66MS0198-01-2020-006016-18
РЕШЕНИЕ
Свердловская область г.Серов 10 марта 2021 года
ул.Кирова, д.1
Судья Серовского районного суда Свердловской области Александрова Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании материал №12-51/2021 по жалобе
Филимонова Константина Алексеевича на постановление мирового судьи судебного участка №3 Серовского судебного района Свердловской области Лекомцевой Л.А. от 18.12.2020 вынесенное по делу №5-585/2020, которым Филимонов Константин Алексеевич признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.16. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
УСТАНОВИЛ:
Указанным выше постановлением мирового судьи, Филимонов К.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.16. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Как следует из постановления мирового судьи, основанием к привлечению Филимонова К.А. к административной ответственности послужил факт того, что 19.11.2020 в 23:21 в кафе «Быстрое питание», расположенное по адресу: <адрес>А, Филимонов К.А., допустил продажу алкогольной продукции –пива «Кулер» в количестве 1 штуки объемом 1,5 литра закрытой по цене 163 руб.00 коп. в нарушение требований ст.16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", то есть, совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.14.16. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса.
При вынесении постановления мировым судьей Филимонов К.А. присутствовал, свою вину в совершении правонарушения не признал.
Не согласившись с постановлением мирового судьи, Филимонов К.А. обратился с жалобой, в которой просит оспариваемое постановление отменить из-за отсутствия в его действиях состава административного правонарушения. Он как управляющий кафе предпринял все меры по недопущению нарушения нормативно-правовых актов по реализации алкогольной продукции в ночное время, во исполнение чего издал приказ, запрещающий продажу пива в ночное время в закрытой таре, провел инструктаж с продавцами, в помещении кафе размещены информационные таблички, указывающие на необходимость отпуска пива только после вскрытия тары, а также данная информация доводится до работника при заключении трудового договора. Им лично реализация товаров в кафе не осуществляется. Считает, что он предпринял все меры, по недопущению продажи алкоголя в закрытой таре, в связи с чем, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения. Объем отпущенной бутылки в протоколе указан не верно, объем является менее 1,5 литров, реализация алкогольной продукции более 1,5 литров образует иной состав статьи 14.16. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В связи с чем, считает протокол об административном правонарушении недопустимым доказательством, не соответствующим также требованиям ч.2 ст.28.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании Филимонов К.А. на жалобе настаивает, указанные в ней доводы поддержал, пояснил, что является управляющим кафе, осуществляет в нем все организационно - хозяйственные функции. С его стороны предприняты все меры для исключения нарушений требований законодательства по продаже продуктов питания и алкогольной продукции. При заключении трудового договора, работник знакомится с ним, подписывает, таким образом, знает все обязанности. Ежедневный контроль за работой продавцов не ведется, так как считает, с его стороны проводится достаточно мер, в том числе о которых он указал в жалобе.
Должностное лицо, составившее в отношении Филимонова К.А. протокол об административном правонарушении, для рассмотрения жалобы не явилось, о дате и времени её рассмотрения было извещено.
Суд, учитывая доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с ч.3 ст.30.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ст.26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или Законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, его виновность в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч.3 ст.14.16. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса, которая влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации закреплены в Федеральном законе от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее закон №171-ФЗ).
Федеральный закон N 171-ФЗ разграничивает розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Статья 16 Федерального закона N 171-ФЗ устанавливает особые требования к розничной продаже алкогольной продукции, розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, а также потреблению (распитию) алкогольной продукции.
В силу части 4 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется только в объектах организации общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей, при условии вскрытия лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции (продавцом), потребительской тары (упаковки).
Согласно п. 9 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
В соответствии с Указом Губернатора Свердловской области от 18.03.2020 N 100-УГ (ред. от 28.10.2020) "О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" запрещено на территории Свердловской области в период с 23 часов до 6 часов оказание услуг общественного питания (за исключением обслуживания на вынос без посещения гражданами помещений организаций общественного питания, доставки заказов, деятельности организаций общественного питания, обеспечивающих круглосуточное питание работников организаций, а также организаций общественного питания, расположенных в аэропорту "Кольцово", на железнодорожных вокзалах и автовокзалах)." То есть, данным Указом на территории Свердловской области в период с 23 часов до 6 часов разрешено на железнодорожных вокзалах, только оказание услуг общественного питания, из чего не следует о разрешении употреблении алкогольной продукции в указанное время в организации общественного питания, т.к. здесь будет действовать специальная запрещающая норма п. 9 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ.
Осуществление лицом розничной продажи алкогольной продукции в ночное время в нарушение пункта 9 статьи 16 Закона N 171-ФЗ подлежит квалификации по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ (п. 9 "Обзора судебной практики "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.12.2017)).
В силу статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ запрещается розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 настоящего Закона.
В силу абзаца 3 пункта 4 статьи 16 Закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется при условии вскрытия лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции (продавцом), потребительской тары (упаковки).
Потребление (распитие) алкогольной продукции, приобретенной в объекте общественного питания, допускается только в данном объекте (абзац 2 пункта 7 статьи 16 Закона N 171-ФЗ).
Установление особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции обусловлено, в том числе недопустимостью смешения розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания с обычной розничной продажей алкогольной продукции - самостоятельным видом деятельности, на осуществление которой требуется получение отдельной лицензии (пункт 4 статьи 18 Закона N 171-ФЗ). Соблюдение указанных требований и правил обеспечивается, среди прочего, частью 3 статьи 14.16 КоАП Российской Федерации, предусматривающей административную ответственность за их нарушение.
Между тем, как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 27.09.2018 N 2502-О Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" устанавливаются особые требования к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции (статья 16). Так, оспариваемое законоположение в качестве требования розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания предусматривает вскрытие работником организации общественного питания потребительской тары (упаковки). При этом обеспечение соблюдения данного предписания предполагает не только уведомление работников о необходимости соблюдения указанного требования, но и осуществление со стороны организации общественного питания эффективного контроля над их деятельностью, что согласуется с положениями трудового законодательства, предусматривающими выполнение обусловленной трудовым договором работы (трудовой функции) в интересах, под управлением и контролем работодателя (часть первая статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации).
В судебном заседании установлено, что при осуществлении деятельности по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания 19.11.2020г. в 23:21 в кафе «Быстрое питание», расположенном в <адрес>А, была допущена реализация алкогольной продукции - пива, без вскрытия лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции (продавцом), потребительской тары (упаковки), на вынос в зале обслуживания. Организация розничной продажи алкоголя возложена на должностное лицо кафе «Быстрое питание» Филимонова К.А., являющегося управляющим кафе.
Вина управляющего кафе Филимоновым К.А., в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ подтверждается совокупностью доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении 6604 № от 20.11.2020г., рапортом оперуполномоченного ОЭБиПК МО МВД России «Серовский» Савчук А.О.; фотоматериалами, письменными объяснениями продавца Козловой Е.Г. от 20.11.2020 г., согласно которым она после 23:00 19.11.2020г. продала бутылку пива «Кулер», емкостью 1,5 литра стоимостью 163 руб., в закрытой таре, Также по указанию Филимонова К.А. после 23:00 она реализовывает алкогольную продукцию в закрытой таре гражданам, которые посещают кафе; письменным объяснением свидетеля ФИО6 от 19.11.2020г., в котором он подтверждает приобретение в кафе «Быстрое питание» 19.11.202г. после 23:00 две бутылки пива «Охота крепкое» примерно по цене 150 руб. за бутылку; кассовым чеком от 19.11.2020г. из которого следует продажа ИП Луковниковым С.В. пива светлого «Кулер» 19.11.2020г. в 23:21; договором аренды № от 01.12.2019г. ИП Луковниковым С.В. нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, сроком на 11 месяцев с дальнейшей пролонгацией на этот же срок; доверенностью от 01.01.2020г. на Филимонова К.А., сроком действия до 31.12.2020г., из которой следует наделение ИП Луковниковым С.В. Филимонова К.А. организационно-распорядительными или административно-хозяйственными полномочиями, представлением его интересов во всех государственных и иных органах, учреждениях.
Имеющиеся в деле доказательства получены с соблюдением процессуальных требований и признаны достоверными относительно обстоятельств правонарушения.
У должностного лица Филимонова К.А. имелась объективная возможность произвести необходимые действия и не допустить совершение указанного административного правонарушения, но им не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению указанных требований. Доказательств невозможности их соблюдения в силу событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить, в ходе рассмотрения административного дела не было представлено.
Доводы Филимонова К.А. о том, что квалификация его действий должностным лицом, а также мировым судьей дана не верная, в связи с тем, что предметом продажи 19.11.2020г. являлось пиво объемом более 1500 миллилитров, являются ошибочными, основанными на не верном толковании нормы права. Филимонову К.А. как должностному лицу – управляющему кафе вменяется нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, в частности продажи пива «Кулер», емкостью 1,5 литра, что не превышает более 1500 миллилитров, после 23:00 в организации общественного питания в закрытом виде. Часть 2.2. ст.14.16. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает розничную продажу пива, в том числе в розлив, в полимерной потребительской таре объемом более 1500 миллилитров, т.е. в ту в которую будет налито разливное пиво для реализации конечному потребителю, что является самостоятельной нормой.
Таким образом, в действиях Филимонова К.А. содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих отмену либо изменение судебного постановления, по делу не допущено. Протокол об административном правонарушении 6604 № от 20.11.2020г. составлен в соответствии с требованиями ч.2 ст.28.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.
Основания для признания совершенного административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, малозначительным отсутствуют, поскольку выявленное нарушение создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям. По указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении Филимонова К.А. к исполнению своих публично-правовых обязанностей. Наказание назначено в пределах санкции статьи, с учетом обстоятельств дела, данных о лице, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также отсутствии обстоятельств смягчающих и отягчающих вину.
Должностным лицом не обеспечено недопущение реализации алкогольной продукции в условиях режима повышенной готовности, доказательств об осуществлении должного контроля за деятельностью сотрудников кафе и соблюдением ими требований законодательных норм не представлено, напротив выявленный факт реализации алкогольной продукции в ночное время в помещении кафе свидетельствует об обратном.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка №3 Серовского судебного района Свердловской области от 18.12.2020 по делу об административном правонарушении №5-585/2020 по ч.3 ст.14.16. Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении подлежит оставлению без изменения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.30.6, п.1 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка №3 Серовского судебного района Свердловской области от 18.12.2020 вынесенное в отношении Филимонова Константина Алексеевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.14.16. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – оставить без изменения, жалобу Филимонова Константина Алексеевича – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Жалоба подается в суд, полномочный пересматривать такую жалобу.
Судья Е.В. Александрова