, что между заявителем и представителем лесничества была достигнута договоренность о проведении работ по выемке песка, в материалах дела не имеется. Доказательств невозможности соблюдения заявителем требований лесного законодательства и оформления разрешительных документов на использование лесов в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.

20.02.2018 года представили дополнительный отзыв на жалобу, в котором указали следующее. В рассматриваемом случае правонарушение не может быть признано малозначительным. Ссылаясь на положения п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5, указали, что личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 ст.4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания. В рассматриваемом случае, при вынесении оспариваемого постановления учитывались в том числе смягчающие обстоятельства, а именно добровольное возмещение причиненного ущерба согласно ст.4.2 КоАП РФ, в связи с чем размер административного штрафа был снижен в 2 раза с учетом положений ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ. В результате совершенного заявителем правонарушения, был причинен ущерб охраняемым законом интересам государства, что в свою очередь также указывает на невозможность квалификации вменяемого правонарушения как малозначительного. Просили в удовлетворении жалобы отказать.

21.02.2018 года представили дополнительный отзыв на жалобу, в котором указали, что оставляют вопрос о применении положений ст. 2.9 КоАП РФ на усмотрение суда.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении –заместитель начальника ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество, старший государственный лесной инспектор в лесничествах и лесопарках РК Быков А.В., в судебном заседании полагал жалобу не подлежащей удовлетворению по основаниям, изложенным в возражениях Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия. Также дополнил, что выемка песка производилась на откосе, где растительность отсутствовала.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.

Ответственность по ст. 7.9 КоАП РФ предусмотрена за самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.

Объективная сторона данного правонарушения выражается как в самовольном занятии лесных участков (т.е. активные действия, состоящие в фактическом завладении лесным участком, которое может приобретать различную форму в зависимости от времени, других условий), так и в использовании лесного участка без специальных разрешений, т.е. в активных действиях, нарушающих установленные правила использования лесных участков.

Лесным участком является земельный участок, границы которого определены с учетом общих положений о проведении лесоустройства, о проектировании лесных участков, включенный в государственный земельный кадастр в результате их государственного кадастрового учета.

В ст. 7 Земельного кодекса РФ в качестве категорий, на которые подразделяются земли в Российской Федерации по целевому назначению, указаны земли обороны, безопасности, земли лесного фонда (подп. 3, 5 п. 1). Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Согласно ст. 9 Лесного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено Лесным Кодексом РФ.

Частями 1 и 2 статьи 71 Лесного Кодекса РФ предусмотрено, что в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное пользование - гражданам. Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Лесным Кодексом РФ.

Согласно ст. 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

В силу ст. ст. 6, 7, 10 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. ст. 67, 69 и 92 Лесного кодекса РФ. Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.

В соответствии со ст.93 ЛК РФ права собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.97 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Использование лесов осуществляется на основании заключенного договора аренды, проекта освоения лесов, утвержденного регламента лесничества, а также поданной в органы государственной власти лесной декларации в соответствии с проектом освоения лесов (статьи 26, 86-88 ЛК РФ).

В соответствии со ст.26 Федерального закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон №257) границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов.

В ходе рассмотрения жалобы установлено, что выемка песка ГУП РК «Сортавальское ДРСУ» осуществлялась на лесном участке ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество».

Основанием привлечения ГУП РК «Сортавальское ДРСУ» к административной ответственности послужило выявленное 19.09.2017 в ходе осмотра лесного участка в квартале 46 выдел 10 Лахденпохского участкового лесничества незаконное использование земель лесного фонда в целях разработки месторождения общераспространенных полезных ископаемых (песка). Было установлено, что разработка производилась на площади 0,006 га (17х3,5), высота выемки составила 3,0 м, объем добытого песка - 180 кбм. Добыча и погрузка песка производились фронтальным погрузчиком гос. номер 4870км/10 rus, на автомашине КАМАЗ г. номер м048ер10rus, к586он10rus.

На момент указанного осмотра разрешительные документы на право использования земель лесного фонда в соответствии с действующим законодательством (договор аренды земельного участка, поданная и принятая в установленном порядке лесная декларация, проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной экспертизы) у ГУП РК «Сортавальское ДРСУ» отсутствовали.

Указанные обстоятельства и вина ГУП РК «Сортавальское ДРСУ» в совершении административного правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении, актом осмотра №1/3 от 19.09.2017, заявлением начальника ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество», фототаблицей, копией постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 27.09.2017.

Факт отсутствия разрешительных документов представителем ГУП РК «Сортавальское ДРСУ» не оспаривается, каких-либо разрешительных документов на право использования лесного участка в квартале 46 выдел 10 Лахденпохского участкового лесничества в соответствии с действующим законодательством в дело не представлено.

Вопреки доводам жалобы доказательств, подтверждающих невозможность принятия ГУП РК «Сортавальское ДРСУ» мер для выполнения приведенных выше требований законодательства, в дело не представлено.

Ссылка представителя Учреждения на устную договоренность с руководством ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество», по мнению суда не имеет существенного значения для рассмотрения дела.

Также было установлено, что выемка песка произведена вдоль автодороги «Элисенваара-госграница», за границами полосы отвода, которая составляет для дороги данной категории (5 категория) – 18 метров. Размер выемки песка составил 3,5 х 17 метров (вдоль полосы отвода). Выемка грунта произведена в пределах кривого радиуса дороги, для улучшения видимости дороги и улучшения дорожной ситуации.

При таких обстоятельствах в действиях ГУП РК «Сортавальское ДРСУ» правомерно усмотрен состав административного правонарушения, предусмотренного ст.7.9. КоАП РФ, и Учреждение обоснованно привлечено к административной ответственности.

Вместе с тем имеются основания для признания совершенного ГУП РК «Сортавальское ДРСУ» административного правонарушения малозначительным.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Принимая во внимание вышеизложенное, все обстоятельства по делу и то, что совершенное ГУП РК «Сортавальское ДРСУ» впервые правонарушение не повлекло тяжких последствий, существенного нарушения охраняемых общественных отношений не последовало, имеются основания для признания административного правонарушения малозначительным. При этом суд учитывает незначительный размер ущерба в размере 1543 рубля, то, что размер выемки грунта несущественный, выемка грунта произведена в целях улучшения дорожной ситуации, вдоль полосы отвода автомобильной дороги, на откосе, на котором лесные насаждения отсутствовали.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление заместителя главного государственного лесного инспектора по Республике Карелия – заместителя начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 17 ноября 2017 года вынесенное в отношении ГУП РК «Сортавальское ДРСУ» по делу об административном правонарушении, предусмотренном 7.9 КоАП РФ, подлежит отмене, производство по настоящему делу - прекращению на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, 30.7, 30.9, п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ,

р е ш и л:

Постановление заместителя главного государственного лесного инспектора по Республике Карелия – заместителя начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия Петухова В.А. от 17 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном 7.9 КоАП РФ, в отношении Государственное унитарное предприятие Республики Карелия «Сортавальское дорожно-строительное управление» отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд в десятидневный срок со дня вручения или получения копии решения.

    

Судья:                           А.Б. Каменев

12-7/2018

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
ГУП РК "Сортавальское ДРСУ"
Суд
Лахденпохский районный суд Республики Карелия
Судья
Каменев А.Б.
Статьи

КоАП: ст. 7.9

Дело на странице суда
lahdenpohsky--kar.sudrf.ru
08.02.2018Материалы переданы в производство судье
15.02.2018Судебное заседание
22.02.2018Судебное заседание
27.02.2018Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
02.03.2018Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
05.03.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.03.2018Вступило в законную силу
13.03.2018Дело оформлено
13.03.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее