Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-828/2021 ~ М-771/2021 от 12.05.2021

УИД: 28RS0017-01-2021-001512-56

         Дело № 2а-828/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

08 июня 2021 г.                                                                                        г. Свободный

Свободненский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Сиваевой О.А.,

при секретаре судебного заседания Першиной Г.Н.,

с участием представителя административного истца Саянок Н.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Федерального казенного учреждения «Дирекция космодрома «Восточный» к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Амурской области, МОСП по городу Свободный и Свободненскому району УФССП России по Амурской области, судебному приставу-исполнителю МОСП по г. Свободный и Свободненскому району УФССП России по Амурской области Новрузовой Анне Геннадьевне об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

установил:

ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» обратилось в Свободненский городской суд Амурской области с административным иском к МОСП по городу Свободный и Свободненскому району УФССП России по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству ---ИП от --.

Определением суда к участию в деле привлечены: в качестве административных соответчиков - судебный пристав-исполнитель МОСП по г. Свободный и Свободненскому району Амурской области Новрузова А.Г., Управление Федеральной службы судебных приставов по Амурской области; в качестве заинтересованных лиц – прокурор космодрома «Восточный», 119 отдел государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны РФ, ФГУП "Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос».

В иске в обоснование заявленных требований представитель истца указала, что решением Свободненского городского суда от --, измененным апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от --, исковые требования прокурора космодрома «Восточный» удовлетворены: на ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» возложена обязанность в срок до -- определить конкретные виды и объемы невыполненных работ по объекту «Автомобильные дороги космодрома (1 очередь) 2 этап», определить исполнителя (подрядчика) работ по указанному объекту в соответствии с Федеральным Законом N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований градостроительного законодательства, изложенные в пунктах 2,3,5-9, 12-15,17-21,24,25,27-30,35,36,39-41,43-51 предписания -- от -- 119 отдела ГАСН МО РФ, проведя и представив в 119 отдел ГАСН МО РФ результаты мероприятий и соответствующую информацию в части исполнения.

На основании вышеуказанного судебного акта выдан исполнительный лист ФС -- от --, судебным приставом исполнителем МОСП по г.Свободному и Свободненскому району УФССП России по Амурской области возбуждено исполнительное производство ---ИП от --.

Постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя от -- с ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» взыскан исполнительский сбор в размере --

Вместе с тем, ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» полагает взыскание исполнительского сбора незаконным, необоснованным и нарушающим права должника по следующим основаниям.

ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» принимались все меры для исполнения решения Свободненского городского суда от --.

Так, постановлением Правительства РФ от -- -- АО «ЦЭНКИ» определен единственным исполнителем работ по завершению строительства 9 объектов 1-й очереди, в том числе автомобильных дорог.

Между ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» и АО «ЦЭНКИ» заключен государственный контракт -- от -- по корректировке рабочей документации и завершению строительства объекта: «Строительство автомобильных дорог космодрома, 1 очередь (II этап)», в соответствии с которым подрядчик обязан устранить перечень замечаний ГАСН (Приложение -- к Техническому заданию к государственному контракту) в срок до --.

Согласно п. 2.5 Контракта, Головной исполнитель осуществляет работы в соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключений государственной экспертизы, рабочей документацией, утвержденной заказчиком, Техническим заданием (приложение 2 к настоящему контракту), графиком выполнения строительно-монтажных работ и корректировке рабочей документации (приложение -- к настоящему контракту), Документацией для проверки достоверности определения сметной стоимости работ по завершению строительства Объекта, получившей положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России», а также иными условиями контракта.

Как следует из Приложения 1 к техническому заданию государственный контракт между -- от -- (стр. 86 контракта и приложений к нему), указанное техническое задание содержит перечень замечаний государственного-архитектурного надзора для первоочередного устранения, в том числе предписания -- от --.

Сметная документация на строительство объекта прошла проверку достоверности определения сметной стоимости и получила положительное заключение государственной экспертизы (№ в ЕГРЗ --2020) ФАУ «Главгосэкспертиза России» от --.

Решением Свободненского городского суда -- от (дело --) исковые требования прокурора космодрома «Восточный» удовлетворены: на АО «ЦЭНКИ» возложена обязанность приступить к исполнению контракта от -- -- по корректировке рабочей документации и завершению строительства объекта: «Строительство автомобильных дорог космодрома, 1-я очередь (II этап)» и обеспечить требуемую численность рабочих на объекте. В соответствии с указанным решением суда ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» в адрес АО «ЦЭНКИ» направлено требование об исполнении обязательств по контракту от -- -- (исх.-- от --).

Таким образом, заключение государственного контракта -- от -- «Строительство автомобильных дорог космодрома, 1 очередь (И этап)», а также направление письменного требования в адрес АО «ЦЭНКИ» об обязанности подрядчика приступить к исполнении контракта, свидетельствует о добросовестности административного истца в части исполнения требований по решению Свободненского городского суда по делу --.

Кроме того, в силу п. 2.3.1 Устава Дирекции утверждённого распоряжением Государственной корпорации «Роскосмос» -- ---рсп, основной деятельностью дирекции является выполнение функций государственного заказчика и застройщика в процессе реализации подпрограммы «Создание обеспечивающей инфраструктуры космодрома «Восточный» федеральной целевой программы «Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы», утвержденной постановлением ФИО10 от -- -- (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РФ от -- --, от -- --, от -- --) и подпрограммы «Развитие космодрома «Восточный» на период 2017-2025 годов» федеральной целевой программы «Развитие космодромов на период 2017-2025 годов в обеспечение космической деятельности РФ», утвержденной постановлением Правительства РФ от -- --, осуществления контроля за ходом выполнения подпрограмм, эффективностью расходования выделенных на их реализацию средств, исполнения функций застройщика (заказчика), связанных с организацией строительства объектов космодрома «Восточный», а также иных функций, предусмотренных механизмом реализации подпрограмм».

Дирекция создана в форме казенного учреждения в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от -- ---р, финансовое обеспечение выполнения функций Дирекции осуществляется за счет средств федерального бюджета на основе бюджетной сметы (пункты 1.1 и 1.2 Устава).

Согласно ст. 6 Бюджетного Кодекса РФ - казенное учреждение -государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение    государственных    (муниципальных)    функций    в    целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Положениями п. 1, 2 ст. 161 БК РФ установлено, что казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

В настоящий момент выделенных и доведенных до Дирекции лимитов бюджетных средств для осуществления оплаты исполнительского сбора в размере -- постановлению от -- по исполнительному производству -- от -- отсутствуют.

Просит суд освободить ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству ---ИП от -- в размере --

Представитель административного истца - ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» ФИО3 в судебном заседании настаивала на заявленных требованиях по доводам и основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить в полном объеме, при этом пояснила, что определением Свободненского городского суда от -- ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» была предоставлена отсрочка исполнения решения Свободненского городского суда от -- до --. Кроме того, письмом заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М. Хуснулина на имя Президента Российской Федерации ФИО4 от -- доложено о ходе строительства космодрома «Восточный» по результатам поездки в марте 2021 года. Данным письмом отмечено, что срок завершения строительства оставшихся 9 объектов 1 очереди – не позднее -- в связи с изменением сметной стоимости строительства, определенной по итогам государственной экспертизы откорректированной проектной документации. Госкорпорации «Роскосмос» совместно с Правительством Российской Федерации указано на необходимость обеспечить внесение изменения в федеральную целевую программу «Развитие космодромов на период 2017-2025 годов в обеспечение космической деятельности РФ», предусмотрев необходимый объём средств федерального бюджета на 2022, 2023 годы.

Административные ответчики - судебный пристав-исполнитель МОСП по г. Свободный и Свободненскому району Амурской области Новрузова А.Г., Управление Федеральной службы судебных приставов по Амурской области, извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, не ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие. Своей позиции по иску не представили.

Заинтересованное лицо - прокурор космодрома «Восточный» Бондаренко В.В. в судебное заседание не явился. В представленных возражениях на иск указал, что отсутствие у ответчика бюджетных средств не является основанием его освобождения от исполнения полномочий, при этом ответчик не лишен права согласования с Госкорпорацией «Роскосмос» и обращения в иные инстанции за выделением таких средств. Просил суд отказать в удовлетворении административного искового заявления.

Представитель заинтересованного лица – Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» Меньшиков И.А. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя заинтересованного лица. В представленных письменных объяснениях указал, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, поскольку должником предпринимались достаточные меры по исполнению требований.

Представители заинтересованных лиц – 119 отдел государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны РФ, ФГУП «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры», извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, не ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие. Своей позиции по иску не представили.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 14 КАС РФ, административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии со ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Судом установлено, что решением Свободненского городского суда от -- удовлетворен иск прокурора космодрома «Восточный» к Федеральному казенному учреждению «Дирекция космодрома «Восточный».

Возложена обязанность на ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» в течении трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу определить конкретные виды и объемы невыполненных работ по объекту автомобильные дороги космодрома (1 очередь) 2 этап.

Возложена обязанность на ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» в течении трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу во взаимодействии с Государственной корпорацией «Роскосмос» определить исполнителя (подрядчика) работ по объекту автомобильные дороги космодрома (1 очередь) 2 этап, заключив договор подряда.

Возложена обязанность на ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения требований градостроительного законодательства, изложенные в предписаниях 119 отдела ГАСН МО РФ по объекту автомобильные дороги космодрома (1 очередь) 2 этап, в соответствии с проектной и рабочей документацией, а также нормативными техническими требованиями в области строительства (СНиП, СП, РД, ГОСТ) проведя и представив в 119 отдел ГАСН МО РФ следующие результаты мероприятий и информацию:

Предписание -- от --:

п. 2 - устранить нарушения выявленные авторским надзором, составить акты об устранении нарушений;

п. 3 - представить специальные журналы по объекту - энергоснабжение Автомобильная дорога Углегорск - Промышленная 1 - Промышленная 2 (прокладки кабелей, бетонных работ, ухода за бетоном);

п. 5 - представить подписанные главным инженером исполнительные схемы к актам освидетельствования скрытых работ;

п. 6 - восстановить поврежденную дорожную разметку.

п. 7 -представить реестр изменений внесенных в проектную документацию в ходе строительства.

п. 8 - представить комплект проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации на строительство 1подэтапа 1 очереди 2 этапа предъявленного к приемке объекта с надписями о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам или внесенным в них изменениям, выполненных лицами, ответственными за производство строительно-монтажных работ.

п. 9 - представить заключения о выполнении тех. условий по объекту (не представлены справки о выполнении тех. условий администрации ЗАТО Углегорск, ОАО «Дальневосточная распределительная сетевая компания).

п. 12 - представить документы на геодезическую разбивочную основу для строительства.

п. 13 - представить акт соответствия параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации и подготовленной на ее основе рабочей документации.

п. 14 - выполнить устройство светопреломляющей сетки Д-8 на участке ПК62+00 - 99+00 совместного земляного полотна ж/д путей и автомобильной дороги для безопасности дорожного движения и исключения ослепления фарами.

п. 15 - представить исполнительную документацию по устройству бетонных сходов и водоотводных лотков, фундаментов дорожных знаков.

п. 17 (Автомобильная дорога Углегорск - -- 1. АД1) -Провести ремонтные работы по восстановлению поверхности монолитного бетона.

п. 18 (Шумозащитный экран) - выполнить подсыпку щебнем зазора между панелями шумозащитного экрана и грунтом.

п. 19 (Искусственные сооружения) - заполнить разделы 1, 2, 3 общего журнала учета выполненных работ.

п.20 (Искусственные сооружения) - заполнить специальные журналы работ в полном объеме (изготовления и освидетельствования арматурных каркасов и сборных железобетонных конструкций - отсутствуют записи по устройству водоотводных лотков, лестничных сходов).

п.21 (Дождевая канализация) - представить исполнительную документацию по устройству бетонного лотка в колодцах, заделке выпусков труб из колодцев, монтажу стремянок в колодцах.

п. 24 – (Автомобильная дорога Промышленная 1 - Промышленная 2. АД2. Искусственные сооружения) 24 выполнить антикоррозионную защиту внутренних поверхностей труб МГТ на ПК32+25, 53+61.

п.25 (Автомобильная дорога Промышленная 1 — Промышленная 2. АД2. Искусственные сооружения) - выполнить укрепление русел и откосов труб МГТ на ПК 97+00, 108+25, восстановить нижний пролет бетонных сходней на ПК 85+50, выполнить защитный монолитный экран входного оголовка на ПК 85+50.

п.27 (Автомобильная дорога Промышленная 1 — Промышленная 2. АД2. Искусственные сооружения) - представить общий журнал учета выполненных работ.

п. 28 (Автомобильная дорога Промышленная 1 — Промышленная 2. АД2. Искусственные сооружения) - представить исполнительную документацию по устройству труб МГТ ПК2+67,27, 13+36,71, 25+00, 32+25, 45+75, 53+61 и резинокордовых плит настила.

п.29 (Автомобильная дорога Промышленная 1 — Промышленная 2. АД2. Искусственные сооружения) - представить специальные журналы по устройству труб МГТ ПК 2+67,27, 13+36,71, 25+00, 32+25, 45+75, 53+61 (постановки высокопрочных болтов, гидроизоляции, антикоррозионной защиты, окраске стальных конструкций, контрольной тарировки ключей для постановки высокопрочных болтов, бетонных работ, уходу за бетоном, изготовления и освидетельствования арматурных каркасов и сборных железобетонных конструкций).

п.30 (Мост через --) - выполнить устройство водоотводных телескопических лотков Б-6, блоков упора, гасителей водоотводов.

п.31 (Мост через --) - восстановить поврежденное укрепление откоса матрацами Рено (левая сторона).

п. 35 (Мост через --) - представить исполнительную документацию по устройству телескопических лотков Б-6, блоков упора, гасителей, монолитной переходной плиты МПП-1, монолитного водоотводного лотка Влм.

п. 36 (Мост через --) - заполнить полностью раздел 3 общего журнала учета выполненных работ.

п.39 (Мост через --) - устранить повреждения конструкций монолитного основания, водоотводных телескопических лотков Б-6, блока упора, гасителя водоотводов левая сторона.

п.40 (Переустройство ж/д путей к котельной и складам хранения топлива) - представить общий журнал учета выполненных работ и специальные журналы.

п.41 (Переустройство ж/д путей к котельной и складам хранения топлива. Искусственные сооружения) - представить специальные журналы (бетонные работы, уходу за бетоном, контрольной тарировки ключей для натяжения высокопрочных болтов, постановки высокопрочных болтов, изготовления и освидетельствования арматурных каркасов для бетонирования монолитных и сборных железобетонных конструкций на строительстве, антикоррозионной защите).

п. 43 (Автомобильная дорога к стартовому комплексу «Союз-2». АД17. Искусственные сооружения)- выполнить укрепление откосов георешеткой «Славросс ГР 15.22.230.635».

п.44 (Автомобильная дорога к стартовому комплексу «Союз-2». АД17. Искусственные сооружения) - представить общий журнал учета выполненных работ и специальные журналы.

п.45 (Автомобильная дорога к стартовому комплексу «Союз-2». АД17. Искусственные сооружения)- представить подписанные исполнительные схемы к актам освидетельствования скрытых работ главным инженером.

п.46 (Автомобильная дорога к стартовому комплексу «Союз-2». АД17. Искусственные сооружения) - представить исполнительную документацию по устройству дорожных знаков, резинокордовых плит настила, укреплению откосов георешеткой «Славросс ГР 15.22.230.635».

п.47 (Наружное освещение дороги Углегорск — Промышленная 1 — Промышленная 2) - выполнить заземление трансформаторных подстанций ТП2-ТП4.

п.48 (Наружное освещение дороги Углегорск - Промышленная 1 -Промышленная 2)- представить исполнительную документацию по устройству монолитных бетонных фундаментов ТП1-4, РУ-10кВ БКТП 1 и 2, фундаментов опор освещения мостов через -- и ручей Охотничий, дороги к техническому комплексу.

п.49 (Наружное освещение дороги Углегорск — Промышленная 1 -Промышленная 2)- подключить питание наружного освещения мостов через реку Ора и ручей Охотничий, потребителей наружного освещения дороги к техническому комплексу.

п.50 (Наружное освещение дороги Углегорск — Промышленная 1 -Промышленная 2)- смонтировать РУ ЮкВ 2БКТП-400-6/04 станции Промышленная 2.

п.51 (Наружное освещение дороги Углегорск — Промышленная 1 — Промышленная 2)- представить акты об индивидуальных испытаниях смонтированного оборудования (акт технической готовности электромонтажных работ, акты освидетельствования скрытых работ по монтажу заземляющих устройств, протокол измерения сопротивления изоляции, протокол осмотра и проверки сопротивления изоляции на барабане перед прокладкой, журнал прокладки кабелей, акт проверки осветительной

на функционирование и правильность монтажа установочных аппаратов).

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от -- решение Свободненского городского суда изменено, изложено в следующей редакции.

Возложена обязанность на ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» в срок до -- определить конкретные виды и объемы невыполненных работ по объекту «Автомобильные дороги космодрома (1 очередь) 2 этап».

Возложена обязанность на ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» в срок до -- определить исполнителя (подрядчика) работ по объекту «Автомобильные дороги космодрома (1 очередь) 2 этап» в соответствии с ФЗ № 44-ФЗ «О Контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд».

В остальной части решения суда оставлено без изменения, апелляционные жалобы представителя Госкорпорации «Роскосмос» - ФИО6, представителя ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» – ФИО7 – без удовлетворения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Девятого Кассационного суда общей юрисдикции от -- решение Свободненского городского суда -- от --, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от -- оставлено без изменения, кассационные жалобы Госкорпорации «Роскосмос», ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» - без удовлетворения.

-- на основании решения суда выдан исполнительный лист серии ФС --.

-- на основании исполнительного листа, выданного по решению Свободненского городского суда, судебным приставом исполнителем МОСП по -- и -- в отношении администрации -- возбуждено исполнительное производство ---ИП.

Должнику предложено в 5-дневный срок со дня получения постановления добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику было предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Кроме того, должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере --.

Установлено, что в 5-дневный срок решение суда исполнено не было.

-- судебным приставом-исполнителем МОСП п. г. Свободному и Свободненскому району УФСССП России по Амурской области ФИО1 вынесено постановление о взыскании с ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» исполнительского сбора в размере --.

Статьей 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 г. N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).

По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Указом Президента Российской Федерации от -- ---с «О космодроме «Восточный» принято решение о создании на территории -- космодрома «Восточный», а также определены основные этапы и сроки его создания.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от -- ---р создано ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный», выполняющее функции застройщика, связанные с организацией строительства объектов космодрома «Восточный».

Устав Дирекции утвержден распоряжением Госкорпорации «Роскосмос» от -- ---рсп «Об утверждении Устава ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный».

В силу п. 2.3.1 Устава, основной деятельностью дирекции является выполнение функций государственного заказчика и застройщика в процессе реализации подпрограммы «Создание обеспечивающей инфраструктуры космодрома «Восточный» федеральной целевой программы «Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы», утвержденной постановлением ФИО10 от -- -- (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РФ от -- --, от -- --, от -- --) и подпрограммы «Развитие космодрома «Восточный» на период 2017-2025 годов» федеральной целевой программы «Развитие космодромов на период 2017-2025 годов в обеспечение космической деятельности РФ», утвержденной постановлением Правительства РФ от -- --, осуществления контроля за ходом выполнения подпрограмм, эффективностью расходования выделенных на их реализацию средств, исполнения функций застройщика (заказчика), связанных с организацией строительства объектов космодрома «Восточный», а также иных функций, предусмотренных механизмом реализации подпрограмм».

Дирекция создана в форме казенного учреждения в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от -- ---р, финансовое обеспечение выполнения функций Дирекции осуществляется за счет средств федерального бюджета на основе бюджетной сметы (пункты 1.1 и 1.2 Устава).

Согласно ст. 6 Бюджетного Кодекса РФ - казенное учреждение -государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Положениями п. 1, 2 ст. 161 БК РФ установлено, что казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

Так из материалов дела следует, что в обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, представителем ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» указано, что должником предпринимаются все зависящие от него меры надлежащего исполнения обязательства и представлены в материалы административного дела соответствующие доказательства этому.

Согласно экспертному заключению ФАУ «Главгосэкспертиза России» --/ГГ-7424/04 от -- объектом государственной экспертизы является проектная документация и результаты инженерных изысканий «Космодром «Восточный» Строительство автомобильных дорог космодрома, 1 очередь (II этап)». В соответствии с выводом экспертизы результаты инженерных изысканий соответствуют установленным требованиям. Проектная документация по объекту «Космодром «Восточный» Строительство автомобильных дорог космодрома, 1 очередь (II этап)» соответствует результатам инженерных изысканий и установленным требованиям.

-- между Госкорпорацией «Роскосмос» (Заказчик) и АО «ИПРОМАШПРОМ» (Исполнитель) заключен договор --, в соответствии с которым Исполнитель обязуется выполнить работы по комплексному обследованию незавершенных строительством объектов первой очереди космодрома «Восточный» и разработке документации для проверки достоверности определения сметной стоимости работ по завершению их строительства, в соответствии с утвержденным Техническим заданием (Приложение -- к договору) и Календарным планом выполнения работ (Приложение -- к договору), из которого следует, что сроки выполнения завершения комплексного обследования Объектов по результатам выполнения I и II этапов и заключение по комплексному обследованию технического состояния Объектов начинается с даты заключения договора, а оканчивается --.

-- между ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» (Заказчик) и АО «ЦЭНКИ» (Головной исполнитель, который постановлением Правительства РФ от -- -- определен единственным исполнителем работ по завершению строительства 9 объектов 1-й очереди, в том числе автомобильных дорог) заключен государственный контракт -- по корректировке рабочей документации и завершению строительства объекта: «Строительство автомобильных дорог космодрома, 1 очередь (II этап)», в соответствии с которым подрядчик обязан устранить перечень замечаний ГАСН (Приложение -- к Техническому заданию к государственному контракту) в срок до --.

Согласно п. 2.5 Контракта, Головной исполнитель осуществляет работы в соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экспертизы, рабочей документацией, утвержденной заказчиком, Техническим заданием (приложение 2 к настоящему контракту), графиком выполнения строительно-монтажных работ и корректировке рабочей документации (приложение -- к настоящему контракту), Документацией для проверки достоверности определения сметной стоимости работ по завершению строительства Объекта, получившей положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России», а также иными условиями контракта.

-- генеральным директором ФКУ «Дирекция Космодрома «Восточный» ФИО8 в адрес генерального директора АО «ЦЭНКИ» в соответствии с решением Свободненского городского суда -- от -- по делу --, которым исковые требования прокурора космодрома «Восточный» удовлетворены: на АО «ЦЭНКИ» возложена обязанность приступить к исполнению контракта от -- -- по корректировке рабочей документации и завершению строительства объекта: «Строительство автомобильных дорог космодрома, 1-я очередь (II этап)» и обеспечить требуемую численность рабочих на объекте, было направлено письменное требование об обязанности подрядчика незамедлительно приступить к исполнению контракта от -- -- по корректировке рабочей документации и завершению строительства объекта: «Строительство автомобильных дорог космодрома, 1 очередь (II этап)» и обеспечить требуемую численность рабочих на объекте.

Согласно положительному заключению государственной экспертизы (№ в ЕГРЗ --2020) ФАУ «Главгосэкспертиза России» от -- основанием для проведения экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства объекта капитального строительства: «Космодром «Восточный» Строительство автомобильных дорог космодрома, 1 очередь (II этап)» является в т.ч. заявление ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» и договор возмездного оказания услуг о проведении государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости, заключенный между ФАУ «Главгосэкспертиза России», ФАУ «Главгосэкспертиза России» и АО «ИПРОМАШПРОМ» от -- --Д-20/ГГЭ-07424/07-01/БС. В соответствии с выводом экспертизы сметная стоимость строительства объекта капитального строительства: «Космодром «Восточный» Строительство автомобильных дорог космодрома, 1 очередь (II этап)» определена достоверно. Сметная стоимость строительства объекта капитального строительства определена в размере: в базисном уровне цен 2001 года (на --) – 121 344,81 тыс. руб. без НДС; в текущем уровне цен по состоянию на 2 квартал 2020 года – 1 330 883,35 тыс. руб. с учетом НДС.

Письмом заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М. Хуснулина на имя Президента Российской Федерации ФИО4 от -- доложено о ходе строительства космодрома «Восточный». Согласно данному письму, по результатам поездки в марте 2021 года на космодром «Восточный» Правительством Российской Федерации подготовлены предложения, направленные на обеспечение ввода объектов космодрома в эксплуатацию в установленные сроки. Отмечено, что срок завершения строительства оставшихся 9 объектов 1 очереди – не позднее -- в связи с изменением сметной стоимости строительства, определенной по итогам государственной экспертизы откорректированной проектной документации. Госкорпорации «Роскосмос» совместно с Правительством Российской Федерации указано на необходимость обеспечить внесение изменения в федеральную целевую программу «Развитие космодромов на период 2017-2025 годов в обеспечение космической деятельности РФ», предусмотрев необходимый объём средств федерального бюджета на 2022, 2023 годы.

Таким образом, разрешая спор по существу, суд приходит к выводу о том, что исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат и денежных вложений на выполнение решений суда, и считает, что административным истцом представлены доказательства совершения действий, направленных на исполнение решения суда, что указывает на отсутствие вины должника в неисполнении судебного акта в установленный судебным приставом-исполнителем срок.

Кроме того, суд учитывает, что определением Свободненского городского суда от -- ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» была предоставлена отсрочка исполнения решения Свободненского городского суда от --.

В соответствии с п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от -- -- «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

Согласно п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).

Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

В силу изложенного, суд приходит к выводу о том, что имеют место объективные причины неисполнения Федерального казенного учреждения «Дирекция космодрома «Восточный» решения суда, при этом установлено отсутствие виновного противоправного бездействия должника – Федерального казенного учреждения «Дирекция космодрома «Восточный» в неисполнении решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок, в связи с чем, заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административный иск Федерального казенного учреждения «Дирекция космодрома «Восточный» к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Амурской области, МОСП по городу Свободный и Свободненскому району УФССП России по Амурской области, судебному приставу-исполнителю МОСП по г. Свободный и Свободненскому району УФССП России по Амурской области Новрузовой Анне Геннадьевне об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.

Освободить Федеральное казенное учреждение «Дирекция космодрома «Восточный» от уплаты исполнительского сбора в сумме --. 00 коп., установленного -- судебным приставом-исполнителем МОСП по г. Свободному и Свободненскому району Управления ФССП по Амурской области по исполнительному производству ---ИП от --.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Свободненский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий                                         подпись                О.А. Сиваева

    В окончательной форме решение принято 23 июня 2021 г.

Копия верна

Судья Свободненского

городского суда Амурской области                                                 О.А. Сиваева

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--

2а-828/2021 ~ М-771/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный"
Прокурор космодрома "Восточный"
Ответчики
Судебный пристав-исполнитель МОСП по г. Свободному и Свободненскому району УФССП по Амурской области Новрузова Анна Геннадьевна
Межрайонный отдел судебных приставов по г. Свободному и Свободненскому району УФССП по Амурской области
Управление Федеральной службы приставов по Амурской области
Другие
Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»
ФГУП "Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры
119 отдел государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны РФ
Суд
Свободненский городской суд Амурской области
Судья
Сиваева О.А.
Дело на странице суда
svobodnenskgs--amr.sudrf.ru
12.05.2021Регистрация административного искового заявления
13.05.2021Передача материалов судье
14.05.2021Решение вопроса о принятии к производству
14.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.06.2021Судебное заседание
23.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.09.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее